Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Я скажу: "Не надо рая, дайте родину мою"

Цель: - углубить знания учеников о жизни и творчестве Сергея Есенина; - совершенствовать навыки монологической речи; - пробудить у ребят интерес и любовь к поэту; - в театрализованной форме обобщить знания; - познакомить с необычными фактами, с интересными случаями из жизни поэта. Задача: - превратить встречу ученика и творчество поэта в праздник, в демонстрацию достижений, чтобы снять страх и напряжение ребенка перед учебой, способствовать открытию у него каких-то новых качеств, способностей, умений.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа №1 имени Героя Советского Союза Зои Космодемьянской городского округа Чапаевск Самарской области

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Я скажу: «Не надо рая, дайте родину мою»

(вечер, посвященный С. Есенину)

Работу выполнила учитель русского языка и литературы

Ливанова Татьяна Ильинична

г. о. Чапаевск, 2015 г.

Есенинский праздник в школе – традиция, которая никогда не померкнет. У каждого из нас в жизни бывают минуты, когда хочется отойти от текущих проблем и погрузиться в другой неспокойный и волнующий мир – мир поэзии. И, открыв томик стихов любимого поэта, мы начинаем «чувствовать и мыслить по-иному, вживаться в те проблемы, которые волновали поэта». Есенин является как бы духовным наставником, мысли и советы которого тебе дороги.

Цель:

углубить знания учеников о жизни и творчестве Сергея Есенина;

совершенствовать навыки монологической речи;

пробудить у ребят интерес и любовь к поэту;

в театрализованной форме обобщить знания;

познакомить с необычными фактами, с интересными случаями из жизни поэта.

Задача:

превратить встречу ученика и творчество поэта в праздник, в демонстрацию достижений, чтобы снять страх и напряжение ребенка перед учебой, способствовать открытию у него каких-то новых качеств, способностей, умений.

Причина выбора темы.

Увеличение умственной нагрузки на уроках заставляет задуматься о том, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока. Учитель вынужден находить такие средства и приемы, которые позволят сделать урок интересным и насыщенным, а самое главное, помогут вызвать интерес.

Место проведения: актовый зал.

Участники: учащиеся 9-11 классов.

Оборудование:

-компьютер

-проектор

-сканер

-доступ в интернет

-музыкальный центр

- портрет С. Есенина (на стене сцены), фотографии поэта, картины

-выставка книг со стихами С. Есенина

Данная разработка внеклассного мероприятия – литературный вечер, посвященный жизни русского поэта – органично входит в систему изучения биографии поэта, является частью ежегодного традиционного праздника «Памяти Сергея Есенина»

Ход праздника

Звучит музыка, открывается занавес, на сцену выходят ведущие.

1 ведущий.

О Русь – малиновое поле

И синь, упавшая в реку, -

Люблю до радости и боли

Твою озерную тоску.

Сегодня мы говорим о С. Есенине, поэте, чей недюжинный талант, восхищавший современников, питался и жил любовью к России. Его жизнь кометой пронеслась на поэтическом небосклоне Родины, она ослепительно сверкнула, высекая снопы искр. И по сей день русские поэты пишут о Есенине, не скрывая своего любования им и вдохновляясь его стихами.

1 учащийся.

Он, как будто чародей,

Превращал зарю в котенка,

Руки милой в лебедей,

Светлый месяц – в жеребенка.

Говорить учил леса,

Травы, рощи в брызгах света.

И слились их голоса

С чистым голосом поэта. Н. Кутов

2 учащийся.

Мимо склонившихся старых берез

Лугом ромашковым женщина пела,

Вышла к реке на высокий откос,

В даль загляделась и тихо запела.

Женщина пела… как хорошо

Здесь на откосе дышалось и пелось,

Словно душа говорила с душой,

Словно Россию обнять ей хотелось. В. Полторацкий

Звучит песня на стихи Есенина «Сыпь, тальянка» на стихи Сергея Есенина, музыка Г. Пономаренко.

2 ведущий

Родился Есенин в селе Константиново Рязанской губернии. Рос озорным мальчишкой и мало чем отличался от своих сверстников. Стихи писать начал рано, лет с девяти.

