Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Техноринг (шоу-викторина)

Шоу-викторина "Техноринг" предназначена для привлечения учащихся к занятиям техническим творчеством, расширения их кругозора в области технических знаний.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников Белгородского района Белгородской области»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ТЕМА:

шоу-викторина

«ТЕХНОРИНГ»

для учащихся 9-11 классов

АВТОР:

Токарев Геннадий Николаевич,

руководитель структурного

подразделения МУ ДО СЮТ

Белгородский район, 2017г.

СОДЕРЖАНИЕ

Содержание разделов

страницы

1

Содержание

2

2

Общие сведения об авторе

3

3

Аннотация

4

4

Пояснительная записка

4-7

5

Теоретическая часть

7-14

6

Практическая часть

15-18

7

Список рекомендуемой литературы, Интернет-источники

18-19

8

Сценарий шоу-викторины «Техноринг»

20-30

9

Приложения №1-6

31-34

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ

Ф.И.О.

Токарев Геннадий Николаевич

Год рождения

25.06.1962

Базовое образование

Высшее, Киевский государственный институт культуры, режиссер-организатор массовых праздников, 1991

Место работы, должность

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников Белгородского района Белгородской области», руководитель структурного подразделения

Трудовой стаж

29 лет

Стаж работы в учреждении

11 лет

Квалификационная категория

Первая

Участие в жизни района и учреждения

Публикации в районной газете «Знамя».

Разработка сценариев районных мероприятий: «Учитель года», «Августовская педагогическая конференция», «Зарница», «День учителя», «Подведение итогов районного фотоконкурса «Дети, техника, творчество», «Подведение итогов районной выставки «Дети, техника, творчество».

Разработка сценариев мероприятий МБОУ ДО «Станция юных техников Белгородского района Белгородской области»: «Новый год», «Космическая гавань России», «Станции юных техников – 25», «Фотограф и Я», «Ездим, плаваем, летаем…» и др.

АННОТАЦИЯ

Данная авторская методическая разработка посвящена методике организации и проведения шоу-викторины технической направленности «Техноринг». Она является своего рода откликом на всё возрастающий социальный запрос со стороны образовательных учреждений в области организации мероприятий технической направленности.

Шоу-викторина, как понятно из определения её жанра, является по сути интеллектуальной. В игре участвуют три команды по 3-5 человек в каждой. Командам предстоит пройти испытания из шести конкурсов. Каждый конкурс имеет свою специфику и направлен на определённый аспект знаний или интеллектуальных способностей участников. Игроки должны будут сыграть в лотерею вопросов, отгадать технические шумы, решить оригинальный кроссворд, узнать великих деятелей в области техники по фотографиям, показать или угадать техническое средство, представленное в виде пантомимы, проявить свои знания в области музыки на технические темы.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Игры, конкурсы – это всегда интересно, познавательно, увлекательно. Игровой метод обучения является на сегодняшний день одним из самых востребованных и перспективных. «Учиться» в понимании ребёнка – это значит ходить в школу, сидеть за партой, учить уроки, получать оценки, сдавать экзамены, не нарушать дисциплину и т.п. А «Играть» - это развлекаться, отдыхать, интересно проводить время, общаться с друзьями и т.п. Но теория и практика обучения уже давно пришли к однозначному выводу, что гораздо продуктивнее «учиться, играючи» и «играть, учась». Соединение учёбы и игры в единое образовательное действо даёт гораздо более ощутимые результаты как в обучении, так и в воспитании. Вот почему любые игровые формы в образовательной практике очень востребованы. И это касается любых образовательных учреждений всех уровней.

Но возникает вопрос: где взять интересные, новые игры, конкурсные программы, сценарии? Ведь далеко не каждый учитель, педагог может придумать игру или конкурс, а тем более, написать грамотный, выстроенный по всем законам драматургии сценарий. Особенно, если необходим сценарий на определённую тему, на определённый возраст участников. Конечно, в этих случаях на помощь приходит Интернет. Но из личного опыта автора – будь то любая информация, либо сценарии из Интернета ещё не являются гарантией качества и истиной в последней инстанции.

Данная методическая разработка вносит свой небольшой, но очень актуальный и нужный вклад в дело возрождения технического образования, технического творчества, в дело профориентации школьников.

Автор уверен, что она найдёт своё воплощение как в образовательных учреждениях технической направленности, так и в общеобразовательных школах.

Участники и зрители шоу-викторины «Техноринг» узнают для себя много нового, интересного, получат положительные эмоции от игры в команде, вкусят соревновательного азарта, привлекут своё внимание к техническому творчеству, а может, и зарядятся энергией победителей.

В основу методической разработки положен личный практический опыт и авторские материалы руководителя структурного подразделения МБОУ ДО СЮТ по составлению сценариев, подготовке и проведению массовых мероприятий и конкурсных программ.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА

В наше время техническая образованность, технические кадры, интеллектуалы с техническим складом ума, инженеры любой технической направленности крайне востребованы. В последние годы правительство страны и лично Президент делают очень много для того, чтобы восполнить «кадровый голод» во всех сферах технической деятельности, который образовался на постсоветском пространстве в 90-х годах прошлого века и в начале века нынешнего. Причиной этого во многом явился распад СССР, ухудшение материальной базы, финансирования многих отраслей народного хозяйства. Проведённая приватизация также обострила ряд финансовых, социальных и кадровых проблем.

Новизна и оригинальное современное содержание заключается в том, что предложенная форма проведения конкурсной программы на техническую тему не имеет аналогов во внешкольной практике. Основной принцип застольной шоу-викторины для нескольких команд, играющих одновременно и соревнующихся между собой, заимствован из известной в своё время телевизионной шоу-викторины «Брейн-ринг». Сама форма осталась почти неизменной, но содержание данной шоу-викторины, тематика, распределение призового фонда полностью поменялись и были адаптированы к школьной аудитории среднего и старшего возраста. Простота и оригинальность идеи, сценарного хода, минимум текста, подробные советы и рекомендации помогут организаторам мероприятия создать на игровой площадке особую атмосферу здорового соревновательного духа и творческой сопричастности.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ

Цель:

Оказание практической помощи при разработке сценария, подготовке и проведении мероприятия технической направленности.

Задачи:

Проверить уровень технической образованности обучающихся;

Расширить представления о технических профессиях и

их особенностях;

Выявить профессиональные интересы и склонности обучающихся;

Обеспечить обучающихся средствами самопознания, саморазвития;

Способствовать формированию общей готовности к выбору профессии;

Заинтересовать обучающихся к занятиям техническим творчеством;

Развить навыки коллективного интеллектуального труда.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ

Обучающиеся 9-11 классов общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования, гимназий, лицеев, воспитанники детских домов, школ-интернатов.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Повышение уровня информированности в области технических знаний;

Активизация оптимистического отношения обучающихся к профессиональному самоопределению;

Раскрытие интеллектуального потенциала обучающихся посредством коллективного творчества;

Повышение заинтересованности обучающихся техническим творчеством;

Совершенствование у обучающихся системы ценностных ориентаций.

ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ

Данная методическая разработка адресована заместителю директора по воспитательной работе общеобразовательного учреждения, учреждения дополнительного образования детей, педагогу-организатору и педагогу дополнительного образования.

