Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Рабочая программа факультатива «Основы швейного дела». Для 7-8 классов на 2017 – 2018 уч. г.

Цели: - освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда; знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры; - овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями; - развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности; - воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии; -получение опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ГКОУ ВО «Фоминская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

рук. МО учителей зам. директора по УВР директор школы _____________ _____________ _____________

Л.Г. Деревягина Л.А. Кашина Ж.В. Пшеничнова Протокол № ____ Приказ № _____

от _____ 2017 г. от ________ 2017 г.

Рабочая программа факультатива «Основы швейного дела».

Для 7-8 классов

на 2017 – 2018уч.г.

Составила учитель: Жужгова Л.И.

Фоминки 2017г

Пояснительная записка

Рабочая программа по основам швейного дела разработана на основе Программы Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В.В.Воронковой.

Программа предусматривает подготовку учащихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по пошиву белья и простейших текстильных изделий. Занятия по трудовому обучению для детей с нарушением интеллекта должны быть направлены на изучение школьниками теоретического и материала, приемов работы и отработку практических навыков по общему курсу выбранной специальности. Рабочая программа направлена на достижение следующих целей:

- освоение  технологических знаний, технологической культуры на основе включения учащихся в разнообразные виды деятельности по созданию личности или общественно значимых продуктов труда;  знаний о составляющих технологической культуры, организации производства и труда, снижение негативных последствий производственной деятельности на окружающую среду и здоровье человека, путях получения профессии и построения профессиональной карьеры;

- овладение трудовыми и специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, самостоятельного и осознанного определения своих жизненных и профессиональных планов, безопасными приемами труда; умениями рациональной организации трудовой деятельности, изготовления объектов труда с учетом эстетических и экологических требований, сопоставление профессиональных планов с состоянием здоровья, образовательным потенциалом, личностными особенностями;

- развитие познавательных интересов, технического мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач в сфере технологической деятельности, к  анализу трудового процесса, к деловому сотрудничеству в процессе коллективной деятельности;

- воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям различных профессий и результатам их труда; формирование представлений о технологии как части общечеловеческой культуры, её роли в общественном развитии;

-получение  опыта применения технологических знаний и умений в самостоятельной  практической деятельности, самостоятельной деятельности на рынке труда, товаров и услуг и готовности к продолжению обучения в системе непрерывного профессионального образования.

Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению рассчитана на период обучения  в 7 классе – 1час в неделю;8классе – 1час в неделю.

Основные принципы отбора материала.

В 7-8 классах осуществляется обучение школьников построению чертежей изделий и их пошиву с постоянным усложнением работы на швейной машине. Вырабатывается автоматизация навыков работы на швейной машине. На занятиях: изучается технология пошива текстильных изделий, свойства тканей, устройство швейных машин. Обучающиеся усваивают изготовление изделий, которое состоит из множества мелких операций. Поэтому особое внимание уделяется  обучению планировать  процесс пошива , анализировать свои действия и их результаты.

Предлагаемая программа имеет коррекционно-развивающую направленность, позволяет подготовить выпускников коррекционной школы к обучению в училище, адаптирует их к самостоятельной трудовой деятельности в обществе.

. На занятиях первостепенное внимание уделяется правильности выполнения обучающимися практических умений и технологических приемов. В последующем наращивается степень овладения трудовыми навыками и темп работы. С этой целью организуются занятия практического повторения, во время которых обучающиеся выполняют изученные виды работ..

Формы организации трудового обучения.

 Основной формой организации трудового обучения обучающихся является учебное занятие продолжительностью 1 учебный час.

 Учебное занятие в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.

Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:

 1. Целенаправленность занятий.

 2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

 3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

 4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

 5. Рациональное использование учебного времени.

 6. Индивидуальный подход в обучении.

 Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у обучающихся профессиональных знаний (технических,  технологических и др.).

 По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:

 1. Изучение устройства орудий труда.

 2. Знакомство со свойствами материалов.

