Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


ПРОГРАММА по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «В стране эмоций»

Методические материалы

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад №9 комбинированного вида»

Утверждено

решением педсовета протокол № _____

от «____»____________ 20 ___ года Утверждаю:

Заведующий МКДОУ д/с №9

_____________ И.В.Назарова

ПРОГРАММА 

по развитию эмоциональной сферы детей

старшего дошкольного возраста 

«В стране эмоций»

Составитель:

педагог – психолог

Н.Б.Никитина

Новосибирск

ПРОГРАММА 

по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста 

«В стране эмоций» 

Педагог-психолог: Наталья Борисовна Никитина

Программа разработана на основе программ:

Н.Ю. Куражевой «Цветик-семицветик» Программа психолого -  педагогического сопровождения социально – эмоционального развития детей средней и подготовительной групп

Н.И. Монакова «Путешествие с гномом». Развитие эмоциональной сферы дошкольников.

СОДЕРЖАНИЕ

1.Пояснительная записка

1.1.Цель, задачи и структура программы

1.2.Материально – техническое и методическое обеспечение программы

2. Занятия по программе «В стране эмоций»

2.1.«Мои эмоции» (1 – 4 занятие)

2.2. «Я и эмоции других людей» (5 -8 занятие)

2.3. «Навыки общения» (9 -10 занятие)

3. Мониторинг по программе

4. Словарь терминов

5. Литература

6. Приложение (диагностические методики по программе, бланки, раздаточный материал, пиктограммы эмоций, шаблоны, трафареты, игры)

Пояснительная записка.

Дошкольное детство - это особый период в развитии ребёнка, когда развиваются самые общие способности, которые необходимы любому человеку в любом виде деятельности. «Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, способность хотеть, радоваться и огорчаться, познавать новое, пускай наивно, но зато ярко и нестандартно, по - своему видеть и понимать жизнь - это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство» (Л. А. Венгер).

Этот период является сензитивным для развития многих психических процессов. Элементарные нравственные представления и чувства, простейшие навыки поведения, приобретенные ребенком в этот период, из "натуральных", по Л.С. Выготскому, должны стать "культурными", т. е. превратиться в высшие психологические функции и стать фундаментом для развития новых форм поведения, правил и норм.

Сейчас дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они всегда способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обеднённая эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. Дети мало интересуются чем-то новым, их игры лишены творчества, а некоторые малыши вообще не умеют играть.

У детей с угнетённой эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям. Так как ребенку сложно понять и адекватно отреагировать на проявленные эмоции другого человека.

В современной психологии проблема эмоционального развития детей по праву признана одной из самых значимых и дискуссионных. Прежде всего, это связано с многозначностью понимания термина «эмоциональное развитие» в различных научно-теоретических подходах и отдельных концепциях.

Изучением проблем эмоционального развития дошкольников занимались такие ученные как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, А.А. Смирнова, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, C.JL Рубинштейн, М.Ю. Лебединский, Р.Б., С.А. Козлова, В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Е.С. Евдокимова, С.В. Кульневич, А.С. Белкина, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Т.А. Репина, Г. Степанова, М.И. Лисина, К.Д. Ушинский и др. Соглашаясь Т. В. Гребенщиковой, считаем « Что эмоционально-экспрессивное развитие в период дошкольного детства фактически обеспечивает способность ребёнка дифференцировать признаки экспрессии и идентифицировать значения эмоций в контексте определённых эмоциональных состояний. Данная способность выступает одним из ключевых новообразований эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. 

Другим приоритетным направлением эмоционального развития в большинстве отечественных исследований называют совершенствование эмоциональной регуляции общения и поведения.

В период дошкольного возраста ребёнок начинает отделять себя как причину своего настроения от внешнего мира, что приводит к постепенному ослаблению эгоцентризма. Совершенствование эмоциональной регуляции поведения непосредственно связано с развитием механизма эмоциональной децентрации, появлением эмоциональной синтонии и эмпатии, проявляющих себя в способности отстраниться от собственных эмоциональных переживаний, переключиться на восприятие и понимание эмоций других. 

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребёнок растёт, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее.

С раннего возраста необходимо знакомится с собственными эмоциями. Это даёт возможность в дальнейшем стать хозяевами своей душевной жизни и не позволяет эмоциям, особенно негативным, руководить словами, мыслями, поступками и чувствами и, что самое главное, искажать общение с другими людьми.

По всей кажущейся простоте распознавание и передача эмоций - достаточно сложный процесс, требующий от ребёнка определённых знаний, определённого уровня развития. Дети обращают внимание в основном на выражение лица, не придавая значения пантомимике (позе, жестам) и имеют недостаточные представления об эмоциональных состояниях человека и их проявлениях.

Эмоции не развиваются сами по себе. Они не имеют своей собственной истории. Изменяются установки личности, её отношения к миру, и вместе с ними преобразуются эмоции.

Воспитание через эмоциональное воздействие - очень тонкий процесс. Основная задача заключается не в том, чтобы подавлять и искоренять эмоции, а в том, чтобы надлежащим образом их направлять.

