Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


методическая разработка

рекомендации для использования

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

1. Общая часть

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

«Золотое правило нравственности »

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание правильных взаимоотношений как ценностной ориентации, присвоение их нравственной ценности и раскрытие значения в развитии отношений между людьми.

Познавательные:

Способность ставить и сохранять учебные цели и задачи.

Произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме.

Способность к анализу и синтезу информации.

Смысловое чтение.

Выбор способов решения этических задач.

Регулятивные:

Планирование своего действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коммуникативные:

Понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Умение работать в команде.

Умение определять общую цель и достигать ее.

Формирование у учащихся отношения и ценности положительного и порядочного отношениям между людьми. Поддерживать дружеское взаимоотношение в классном коллективе, соблюдать этикет в общении.

Цель урока

Формирование осознанного ответственного поведения в ситуации значимого выбора и потребности в нравственном поведении.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Жалость, сопереживание, чуткость, осуждение, уважение

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, электронная презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

-Посмотрите, пожалуйста, содержание.

- Какая тема сегодняшнего урока? (появляется на экране)

- С какими темами связана тема «Золотое правило нравственности»?

— Что такое этика и этикет? Как вы понимаете эти слова?

- С какими еще темами связана тема нашего урока?

-Что мы знаем с предыдущих уроков?

- Что такое мораль?

- Что такое нравственность?

- Что такое добро?

- Правило?

- Сегодня на уроке мы будем говорить о «золотом правиле» в модуле «Светская этика».

- Что значит золотое?

- Выскажите предположения: почему автор учебного пособия включил данную тему только сейчас?

- Кто из вас уже знает, как звучит золотое правило нравственности?

- Выскажите гипотезу: каково же «золотое правило этики?

- Сегодня мы подтвердим или опровергнем гипотезу.

- Что вы хотите узнать сегодня на уроке?

- Предлагаю открыть учебник на с. 42 и посмотреть, что предлагает нам автор?

Причина

Формирование

Применение

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Светская этика

Этика – это наука, которая изучает поступки и отношения между людьми

Познавательные УУД: анализ и синтез информации.

Мораль, нравственность, добро и зло

Система норм, правил

Способ поведения

Нравственная ценность

Норма поведения

Это правило самое главное, важное, ценное, т.к оно общее для людей разных религий и культур, оно объединило разные народы. Оно заставляет человека предвидеть последствия своих поступков.

Говорили о нравственном поступке, а чтобы совершить поступок надо знать правила.

- Как правильно вести себя с окружающими людьми. Как нельзя относиться к людям.

- золотое правило нравственности, зачем оно, кто его придумал.

- с.42 мы узнаем…

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи.

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

- Ребята, мы знаем, что надо делать добро, совершать нравственные поступки?

- А всегда мы поступаем правильно, по-доброму?

Первый вопрос: причина появления правило.

- Каким источником будете пользоваться, чтобы ответить на первый вопрос?

- Есть ли другие источники для получения информации?

- Кто на них изображен? Что мы о них знаем?

Предлагаю найти информацию о них в информационных листах? Пользуясь цветовыделителем, покажите информацию, которая подходит к теме нашего урока.

Где жили? Чем занимались? Какое правило? Подтвердите высказыванием.

Конфуций:

Династия Чжоу правила с XI века по 221 г. до н.э. Она удерживалась у власти дольше всех в китайской истории. Для мудреца Конфуция, жившего с 551 по 479 г. до н.э., начало династии Чжоу представлялось золотым веком, в котором общество достигло почти совершенной гармонии. Его концепция взаимоотношений людей в семье и обществе, определявшая китайское мышление более двух тысяч лет, жива по сей день. Учитель Кун (Кун-Фу-цзы) — известный на Западе под именем Конфуций — родился в царстве Лу, ныне провинция Шандунь, на востоке Китая. Жил Конфуций в Китае, был мудрецом и философом, изучал этику и стремился к гармоничному обществу по древнему образцу с «человеческим началом», «любовью к людям», «человеколюбием», «милосердием», «гуманностью». «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь? Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Фалес:

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности. Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид.

Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).

Однажды древнегреческому философу и математику задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».

Сенека.

Принадлежал к богатой римской всаднической знати, римский философ, поэт, и государственный деятель.  Луций Анней Сенека в «Нравственных  письмах к Луцилию» выделяет еще  один аспект золотого правила нравственности, связанный с социальной иерархией: «…Обходись, со стоящими ниже так, как  ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше». Философ-стоик сравнивает человечество с каменным сводом: достаточно вытащить один камень, и свод рухнет. 

- Что общего у трех философов?

Вывод: Философы жили очень-очень давно, но мысли у них почти одинаковые, жили они в разных странах, у них разная религия.

- Как вы думаете, есть в религии «золотое правило нравственности»? А если есть, то как оно звучит?