Родился я с песнями в травном одеяле,

Зори меня вешние в радугу свивали.

Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,

Сутемень колдовная счастье мне пророчит.

Наиболее известным из его раннего творчества является стихотворение «Выткался на озере алый свет зари…»

Звучит песня на стихи «Выткался на озере алый свет зари…» под гитару в исполнении ученика.

1 ведущий

И костер зари, и плеск игривой волны, и необъятная небесная ширь со звоном пасхальных колоколов – все это словно переплавилось в русском сердце поэта и вылилось со стихами наружу.

Ученики читают отрывки из стихотворений С. Есенина.

1 ученик

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться

В зеленях твоих стозвонных.

2 ученик

Тот, кто видел хоть однажды

Этот край и эту гладь,

Тот почти березке каждой

Ножку рад поцеловать.

3 ученик

Здравствуй, злотое затишье,

С тенью березы в воде!

Галочья стая на крыше

Служит вечерню звезде.

1 ученик

Серебристая дорога,

Ты зовешь меня куда?

Свечкой чисто четверговой

Над тобой горит звезда.

2 ученик

Позабыв людское горе,

Сплю на вырубках сучья.

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья.

3 ученик

Я снова здесь в семье родной,

Мой край задумчивый и нежный.

Кудрявый сумрак за горой

Рукою машет белоснежной.

2 ведущий

В родном селе все мило взгляду поэта, вот почему у него в душе то и дело «звенит тальянка», вот почему он учится «цвет черемух в глазах беречь».

1 ученик

…Идет рассвет из-под Рязани

И тает месяц запятой:

«Ах, мальчик с синими глазами,

Ах, золотистый, золотой».

2 ученик

Худощавый и низкорослый,

Средь мальчишек всегда герой,

Часто, часто с разбитым носом

Приходил я к себе домой,

И навстречу испуганной маме

Я цедил сквозь кровавый рот:

«Ничего! Я споткнулся о камень,

Это к завтрему все заживет».

1 ведущий

Село Константиново привольно раскинулось на берегу Оки. Вокруг спеют тучные травы, неустанно поет пчела… Как любил поэт эту летнюю пору!

3 ученик

Я люблю над покосной стоянкою

Слушать вечером гуд комаров.

А как гаркнут ребята тальянкою,

Выйдут девки плясать у костров.

Загорятся, как черна смородина,

Угли – очи в подковах бровей,

Ой, ты, Русь моя, милая Родина,

Сладкий отдых в шелку купырей.

2 ведущий

Воспоминания о своем деревенском детстве Сергей Есенин всегда хранил в сердце.

1 ученик

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

2 ученик

Я навеки покинул село.

Только знаю – багряной метелью

Нам листвы на крыльцо намело.

Звучит запись песни на стихи Сергея Есенина «Письмо к матери», музыка В. Липатова.

1 ведущий

Кто читал деревенскую лирику Есенина, тот знает, как много стихов поэта посвящено матери, сестре, деду, бабушке… В его стихах, да и в прозе далекий константиновский дом предстает настоящим воплощением тепла, света и любви. Вот что писал поэт в своих воспоминаниях, посвященных сельскому детству: «Часто собирались в доме слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи о прекрасном рае, о Лазаре, о Миколе и о Женихе, светлом госте из града неведомого. Нянька, старуха-приживальщица, которая ухаживала за мной, рассказывала мне сказки, все те сказки, которые знают все крестьянские дети.

Старый дом с его запахом, скрипом половиц остался духовной твердыней поэта, олицетворением его малой Родины. Позже, объехав полсвета, повидав заокеанские небоскребы, он скажет:

…Но от чего-то все-таки с поклоном

Сажусь на деревянную скамью.

Или:

Все равно остался я поэтом

Золотой бревенчатой избы.

Звучит песня на стихи Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» в исполнении группы ребят под гитару.

2 ведущий

Борис Пастернак с присущей ему виртуозностью, проникая в душу своего великого современника, писал: «Самое драгоценное в Сергее Есенине – образ родной природы, переданной с ошеломляющей свежестью так, как она далась в детстве».