 3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

 4. Изучение производственных технологических процессов.

По окончании 7-8 классов

Учащиеся должны знать:

- правила безопасной работы с ручными инструментами и на швейной машине; принцип изготовления пряжи, нитей и тканей, классификацию текстильных волокон, структуру полотняного,  саржевого и сатинового переплетений, свойства нитей основы и утка, свойства тканей из натуральных растительных волокон( льняные, шерстяные ткани);

- технические характеристики, назначение основных узлов швейной машины, виды приводов швейной машины, правила подготовки швейной машины к работе; правила заправки верхней и нижней нитей;

- эксплуатационные, гигиенические и эстетические требования, предъявляемые к одежде, последовательность построения основы чертежа, некоторые способы моделирования ночных сорочек.

- общие сведения о системах конструирования одежды, правила построения и оформления чертежей швейных изделий, особенности строения женской и детской фигуры, правила снятия мерок для построения чертежа;

- понятие о композиции в изделиях, виды отделки швейных изделий, правила подготовки выкройки к раскрою;

- назначение и технологию выполнения следующих швов: бельевого, запошивочного, стачного, накладного, подрубочного; способы раскладки выкройки на ткани, виды обработки складок, оборудование рабочего места и приемы влажно-тепловой обработки, требования к качеству готового изделия;

- способы ремонта одежды заплатами в виде аппликации и  штопкой, правила ухода за одеждой из шерстяных и льняных тканей.

Учащиеся 7 класса должны уметь:

-  определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани;

-  включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нитки на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать её скорость. Выполнять машинные строчки ( по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъемом прижимной лапки), регулировать длину стежка;

-  читать и строить чертеж фартука, снимать мерки и записывать результаты измерений, выполнять моделирование фасонов. Способы моделирования декоративных изделий, подготавливать выкройку к раскрою;

-  выполнять на швейной машине следующие швы: бельевой, запошивочный, стачной,подрубочный, распускать швы. Обрабатывать, складки, застежки, подготавливать ткань к раскрою, выполнять обмеловку и раскрой ткани, переносить контурные и контрольные линии выкройки на ткань, обрабатывать детали кроя, накладывать, обрабатывать срезы швом вподгибку с закрытым срезом, тесьмой или оборкой, выполнять влажно-тепловую обработку и определять качество готового изделия; ремонтировать одежду заплатами, штопкой.

7 класс

Содержание материала:

Основы швейного дела.

Первая четверть

Вводное занятие.  Задачи предстоящего учебного года и план работы на четверть. Закрепление рабочих мест.. Правила безопасной работы.

Промышленная швейная машина с электроприводом.

Теоретические сведения.  Бытовая швейная машина с электроприводом: марки, назначение, устройство, скорость, виды выполняемых работ. Правила безопасной работы на швейной машине с электроприводом. Механизмы регулировки швейной машины. Челночный комплект: разборка и сборка, назначение деталей. Роль электропривода в изменении скорости шитья. Разница в работе между швейной машиной с ножным приводом и швейной машиной с электроприводом.

Умение. Работа на швейной машине с электроприводом.

Упражнения.  Регулировка натяжения верхней и нижней ниток, разборка и сборка челночного комплекта.

Практическая работа. Подготовка машины к работе. Пуск и остановка машины. Выполнение строчек на машине с электроприводом. Регулировка скорости вращения главного вала при помощи педали.

Пошив однодетального изделия с прямыми срезами.

Пооперационное разделение труда.

Изделие. Наволочка. Диванная подушка.

Практические сведения. Хлопковая ткань: изготовление, свойства( способность впитывать влагу и пропускать воздух), отношение к воде и теплу, Правила утюжки хлопчатобумажной ткани.

Назначение, размеры, ткани для пошива, название деталей и срезов. Швы для обработки и соединения деталей .

Пооперационное разделение труда при пошиве изделий. Необходимость контроля за правильностью выполнения предшествующих операций. Изучение свойств хлопчатобумажной ткани.