В соответствии с этим, была разработана программа по развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста «В стране эмоций», которая будет апробирована в старшей и подготовительной группах как развивающая.

Психокоррекционные программы, реализуемые в образовательном учреждении, имеют парциальный характер и должны быть согласованы с основной программой обучения и воспитания. При этом они имеют собственную теоретико-методологическую основу, методы и формы воздействия, планирование психокоррекционной работы. Различные авторы, как в возрастной, так и в специальной психологии предлагают свои подходы и требования к разработке психокоррекционных программ (А.К. Болотова, И.В. Дубровина, И.В. Макарова, О.А. Орехова, О.В. Хухлаева и др.). При том отмечаются общие тенденции в разработке программ:      

•психокоррекционное воздействие должно опираться на принципы психолого-педагогической коррекции;      

•психокоррекционная программа должна носить развивающий характер и основываться на знания об особенностях детей, на которых направляется воздействие; знания об этих особенностях добываются посредством психолого-педагогической диагностики;       

•психокоррекционная программа разрабатывается и осуществляется в совместной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения и специалистов учреждения (воспитателя, учителя);  

•психокоррекционная работа проводится в рамках ведущей деятельности ребенка; задачи и формы программы зависят от типа учреждения.

Цель программы: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.

Задачи программы:

• расширить знания детей о чувствах, эмоциях и способах их выражения, обогатить словарь детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;

• развивать и совершенствовать умение детей распознавать собственные эмоциональные состояния;

• формировать и развивать умение детей распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимике, пантомимике, интонации);

• способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными социально приемлемыми способами (словесными, творческими и так далее);

• развивать у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками и окружающими взрослыми.

Образовательные задачи

Познавательное развитие

Познакомить детей с обобщающим понятием «Эмоции». Развивать у детей способность узнавать и отображать основные эмоции человека.

Художественно – эстетическое развитие

Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от занятий творчеством. Побуждать детей выражать основные эмоции с помощью цвета. Закреплять графические навыки отображения настроения при рисовании и лепке (смайлики)

Физическое развитие

Пробуждать у детей положительные эмоции от подвижных игр и физических упражнений. Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и приёмы.

Речевое развитие

  Формировать способность определять эмоциональное состояние и употреблять в своей речи слова, обозначающие его (сердитый, печальный, удивленный, веселый, радостный, грустный, спокойный). Мотивировать детей составлять предложение по сюжетной картинке (по образцу взрослого), в котором прослеживается связь между настроением героя и ситуацией.

Социально – коммуникативное развитие

Формировать у детей способы адекватного взаимодействия с детьми и взрослыми. Формировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать и радоваться за другого.

Концептуальная основа программы.

Содержание программы строится на идеях развивающего обучения, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и зон ближайшего развития.

Рефлексивно-деятельностный подход позволяет решать задачи развития психических функций через использование различных видов деятельности, свойственных данному возрасту.

Принцип личностно-ориентированного подхода предлагает выбор и построение материала исходя из индивидуальности каждого ребенка, ориентируясь на его потребности и потенциальные возможности.

Повышение эффективности основано на идеях поэтапного формирования действий.

Основные направления работы по программе:

• психодиагностика эмоциональной сферы, направленная на выявление проблем эмоционального развития и наблюдения за динамикой развития ребёнка в условиях целенаправленной развивающей работы;

• развивающая работа, направленная на гармонизацию и оптимизацию развития эмоциональной сферы ребёнка;

• психологическая профилактика, направленная на предупреждение педагогических ошибок в развитии эмоционального мира детей.

Структура программы.

Программа развития эмоциональной сферы старших дошкольников «В стране эмоций» включает 10 занятий и состоит из 3 разделов: «Мои эмоции», «Я и эмоции других людей», «Навыки общения».

В первом разделе «Мои эмоции» (1-4 занятие) собраны игры и упражнения, направленные:

• на расширение представлений об основных эмоциях: радость, грусть,

удивление, страх, гнев;

• на развитие внимания к самому себе, к своим эмоциям и переживаниям;

• на развитие способности различать свои мышечные и эмоциональные

ощущения;

• на развитие умения адекватно выражать свои чувства.

Во втором разделе «Я и эмоции других людей» (5-8 занятие)

представлены игры и упражнения, направленные:

• на понимание индивидуальных особенностей других людей;

• на распознавание эмоциональных реакций окружающих;

• на дальнейшее развитие языка жестов, мимики и пантомимики.

Третий раздел «Навыки общения» (9-10 занятие) является итоговым.

В этом разделе в ходе упражнений у детей:

• закрепляются знания об основных эмоциях;

• приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми в различных жизненных ситуациях.

Занятия, рассчитаны на старших дошкольников, проводятся один раз в месяц. Продолжительность каждого из них составляет 20-25 минут, форма работы групповая.

Перед началом занятий проводится предварительная диагностика развития эмоциональной сферы детей, которая позволила сформировать равнозначные по подготовленности детей групп. Диагностика проводится в индивидуальной форме.