При определённой переработке, идея и сценарный приём предложенного материала могут быть взяты за основу для использования в школьных интеллектуальных соревнованиях, игровых и конкурсных программах. Как и любое мероприятие, данное игровое шоу должно иметь чётко сформулированную тему, которая подчинена определённой цели, идее, хорошо продумана и организована. Однако использование предложенного методического материала должно быть творческим. Например, при замене темы должны поменяться конкурсы, вопросы викторины и т.п., а с ними поменяется и сама идея всего мероприятия. Сложность конкурсных заданий тоже может легко варьироваться, в зависимости от возраста и интеллектуальных способностей участников. Предлагаемый материал может «кочевать» из мероприятия в мероприятие, если не противоречит общей идее. Другим применением данного материала может стать создание «Педагогической копилки».

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Чтобы грамотно составить сценарий игровой программы, каковой является данная шоу-викторина, для начала нужно понять, что же такое игра вообще и каковы её особенности.

Издревле игра являлась неотъемлемой частью человеческого досуга. Игры возникли в первобытно-общинном строе для воспитания детей и юношества, а так же других членов общества, как тренировка для трудовой деятельности (метание копья, стрельба из лука, выслеживание дичи).

В процессе исторического и культурного развития она приобрела различные формы. Появилось много различных игр, их использование стало многообразным. В педагогической, в клубной работе игра заняла одно из главенствующих мест. Телевидение, например, использует игру, как одну из популярнейших форм.

Игра – это один из видов человеческой деятельности непроизводственной сферы, в основе которой лежит подражание социально-природной действительности, которое осуществляется в символической или знаковой форме.

Игра – явление социальное. Она является относительно самостоятельной деятельностью детей и взрослых, обеспечивающая потребности людей в отдыхе, познании, развитии духовных и физических сил.

Для игры характерны: выявление эмоций, творческих способностей, инициативы.

В игре всегда ставится цель, для достижения которой надо преодолеть ряд преград. Естественно, что преграды в игре не должны быть непреодолимыми, иначе она уже не будет игрой, а приблизится к реальности. В реальной жизни преграды, правила и условия существования людей различны по своей сложности; они зависят от социального обустройства общества, от материальных условий жизни, от культурного развития общества или конкретного человека, от религиозных устоев и т.п. В игре же условия и правила едины для всех участников игры, они задаются изначально и с ними изначально соглашаются все. Если нарушение правил в жизни (например, нарушение закона) может остаться незамеченным, то в игре недопустимо нарушение правил. Нарушитель непременно несёт какую-либо ответственность. Конечно, есть и исключения, когда судья или ведущий игры намеренно или непреднамеренно не замечает нарушения правил игры. Но этот разговор уже несколько из другой области. Итак, какие же бывают игры?

Игры бывают:

Подвижные

Малоподвижные

Литературные

Игры-аттракционы

Настенные игры-плакаты

Игры с эстрады

Головоломки

Музыкальные

Настольные

Компьютерные

В любой игре обязательно присутствуют ведущий, судья, участник. Иногда в одном человеке сочетаются ведущий и судья, либо ведущий и участник. Разумеется, нельзя объединять в одном человеке участника и судью, чтобы соблюсти чистоту игры.

Очень часто одной игры мало, особенно, если речь идёт об игровой программе. Игровые программы более мобильны и востребованы, ввиду того, что они позволяют вовлечь в игры самые различные аудитории, с различными вкусами, возможностями. Что же должен учитывать организатор и сценарист при написании игровых программ?

Учитывается: средний возраст зрителя, образование, профессия, временная или постоянная группа, место проведения, размеры зала или площадки, активизация публики, своевременность, использование местного материала, технические и иные возможности.

Игра или игровая программа будет более интересна, если она театрализована. Театрализация – одно из самых популярных слов в современном шоу-бизнесе, на телевидении, в клубной работе. И это не зря. Зрителю уже мало просто концерта, мало просто игры, он ждёт от представления красочности, сюжета, интриги, образности. Всего этого позволяет добиться театрализация.

Театрализация – это метод организация материала по законам драматургии, по законам театра. Этот метод изменяет природу формы, создаёт форму нового качества. Театрализация – это не внесение в культурно-просветительную работу элементов художественности – кинофрагментов, песен, сцен из спектаклей, танцев и пр. Это метод, наиболее сложный, творческий. Это не только художественная обработка жизненного

материала, но и особая организация действий людей. Художественная организация в отрыве от организации деятельности людей – это иллюстрирование.

Принципы театрализации:

Принцип соответствия выразительных средств идейному содержанию. Именно идея и тема являются главным критерием выбора выразительных средств, определяют характер театрализованного действия, его тон и атмосферу. Средства эмоционального воздействия призваны художественно акцентировать его идею. Они важны не сами по себе, а только в соотнесении с идеей.

Принцип сочетания информационно-логической и эмоционально-образной линии в организации театрализованного действия. Трудно представить какую-либо форму массовой работы, не несущую человеку новой информации или построенную без учёта его стремления переключиться, отдохнуть, получить эмоциональный заряд.

Принцип максимального расширения комплекса художественных средств театрализации. Театрализованные формы – синтез документального и художественного материала.

Театрализация игры:

Образное решение

Целенаправленность действий

Проведение по законам драматургии (наличие композиции, конфликта, идеи, кульминации)

Оформление игры (костюмы, реквизит, музыка, свет, текст и пр.)

Какие же методические наставления для проведения игры можно дать?

Обязательное определение цели игры.

Соответствие игры силам и способностям участников.

Обеспечение позитивного эмоционального влияния.

Систематичность и последовательность проведения игры.

Провоцирование участников к проявлению активности, самостоятельности, заинтересованности.

Методика проведения игры:

Приветствие.

Набор участников (викторина, конкурс, отбор по признакам и т.п.)

Объяснение местонахождения участников.

Объяснение правил игры.

Проведение игры.

Подведение итогов игры, сюрприз или призирование.

Важнейшее место в проведении игры занимает импровизация. Ведущий и режиссёр игры должны заранее продумать все обстоятельства, непредвиденные моменты в игре. Должны быть заготовлены шутки, поговорки. Ведущий должен чутко реагировать на всё происходящее в зале и на сцене, он должен держать бразды правления игрой в своих руках. Он должен держать темпо-ритм игры, поддерживать её атмосферу. При всей импровизационности проведения игры, она должна быть тщательно продумана, спланирована, определена во времени, в наполненности вставными номерами. Ведущий игры должен уметь сам делать всё, что он заставляет делать участников игры.

Особенности национальных игр:

Учёт быта.

Использование фольклора.

Соответствие образу жизни, укладу.

Соответствие уровню знаний.

Соответствие физическим возможностям.

Учёт географического местонахождения.

Учёт технического развития.

Учёт морали.

Учёт темперамента.

Колорит, стилизация, современность.

Внешние влияния.

Функции игры: воспитательная, познавательная, физиологическая.

Способы проведения игры:

Один на один.

Один или несколько играют, остальные – зрители.

Играют две команды на сцене, а зрители в зале – болельщики.

Зрители в зале делятся на несколько играющих команд.

Один - против всех, все – против одного.

С самых ранних лет ребёнок рано или поздно сталкивается с игрой. Любой здравомыслящий педагог тоже не обходит игру во всех её многообразных проявлениях в своей педагогической практике. Всем понятно, что доносить теоретический материал в игровой форме гораздо выгоднее во всех отношениях. Материал, полученный ребёнком в процессе игры запоминается лучше, а связанные с игрой эмоции только усиливают эффект запоминаемости. Следует понять, что нет такого упражнения, которое нельзя бы было представить игрой или включить в него хотя бы игровые элементы. Всё зависит от фантазии и желания педагога. Использование игры в процессе обучения – это тот весёлый, интересный,

волнующий «золотой ключик», с помощью которого открываются детские сердца.