Практическая работа. Обработка поперечного среза наволочки стачным швом( ширина шва до  1см). Вывертывание. Утюжка и складывание изделий по стандарту.

Вторая четверть

Сведения об одежде. Отделка швейных изделий.

Изделия: изготовление образцов отделки швейных изделий.

Теоретические сведения. Виды одежды. Виды отделки. Отделочные материалы. Оборки.

Практические работы. Обработка среза детали окантовочным швом с открытым срезом, обработка среза оборки ручным способом, швом вподгибку. Соединение оборок с основной деталью стачным швом. Соединение оборок с основной деталью.

Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва.

Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным, овальным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.

Теоретические сведения. Получение пряжи изхлопчатобумажного волокна.

Общее представление о прядильном производстве. Профессии прядельного производства. Ткани для пошива ночных сорочек. Фасоны выреза горловины. Мерки для построения чертежа выкройки. Названия контурных срезов и деталей.Расход ткани на изделие. Особенности складывания ткани при раскрое детского белья без плечевого шва. Производственный способ раскроя

Упражнения. Построение чертежа в масштабе.

Практические работы. Снятие мерок. Изготовление выкройки в натуральную величину, Проверка выкройки. Раскладка выкройки на ткани, Раскрой изделия с припусками на швы. Вырезание горловины и обтачки. Обозначение середины переда, спинки и рукава на основной детали и на  выкройке.

-определять в ткани нити основы и утка, лицевую и изнаночную стороны ткани, определять на ощупь шерстяные и полушерстяные ткани.

-включать и отключать маховое колесо от механизма машины, наматывать нити на шпульку. Заправлять верхнюю и нижнюю нити, запускать швейную машину и регулировать её скорость. Выполнять машинные строчки ( по прямой, по кривой, с поворотом на определенный угол с подъёмом прижимной лапки), регулировать длину стежка; обрабатывать края на краеобметочной машине; обтачке.

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.

Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки.

Изделие. Ночная сорочка с прямоугольным или фигурным вырезом горловины, обработанным подкройной обтачкой.

Теоретические сведения. Качество машинных игл. Дефекты в строчке при работе искривленной или тупой иглой: виды, устранение. Неполадки в работе швейной машины. Виды ( слабая строчка, петляет сверху, петляет снизу), устранение.

Упражнение. Обработка на образце выреза горловины. Вырез по выбору – углом, каре или круглой ( овальной) формы.

Практические работы. Обработка горловины и рукава обтачкой. Применение кружева, тесьмы. Обработка бокового среза запошивочным швом, нижнего- швом вподгибку. Утюжка и складывание изделия.

Третья четверть

Вводное занятие. План работы на четверть. Правила безопасной работы с инструментами и оборудованием.

Понятие о ткацком производстве.

Теоретические сведения. Ткацкое производство. Общее представление о профессии.Шерстяное волокно: вид, свойства( длина, сравнительная толщина(тонина), (прочность). Получение пряжи.

Практическая работа. Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги, тесьмы, лент. Сопоставление переплетения с соответствующей тканью.

Лабораторная работа. Определение волокон шерсти по внешнему виду, на ощупь. По характеру горения. Определение длины, тонины, прочности, шерстяных волокон.

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий.

Изделие. Складка на платье. Застежка в боковом шве поясного изделия(тесьма «молния»,крючки).

Теоретические сведения. Складка: виды (односторонняя, встречная, байтовая), назначение. Конструкция, ширина и глубина. Расчет ширины ткани на юбку со складками. Отделка складок строчками. Застежка в юбке: виды, длина, фурнитура, особенности обработки в юбках из различных тканей. Петли из ниток.

Упражнение. Обработка складок на образце. Обработка на образце застёжки тесьмой «молния» и застежки на крючках.

Практические работы. Разметка линий внутреннего и наружного сгибов ткани. Заметывание складок. Закрепление складок строчками. Утюжка складок.