Предложенные задания позволяют изучить:

• особенности использования детьми мимики и пантомимики при демонстрации заданной эмоции;

• изучение выразительности речи (произнести фразу «Вот эта погода» с разной интонацией);

• изучение восприятия детьми графического изображения эмоций;

• изучение понимания детьми эмоционального состояния своего и окружающих.

Занятия по данной программе строятся в доступной и интересной для детей форме в форме театрализованной игры, которая включает в себе следующие приёмы активного обучения:

• этюды мимические и пантомимические, которые позволяют ребёнку почувствовать нужное эмоциональное состояние через движение и мимику;

• элементы изобразительной деятельности в сочетании с этюдами приводит к взаимному усилению влияния на ребёнка и той и другой деятельности;

• музыкальное сопровождение этюдов способствует эмоциональному переживанию различных настроений, снижению раздражительности и агрессивности, преодолению двигательного автоматизма, обучению технике выразительных движений;

• сюжетно-ролевые игры, дидактически и развивающие игры в сочетании ведут к приобретению навыков общения со сверстниками;

Каждое занятие программы начинается с приветствия, дети настраиваются на положительную эмоциональную атмосферу внутри группы. Завершаются занятия созданием детьми какого-либо рисунка, который является итогом работы и объединяет в себе все впечатления, полученные в ходе игры.

Программа «В стране эмоций» знакомит детей с собственными эмоциональными переживаниями, с проблемами, поступками, с эмоциональными состояниями других людей.

Занимаясь по этой программе, дети начинают понимать, какие действия и поступки приводят к одним и тем же переживаниям у всех людей независимо от возраста и пола. Так постепенно формируется понятие о гуманном и негуманном поведении, дети учатся замечать общность настроения природы и человека, сострадать людям, животным, растениям.

Ожидаемые результаты: снижение тревожности и агрессивности у детей, развитие у них эмпатии, воображения творческих способностей и, главное, приобретение навыков позитивного общения не только со сверстниками, но и со взрослыми.

Материально – техническое и методическое обеспечение программы:

Раскраски по данной теме

Демонстрационный материал по теме «Эмоции»

Разноплановый игровой материал

Подборка художественной литературы

Дидактические игры

Настольно-печатные игры

Предметные игрушки

Доска

Цветные мелки

Краски, карандаши, фломастеры

Писчая и цветная бумага

Строительный материал

Ковёр

Ватман

Клей

Ножницы

Бумага А4

Магнитофон

Принципы проведения занятий:

Системность подачи материала.

Каждый ребенок принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.

Наглядность.

Занятия проводятся в игровой форме, что вызывает у детей живой интерес.

Цикличность построения занятий.

Доступность.

Успех переживается детьми как радость, этому способствует положительная эмоциональная оценка любого малейшего достижения ребенка.

Проблемность.

Развивающий и воспитательный характер учебного материала.

У детей создается на занятиях чувство безопасности в системе отношений, благодаря чему они могут свободно исследовать и выражать свое «Я», безопасно проявлять свои эмоции и чувства.

Не допускаются упреки и порицания за неуспех.

Отношение к детям и их потребностям — уважительное, доброжелательное. Не допускается малейшее пренебрежение их настроением, самочувствием.

Каждое занятие содержит в себе следующие этапы:

Организационный этап.

Создание эмоционального настроя в группе.

Упражнения и игры с целью привлечения внимания детей.

Мотивационный этап.

Сообщение темы занятия, прояснение тематических понятий;

Выяснения исходного уровня знаний детей по данной теме.

Практический этап.

Подача новой информации на основе имеющихся данных;

Задания на развитие познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения) и творческих способностей.

Обработка полученных навыков на практике.

Рефлексивный этап.

Обобщение полученных знаний.

Подведение итогов занятия.

Групповые занятия.

Комплектация групп и продолжительность занятий зависит от возрастной категории.

Возраст 4-5 лет

Количество детей в группе 6-7 человек

Время занятия 20 минут

Возраст 6-7 лет

Количество детей в группе 7-8 человек

Время занятия 25 минут

Последовательность предъявления тем и количество часов на каждую тему могут варьироваться в зависимости от интереса детей и результатов наблюдений педагога - психолога.

Построение программы для каждого возрастного периода ориентировано на удовлетворение ведущей потребности и основано на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

В частности:

4 - 5 лет - восприятие, эмоциональная сфера;

6 - 7 лет - личностная сфера, волевая сфера.

Занятия проводятся в помещениях с соблюдением санитарно - гигиенических норм и правил.

Индивидуальная работа.

Этот вид работы включает в себя входную (в начале года), промежуточную (в середине года), и итоговую (в конце года) диагностику познавательных процессов; эмоциональной, личностной и волевой сферы. Ее результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребенку на занятиях, в составлении коррекционной программы и в консультировании родителей и педагогов.

Работа с родителями.

В рамках этой формы работы родителей ориентируют на создание условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях и реализации их в повседневной жизни. Кроме того, ведется просветительская работа с родителями в форме лекций, семинаров-практикумов и «круглых столов».

