1. Общая часть | ||
ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
«Золотое правило нравственности » | ||
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание правильных взаимоотношений как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в развитии отношений между людьми. | Познавательные: Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи. Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме. Способность к анализу и синтезу информации. Смысловое чтение. Выбор способов решения этических задач. Регулятивные: Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Итоговый и пошаговый контроль по результату. Коммуникативные: Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии. Умение работать в команде. Умение определять общую цель и достигать ее. | Формирование у учащихся отношения и ценности положительного и порядочного отношениям между людьми. Поддерживать дружеское взаимоотношение в классном коллективе, соблюдать этикет в общении. |
Цель урока | Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении. | |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Жалость, сопереживание, чуткость, осуждение, уважение | |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация. | |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | ||
Организационная структура урока | ||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||
Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |
-Посмотрите, пожалуйста, содержание. - Какая тема сегодняшнего урока? (появляется на экране) - С какими темами связана тема «Золотое правило нравственности»? — Что такое этика и этикет? Как вы понимаете эти слова? - С какими еще темами связана тема нашего урока? -Что мы знаем с предыдущих уроков? - Что такое мораль? - Что такое нравственность? - Что такое добро? - Правило? - Сегодня на уроке мы будем говорить о «золотом правиле» в модуле «Светская этика». - Что значит золотое? - Выскажите предположения: почему автор учебного пособия включил данную тему только сейчас? - Кто из вас уже знает, как звучит золотое правило нравственности? - Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики? - Сегодня мы подтвердим или опровергнем гипотезу. - Что вы хотите узнать сегодня на уроке? - Предлагаю открыть учебник на с. 42 и посмотреть, что предлагает нам автор? Причина Формирование Применение | Познавательные УУД: «Визуализация понятия». Светская этика Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми Познавательные УУД: анализ и синтез информации. Мораль, нравственность, добро и зло Система норм, правил Способ поведения Нравственная ценность Норма поведения Это правило самое главное, важное, ценное, т.к оно общее для людей разных религий и культур, оно объединило разные народы. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков. Говорили о нравственном поступке, а чтобы совершить поступок надо знать правила. - Как правильно вести себя с окружающими людьми. Как нельзя относиться к людям. - золотое правило нравственности, зачем оно, кто его придумал. - с.42 мы узнаем… | |
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи. | ||
Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |
- Ребята, мы знаем, что надо делать добро, совершать нравственные поступки? - А всегда мы поступаем правильно, по-доброму? Первый вопрос: причина появления правило. - Каким источником будете пользоваться, чтобы ответить на первый вопрос? - Есть ли другие источники для получения информации? - Кто на них изображен? Что мы о них знаем? Предлагаю найти информацию о них в информационных листах? Пользуясь цветовыделителем, покажите информацию, которая подходит к теме нашего урока. Где жили? Чем занимались? Какое правило? Подтвердите высказыванием. Конфуций: Династия Чжоу правила с XI века по 221 г. до н.э. Она удерживалась у власти дольше всех в китайской истории. Для мудреца Конфуция, жившего с 551 по 479 г. до н.э., начало династии Чжоу представлялось золотым веком, в котором общество достигло почти совершенной гармонии. Его концепция взаимоотношений людей в семье и обществе, определявшая китайское мышление более двух тысяч лет, жива по сей день. Учитель Кун (Кун-Фу-цзы) — известный на Западе под именем Конфуций — родился в царстве Лу, ныне провинция Шандунь, на востоке Китая. Жил Конфуций в Китае, был мудрецом и философом, изучал этику и стремился к гармоничному обществу по древнему образцу с «человеческим началом», «любовью к людям», «человеколюбием», «милосердием», «гуманностью». «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь? Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим». Фалес: Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности. Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид. Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими). Однажды древнегреческому философу и математику задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других». Сенека. Принадлежал к богатой римской всаднической знати, римский философ, поэт, и государственный деятель. Луций Анней Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию» выделяет еще один аспект золотого правила нравственности, связанный с социальной иерархией: «…Обходись, со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше». Философ-стоик сравнивает человечество с каменным сводом: достаточно вытащить один камень, и свод рухнет. - Что общего у трех философов? Вывод: Философы жили очень-очень давно, но мысли у них почти одинаковые, жили они в разных странах, у них разная религия. - Как вы думаете, есть в религии «золотое правило нравственности»? А если есть, то как оно звучит? -Хотите узнать? (работа с маркерами) Буддизм В древней Индии буддизм зародился в VI веке до н. э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни. Одно из изречений Будды (VI-V вв. до н.э.) гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам». Слова Христа из Евангелия: Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете. Ислам В коране золотое правило не встречается, но есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делай всем людям того, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе». - Что общего в каждой из представленных религий? Мы живем на территории России, люди разных национальностей и вероисповеданий, но наша история уходит корнями в христианство. И сейчас мы говорили о христианской этике, а точнее о главном правиле человеческих отношений, которое православные христиане называют золотым. - А что предлагает нам автор учебника? - Какие вопросы возникли? - Почему? - Какая формулировка вам ближе? - Мы прочитали общее правило нравственности. - Сколько формулировок нам предлагает автор учебника по светской этике? А в христианской этике? - Правило одно, а формулировок две: положительная формулировка: делай добро и отрицательная формулировка: не делай зла. Русский филосов Соловьев, который жил в 19 веке, назвал первый аспект (положительный) «правилом милосердия», а второй аспект (отрицательный) – «правилом справедливости». - Что значит, быть милосердным? - Почему в христианстве только одна формулировка? - На какой вопрос нам осталось ответить? -Что нам для этого надо? Если мы составим алгоритм, то мы сможете прочитать алгоритм-памятку, как применить Золотое правило нравственности: | Познавательные: «Прием информации». Общеучебное: смысловое чтение Коммуникативные: -умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли; -умение строить взаимодействие. Личностные: -моральный выбор, нравственно- этическая ориентация; Регулятивные: -осуществление контроля. Текст учебника -Человеку иногда трудно решить, что делать в конкретной ситуации. Люди всегда искали и продолжают искать способы правильного выбора и обоснования своего поступка. Одним из таких способов и есть ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ. Фотографии Философы Говорят, как надо себя вести и как нельзя, учат быть добрыми, творить добро, думать о других, что принесут поступки людям – добро или зло. Говоряк как надо себя вести и как нельзя, учат быть добрыми, творить добро, думать о других, что принесут поступки людям – добро или зло. с.42 чтение правил Тема: золотое правило – одно, а в учебнике их 2. Первое – как надо поступать, а второе – как не следует. Две Одна Уметь сопереживать, сочувствовать. Бог нам дает милость, возможность сделать добро, принести людям радость, сопереживать и сочувствовать людям не на словах, а от сердца. Как применять «золотое правило нравственности» Алгоритм, шаги, последовательность Познавательные -поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение; -анализ, синтез, установление причинно- следственных связей. Оценить последствия Перепроверить поступок Подумать(как будет мне) Ответь на вопрос (хотел бы, чтобы так поступили со мной?) да, поступок нет, поступок совершать совершать можно нельзя | |
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||
Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции. -Итак, на какие вопросы уже ответили? -Для чего нужны правила? -Предлагаю проверить, как работает алгоритм. - как предлагаете работать? ( по группам) Три товарища В. Осеева Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке. - Почему ты не ешь? - спросил его Коля. - Завтрак потерял... - Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё! - А ты где его потерял? - спросил Миша. - Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся. - Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу: - Бери, ешь! -Хочешь чтобы тебе помогали? -Хочешь чтобы с тобой дружили? -Хочешь чтобы с тобой делились? -Хочешь чтобы тебя прощали? -Хочешь чтобы тебя не любили? - Хочешь чтобы с тобой не дружили? - Хочешь чтобы с тобой не делились? - Хочешь чтобы тебя не прощали? - Были ли в вашей жизни ситуации, которые вы хотели бы изменить? Опишите ситуацию на листочке. Рефлексия. Составление синквейна. Что?________________ Какое?____________________ Что делать?