-Хотите узнать? (работа с маркерами)

Буддизм

В древней Индии буддизм зародился в VI веке до н. э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Одно из изречений Будды (VI-V вв. до н.э.) гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам».

Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Ислам

В коране золотое правило не встречается, но есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делай всем людям того, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

- Что общего в каждой из представленных религий?

Мы живем на территории России, люди разных национальностей и вероисповеданий, но наша история уходит корнями в христианство.

И сейчас мы говорили о христианской этике, а точнее о главном правиле человеческих отношений, которое православные христиане называют золотым.

- А что предлагает нам автор учебника?

- Какие вопросы возникли?

- Почему?

- Какая формулировка вам ближе?

- Мы прочитали общее правило нравственности.

- Сколько формулировок нам предлагает автор учебника по светской этике?

А в христианской этике?

- Правило одно, а формулировок две: положительная формулировка: делай добро и

отрицательная формулировка: не делай зла.

Русский филосов Соловьев, который жил в 19 веке, назвал первый аспект (положительный) «правилом

милосердия», а второй аспект (отрицательный) – «правилом справедливости».

- Что значит, быть милосердным?

- Почему в христианстве только одна формулировка?

- На какой вопрос нам осталось ответить?

-Что нам для этого надо?

Если мы составим алгоритм, то мы сможете прочитать алгоритм-памятку, как применить Золотое правило нравственности:

Познавательные: «Прием информации».

Общеучебное: смысловое чтение

Коммуникативные:

-умение слушать, участвовать в коллективном обсуждении, умение выражать свои мысли;

-умение строить взаимодействие.

Личностные:

-моральный выбор, нравственно- этическая ориентация;

Регулятивные:

-осуществление контроля.

Текст учебника

-Человеку иногда трудно решить, что делать в конкретной ситуации. Люди всегда искали и продолжают искать способы правильного выбора и обоснования своего поступка. Одним из таких способов и есть ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ.

Фотографии

Философы

Говорят, как надо себя вести и как нельзя, учат быть добрыми, творить добро, думать о других, что принесут поступки людям – добро или зло.

Говоряк как надо себя вести и как нельзя, учат быть добрыми, творить добро, думать о других, что принесут поступки людям – добро или зло.

с.42 чтение правил

Тема: золотое правило – одно, а в учебнике их 2.

Первое – как надо поступать, а второе – как не следует.

Две

Одна

Уметь сопереживать, сочувствовать.

Бог нам дает милость, возможность сделать добро, принести людям радость, сопереживать и сочувствовать людям не на словах, а от сердца.

Как применять «золотое правило нравственности»

Алгоритм, шаги, последовательность

Познавательные

-поиск и выделение необходимой информации, смысловое чтение;

-анализ, синтез, установление причинно- следственных связей.

Оценить последствия

Перепроверить поступок

Подумать(как будет мне)

Ответь на вопрос

(хотел бы, чтобы так

поступили со мной?)

да, поступок нет, поступок

совершать совершать можно нельзя

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции.

-Итак, на какие вопросы уже ответили?

-Для чего нужны правила?

-Предлагаю проверить, как работает алгоритм.

- как предлагаете работать? ( по группам)

Три товарища В. Осеева

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

-Хочешь чтобы тебе помогали?

-Хочешь чтобы с тобой дружили?

-Хочешь чтобы с тобой делились?

-Хочешь чтобы тебя прощали?

-Хочешь чтобы тебя не любили?

- Хочешь чтобы с тобой не дружили?

- Хочешь чтобы с тобой не делились?

- Хочешь чтобы тебя не прощали?

- Были ли в вашей жизни ситуации, которые вы хотели бы изменить? Опишите ситуацию на листочке.

Рефлексия.

Составление синквейна.

Что?________________

Какое?____________________

Что делать?___________________

Основная мысль_____________________

Синоним _________________________

- Чему учит «золотое правило нравственности»?

Вывод.

Я надеюсь, что сегодняшний разговор о золотом правиле нравственности не пройдёт зря. Вы будете учиться размышлять, задумываться над тем или иным поступком. Пусть всегда и всюду вас сопровождает добро. Учитесь применять в повседневной жизни золотое правило нравственности. Будьте нравственными людьми.

Домашнее задание

Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками;

Регулятивные: планирование

1.Витя испытывает тревогу и беспокойство, а Коля и Миша осуждают Володю. Как бы проявляют сочувствие, которое не идет от чистого сердца, а только на словах.

2.Представить, что мы находимся на месте Коли и Миши.

3.Хотите, чтобы с вами поступили так же?

4.Нет, значит, поступок совершать нельзя.

1.Володя – добрый, внимательный, заботливый.

2.Представить, что мы на месте Володи.

3.Хотите, чтобы с вами поступили так же?

4.Да, значит, поступок совершать можно.