В процессе обследования необходимо учитывать

следующие особенности:

Особенность контакта ребенка (легко идет на контакт в общении, не сразу, отказывается общаться, негативизм и др.).

Эмоциональные реакции (заинтересованность, волнение, настороженность, возбуждение, безразличие, веселость, агрессивность, плач и др.).

Понимание инструкций (понимает, сохраняет до конца задания, трудно входит в работу, инструкции теряет, стихийная активность и др.).

Наличие интереса к заданиям (стойкий интерес, поверхностный, слабый др.).

Ориентировочная деятельность (активность, целенаправленность, рациональное использование материала).

Самостоятельность выполнения задания (выполняет задания без помощи, не может самостоятельно выполнять задания).

Характер деятельности (целенаправленность, активность, снижение интереса при неудачах, бесцельная).

Темп и динамика деятельности (умеренный темп, равномерный, медлительный, импульсивность, заторможенность, крайняя медлительность).

Особенности внимания (устойчивое, отвлекаемость, колебание внимания, плохо сосредотачивается).

Реакции на неудачи (дезорганизация деятельности, расторможенность, пассивный уход от выполнения заданий).

Занятия в групповой форме проводятся с элементами тренинга (Пример).

Элемент тренинга

Комментарий

Ритуал приветствия

Позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой

Разминка — воздействие на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, (психогимнастика, музыкотерапия, цветотерапия, телесная терапия

Разминка выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Она проводится не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями. Разминочные упражнения выбираются с учетом актуального состояния группы.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ

Программа курса учитывает все основные особенности развития, свойственные данному возрасту.

Повышение познавательной активности. В занятие включены темы посвященные свойствам предметов и исследовательской деятельности детей.

Совершенствование сенсорной функции. К этому возрасту ребенок:

Правильно дифференцирует цвета и оттенки

Называет названия шести основных цветов

Различает и называет основные геометрические фигуры, включая прямоугольник и овал

Различает пространственные отношения: около, рядом, между, перед

Умеет соотносить предметы по длине, ширине и высоте

Узнает бытовые предметы на ощупь

Улучшается слуховое внимание и восприятие

Поэтому на занятиях дети знакомятся с «помощниками»: глазками. Носиком, ротиком, ушками, ножками и ручками.

Активное развитие всех сфер психики ребенка (восприятие, внимание, память, мышление, воображение, речь, коммуникации, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного мышления (картинки-нелепицы), эмоциональной сферы (добавляется знакомство с эмоциями страха и удивления), воображения (дорисовать рисунок, придумать название).

Появление сюжетно-ролевой игры. Занятие дополняются активными совместными играми, динамическими паузами, во время которых дети учатся принимать сюжет и правила игры.

Задачи психологического курса для детей 4-5 лет:

Создавать условия для проявления познавательной активности.

Способствовать самопознанию ребенка.

Совершенствовать коммуникативные навыки.

Способствовать проявлениям эмоциональной восприимчивости, отзывчивости.

продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увлечение количества правил.

создавать условия для дальнейшего развития памяти, восприятия, мышления, внимания, воображения.

Формировать умение подчинять свое поведение нравственным нормам.

Возрастные особенности детей 4-5 лет:

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении, познавательная активность

Ведущая функция

Наглядно-образное мышление

Игровая деятельность

Коллективная со сверстниками, ролевой диалог, игровая ситуация

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое: взрослый – источник информации

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: сверстник интересен как партнер по сюжетной игре

Эмоции

Более ровные старается контролировать, проявляются элементы эмоциональной отзывчивости.

Способ познания

Вопросы, рассказы взрослого, экспериментирование.

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые

Восприятие

Восприятие сенсорных эталонов, свойств предметов.

Внимание

Внимание зависит от интереса ребенка, развиваются устойчивость и возможность произвольного переключения. Удерживает внимание 10-15 мин

Объем внимания 4-5 предметов

Память

Кратковременная, эпизодическое запоминание зависит от вида деятельности. Объем памяти 4-5 предмета из 5, 2-3 действия.

Мышление

Наглядно-образное

Воображение

Репродуктивное, появление творческого воображения

Условия успешности

Кругозор взрослого и хорошо развитая речь

Новообразование возраста

Контролирующая функция речи: речь способствует организации собственной деятельности.

развитие способности выстраивать элементарные умозаключения.

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе для детей 4 – 5 лет.

Занятие

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы и упражнений

1 занятие

Знакомство

1.Познакомить детей друг с другом.

2. Создать благоприятную атмосферу на занятии.

- приветствие;

- подвижная игра: «Паровозик дружбы»;

- динамическая пауза «Дует, дует ветер»;

- игры: «Собери цветочек», «Давай знакомиться», «Кто к нам пришёл», «Раздувайся, пузырь!»;

- коллективная работа «Цветочная поляна»;

- ритуал прощания.

2 занятие

Давайте дружить

1.Продолжать знакомить детей друг с другом.

2.Сплотить группу.