Конкурсно-игровая программа – это театрализованное представление, основой которого являются игры, конкурсы, забавы, розыгрыши. Сценарий конкурсно-игровой программы включает в себя описание игр и конкурсов и правил их проведения в изложении ведущего. Подробные ремарки дают представление о предполагаемом поведении игроков и болельщиков.

Конкурсно-игровые развлекательные программы или, как сейчас принято порой их называть, шоу-программы пользуются большой популярностью. Такие программы имеют не только развлекательную, но и познавательную сторону, а также элемент спортивно-состязательного характера. Конкурсные программы – это поистине во многом спортивное противоборство. Здесь соревнуются в остроумии, находчивости и участники, и болельщики.

При подготовке и организации таких программ в первую очередь очень важно помнить о том, что в основе их лежит игра, а у игры с самых древних пор есть два главных закона, которые нельзя нарушать.

Первый: игра перестанет быть игрой и существовать в виде этой конкретной игры, если не соблюдать хоть в малейшей степени её условия. Выполнять условия каждой конкретной игры нужно обязательно, иначе игра разрушится, умрёт.

Второй: игра перестанет быть игрой, если не будет доставлять удовольствие, если она принесёт боль, разочарование, негативные переживания. Об этих двух моментах организатору нужно помнить, если он хочет доставить подлинную радость и участникам игры, и болельщикам.

Работа над сценарием делится как бы на две части:

придумывание различных конкурсов и заданий командам или игрокам;

написание собственно текста всей программы.

Первая часть требует от организаторов, сценаристов мобилизации всей своей фантазии, остроумия и творческого подхода к проблеме придумывания заданий не «лобового», прямолинейного характера, а образного, интересного для зрителей и команд. Конкурсы должны быть продуманы во всех подробностях, во всех деталях, с учётом возможностей команд, особенностей площадки, времени на их подготовку, промежутками между выполнением заданий, решением жюри и объяснениями ведущего.

Для детской аудитории текст сценария и конкурсы должны быть несложными, доступными для понимания и выполнения детьми. Следует учесть и то, что в обстановке повышенного волнения участникам трудно будет слушать длинные, пространные объяснения заданий, поэтому текст для пояснения должен быть чётким, простым и ясным. Условия заданий конкурсов лучше «разжевать», объяснить простыми словами. Плохо, если начнётся на сцене во время игры переспрашивание каких-то слов, заданий, вопросов. Это просчёты сценаристов в подготовительной стадии работы.

Вопросы не должны быть слишком сложными, но и не слишком простыми – и в том, и в другом случае игра перестанет быть интересной и для участников, и для зрителей. Сценаристы и организаторы на предварительном этапе должны сами попробовать выполнить придуманные ими задания. Задания должны быть образными, требующими нестандартных решений.

Возможны два вида сценариев таких программ.

Первый вид, когда конкурсы не связаны общим ходом, общим сюжетом. Такая программа превращается в цепь конкурсов, не объединённых общим ходом, независящих друг от друга. Такой вид сценариев напоминает «мозаику».

Другой вид сценариев предполагает любую единую форму, объединяющую конкурсные задания и их выполнение в одну линию, одну логику. Такой вид сценария имеет либо сквозной сюжет, либо единый драматургический ход как сквозной приём, которому подчиняется всё в программе. Конкурсы должны в таком случае «укладываться» в заданный сюжет или ход. Здесь уместны и декорации, и театрализация, и костюмы, и особый реквизит, и усложнённые светотехнические средства.

Конкурсные задания могут быть индивидуальные, парные, групповые. Формы выполнения конкурсных заданий: словесный ответ, творческое

выступление команд или их представителей, воспроизведение каких-либо бытовых или производственных процессов и т.п.

Виды заданий:

Задания, требующие тех или иных знаний;

Задания, требующие находчивости, фантазии, юмора, воображения, импровизационных качеств;

Задания, требующие каких-либо профессиональных качеств или навыков, или имитации таковых.

При работе над сценарием конкурсно-игровых программ важно уметь прогнозировать их ход, предвидеть реакцию зрителя на те или иные реплики, задания. Особенно важно закладывать в сценарий приёмы активизации аудитории: конкурсы болельщиков, задания для зрителей и т.п. Это всё значительно повысит интерес к программе, так как зритель тоже хочет поучаствовать в игре, на время стать игроком своей команды, или выиграть приз, или просто выплеснуть свою энергию, быть замеченным.

Любой сценарий подчинён законам композиции. Её законы распространяются практически на все виды искусства и её жанры. И что важно – они не выдуманы, «не взяты с потолка», а диктуются самой нашей жизнью, нашими действиями, если хотите, самой вселенной. Порой мы и сами не подозреваем, что подчиняемся законам композиции и опосредованно следуем её законам. Возьмём простой пример из жизни: у нас появилась проблема – мы проголодались. Что мы делаем? Берём деньги, идём в магазин, покупаем продукты, приходим домой, готовим еду, едим. Наш организм насытился, то есть проблема голода, которая перед нами стояла,

решена. Мы как бы завершили круг действий, чтобы решить свою проблему. И если представить, что мы писали сценарий под названием «Утоление голода», то, сами того не желая, мы проследовали по композиционному пути. Итак, что же такое композиция?

Композиция – это последовательность и соразмерность частей произведения, объединённых в единое эстетическое целое.

В театре композиция – это логика доказательств, заложенной в представлении идеи. О композиции много говорил Аристотель. Он требовал, чтобы в драме были начало, середина и конец. Сегодня же композиционное построение спектакля или представления включает в себя следующие элементы: пролог, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, спад действия, развязка, финал, эпилог.

Пролог – предисловие к изображаемому событию, экспозиция идеи. Что было до этого.

Экспозиция – это ввод в действие, показ и характеристика действующих лиц и самого действия, показ места действия, времени действия. Ввод в жанр, в его атмосферу.

Завязка – здесь происходит нарушение действия, оно начинает наполняться конфликтами, борьбой, нарастают эмоции, определяется конкретный предмет борьбы.

Развитие действия – длительная часть; борьба идёт полным ходом. Подробно излагается материал сюжета, темы; определены положительные и отрицательные силы, близится разрешение их борьбы.

Кульминация – это наивысшая точка в развитии действия, знаменующая коренной перелом в ходе действия в пользу одной из противоборствующих сторон. Как правило, здесь происходит главное событие, но не всегда. Аристотель говорил: «После кульминации действие идёт от несчастья к счастью или наоборот». В кульминации концентрируется идея, здесь она наиболее «обнажена».

Развязка – это эмоционально-смысловой итог представления. Развязка подчёркивает истинную ценность идей, заложенных в сценарии. Это осмысление происшедшей борьбы, взгляд на эту борьбу со стороны, оценка борьбы.

Финал – углубляет, усиливает, уточняет впечатление, вынесенное из развязки. Финал бывает действенный и бездейственный. Действенный – продолжает развязку и показывает дальнейшее действие. Бездейственный – это апофеоз, обрядовое действие (например, свадебное торжество или общая финальная песня).

Эпилог – это последствия к событиям, если это кого-то интересует. Это последняя капля эмоций, взгляд в будущее, за черту сценария. Иногда, это где-то даже пожелания автора героям или показ их дальнейшей судьбы.