В его поэзии даже деревья очеловечены, вся природа поет, звенит, переливается. Стихи Есенина учат любви, любованию щедро разлитой красотой. Это его слова:

В роще по березкам

Белый перезвон…

Тучи – коз озера,

Месяц – рыжий гусь.

Пляшет перед взором

Буйственная Русь.

Дрогнул лес зеленый,

Закипел родник…

На бугре березка – свечка

В лунных перьях серебра.

Выходи, мое сердечко,

Слушать песни гусляра.

Ведущая читает стихотворение «Белая береза».

1 ведущий

А помните эти слова?

Закружилась листва золотая

В розоватой воде на пруду,

Словно бабочек легкая стая

С замиранием летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,

Близок сердцу желтеющий дол.

Отрок-ветер на самые плечи

Заголил на березке подол.

И в душе и в долине прохлада,

Синий сумрак, как стадо овец,

За калиткой смокшего сада

Прозвенит и замрет бубенец.

Звучит песня на стихи Сергея Есенина «Отговорила роща золотая», музыка Г. Пономаренко.

2 ведущий

Для тех, кто хотел бы узнать, какое впечатление производил Есенин на современников, я могу процитировать несколько отрывков из воспоминаний поэтов и писателей начала прошлого века. Вот как писал о нем Андрей Белый: «…поразила одна черта Сережи, которая потом проходила сквозь все воспоминания. Это необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность».

Владислав Ходасевич невольно вторит А. Белому: «Он как-то физически был приятен… Смотрел прямо в глаза и сразу производил впечатление человека с правдивым сердцем». Но, наверное, самым интересным для нашего современника будет то, что писал о себе и своих идеалах сам Есенин. Я приведу эти строки:

В грозы и в бури,

В житейскую стынь,

При тяжелых утратах

И когда тебе грустно,

Казаться улыбчивым и простым –

Самое высшее в мире искусство.

По-моему, это созданная поэтом формула человечности, проникнутое добротой желание никогда и никому не быть в тягость. Здесь и удивительный талант жизнелюбия, постоянно льющегося через край… Строки, которые я прочту вам сейчас, преисполнены дерзновенной веры в будущее России, неистребимого оптимизма.

3 ученик

Шел Господь пытать людей в любови,

Выходил Он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве.

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, -

Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь. Скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй… маленько – крепче будешь».

1 ученик

Я думаю, что тот, кто вместит эти стихи в свое сердце, уже не захочет, не сможет творить зло на белом свете.

1 ведущий

Взгляды Есенина развивались в духе народных традиций. Его любование Родиной было воспринято от отцов и дедов. В стихах Есенина нашло отражение все, чем жила его душа. Сначала образ матери, родственников, потом родное село и, наконец, вся необъятная земля русская…

В 1914 году, когда с нападения на маленькую Сербию началась Первая мировая война, унесшая миллионы жизней наших соотечественников, поэт написал эти строки.

2 ученик

Гой ты, Русь моя родная,

Хаты – в ризах образа…

Не видать конца и края –

Только синь сосет глаза.

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои глаза.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»,

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

2 ведущий

Есенин на всю жизнь остался верен своей юношеской клятве и никогда не отделял себя от России.

3 ученик

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть,-

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названием кратким « Русь».

3 ведущий

90 лет прошло с момента трагической гибели поэта. Но сегодня, как и десятилетия назад, его стихи остаются своеобразным тестом на отношение к России. Давно замечено: кто любит поэзию Есенина, тот не может хулить свою страну.

А сколько чудесных песен сложено на его стихи! В Москве, в Рязани, в других городах страны высятся памятники поэту, многие улицы названы его именем. Народ свято хранит память о Сергее Есенине.

Использованная литература

Алтынова Т. В., Юдина О. А. «Приглашаем на урок», Москва. «Учитель», 2008 г.

Захарова Е. Л. Методическая копилка «В ногу со временем», Москва, 2008 г.

Журнал «Воспитание школьников», Москва, 2009г.

Научно-методический журнал «Классный руководитель», Москва, 2008 г.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области