3. Сформировать положительное отношение к содержанию занятия.

- приветствие;

- игры: «Незнайка», «Замри», «Раздувайся, пузырь»;

- динамическая пауза «Продолжи отгадку»

- задания: «Прятки», «Лабиринт»;

- пальчиковая гимнастика «Дружба»;

- ритуал прощания.

3 занятие

Волшебные слова

1.Продолжать знакомство детей друг с другом.

2.Развитие навыков культурного общения.

3. Создать условия для активного восприятия детьми эмоционально насыщенного материала.

- приветствие;

- беседа «Зачем нужно быть вежливым?»

- игры: «Театр», «Пожалуйста», «Вежливо-невежливо», «Вежливый мячик»;

- пальчиковая гимнастика«Апельсин»;

- задания: «Помоги белочке», «Найди лишнее»;

- ритуал прощания.

4 занятие

Правила поведения на занятиях

1.Продолжать знакомство детей друг с другом.

2.Развитие коммуникативных

- приветствие;

- игры: «Размышляй-ка», «Давай поздороваемся», «Кто

навыков, необходимых для общения.

3.Развитие навыков культурного общения.

4.Развитие произвольности (умения слушать инструкцию взрослого, соблюдать правила игры.)

позвал?», «Мячик правил»;

- динамическая пауза «Танец в кругу»;

- подвижная игра «Пожалуйста»;

- пальчиковая гимнастика «Апельсин»;

- задания: «Что хорошо, что плохо», «Дорисуй»;

- ритуал прощания.

5 занятие

Радость. Грусть

1.Создание благоприятной атмосферы на занятии.

2.Развитие коммуникативных умений и навыков, умение работать в группе.

3.Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека. 4.Обучить выражению радости, грусти и их распознаванию.

- приветствие «Облако»;

- динамическая пауза «Весёлые мартышки»;

- задания: «Я радуюсь, когда…», «Притворщик», «Радость и грусть», «Радостное и грустное облачко»;

- пальчиковая гимнастика «Облако»;

- игра «Как доставить радость?», «Найди»;

- музыкальное задание;

- ритуал прощания «Облако».

6 занятие

Гнев Удивление

1.Развитие коммуникативных умений и навыков.

2.Знакомство с эмоцией «гнев». 3.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

- приветствие;

- сказка;

- задания: «Я сержусь, когда…», «Притворщик», «Раздели на группы», «Больше не сержусь», «Сердитое облачко», «Злой волк»;

- подвижная игра «Вулкан»;

- пальчиковая гимнастика «Король Боровик», «Облако»;

- музыкальное задание;

- ритуал прощания «Облако».

7 занятие

Испуг Спокойствие

1.Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

2.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

3.Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.

- приветствие «Облако»;

- задания: «Я удивляюсь, когда…», «Притворщик», «Удивлённое облачко», «Удивительные картинки»;

- подвижная игра «Удивительная газета»;

- пальчиковая гимнастика

«Облака»;

- музыкальное задание;

- ритуал прощания «Облака».

8 занятие

Словарик эмоций

1.Развитие коммуникативных навыков, наблюдательности.

2.Обучение распознаванию и выражению испуга, страха, радости, грусти, удивления.

3.Профилактика и коррекция страхов у детей: животных, сказочных персонажей.

- приветствие;

- задания: «Я боюсь (мне страшно), когда…», «Притворщик», «Испуганное облачко», «Испуганное дерево»;

- подвижная игра «Совушка-сова»;

- пальчиковая гимнастика «Облака»;

- музыкальное задание «Испуганный зайчик»;

- конкурс «Боюсек»;

- ритуал прощания «Облако».

9 занятие

Восприятие сенсорных эталонов предметов (цвет, форма, величина)

1.Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

2.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

- приветствие;

- беседа;

- задания: «Я спокоен, когда…», «Притворщик», «Логический квадрат», «Спокойное облачко», «Поле эмоций»

- спокойная игра;

- пальчиковая гимнастика «Облака»;

- музыкальное задание «Спокойный ёжик»;

- ритуал прощания «Облако».

10 занятие

Из чего же сделаны наши мальчишки?

Из чего же сделаны наши девчонки?

1.Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.

2.Обучение распознавании и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление, испуг.

3.Развитие коммуникативных навыков.

4.Закрепление знаний об особенностях поведения мальчиков.

5.Работа по развитию самоконтроля.

- приветствие

- психогимнастика «Облако»;

- задания: «Найди друга», «Собери облачко», «Сказочные герои», «Оживи облачко», «Моё настроение»;

- пальчиковая гимнастика «Облака»;

- подвижная игра «Замри»;

- музыкальное задание;

- ритуал прощания «Облака».

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КУРС ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

В этом возрасте у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Проявляются зачатки ответственности за порученное дело. Поэтому длительность занятия увеличивается на 10 минут.