Без композиции действие приобрело бы хаотичный, бессмысленный характер, лишённое целесообразности и логики, а конфликт бы не нашёл

своего разрешения. Эмоциональная, чувственная сторона представления без композиции потеряла бы всякую ценность как художественную, так и эстетическую. Это было бы уже не искусство.

Как становится понятно из вышесказанного, композиция спектакля имеет отличия от композиции конкурсно-игровой программы. Но если рассмотреть этот вопрос внимательнее, то эти отличия не так уж существенны. Давайте попытаемся вложить в композиционные составные несколько другую трактовку.

Итак, пролог. Что будем считать предисловием к нашему мероприятию? Что будет до него? Очень просто: до мероприятия мы готовим команды, объясняем им правила игры; выпускаем красочное объявление о предстоящей программе; делаем анонс мероприятия, его рекламу на школьном радио, в школьной газете; педагоги доносят идею мероприятия, его важность и необходимость до обучающихся; готовим пригласительные билеты для гостей и т.д.

Экспозиция – это в конкурсно-игровой программе представление участников, команд, ведущих; знакомство с правилами, условиями игры; знакомство с членами жюри; распределение участников по игровым местам; объявление названий команд, их капитанов и т.п.

Завязку и развитие действия – объединяем. Именно в этой части композиции происходит собственно борьба, проводятся конкурсы, игры, жюри подводит предварительные результаты конкурсов, зритель «болеет», со зрителями проводятся игры, между блоками программы выступают артисты, приглашённые гости и т.п. Это самая основная и длительная часть мероприятия.

Кульминация в нашем случае – это финальный конкурс, когда решается исход всей игры. Во многих случаях, это эстафета, в которой участвуют все члены команд, а за победу в ней присуждается больше очков, чем за победу в других конкурсах.

Развязка – это подведение окончательных итогов игры, определение победителей и проигравших. Здесь может выступить председатель жюри.

Финал в нашем случае – это награждение победителей. Здесь может быть общая песня, финальный массовый концертный номер. Здесь могут быть использованы средства украшения: воздушные шары, мыльные пузыри, серпантин и т.п. Здесь происходит как бы единение всех участников, команд и зрителей.

Эпилогом может служить обсуждение мероприятия в группах, в классах. Это может быть выпуск газеты или плаката по итогам игры. Общее чаепитие – это тоже хороший эпилог к прошедшему мероприятию.

Как мы видим, поменялись некоторые аспекты, трактовки композиции, но суть осталась прежней.

Итак, будем считать, что наш сценарий конкурсно-игровой программы составлен с учётом всех вышесказанных рекомендаций и построен по

законам композиции. Будем считать, что мероприятие подготовлено, ведущие отрепетировали свои роли, команды готовы к игре, реквизит, раздаточный материал тоже подготовлены, время и место мероприятия определены, сцена, актовый зал должным образом украшены. Технические средства – микрофоны, звукоусиливающая аппаратура, свет – всё готово. Зрители, члены жюри и гости приглашены. Остаётся самое главное – провести мероприятие.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

СЦЕНАРНЫЙ ПЛАН

шоу-викторины «Техноринг»

Ведущий приветствует участников, зрителей. Оглашает цель, задачи, тему шоу-викторины.

Ведущий представляет членов жюри.

Ведущий представляет команды.

Команды поочерёдно коротко представляют себя в любой форме: словесной, поэтической, музыкальной и т.п. Обязательно должно прозвучать название команды и девиз.

Ведущий оглашает условия и правила шоу-викторины, условия первого конкурса.

Конкурс №1 «Лотерея вопросов»

Ведущий подводит итоги конкурса, объявляет счёт. Оглашает условия второго конкурса.

Конкурс №2 «Технические шумы»

Ведущий подводит итоги конкурса и объявляет счёт после двух конкурсов. Оглашает условия третьего конкурса.

Конкурс №3 «Кроссворд»

Ведущий подводит итоги конкурса и объявляет счёт после трёх конкурсов. Оглашает условия четвёртого конкурса.

Конкурс №4 «Техника в лицах»

Ведущий подводит итоги конкурса и объявляет счёт после четырёх конкурсов.

Ведущий проводит со зрителями «Шуточную викторину загадок».

Оглашает условия пятого конкурса.

Конкурс №5 «Крокодил»

Ведущий подводит итоги конкурса и объявляет счёт после пяти конкурсов. Оглашает условия шестого заключительного конкурса.

Конкурс №6 «Музыкальный»

Ведущий подводит итоги конкурса и объявляет общий счёт после шести конкурсов. Вручает командам памятные призы.

Ведущий благодарит участников, зрителей, членов жюри. Пожелания. Прощание.

Длительность шоу-викторины приблизительно 1 час 10 минут. В реальности мероприятие может несколько затянуться.

УСЛОВИЯ

проведения шоу-викторины «Техноринг»

В шоу-викторине участвуют 3 команды по 3-5 человек в каждой (на усмотрение организаторов).

Команды заранее выбирают своего капитана, название команды.

Табличка с названием команды располагается на командном столе.

На столах каждой команды находятся заранее приготовленные призы (наборы инструментов, наборы фломастеров, фонарики, наборы для физических опытов, бинокли и т.п.) Всего – по 6 призов для каждой команды (ассортимент призов – на усмотрение организаторов).

На столе каждой команды лежит звуковой инструмент, который будет возвещать о выполнении задания командой (свисток, детская дудочка, губная гармошка).

Шоу-викторину ведёт ведущий. У ведущего есть помощник.

Столы для команд и стол для ведущего находятся на сцене.

Члены наблюдательного совета, гости и зрители располагаются в зрительном зале.

Наблюдательный совет состоит из 3-х человек: представитель школьной администрации, учитель, староста класса (на усмотрение организаторов).

На сцене организована звукоусиливающая аппаратура, ноутбук (с заранее подобранной музыкой, шумами, фанфарами, отбивками и т.п.), микрофон для ведущего.

На заднике сцены – экран, перед сценой – видеопроектор.

Ведёт видеосъёмку в реальном времени с демонстрацией происходящего на экран видеооператор (по возможности).

Игроки беспрекословно выполняют все указания ведущего.

За соблюдением правил шоу-викторины следит наблюдательный совет.

ПРАВИЛА

шоу-викторины «Техноринг»

Шоу-викторину проводит ведущий (объявляет задания, следит за их выполнением, объявляет результаты, читает заготовленный текст сценария, комментирует игру (импровизирует).

Помогает ведущему помощник (выдаёт командам раздаточный материал, готовит раздаточный материал для следующего задания, подсказывает ведущему о нарушении правил игроками или зрителями, общается по мере необходимости с ведущим).

Участники команд (по 3-5 человек) располагаются за своими столами на стульях. Покидать свои места игрокам без разрешения ведущего запрещено.

Каждая команда выполняет задания сообща.

Команды начинают выполнять задания только по команде ведущего.

Сигналом выполнения командой задания служат звуковые инструменты, расположенные на столах команд.

Подавать сигнал о выполнении задания имеет право только капитан.

Первой отвечает на вопрос викторины команда, которая первой подала звуковой сигнал.

Право ответа капитан команды может взять на себя, либо поручить отвечать любому члену своей команды.

В случае неправильного ответа, право дать свой ответ переходит к команде, которая подала звуковой сигнал второй по очереди.

В случае неправильного ответа, данного второй командой, право на ответ переходит к третьей команде.