Помогай

Будь другом

Делись

Учись прощать

Заботься только о себе

Ябедничай, обзывайся

Жадничай

Обижайся

Дети пишут на листочках, желающие - зачитывают.

Личностные :

-нравственно- этическая ориентация, личностно-моральный выбор

Что? Правило, …

Какое? Золотое, ценное, важное, главное, …

Что делать? применять, пользоваться, …

Основная мысль: дарить добро и радость, любить людей.

Синоним норма, закон, ценность

Ставить себя на место других

Не причинять зла, боль

Делать добро, дарить любовь

Учебник:стр.43, выполнить задания.

-Познакомить родителей с памяткой «Учимся применять золотое правило нравственности».

- подобрать пословицы к «золотым правилам нравственности».

Приложение 1 (по количеству пар)

Конфуций:

Династия Чжоу правила с XI века по 221 г. до н.э. Она удерживалась у власти дольше всех в китайской истории. Для мудреца Конфуция, жившего с 551 по 479 г. до н.э., начало династии Чжоу представлялось золотым веком, в котором общество достигло почти совершенной гармонии. Его концепция взаимоотношений людей в семье и обществе, определявшая китайское мышление более двух тысяч лет, жива по сей день. Учитель Кун (Кун-Фу-цзы) — известный на Западе под именем Конфуций — родился в царстве Лу, ныне провинция Шандунь, на востоке Китая. Жил Конфуций в Китае, был мудрецом и философом, изучал этику и стремился к гармоничному обществу по древнему образцу с «человеческим началом», «любовью к людям», «человеколюбием», «милосердием», «гуманностью». «К древнему китайскому мудрецу Конфуцию пришел ученик и спросил: «Есть ли правило, которым можно было бы руководствоваться всю жизнь? Мудрец ответил: «Это взаимность. Чего сам не желаешь, того не делай другим».

Фалес:

Сведения о жизни Фалеса скудны и противоречивы. Традиционно считается основоположником греческой философии (и науки) — он неизменно открывал список «семи мудрецов», заложивших основы греческой культуры и государственности. Фалес был знатного рода и получил на родине хорошее образование. Сообщается, что Фалес был торговцем и много путешествовал. Изучал причины наводнений, продемонстрировал способ измерения высоты пирамид.

Фалес ввёл календарь по египетскому образцу (в котором год состоял из 365 дней, делился на 12 месяцев по 30 дней, и пять дней оставались выпадающими).

Однажды древнегреческому философу и математику задали вопрос: «Какая жизнь самая лучшая и справедливая?» Он ответил: «Когда мы не делаем сами того, что осуждаем в других».

Сенека.

Принадлежал к богатой римской всаднической знати, римский философ, поэт, и государственный деятель.  Луций Анней Сенека в «Нравственных  письмах к Луцилию» выделяет еще  один аспект золотого правила нравственности, связанный с социальной иерархией: «…Обходись, со стоящими ниже так, как  ты хотел бы, чтобы с тобою обращались стоящие выше». Философ-стоик сравнивает человечество с каменным сводом: достаточно вытащить один камень, и свод рухнет. 

Приложение 2(по количеству групп)

Буддизм

В древней Индии буддизм зародился в VI веке до н. э. Основателем учения считается Сиддхартха Гаутама, впоследствии получивший имя Будда Шакьямуни.

Одно из изречений Будды (VI-V вв. до н.э.) гласит: «Как он поучает другого, так пусть поступает и сам».

Слова Христа из Евангелия:

Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними. Будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд. Прощайте, и прощены будете.

Ислам

В коране золотое правило не встречается, но есть одновременно в положительной и негативной трактовке «Сунне» как одно из изречений Мухаммеда, который так учил высшему принципу веры: «Делай всем людям того, что вы желали бы, чтобы вам делали люди, и не делайте другим того, чего вы не желали бы себе».

Прилодение 3 памятка – алгоритм (по количеству пар)

Приложение 4 (по количеству групп)

Три товарища В. Осеева

Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.

- Почему ты не ешь? - спросил его Коля.

- Завтрак потерял...

- Плохо, - сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. - До обеда далеко ещё!

- А ты где его потерял? - спросил Миша.

- Не знаю... - тихо сказал Витя и отвернулся.

- Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, - сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:

- Бери, ешь!

Приложение 5 Синквейн (по количеству учащихся в классе)

Что?________________________________________________________________

Какое?______________________________________________________________

Что делать?__________________________________________________________

Основная мысль______________________________________________________

Синоним ____________________________________________________________

Литература:

1. Саляхова Л.И. Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьника.1-4 классы/ Л.И.Саляхова.- М.; Глобус, 2007.

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики». 4-5 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений.– М. Просвещение, 2012 г.

3. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений – М. Просвещение, 2010.

4. Осеева «Три товарища».

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области