При общение ребенок обращает внимание на нравственные качества и черты характера сверстников, совершенствуется эмоционально-личностная сфера. В связи с этим каждое занятие начинается с обмена новостями, помимо этого такое начало занятий развивает умение выступать публично. Игры, проводимые во время динамических пауз, становятся более сложными, по сравнению с занятиями для более раннего возраста, занятия насыщаются вербальным и невербальным общением. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, также общению.

Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация.

В данном возрасте ребенок уже может подчинять свои желания требованиям коллектива, поэтому несколько занятий в данной программе посвящены этикету.

Коллективные занятия по психологии учитывают активное развитие всех психических процессов, свойств и состояний (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления (разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость. Грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.

Задачи психологического курса для детей 5-7 лет:

создавать условия для формирования элементов произвольности психических процессов у детей во всех видах деятельности.

Поддерживать и создавать условия для развития творческого потенциала ребенка.

Побуждать детей к проявлению инициативы и самостоятельности мышления во всех видах деятельности.

Способствовать самопознанию ребенка.

Развивать саморегуляцию эмоциональных реакций.

Совершенствовать коммуникативные навыки дошкольников, развивать совместную деятельность детей.

организовывать совместную деятельность с целью развития навыков сотрудничества.

Возрастные особенности детей 5-7 лет:

Показатели

Нормативы

Ведущая потребность

Потребность в общении

Ведущая функция

Воображение

Игровая деятельность

Усложнение игровых замыслов, длительные игровые объединения

Отношения со взрослыми

Внеситуативно-деловое + внеситуативно-личностное: взрослый – источник информации, собеседник.

Отношения со сверстниками

Ситуативно-деловое: углубление интереса как к партнеру по играм, предпочтении в общении.

Эмоции

Преобладание ровного оптимистичного настроения

Способ познания

Общение со взрослым, сверстником, самостоятельная деятельность, экспериментирование

Объект познания

Предметы и явления непосредственно не воспринимаемые, нравственные нормы.

Восприятие

Знания о предметах и их свойствах расширяются (восприятие времени, пространства), организуются в систему и используются в различных видах деятельности.

Внимание

Начало формирования произвольного внимания. Удерживает внимание 15-20 мин. Объем внимание 8-10 предметов.

Память

Развитие целенаправленного запоминания. Объем памяти 5-7 предметов из 10, 3-4 действия.

Мышление

Наглядно-образное, начало формирования логического мышления.

Воображение

Развитие творческого воображения.

Условия успешности

Собственный широкий кругозор, хорошо развитая речь

Новообразования возраста

Планирующая функция речи.

предвосхищение результата деятельности.

Начало формирования высших чувств (интеллектуальные, моральные, эстетические).

Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий по программе детей 5 – 7 лет.

Занятие

Тема

Цели и задачи

Наименование форм работы и упражнений

1 занятие

Знакомство

1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу.

2.Развивать невербальное и вербальное общение.

3.Снять телесное и эмоциональное напряжение.

- приветствие;

- игры: «Клубочек имён», «Паровозик имён», «Мостик дружбы»;

- упражнения: «Искра», «Я – сказочный герой»;

- релаксация «Цветок дружбы»;

- пальчиковая гимнастика «Дружба»;

- рисование цветов;

- ритуал прощания «Эстафета дружбы».

2 занятие

Наша группа. Что мы умеем

1.Продолжать знакомить детей друг с другом, делать группу сплочённой, обогащать знания детей друг о друге.

2.Способствовать осознанию ребёнком своих положительных качеств; совершенствовать умение выступать перед группой.

3. Развивать вербальное и невербальное общение. 4.Формировать отношения доверия, умение сотрудничать.

5.Снять телесное и эмоциональное напряжение.

6.Развивать внимание, память, мышление, воображение.

7.Развивать мелкую и общую моторику.

8.Развивать навыки самосознания.

- приветствие;

- игры: «Делай как я», «Присядьте те, кто…»;

- беседа;

- упражнения: «Найди отличия», «Помоги другу, или самая дружная пара», «Я хочу подружиться…», «Совместное рисование»;

- беседа-релаксация «Каким я буду, когда вырасту?»;

- пальчиковая гимнастика «В гости»;

- ритуал прощания «Доброе животное».

3 занятие

Правила поведения на занятиях

1.Познакомить детей с правилами поведения группе.

2.Продолжать формировать навыки вербального и невербального общения, вежливого обращения.

- приветствие;

- игры: «Подарок», «Кто кем будет»;

- пальчиковая гимнастика «Замок»;

- задания: «Дорисуй ключик»,

3.Развивать внимание, память, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

4.Развивать мелкую и общую моторику.

5.Снятие эмоционального и телесного напряжения.

«Ключик»;

упражнения «Доброе тепло».

4 занятие

Страна «ПСИХОЛОГиЯ»

1.Познакомить детей друг с другом, сплотить группу.

2.Развивать невербальное и вербальное общение.

3.Снять телесное и эмоциональное напряжение.

- приветствие;

- игры: «Горячо - холодно»; «Болото», «Присядьте те, кто…», «Театр Настроения», «Топ-хлоп»;

- пальчиковая гимнастика «Помощники»;

- задания: «Коврик», «Раскрась коврик», «Логический квадрат»;

- ритуал прощания.