За каждый правильный ответ викторины команде присуждается одно очко.

В конкурсе (викторине) побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

В каждом конкурсе (викторине) может быть только одна команда-победитель, второе и третье места не присуждаются.

Наблюдательный совет может присудить команде поражение в конкурсе либо лишить команду одного приза, если команда или её члены намеренно нарушат правила игры.

Призы (по 6 штук) находятся на столах команд.

За победу в конкурсе (викторине) команда-победитель получает право переместить на свой стол любой один приз из числа призов на столах соперников.

Шоу-викторина рассчитана на шесть конкурсов (по числу призов на столах команд).

В худшем случае, если команда не победит ни в одном конкурсе, она рискует остаться совсем без призов.

Команда-победитель в шоу-викторине максимально может прибавить к своим призам ещё шесть, то есть получить в общей сложности 12 призов.

Конкурсы №2 «Технические шумы» и №6 «Музыкальный» проводятся с шумовым и музыкальным сопровождением.

Фоновая подвижная музыка, фанфары, музыкальные отбивки, тушь и т.п. сопровождают конкурсы по мере сценарной и художественной необходимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При правильной организации предлагаемой шоу-викторины, данное мероприятие может превратиться в увлекательное приключение, в котором найдётся место и для творческой фантазии, и для практического применения полученных в школе знаний. В процессе игры высветятся все положительные стороны и недостатки в уровне знаний ребят, в образовательном процессе, методические успехи и просчёты, сильные и слабые стороны образовательных программ; у некоторых членов команд проявятся лидерские, организаторские способности; обнажатся лучшие качества и проблемы всего коллектива и каждого члена команды; для педагогов и руководителей будет ясна атмосфера и уровень межличностных отношений в их классах или группах.

По итогам мероприятия будет очень полезно провести подробный разбор и анализ с участием членов команд.

Данное мероприятие с некоторыми изменениями или дополнениями может в дальнейшем проводиться регулярно и стать традиционным.

В случае обретения популярности данной игры, команда-победитель может участвовать в межшкольных шоу-викторинах, представляя своё образовательное учреждение.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах. – М.: Проспект, 2004

Воронова Е.А. Сценарии праздников, КВНов, викторин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004

Георгиевский В.А., Шитикова Л.И. Проведение праздников. – М.: Просвещение, 1983

Гороховская И.Ф. Праздник школьный чудесный. – Волгоград: Братья Гринины, 2002

Дети, техника, творчество// – 2006, №1-12

Дети, техника, творчество// – 2007, №1-12

Карпова Е.В., Зайцева О.В. На досуге. – Ярославль: Академия развития, 1998

Марков О. Сценарно-режиссёрские основы художественно-педагогической деятельности клуба. Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1988

Побединская Л.А. Праздник для друзей. Сборник сценариев. – М.: Сфера, 2001

Побединская Л.А. С новым учебным годом. – М.: Сфера, 2001

Рубб А. Пока закрыт занавес. – М.: Советская Россия, 1987

Соловейчик С. Педагогика для всех. Второе издание. – М.: Первое

сентября, 2001

Станиславский К. Работа актёра над собой. – М.: Искусство, 1985

Товстоногов Г. Зеркало сцены. В 2 томах. – Л.: Искусство, 1984

Щербакова В.Н., Солдатенкова Н.Н. Калейдоскоп школьных дел.

Сценарии традиционных школьных праздников, праздников народного календаря, ключевых общешкольных дел и тематических вечеров. Второе издание переработанное и исправленное. – М.-Псков, 2001

СЦЕНАРИЙ ШОУ-ВИКТОРИНЫ

«ТЕХНОРИНГ»

Место проведения: актовый зал образовательного учреждения.

Расположение: ведущие и команды располагаются на сцене, зрители – в зрительном зале, наблюдательный совет – на первом ряду в центре.

Оформление сцены и зала: задник сцены украшен плакатами на технические темы; по центру задника – экран. Авансцена украшена разноцветными надувными шарами, цветами. На столах под сценой – выставка поделок обучающихся творческих объединений технической направленности (модели самолётов, кораблей, автомобилей, станков, инструменты, технические приспособления и т.п.)

Состав участников: в игре принимают участие три команды по три-пять человек в каждой. Ведущий, его помощник. Членов наблюдательного совета – трое. Звукооператор. Приглашённые гости (по договорённости)

Оборудование и технические средства: три стола для команд, один стол для ведущего, количество стульев вокруг столов для команд – по количеству членов команд; проектор, видеокамера, светомузыка (по возможности); звукоусиливающая аппаратура, 1 микрофон для ведущего; подборка музыки, песен технической направленности и технических шумов. Свисток, детская дудочка, губная гармошка.

Костюмы: элементы костюмов Знайки и Незнайки.

Материалы: на столах для команд: чистые листы бумаги для записей, по 3 авторучки.

Дидактический материал: отпечатанные на цветном фотопринтере: портреты выдающихся в технике людей, 3 карточки с кроссвордом, набор лотерейных билетов с вопросами, карточки с заданиями для конкурса «Крокодил», таблички с названиями команд на подставках.

ХОД ИГРЫ

(Зрители, гости члены наблюдательного совета занимают места в зале.

Звучат тематические песни, песни о школе)

(Звучат фанфары)

(На сцену выходят ведущий и его помощник)

З- Есть в технике труд, гениальность и сила,

Надёжность, опасность, полезность и вред.

Но нам без неё невозможно бы было

Достичь человеческих в жизни побед.

Без техники нам не прожить ни минуты,

Мы издавна с нею сроднились навек.

Технически быть образованным – круто!

Вам скажет об этом любой человек.

Здравствуйте! Хорошие правильные стихи, симпатичный и обаятельный ведущий… Ах, да, надо сразу представиться. (снимает огромные очки) Знайка, просто Знайка. Если вы думаете, что я себя сам так назвал, то вы ошибаетесь, хотя я не обижаюсь. Для нашей шоу-викторины, где будут соревноваться в своих незаурядных познаниях, сплетаться в интеллектуальных лабиринтах, искрить мозговыми извилинами наши участники, имени для ведущего лучше и не придумаешь. Знайка – что есть, то есть, по другому не прочесть… Хорошо сказал, надо бы записать. (помощник протягивает Знайке авторучку). Ба! Да ведь это мой соведущий, вернее, младший ведущий, вернее, помощник. И имя у него есть – Незнайка. А что, хорошее имя, созвучное с моим. И вообще: я – Знайка потому, что знаю ответы на все вопросы, которые будут в нашей игре, а он – Незнайка потому, что знает только сами вопросы, а ответов не знает. Короче говоря, двое нас. Пока. Но я-то знаю, что сейчас нас здесь станет намного больше. Ну-ка, Незнайка, подай мне этот волшебный сценарий. (Незнайка подаёт сценарий).

(Торжественная музыка на выход команд)

Итак, на сцену приглашаются команды-участники сегодняшнее шоу-викторины «Техноринг»! Команда «Саморезы»! Капитан команды Юрий!

(команда «Саморезы» выходит на сцену и занимает места за игровым столом)

Поприветствуем наших знатоков! Команда «Кубик-Рубика»! Попрошу предъявить себя! Капитан команды Иван!

(команда «Кубик-Рубика» выходит на сцену и занимает места за игровым столом)

Прямо повеяло интеллектом! Команда «Роботы»! А на людей похожи! И главный среди них, он же капитан – Тарас!

