Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение –
средняя общеобразовательная школа № 1 сл.Большая Мартыновка
Занятие по внеурочной деятельности
(викторина)
для обучающихся 2 – х классов
курса «Литература Дона»
по теме: «Край ты мой родимый, край Донской...»
Учитель:Басюк Екатерина Петровна
Цели:
воспитание уважения к культуре и истории края;
создание условий для формирования патриотизма и гражданственности, воспитания духовности.
Задачи:
развитие интереса к познанию традиций своего народа;
раскрытие искусства М.А. Шолохова в изображении судьбы ребёнка в общем русле исторической жизни донского казачества.
Ход викторины:
(Вокальная группа исполняет казачью песню “Пчёлочка златая”.)
ПЧЕЛОЧКА ЗЛАТАЯ Донская казачьяПчелочка златая, что же ты жужжишь?Жаль, жаль, жалко мне,Что же ты жужжишь?Около летаешь, а прочь не летишь,Жаль, жаль, жалко мне,А прочь не летишь.Али ты не любишь любушку мою,Жаль, жаль, жалко мнеЛюбушку мою.У моей у Любы русая коса,Жаль, жаль, жалко мне,Русая коса.Черные брови, серые глаза,Жаль, жаль, жалко мнеСерые глаза.Сладкие, медовые губочки у ней,Жаль, жаль, жалко мнеГубочки у ней.Я к губам прилипну, с ними и умру,Жаль, жаль, жалко мне,С ними и умру.В каждом куплете повторяются дважды:первая строка, затем остальные.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!Сегодня мы с вами отправляемся в удивительное путешествие. Вы много готовились к этому событию: разучили казачьи песни, подготовили стихи о родном крае, познакомились с бытом казаков, с рассказомМ.А.Шолохова “Нахалёнок”, отрывком из его романа “Поднятая целина” “Федотка”.
Ведущий: В викторине “Край ты мой, родимый край Донской...” принимают участие две команды: “Казачата” и “Федотки”. Оценивать результаты будет жюри.
“Казачатам” я задаю первый вопрос. Как звали Нахалёнка? (Мишка.)
Для “Федоток” вопрос. Сколько лет было Нахалёнку? (Семь.)
Ученик читает отрывок из стихотворения А.Г.Гарнакерьяна “В моей придонской стороне...”
В моей придонской стороне
Дышу полынью в час восхода.
Не знаю, как кому, а мне
Вода донская слаще меда.
Не знаю, как другой, но я
Весь слух, весь – жадное вниманье,
Когда услышу соловья
Возвышенное ликованье.
Осенний лес затих, замолк,
Над степью прошумели ливни,
Но соловьиный свист и щелк
Звучат в душе напевом дивным.
Ведущий: С каким условием пообещал Комбат Нахалёнку взять его на войну? Отвечает на вопрос команда “Казачата”.
“Казачата”: Мать пришьёт ему вторую помочь.
Ведущий: Чем поменялись Федотка и председатель колхоза Давыдов? Отвечает команда “Федотки”.
“Федотки”: Федотка отдал гранату, Давыдов - ножик.
(Появляется Щукарь.)
Щукарь: Здравствуйте, ребята-казачата!
Дети: Здравствуйте!
Щукарь: Извините за опоздание,стар я стал.
Ведущий: Ребята, как вы думаете, кто это к нам в гости пришёл?
Дети: Дед Щукарь.
Ведущий: Правильно.
Щукарь: Я не просто так пришёл. Я тоже хочу задать вам вопросы. “Казачата”, скажите мне, пожалуйста, почему меня зовут Щукарём?
“Казачата”: В детстве откусывал крючки у удочек и “попался” на крючок.
Щукарь: Молодцы, правильно.Я сейчас занимаю важную должность. Я и кучер, и конюх. Всё о своих лошадях знаю. А знаете ли вы, “Федотки”, как звали лошадь, на которой скакал Нахалёнок с сообщением по заданию своего деда?
“Федотки”: Савраска.
Щукарь: Вот молодцы, всё знаете. А мне пора идти, должность у меня слишком ответственная. До свидания.
Ведущий: Команды хорошо справились с заданием Щукаря.
Ребята из команды “Казачата” будут отвечать на следующий вопрос. Героем какого произведения является дед Щукарь?
“Казачата”: Поднятая целина.
Ведущий: Вопрос для ребят из команды “Федотки”. Кто является автором произведения “Поднятая целина”?
“Федотки”: Михаил Александрович Шолохов.
(Вокальная группа исполняет песню “Посею лебеду...”)
ПОСЕЮ ЛЕБЕДУ Посею лебеду на берегу,Посею лебеду на берегу,Мою крупную рассадушку,Мою крупную зеленую.Погорела лебеда без дождя,Погорела лебеда без дождя,Моя крупная рассадушка,Моя крупная зеленая.Пошлю казака по воду, Пошлю да казака по воду. Ни воды нет, ни казаченька, (Ни воды нет, ни казаченька).Кабы мне младой да ворона коня,Кабы мне младой да ворона коня,Я бы вольная казачка была,Я бы вольная казачка была.Скакала бы, плясала по лугам,Скакала бы, плясала по лугам,По зеленым по дубравушкам,(По зеленым по дубравушкам).С донским с молодым казаком,С донским с молодым казаком,С удалым добрым молодцем,С удалым добрым молодцем.- Ах, раздушечка казак молодой,Раздушечка казак молодой,Что ж не ходишь, что не жалуешь ко мне?Что не ходишь, что не жалуешь ко мне?
Ведущий:Сегодня мы услышали замечательные казачьи песни. А знаете ли вы пословицы и поговорки о казаках? Я начинаю, а команды по очереди продолжают.
Казачьи песни слушать - мёд ложкой кушать.
Гриб хорош белый, а казак умелый.
Казак без коня, что солдат без ружья.
У ленивой казачки и печь не печёт.
Казачонок - на лошади с пелёнок.
Терпи, казак, атаманом будешь.
Мы с вами знаем, что язык донского казачества своеобразен. Донской говор относится к русскому языку, но в то же время имеет значительныеособенности.
Вот вы, “Казачата”, знаете, что значит гутарить?
“Казачата”: Говорить, рассказывать.
Ведущий: “Федотки” слово надысь “переведите”, пожалуйста.
“Федотки”: Недавно.
Ведущий:Ребята из какой команды смогут нам объяснить, что означают слова: ноне, вечерить, кочеток, пострелята? (Ноне - сегодня, вечерить - ужинать, кочеток - петушок, пострелята - ребята, дети.)
А сейчас я предоставляю слово жюри. (Жюри подводит итоги викторины.Награждение.)
Ведущий: У каждого человека есть своя малая Родина - место, где он родился и вырос: его дом, город, его край. Край, который он никогда не забудет.
Ученик читает стихотворение И.Федорова «В родной степи шумят моря и реки..»
В родной степи шумят моря и реки,
Цветут сады, колышутся поля,
Очаровала ты меня навеки,
Моя донщина, родина моя.
(Казачий танец исполняет танцевальная группа.)
Подведение итогов, рефлексия, награждение победителей.