___________________ Основная мысль_____________________ Синоним _________________________ - Чему учит «золотое правило нравственности»? Вывод. Я надеюсь, что сегодняшний разговор о золотом правиле нравственности не пройдёт зря. Вы будете учиться размышлять, задумываться над тем или иным поступком. Пусть всегда и всюду вас сопровождает добро. Учитесь применять в повседневной жизни золотое правило нравственности. Будьте нравственными людьми. Домашнее задание | Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками; Регулятивные: планирование 1.Витя испытывает тревогу и беспокойство, а Коля и Миша осуждают Володю. Как бы проявляют сочувствие, которое не идет от чистого сердца, а только на словах. 2.Представить, что мы находимся на месте Коли и Миши. 3.Хотите, чтобы с вами поступили так же? 4.Нет, значит, поступок совершать нельзя. 1.Володя – добрый, внимательный, заботливый. 2.Представить, что мы на месте Володи. 3.Хотите, чтобы с вами поступили так же? 4.Да, значит, поступок совершать можно. Помогай Будь другом Делись Учись прощать Заботься только о себе Ябедничай, обзывайся Жадничай Обижайся Дети пишут на листочках, желающие - зачитывают. Личностные : -нравственно- этическая ориентация, личностно-моральный выбор Что? Правило, … Какое? Золотое, ценное, важное, главное, … Что делать? применять, пользоваться, … Основная мысль: дарить добро и радость, любить людей. Синоним норма, закон, ценность Ставить себя на место других Не причинять зла, боль Делать добро, дарить любовь Учебник:стр.43, выполнить задания. -Познакомить родителей с памяткой «Учимся применять золотое правило нравственности». - подобрать пословицы к «золотым правилам нравственности». |
Приложение 1 (по количеству пар)
Конфуций:
Династия Чжоу правила с XI века по 221 г. до н.э. Она удерживалась у власти дольше всех в китайской истории. Для мудреца Конфуция, жившего с 551 по 479 г. до н.э., начало династии Чжоу представлялось золотым веком, в котором общество достигло почти совершенной гармонии. Его концепция взаимоотношений людей в семье и обществе, определявшая китайское мышление более двух тысяч лет, жива по сей день. Учитель Кун (Кун-Фу-цзы) — известный на Западе под именем Конфуций — родился в царстве Лу, ныне провинция Шандунь, на востоке Китая. Жил Конфуций в Китае, был мудрецом и философом, изучал этику и стремился к гармоничному обществу по древнему образцу с «человеческим началом», «любовью к людям», «человеколюбием», «милосердием», «гуманностью». «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь? Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».
Фалес:
Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности. Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид.
Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).
Однажды древнегреческому философу и математику задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».
Сенека.
Принадлежал к богатой римской всаднической знати, римский философ, поэт, и государственный деятель. Луций Анней Сенека в «Нравственных письмах к Луцилию» выделяет еще один аспект золотого правила нравственности, связанный с социальной иерархией: «…Обходись, со стоящими ниже так, как ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше». Философ-стоик сравнивает человечество с каменным сводом: достаточно вытащить один камень, и свод рухнет.
Приложение 2(по количеству групп)
Буддизм
В древней Индии буддизм зародился в VI веке до н. э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.
Одно из изречений Будды (VI-V вв. до н.э.) гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам».
Слова Христа из Евангелия:
Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.
Ислам
В коране золотое правило не встречается, но есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делай всем людям того, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».
Прилодение 3 памятка – алгоритм (по количеству пар)
Приложение 4 (по количеству групп)
Три товарища В. Осеева
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.
- Завтрак потерял...
- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!
- А ты где его потерял? - спросил Миша.
- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.
- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
- Бери, ешь!
Приложение 5 Синквейн (по количеству учащихся в классе)
Что?________________________________________________________________
Какое?______________________________________________________________
Что делать?__________________________________________________________
Основная мысль______________________________________________________
Синоним ____________________________________________________________
Литература:
1. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.- М.; Глобус, 2007.
2. «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики». 4-5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2012 г.
3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений – М. Просвещение, 2010.
4. Осеева «Три товарища».