Обработка среза припуска по шву для верхней и нижней стороны застежки. Обработка нижнего края застёжки. Разметка мест для петель и крючков. Пришивание петель и крючков. Изготовление петель из ниток. Приметывание тесьмы «молния» к подогнутым краям застежки. Настрачивание краёв застежки на тесьму «молния».

Четвертая четверть.

Ремонт одежды.

Изделия. Штопка. Заплата.

Теоретические сведения. Эстетика одежды.

Практические работы. Определение вида ремонта. Подбор ниток и тканей. Раскрой заплаты. Подготовка места наложения заплаты.на швейной машине. Пристрачивание заплаты накладным швом Выполнение штопки.

Календарно-тематическое планирование

7 класс

1четверть

Тема

Раздел занятий

дата

теория

практика

1

Вводное занятие. Задачи на учебный год и план работы на четверть . Правила безопасной работы.

Практическое освоение машины.

07.09

 1

2

Сведения о промышленных швейных машинах. Механизмы  швейных машин. Намотка нитки на шпульку.

14.09

 1

3

Заправка верхней и нижней ниток. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток.

21.09

 1

4

Выполнение строчек по намеченным линиям.

28.09

 1

5

Полотняное, сатиновое, саржевое переплетение. Сопоставление с тканью.

  Пошив наволочки .

05.10

 1

6

Расчет расхода ткани на наволочку. Подготовка ткани к раскрою.

12.10

 1

7

Выполнение разметки детали наволочки на ткани.

19.10

8

Пошив наволочки

26.10

 1

Календарно-тематическое планирование

8 класс

1четверть

Тема

Раздел занятий

дата

теория

практика

1

Вводное занятие. Задачи на учебный год и план работы на четверть . Правила безопасной работы.

Практическое освоение машины.

08.09

 1

2

Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва.

Пошив ночной сорочки

15.09

 1

3

Построение чертежа и раскрой женского и детского белья без плечевого шва.

22.09

 1

4

Расчет расхода ткани на ночную сорочку.

29.09

 1

5

Подготовка ткани к раскрою.

06.10

 1

6

Выполнение разметки детали наволочки на ткани.

13.10

 1

7

Раскрой ночной сорочки.

20.10

8

Пошив ночной сорочки.

27.10

 1

Календарно-тематическое планирование факультатива «ОШД»

8 класс

IIчетверть

Тема

Раздел занятий

дата

Количество часов

теория

практика

1

Задачи на и план работы на четверть . Правила безопасной работы.

Практическое освоение машины.

10.11

 1

2

Обработка подкройной обтачкой горловины ночной сорочки.

Пошив

17.11

 1

3

Обработка на образце выреза горловины.

24.11

 1

4

Обработка горловины и рукава обтачкой.

01.12

 1

5

Применение кружева, тесьмы.

08.12

 1

6

Обработка бокового среза запошивочным швом

15.12

 1

7

Обработка нижнего среза швом вподгибку.

22.12

Календарно-тематическое планирование факультатива «ОШД»

8 класс

IIIчетверть

Тема

Раздел занятий

дата

Количество часов

теория

практика

1

Задачи и план работы на 3 четверть . Правила безопасной работы.

Практическое освоение машины.

12.01

1

2

Юбка, фасоны.

Пошив

19.01

1

3

Снятие мерок для построения чертежа юбки

Построение выкройки юбки

26.01

1

4

Расчеты для построения чертежа юбки.

02.02

1

5

Построение чертежа юбки

09.02

1

6

Мерки, прибавки. Построение сетки чертежа

16.02

1

7

Определение положения вытачек, расчет раствора вытачек, построение вытачек.

02.03

1

8

Изготовление выкройки юбки.

09.03

1

9

Изготовление выкройки юбки.

16.03

1

10

Подготовка ткани к раскрою

23.03

1

Календарно-тематическое планирование факультатива «ОШД»

8 класс

Ivчетверть

Тема

Раздел занятий

дата

Количество часов

теория

практика

1

Задачи и план работы на 4 четверть . Правила безопасной работы.