(команда «Роботы» выходит на сцену и занимает места за игровым столом)

А теперь мы хотим полюбоваться нашими судьями… Да что там судьями – членами жюри! Да какого там жюри – членами наблюдательного совета! Уж они-то знают больше всех и видят зорче всех, и слышат пуще всех.

(Знайка представляет членов наблюдательного совета)

Остальных участников нашего шоу представлять просто замучаешься. Я думаю, что сейчас они представятся сами. Итак, болельщики команды «Саморезы»! Я хочу вас услышать! А теперь хочу услышать фанатов команды «Кубик-Рубика»! Приготовьтесь. Сейчас этот зал оглушат обожатели команды «Роботы»!

(Короткие фанфары)

Что ж, приступим к нашим баранам… То есть, я не вас имел ввиду. Незнайка, подай-ка мне вон тот пергамент. Я должен, я просто обязан огласить правила нашей игры. Аккуратней бери документ, он самый важный после моего свидетельства о рождении!

(Незнайка подаёт пергамент с правилами игры)

Читай сам. Ах, да, я же забыл, что ты Незнайка и столько букв для тебя – это уже перебор. Сам прочитаю. Пожалуй, не буду я это читать, а то ещё умнее стану, голова может не выдержать и – ба-бах! Я лучше бегло, частями, выдержками, моментами, отрывками, кусочками… Тьфу ты, опять интеллект попёр, прямо беда у меня с ним. Чуть зазеваешься – и пошёл афоризмами сыпать, а то и диссертациями строчить. Ладно, шутки-шутками, а правила у нас серьёзные, умными людьми писаные. (Читает правила)

Участники команд располагаются за своими столами на стульях. Покидать свои места игрокам без разрешения ведущего запрещено.

Каждая команда выполняет задания сообща.

Команды начинают выполнять задания только по команде ведущего.

Сигналом выполнения командой задания служат звуковые инструменты, расположенные на столах команд.

Подавать сигнал о выполнении задания имеет право только капитан.

Первой отвечает на вопрос викторины команда, которая первой подала звуковой сигнал.

Право ответа капитан команды может взять на себя, либо поручить отвечать любому члену своей команды.

В случае неправильного ответа, право дать свой ответ переходит к команде, которая подала звуковой сигнал второй по очереди.

В случае неправильного ответа, данного второй командой, право на ответ переходит к третьей команде.

За каждый правильный ответ викторины команде присуждается одно очко.

В конкурсе (викторине) побеждает команда, набравшая наибольшее количество очков.

В каждом конкурсе (викторине) может быть только одна команда-победитель, второе и третье места не присуждаются.

Призы (по 6 штук) находятся на столах команд.

За победу в конкурсе (викторине) команда-победитель получает право забрать себе любой один приз из числа призов на столах соперников.

Шоу-викторина состоит из шести конкурсов.

В худшем случае, если команда не победит ни в одном конкурсе, она рискует остаться совсем без призов.

Вот и все правила. Всем понятно? А тебе? (обращается к Незнайке)

Н- Всё понятно. Выполнять задания командой. Быстро подать звуковой сигнал, если задание выполнено. Победили в конкурсе – забрали себе любой приз. Но – подавать звуковой сигнал, решать, кто отвечает, забирать призы может только капитан. Правильно?

З- Ну ты даёшь… Прямо первый класс вторая четверть. Ладно, играем. Фанфары!

(Фанфары)

Внимание, внимание! Первый интеллектуальный конкурс, она же викторина, она же лотерея – «Лотерея вопросов». Уважаемые команды, сейчас мой помощник положит на ваши столы по пять карточек с вопросами. Вопросами вниз, естественно. По моей команде капитаны команд должны быстро взять любую карточку, зачитать своей команде вопрос, команда должна найти правильный ответ. Как только ответ найден – капитан подаёт звуковой сигнал. Кстати, проверим, как работают звуковые сигналы. Команда «Саморезы», ваш сигнал! Команда «Кубик-Рубика», ваш сигнал! И команда «Роботы», ваш сигнал! Всё работает. Итак, капитаны готовы? На старт! Внимание! Марш!

КОНКУРС «ЛОТЕРЕЯ ВОПРОСОВ»

(Приложение №1)

Итак, по итогам первого конкурса «Лотерея вопросов» победу одержала команда «Кубик-Рубика»! Аплодисменты! И капитану команды предоставляется право выбрать любой приз команды соперников. Выбирай, бери и быстро уходи… на своё место! Но ничего дурного не подумайте, он это приз не украл, а честно выиграл. И так будет с каждым, кто проиграл! Советую напрячь все умственные силы, собрать в кулак все свои знания и вперёд к победе техноризма! Хорошо сказал, надо записать. (Незнайка быстро подаёт Знайке листок бумаги и авторучку) Молодец, сейчас запишу.

Н- Я уже записал. Вот.

З- Ну ты меня сегодня просто поражаешь. А что ты скажешь, к примеру, насчёт шума?

Н- Смотря какого. Шумы бывают разные: природные, электрические, механические, органические…

З- Как это «органические»?

Н- Ну это когда… (что-то шепчет на ухо Знайке)

З- (смеётся) Ну ты даёшь! Надеюсь, мы всем это не расскажем? Для всех у нас приготовлены другие шумы. Я их назвал «технические шумы».

Н- А, это те, которые при работе какой-нибудь техники получаются?

З- Во-во, они, родимые. Да ты просто уникум. Ладно, отдыхай пока. Итак, второй конкурс нашего замечательного шоу – «Технические шумы». Сейчас наш звукооператор будет вам ставить разные технические шумы. Задача команд – угадать, какое техническое средство издаёт данный шум. Знаете ответ – капитан подаёт звуковой сигнал. Всё понятно? А публику просим не мешать, не шуметь, а то наши команды услышат ещё что-нибудь не то. Готовы? Итак, начали!

КОНКУРС «ТЕХНИЧЕСКИЕ ШУМЫ»

(Приложение №2)

З- Это был последний технический шум. Несложный подсчёт баллов позволяет мне огласить команду-победительницу в этом не простом конкурсе. И ею стала команда «Роботы»! Болельщики, а ну ка издайте по этому поводу подобающий шум! Достаточно, спасибо. Капитан, прошу в поход за желанным призом. Выбирай, не скромничай. Выбрал? Садись к своей команде и наслаждайся победой. Только не долго, ведь на подходе уже третий конкурс нашей программы. Незнайка, ты приготовил карточки?

Н- Да, вот они, все три.

З- Молодец, и когда ты только всё успеваешь? А этот конкурс – не совсем конкурс, а совсем наоборот – замечательный кроссворд! Опять хорошо сказал. Двум командам сей кроссворд пораженье принесёт! Та команда победит, что быстрей кроссворд решит!

Н- Уже записал, отредактировал и в печать отдал.

З- Кто бы сомневался в твоих способностях и в моих талантах! Но скромнее надо быть, скромнее… Пусть свои таланты покажут наши команды. Та команда, у которой первой получится решить предложенный кроссворд, быстро подаёт звуковой сигнал. И вторая пусть подаст, и третья. А то вдруг первая команда неправильно решит кроссворд. Так что шансы победить здесь есть у всех, даже у тех, кто не успеет решить кроссворд первыми. Готовы? Ручки есть, головы на месте – поехали!