5 занятие

Радость. Грусть

1.Познакомить детей с чувством радости, грусти.

2.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт).

4.Учить детей выражать чувство радости в рисунке.

- приветствие «Страна Настроений»;

- динамическая пауза «Путешествие в лес»;

- задания: «Ягоды», «Сказочные

персонажи», «Весёлый - грустный», «Моя радость», «Гусеница»;

- беседа по пиктограмме «Радость», «Грусть»;

- пальчиковая гимнастика

«Дружба»;

- игра «Будь внимателен»;

- ритуал прощания «Страна Настроений».

6 занятие

Гнев Удивление

1.Познакомить детей с чувством гнева.

2.Познакомить детей с чувством удивления

3.Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению через мимику, пантомимику, интонацию.

4.Формирование навыков адекватного эмоционального реагирования на совершённое действие или поступок. (Ребёнок

- приветствие «Страна Настроений»;

- сказка;

- беседа по пиктограмме «Гнев»;

- упражнения: «Избавление от гнева»;

- пальчиковая гимнастика «Помиримся»;

- задания: «Мой гнев», «Сказочные герои»;

имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт).

5. Учить детей выражать чувство гнева в рисунке.

- подвижная игра «Дракон кусает свой хвост»;

- ритуал прощания «Страна Настроений».

7 занятие

Испуг Спокойствие

1.Познакомить детей с чувством спокойствия..

2.Обучить различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику, пантомимику, интонацию.

3.Формировать навыки адекватного эмоционального реагирования на совершенное действие или поступок.

4.Учить детей выражать чувство удивления на рисунке.

5.Познакомить детей с эмоцией испуг.

6.Учить детей узнавать эмоцию испуг по его проявлениям.

7.Развивать умение справляться с чувством страха.

8.Учить детей выражать чувство страха в рисунке

- приветствие «Страна Настроений»;

- сказка;

- беседа по пиктограмме «Удивление»;

- упражнение «Удивительные запахи»;

- пальчиковая гимнастика «Удивительно»;

- задания: «Моё удивление», «Настроение сказочного героя»;

- подвижная игра «Есть или нет?»;

- ритуал прощания «Страна Настроений».

8 занятие

Словарик эмоций

1. Обучение различению эмоционального состояния по его внешнему проявлению и выражению через мимику,

пантомимику, интонацию.

2. Формирование навыков адекватного эмоционального.

реагирования на совершённое действие или поступок. (Ребёнок имеет право на любую эмоцию, которая помогает ему обогатить собственный жизненный опыт).

3.Снятие эмоционального напряжения.

- приветствие «Страна Настроений»;

- сказка;

- беседа по пиктограмме «Испуг»;

- упражнения: «Страшные звуки», «У страха глаза велики»;

- пальчиковая гимнастика «Храбрые моряки»;

- задания: «Мои страхи», «Страшно весёлая история»;

- игра «Я страшилок не боюсь, в кого хочешь превращусь»

- ритуал прощания «Страна Настроений».

9 занятие

Страна Вообразилия

1.Развивать фантазию и воображение при сравнительном восприятии музыкальных и поэтических произведений.

2.Развивать невербальное и вербальное общение.

3.Формировать интерес к творческим играм.

- приветствие «Страна Настроений»;

- беседа по пиктограмме «Спокойствие»;

- упражнения: «Медвежата в берлоге», «Спокойные игрушки»;

- пальчиковая гимнастика «Спокойные цветки»;

- приветствие «Мяч»;

- задания: «Загадочное послание», «Оживи фигурку», «Нелепица»;

- игры: «Средства передвижения», «Чудо-дерево», «Волшебные камешки», «Несуществующее животное»;

- сказка;

- пальчиковая гимнастика «Маланья»;

- моделирование;

- ритуал прощания.

10 занятие

Я особенный

1.Закрепление и обобщение знаний о чувствах радости, грусти, гнева, удивления, испуга, спокойствия.

2.Развитие способности понимать и выражать эмоциональное состояние другого человека.

3.Обогащение и активизация словаря детей за счёт слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

- задания: «Спокойная картина», «Моё спокойствие», «Спокойные вещи»;

- ритуал прощания «Страна Настроений».

- приветствие «Страна Настроений»;

- сказка-задание «Азбука настроений»;

- упражнения: «Остров настроений»;

- пальчиковая гимнастика «Прогулка»;

- задания: «Моё настроение», «Нарисуй эмоции», «Угадай музыкальное настроение»;

- игра «Кубик настроений», «Азбука эмоций», «Что изменилось?»;

- ритуал прощания «Страна Настроений».

Для проведения мониторинга по программе «В стране эмоций» были взяты следующие показатели проведенной диагностики по следующим сферам: эмоциональная и коммуникативная. По каждой сфере были разработаны критерии оценки по уровням (высокий, средний, низкий).

Критерии оценки эмоционального состояния ребенка (Е.И. Изотова, Е.В.Никифорова).

