Актуальность использования метода проектов при работе по экологическому воспитанию дошкольников.
Экологическое воспитание в 21 веке занимает одну из лидирующих позиций в воспитании, так как именно сейчас наиболее актуальными являются вопросы о защите окружающей среды, о негативном влиянии человека на природу. Поэтому еще с малых лет, в дошкольном возрасте, необходимо закладывать основы экологического воспитания.
С тех пор, как человек появился на земле, он встал на путь потребительского отношения к природе. Он жил и пользовался дарами природы, зачастую совсем не задумываясь о последствиях своих действий. Я, как воспитатель, должна воспитывать в детях желание охранять природу от уничтожения и загрязнения, и формировать бережное отношение к ней.
И начинать нужно с самых ранних лет. Именно в дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее продуктивно, так как ребенок в этом возрасте воспринимает природу очень эмоционально, ярко, живо.
Для ребенка в этом возрасте природа открывается как огромный неизведанный мир. Мир полный звуков и запахов, своих тайн и загадок, все здесь вызывает неподдельный интерес и восторг.
Экологическое образование - актуальная и главная задача. Заложить любовь к Родине, к родному краю, к родной природе, к людям можно только в дошкольном возрасте. Дальше невозможно будет изменить мировоззрение, взгляды. Поэтому очень важно своевременно развивать экологическое сознание подрастающего поколения.
Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста считаю проектно-исследовательскую деятельность. При работе по экологическому воспитанию я выделяю один из наиболее эффективных методов – это метод проектов. В своей работе я использую следующие виды проектов: долгосрочные, краткосрочные, досугово-познавательный.
Ниже представлен один из реализованных мною проектов: «Волшебный мир бумаги».
В заключении хочу отметить, что результатом моей работы по экологическому воспитанию с использованием метода проектов является воспитание начальных основ экологической культуры воспитанников посредством развития эмоционально-ценностного отношения к объектам природы, осознание ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды, формирование у детей желания сохранить природу, выработка первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Проект «Волшебный мир бумаги»
Актуальность проекта.
Федеральные Государственный Образовательный Стандарт предусматривает всестороннее гармоническое развитие дошкольников. Тема изучения бумаги и ее применение стала актуальной. Бумага - доступный для ребенка и универсальный материал, широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Дети активно работают с бумагой, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, ее свойствах. У детей есть желание и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Для этого заинтересовать родителей совместной ручной деятельностью с детьми, вовлечь в выполнение творческих домашних заданий, привлечь к активному участию в обогащении предметно-развивающей среды, воспитывать жизненную активность у детей и родителей. Но, тем не менее, необходимо помнить, что природные ресурсы не бесконечны необходимо научить детей не только правильно использовать бумагу по ее назначению, но и уметь ценить и беречь ее.
Цель:
-развитие свободной творческой личности ребёнка, вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога); активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом)
-формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты, формирование у детей особых знаний и представлений о бумаге, ее свойствах.
-Формирование умения целесообразно использовать бумагу и беречь её;
Задачи:
-побуждать интерес к предлагаемой совместной поисковой деятельности
-приобщать к процессу познания
-формировать представление детей о разнообразии бумаги.
-познакомить детей со свойством бумаги и качеством.
-выяснить, как используются разные виды бумаги.
-формировать познавательную активность, любознательность, эмоциональную заинтересованность
-активизация словаря.
-воспитывать в детях уважительное отношение к людям труда.
Реализация проекта проходит через следующие этапы:
1. Мотивационно - подготовительный – вызвать интерес к теме, подобрать литературу (художественную, методическую, наглядный материал, дидактические игры), составить план работы над проектом.
а. Консультация: «Волшебный мир бумаги»
б. Папка-передвижка:
«Волшебный мир бумаги»
«Игрушки из бумаги»;
«Такая разная бумага»;
2. Основной – проведение бесед, прогулок, наблюдений, непосредственно образовательная деятельность, самостоятельная деятельность детей в условиях развивающей среды, вовлечение родителей в проект.
а. Изготовление детьми бумажных корабликов;
б. Работа с родителями:
Изготовление бумажных корабликов;
-Изготовление корабликов из подручного материала.
в. Проведение занятия: «Путешествие с Дашей Путешественницей».