(Подвижная фоновая музыка для конкурса)

КОНКУРС «КРОССВОРД»

(Приложение №3)

З- Стоп игра! Первой подала сигнал команда «Саморезы». Предъявите, пожалуйста, результат. Сверим с моей шпаргалкой. Всё правильно. Победа подсела и за ваш столик! Ура команде «Саморезы»! Капитан, отправляйся на охоту за призом. Можешь вернуть свой, а можешь выбрать и другой – твоё право. Выбрал? Доволен? Присаживайся к сотоварищам. А мы продолжаем. Сейчас соберусь… (напрягает лицо) Сейчас… Нет, не выходит. А ну-ка ты. (ставит на авансцену Незнайку) Давай, вспоминай!

Н- Что вспоминать? Таблицу умножения?

З- Какую таблицу умножения? Лицо его вспоминай!

Н- Кого «его»?

З- Да парня, которого я видел позавчера в школьном буфете не из нашей школы.

Н- Но как я его могу вспомнить, если я его никогда не видел?

З- Умно говоришь. Я об этом как-то не подумал. А что же делать нашим командам, когда я им дам следующее задание? Они ведь тоже этих людей никогда не видели.

Н- Они их видели, только на картинках, фотографиях, а может, в документальном кино.

З- И правда, пусть вспоминают. На то он и конкурс. Неси картинки.

(Незнайка приносит пятнадцать картинок с портретами выдающихся людей)

З- Да уж… Это хорошо, что у меня подсказки есть, а у команд… Эх, судьба-судьбинушка… Уважаемые команды. Не я придумал этот конкурс. Я не хотел делать вам больно, но приходится. Сейчас я буду показывать вам картинку с изображением знаменитой, выдающейся личности в области науки, техники и прочих математических географий и инженерных путешествий. Кто узнает этого человека – срочно издавайте звук. Только не ошибитесь, я вас умоляю. Мне главное – услышать от вас его фамилию, а уж если скажете, чем прославился этот человек – за это я дам не один, а целых два балла. Как вам моё гениальное предложение? Незнайка, помогай считать баллы. Все готовы? Глаза протёрли? Начали!

КОНКУРС «ТЕХНИКА В ЛИЦАХ»

(Приложение №4)

З- Это было последнее лицо в нашем конкурсе, но не последнее лицо в науке и технике. Незнайка, огласи количество баллов, набранное командами. Итак, по итогам третьего испытания на зрительную память человеческую победу одержала команда «Роботы»! Браво вашей памяти! Капитан, прошу стать на минутку нескромным и жадным и присвоить себе чужой приз. Выбрал? Садись на своё место, пока не отобрали. А остальным командам надо как-то взбодриться, перегрузиться, что ли, встряхнуться, как говорится, проветрить мозги.

Н- Записывать или не стоит?

З- Не стоит. Хотя мог бы и записать, корона, то есть шляпа не упала бы. Ладно, это я шучу. Это я снимаю атмосферу напряжения в зале.

Н- А может, снимем напряжение в зале с помощью загадок? Их у меня есть много.

З- Э-э… (передразнивает) Их у меня есть много. Кто же так говорит, лапоть! Надо говорить «Загадок во скоко у меня навалом». Понял? (оба смеются) Ладно, давай загадки и будем наших IQ наших болельщиков проверять. Не бесплатно, конечно. Готовь призы, побольше количеством и поменьше стоимостью. (Незнайка приносит призы в мешке) Ну что, уважаемая публика, поиграем? Давно загадки не отгадывали? Итак, я задаю загадку. Кто знает ответ – поднимает высоко руку. Кто кричит с места, того я не спрашиваю. Ясно всем? Понеслась! Первая загадка.

КОНКУРС «ЗАГАДКИ ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ»

Загадки:

Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

Перед кем всегда снимают шляпу? (перед парикмахером)

Чудо-птица, алый хвост,

Полетела в стаю звёзд. (Ракета)

Чтобы я тебя повёз,

Не давай ты мне овёс.

Накорми меня бензином,

А копытцам дай резину. (Автомобиль)

Ем я уголь, пью я воду,

Задымлю – прибавлю ходу.

Потяну любой обоз,

Хоть на тысячу колёс. (Паровоз)

Под водой железный кит,

Днём и ночью кит не спит,

Днём и ночью под водой

Охраняет наш покой. (Подводная лодка)

Доску грызла и кусала,

Крошек на пол набросала,

Но не съела ни куска,

Знать, не вкусная доска. (Пила)

Без языка, а говорит.

Без ушей, а слышит. (Телефон)

Ног нет, а хожу,

Рта нет, а скажу,

Когда спать, когда вставать,

Когда работу начинать. (Часы)

Этот конь не ест овса,

Вместо ног – два колеса.

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём. (Велосипед)

Эти маленькие братцы

Рождены соревноваться

И детишек обучать,

Как рулить и обгонять.

А когда они жужжат,

Очень радуют ребят. (Карт)

Длинной шеей поверчу,

Груз тяжёлый подхвачу,

Где прикажут – положу.

Человеку я служу. (Подъёмный кран)

В нашей комнате одно

Есть волшебное окно.

Стоит кнопочку нажать –

Можно мир весь увидать. (Телевизор)

То назад, то вперёд

Ходит-бродит пароход.

Остановишь – горе!

Продырявит море. (Утюг)

Из обычной глины груды

Получается посуда,

Но придётся покружить,

Да и рученьки отмыть. (Гончарный круг)

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны,

Реки, горы, океаны. (Глобус)

Сговорились две ноги делать дуги и круги. (Циркуль)

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык:

Перед ним дубы и клёны,

И берёзы бьют поклоны. (Топор)

Цап-царапки: подбирай охапки. (Грабли)

Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник)

Под окошком гармонь горяча, как огонь. (Батарея)

Вертится крошка – всего одна ножка. (Юла)

З- Вот и всё, время собирать призы для вас, уважаемая публика, закончилось. Наступает снова время боления, переживания за свою любимую команду. Нас ждёт следующее испытание…

Н- Ой! Ой-ёй!

З- Что случилось?

Н- А при чём здесь «Крокодил»? У нас ведь технике викторина посвящена!

З- Именно технике. А что, по-твоему, техника никогда не ломается, никогда не отказывает, никогда не подводит?

Н- Ломается.

З- А теперь представь, что вся техника поломалась и всё.

Н- Что «всё»? Какая техника поломалась? Где поломалась?

З- Везде, во всём мире. Поломалась и всё. Нет техники! Была, да сплыла!

Н- Как сплыла?

З- По реке сплыла! Поломалась, прыгнула в реку с горя и сплыла! Скажу тебе больше – утонула!

Н- А крокодил?

З- Какой крокодил?

Н- Который в реке.

З- Ах, этот крокодил не утонул. Он плавать умеет. А техника поломанная не умеет плавать, что тебе не ясно!?

Н- Всё. А корабль?

З- Корабль с дыркой утонет, а просто поломанный – не утонет!

Н- А при чём здесь наша викторина и крокодил?

З- Вот же! Объясняю, только молчи и не задавай глупых вопросов, а то я от тебя заражусь. Следующий конкурс называется «Крокодил». Он так называется, потому что крокодил не умеет говорить.

Н- Но рыбы тоже не умеют говорить.

З- Не сбивай! Крокодил – значит крокодил! Представь себе, что вся техника на земле поломалась и ничего не работает. Сотовые телефоны – а это главное – тоже не работают. Ты стоишь на одном берегу очень широкой реки, а я стою на другом берегу этой реки. Река шумит, бурлит, ничего не слышно, хоть кричи-не кричи. И телефоны сотовые не работают. Улавливаешь мысль?