Практическое освоение машины.

05.04

1

2

Подготовка ткани к раскрою.

Пошив

12.04

1

3

Раскрой ткани.

19.04

1

4

26.04

1

5

Смётывание швов передней и задней частей юбки.

03.05

1

6

Соединение деталей юбки.

10.05

1

7

Выполнение обмётки.

17.05

1

8

Итоговое занятие

24.05

1

Календарно-тематическое планирование факультатива «ОШД»

7 класс

IIчетверть

Тема

Раздел занятий

дата

Количество часов

теория

практика

1

Правила безопасной работы.

Практическое освоение машины.

09.11

 1

2

Заправка верхней и нижней ниток. Регулировка натяжения верхней и нижней ниток.

16.11

1

3

Виды отделки. Отделочные материалы. Оборки

23.11

 1

4

Изготовление оборок для наволочки

Пошив

30.11

1

5

Выполнение соединительного шва.

07.12

1

6

Пришивание оборок.

14.12

1

7

8

Вывертывание, утюжка, складывание по стандарту изделия. Проверка качества готового изделия.

21.12

28.12

2

Факультатив «Основы швейного дела».

Календарно-тематическое планирование

7 класс

III четверть

Тема

Раздел занятий

дата

Количество часов

теория

практика

1

Правила безопасной работы.

Практическое освоение машины.

11.01

 1

2

Упражнения в регулировке натяжения верхней и нижней ниток. Выполнение пробных строчек на ширину рожка лапки на  образцах.

18.01

1

3

Понятие о ткацком производстве.

Понятие о ткацком производстве.

25.01

 1

4

Выполнение полотняного, сатинового, саржевого переплетений из полосок бумаги, тесьмы, лент.

01.02

1

5

Обработка отдельных деталей и узлов поясных швейных изделий

Пошив

08.02

 1

6

Складка на платье.

Застежка в боковом шве поясного изделия (тесьма «молния», крючки).

15.02

1

7

Обработка на образце застёжки тесьмой «молния» и застежки на крючках.

22.02

1

8

Закрепление складок строчками.

01.03

1

9

Приметывание тесьмы «молния» к подогнутым краям застежки.

15.03

1

10

Настрачивание краёв застежки на тесьму «молния».

22.03

 1

Факультатив «Основы швейного дела».

Календарно-тематическое планирование

7 класс

IV четверть

Тема

Раздел занятий

дата

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. 

Правила безопасной работы.

Практическое освоение машины.

04.04

 1

2

Упражнения в выполнении машинных строчек по прямой

06.04

1

3

Упражнения в выполнении машинных строчек по кривой

11.04

 1

4

Упражнения в выполнении машинных строчек с поворотом

13.04

1

5

Эстетика одежды.

Ремонт одежды

18.04

 1

6

Определение видов ткани

20.04

1

7

Подбор ткани для заплат

25.04

1

8

Ознакомление с эскизами заплат

27.04

1

9

Раскрой заплаты

02.05

1

10

Подготовка места наложения заплаты.

04.05

11

Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине

11.05

1

12

Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине

16.05

1

13

Технология выполнения штопки.

18.05

1

14

Выполнение штопки.

23.05

1

15

Итоговое занятие

25.05

 1

Факультатив «Основы швейного дела».

Календарно-тематическое планирование

7 класс

IV четверть

Тема

Раздел занятий

дата

Количество часов

теория

практика

1

Вводное занятие. 

Правила безопасной работы.

Практическое освоение машины.

06.04

 1

2

Упражнения в выполнении машинных строчек с поворотом

13.04

1

3

Определение видов ткани

Ремонт одежды

20.04

1

4

Ознакомление с эскизами заплат

27.04

1

5

Подготовка места наложения заплаты.

04.05

6

Пристрачивание заплаты накладным швом на швейной машине

11.05

1

7

Технология выполнения штопки.

18.05

1

8

Итоговое занятие

25.05

 1

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области