г. Развлечение: «Путешествие бумажного кораблика».
3. Итоговый – презентация проекта.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Проект рассчитан на детей подготовительной группы, родителей, педагогов.
По количеству участников – групповой, по времени – среднесрочный.
1. Мотивационно - подготовительный этап.
Мероприятия | Участники | Ответственные |
1.Определение проблемы, цели и задач проекта. Изучение литературы, подбор материала, составление плана работы над проектом. | воспитатели | |
2. Создание развивающей предметно-пространственной среды: а. Консультация: «Волшебный мир бумаги» б. Папка-передвижка: «Волшебный мир бумаги» «Игрушки из бумаги»; «Такая разная бумага»; | воспитатели | |
3. Проблемная ситуации: Перед детьми ставится вопрос: на чем раньше писали? В процессе обсуждения приходим к выводу о том, что писали на глиняных дощечках, берестяных грамотах, на папирусах, пришли к выводу о том, что в настоящее время используют для письма бумагу. Возник вопрос: «Из чего делают бумагу?», «Может ли бумага закончиться?» Формулируют вопросы, на которые надо найти ответы. Какие свойства имеет бумага? Что из нее можно сделать? Какая бывает бумага? Вместе с воспитателем дети определяют пути поиска ответов на поставленные вопросы: расспросить взрослых, провести опыты, почитать книги о бумаге, изготовить изделие из бумаги | родители дети | воспитатели |
2. Основной этап.
Мероприятия | Участники | Ответственные |
Организованная непосредственно образовательная деятельность: Познавательная «Свойства и виды бумаги» (Проведение занятия «Путешествие с Дашей Путешественницей») 2. Художественно-эстетическая/ конструирование «Изготовление корабля», аппликация – из различных видов бумаги 3.Познанавательная деятельность: «Процесс изготовления бумаги», 4. Речевая деятельность: «Сочинение групповой сказки «Откуда пришла бумага»». | дети | воспитатели |
Организованная деятельность в режимных моментах: Беседы «Берегите бумагу», «Что будет, если бумага закончится», «правила обращения с бумагой» Самостоятельная деятельность в условиях развивающей среды 1. Изготовление бумажных животных в технике оригами 2. Создание групповой выставки «Бумажный зоопарк» 3. Рассматривание иллюстраций «Игрушки из бумаги» 4. Изготовление объемных поделок из бумаги. | дети | воспитатели |
Взаимодействие с родителями: 1. Просмотр с детьми кинофильма «История бумаги» 2. Изготовление корабликов из различных видов материалов: бумаги, бросового и подручного материала. | ||
Экскурсии в младшие и старшие группы, с целью наблюдения того, как используется бумага. Поиск ответа на вопрос: умеют ли дети рационально расходовать бумагу? В процессе наблюдения дети ощущают необходимость объяснения младшим дошкольникам того, как может закончиться бумага. Инсценировка сказки: «Откуда пришла бумага». | дети | воспитатели |
Самостоятельная деятельность детей: Создание условий для игрового развлечения «Путешествие бумажного кораблика» | дети и родители | воспитатели |
3. Итоговый этап.
Продуктами проектной деятельности являются:
- Мультимедийная презентация.
- Бумажный зоопарк;
- Папки-передвижки:
«Волшебный мир бумаги»
«Игрушки из бумаги»;
«Такая разная бумага»;
- Выставки:
- кораблей из различных материалов;
- объемных бумажных игрушек;
- Конспекты НОД;
- Консультации для родителей.
Методическое и дидактическое обеспечение проекта:
Кисилева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С, Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. Пособие для руководителей и практических работников ДОУ. М. :АРКТИ, 2006г.
Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ.
-М. : ТЦ Сфера, 2006г.
Кайдошко Н. Н. Занятия по художественному труду для дошкольников. – М. : Русское слово, 2008-74с
Конощук С. В. Фантазии круглый год. - М: Обруч, 2011г-68с.
Гусакова М. А. Аппликация. М: Просвещение 2007г-53с.
.Новикова И. В. Конструирование из бумаги в детском саду. - Академия развития, 2009г-96с.
Кирьянов Ю. С. Большая книга оригами. – М : ООО «Издательство АСТ» Астрель 2010г-78с.