Уровни развития

Характеристики показателей по уровням

Высокий уровень

Проявление эмоций совпадает с ситуацией, ребенок активно реагирует на эмоциональное состояние окружающих, может правильно оценить эмоциональное состояние сверстников и взрослых, и выражает свои эмоции

Средний уровень

Эпизодическое проявление адекватных эмоций, ребенок зажат и стеснителен в проявлении эмоций, не всегда может правильно понять эмоциональные состояния окружающих

Низкий уровень

Неадекватное проявление эмоций, не соответствие проявления эмоциональных реакций ситуации, ребенок не может распознать и правильно отреагировать на эмоциональные проявления другого человека

Критерии оценки коммуникативных умений ребенка (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик, Ю. Соколова)

Уровни развития

Характеристики показателей по уровням

Высокий уровень

Ребенок активен в процессе общении, умеет понимать и слушать обращенную к нему речь, строить общение с учетом происходящей ситуации, легко находит контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражает свои мысли, пользуется формами речевого этикета

Средний уровень

Ребенок понимает и слушает обращенную речь, участвует в общении избирательно, чаще по инициативе других, умеет пользоваться формами речевого этикета неустойчиво

Низкий уровень

Ребенок вступает в контакт настороженно, в основном по инициативе взрослого. Контакт со сверстниками и взрослыми формальный, часто пользуется невербальными средствами общения

Словарь терминов

Эмоциональная сфера – это система психических процессов непосредственного субъективного переживания жизненной значимости для себя предметов, явлений или событий. Субъективно они представлены в форме разнообразных по силе, знаку, окраске и продолжительности эмоций: радости, удивления, огорчения, удовольствия, гнева, страха и т.п.

Эмоции – реакции человека и животных на воздействия внутренних и внешних раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску. Эмоции связаны с удовлетворением личностно значимых потребностей.

Эмоция– это импульсивная реакция, отражающая отношение индивида к значимости воспринимаемого им явления, интуитивное определение связи данного явления с удовлетворением или неудовлетворением потребностей субъекта.

Настроение – это общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека.

Настроение– устойчивое переживание каких-либо эмоций.

Чувство – отражение в сознании человека его отношений к действительности, возникающее при удовлетворении или неудовлетворении сложных, социально обусловленных (высших) потребностей.

Чувство – это переживание в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Страсть – проявление эмоций, характеризующихся волевой направленностью.

Страсть – это устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека.

Аффект – психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное эмоциональное переживание.

Стресс – состояние напряжения, возникающее под влиянием сильных воздействий.

Стенические эмоции – это эмоциональные переживания, повышающие активность личности.

Астенические эмоции – это эмоциональные переживания, снижающие активность личности

Фрустрация (от лат. frustratio – обман, расстройство, разрушение планов) – это психическое состояние, возникающее в ситуации реальной или предполагаемой невозможности удовлетворения тех или иных потребностей; это состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели.

Литература

1. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.

2. Ганичева И.В. Телестно-ориентированные подходы к психокоррекционной и развивающей работе с детьми.- М., 2004.

3. Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты. - М., 2002.

4. Зенкевич - Евстигнеева Т.Г. Путь к волшебству. - СПб.: Златоуст, 1993.

5. Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника. - Санкт-Петербург, 2004.

6. Клюева Н.В., Филлипова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. - Ярославль, 2001.

7. Колодяжная ТЛ. Управление современным дошкольным образовательным учреждением. - Изд-во «Учитель», 2002.

8. Кряжева Н.Л, Мир детских эмоций детей 5-7 лет.- Ярославль, 2000.

9. Лютова Е.К, Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. - Санкт-Петербург, 2007.

10.МинаеваВ.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 2000.

11.Мухина В.С. Детская психология. - М.: Просвещение, 1985.

12. Немов Р.С. Психология. - М.: Просвещение, 1995.

13. Особенности общения с дошкольниками. Практикум. Под ред. И.В. Дубровиной. - М., 1998.

14. Прима Е.В., Филиппова Л.В., Кольцова И.Н., Молостова Н.Ю. Развитие социальной уверенности у дошкольников. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002.

15. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под редакцией А.В. Запорожца, Я.З.Неверович. - М.: Педагогика, 1986.

16. Семенака С.И. Социально-психологическая адаптация ребёнка в обществе. М., 2004.

17. Семенака С.И. Уроки добра. - Армавир, 1999.

18. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. - М., 2003. 20.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1998.

19. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М., 1998.

20. Чистякова М.И. Психогимнастика.- М.: Просвещение, 1990.

21. Широкова Г.А., Жадько Е.Г. Практикум по детской психологии. - Ростов-на Дону, 2007.

22. ШироковаГ.А. Справочник дошкольного психолога. - Ростов-на-Дону, 2003.

23. Шипицина Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.Л., Нилова Г.А. Азбука общения. «Детство-ПРЕСС», 1998.

24. Юдина Е.Г., Степанова Г.Б., Денисова Е.Н. Педагогическая диагностика в детском саду. - М.: Просвещение, 2003.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области