Н- Пока не очень.

З- А мне, к примеру, надо тебе сказать что-то очень важное. Как это сделать?

Н- Не знаю…

З- Естественно, ты же Незнайка. А я знаю. Любую информацию можно передать с помощью жестов и мимики.

Н- Ах, вот оно что…

З- Именно это. Сейчас наши команды покажут всем, как они умеют передавать информацию только при помощи жестов, мимики и пластики. Капитаны, выбирайте по одному человеку, который будет показывать. (капитаны выбирают) А отгадывать будут все команды. Команда, которая первой прочтёт информацию, победит. Звуковые сигналы готовы к использованию? Мы выбрали для отгадывания названия неких технических устройств, приспособлений. Попробуйте угадать, что же это?

КОНКУРС «КРОКОДИЛ»

(Приложение №5)

Молодцы все! И показчики и отгадчики! Но точнее и быстрее всех отгадывала команда «Саморезы»! Они снова победили! Наши поздравления! Капитан, сделай уже привычное дельце – пройдись по столам соперников и опустоши их немного. Выбрал приз? Сам унесёшь? Садись на место. Эх, в этом конкурсе все так долго молчали, что прямо хочется говорить и говорить, я бы даже сказал – петь.

Н- Так что будем делать? Говорить или петь?

З- А давай петь. Кстати, у тебя слух есть?

Н- Не знаю, сейчас посмотрю. (роется в своих карманах) Вроде нет.

З- Эх, недалёкий ты человек.

Н- У меня слуха нет, зато я ноты знаю.

З- И кого ты из нот знаешь? Вот даже я лично с ними не знаком, а он видите ли, их знает. Ещё скажи, что ты с нотами «на ты»!

Н- Ну, не «на ты», пока «на вы», но скоро я их выучу…

З- Слыхали? Он ноты выучит! А может, они тебя выучат? Ты же Незнайка! Забыл?

Н- Всё понятно. Ты в музыке – ноль.

З- Да, я в музыке «ноль», но я её хотя бы люблю!

Н- И я её очень люблю.

З- Ну и какую музыку ты любишь?

Н- Из мультфильма про меня, помнишь? Ля-ля-ля… (пытается напеть)

З- Хватит! Ну почему так несправедливо устроен мир: у одних есть слух, а они музыку не любят, другие любят музыку, а слуха у них нет! Ладно, в конце концов, наш последний конкурс музыкальный, вот пусть наши команды сами и выкручиваются. Они-то хоть за призы сражаются. А мы просто за «спасибо», какая уж там любовь…

Н- Я уже готов. Мелодии песен, в которых поётся о какой-либо технике или технической профессии готовы.

З- Молодец. Вот за это хвалю. Исполнитель приказов ты славный, а вот исполнитель песен – никудышный. Ладно. Последний конкурс – музыкальный. На первый взгляд всё просто: послушать отрывок из известной песни и быстро вспомнить, о какой технической профессии или о какой технике в это песне поётся. Я пробовал отгадывать лично. Пятьдесят на пятьдесят, половину не отгадал. Но у вас ведь целые команды, вам должно быть легче. Не торопитесь думать, но торопитесь подать звуковой сигнал, когда вас озарит отгадка. Готовы? Итак, первая мелодия!

КОНКУРС «МУЗЫКАЛЬНЫЙ»

(Приложение №6)

З- Это была последняя мелодия нашего последнего музыкального конкурса. Видите, сколько много хороших песен написано про технику или людей, работающих на технике. Техника проникла везде, она стала частью нашей жизни. Но конкурс есть конкурс, игра есть игра, и кому-то судьба победить, а кому-то проиграть. Пока проиграть. В игре проиграть, а это не страшно. Главное – не проиграть в жизни, правильно выбрать свой жизненный путь, найти свою профессию, своё место в жизни. Но не будем забегать вперёд, выбирать профессию вам ещё предстоит, а пока давайте определимся с нашими слухачами. По итогам музыкального конкурса победу одержала команда «Саморезы»! Молодцы! И послушайте музыку аплодисментов, эта музыка посвящена именно вашей команде.

А теперь я прошу команды пересчитать свои призы. У кого-то их убавилось, а у кого-то прибавилось. Как видно не вооружённым глазом, сегодня «на железном коне» оказалась команда «Саморезы»!

(Фанфары)

З- Но команды «Кубик-Рубика» и «Роботы» сегодня тоже здорово играли! А победы придут, было бы желание, и были бы знания.

Н- А я желаю всем вам хорошо учиться, и чтобы никто вас не смог назвать так, как называют меня.

З- Не расстраивайся! Нет на земле ни одного человека, который знает всё. Это невозможно. Но нужно к этому стремиться. Может, именно в этом предназначение человека – познать природу, познать мир, познать Истину, познать самого себя! Спасибо нашим уважаемым гостям за внимание, наблюдательному совету за работу, а вам, дорогие болельщики, за поддержку своих команд, своих друзей!

Н- Всё в жизни начинается от парты,

От школьной начинается скамьи:

Победы, опыты, открытия и старты,

Все космосы бескрайние твои.

З- Ты только в жизни не ленись учиться,

Трудись, твори, иди к своей мечте.

И всё, о чём мечтаешь ты, свершится,

И будешь в жизни ты на высоте!

(Торжественная музыка)

Фотографирование

(Финальная музыка)

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение №1

«ЛОТЕРЕЯ ВОПРОСОВ»

В каком году столкнулся с айсбергом и затонул самый большой на то время пассажирский океанский лайнер «Титаник»? (1912)

Сколько составляет морская миля? (1852 метра)

Какому званию в армии соответствует капитан второго ранга? (подполковнику)

Какой узел нельзя развязать? (Железнодорожный)

Какой город-порт является главной базой Черноморского флота России? (Севастополь)

Перед кем всегда снимают шляпу? (Перед парикмахером)

В какой стране был изобретён компас? (Китай)

Кто из советских космонавтов имел позывной «Чайка»? (В.Терешкова)

Где край света? (Там, где начинается тень)

В Белгороде живут белгородцы, в Киеве – киевляне, в Москве – москвичи. А кто живёт в Архангельске? (Архангелогородцы)

К какому виду парусных кораблей относится парусник «Крузенштерн»? (барк)

Как называли немцы во время Великой Отечественной войны русских лётчиц, летавших на самолётах У-2? (Ночные ведьмы)

Какой город считается колыбелью русского флота? (Воронеж)

Кто изображён на картинке? (В.Г.Шухов)

Кто изображён на картинке? (М.Т.Калашников)

Кто изображён на картинке? (А.А.Леонов)

Приложение №2

«ТЕХНИЧЕСКИЕ ШУМЫ»

Приложение №3

«КРОССВОРД»

Листок с кроссвордом для решения

Листок с правильно решённым кроссвордом

Приложение №4

«ТЕХНИКА В ЛИЦАХ»

Приложение №5

«КРОКОДИЛ»

Карточки со словами: разводной ключ, циркуль, степлер, яхта, транспортир, трамвай, корабельный винт, домкрат.

Приложение №6

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ»

Отрывки из песен, правильные ответы, исполнители:

В городе осень, и дождь, и слякоть… (Электричка)

(исп.А.Апина)

Главное, ребята, сердцем не стареть… (Самолёт)

(исп.Э.Хиль)

Наверно, скоро мы ходить разучимся… (Автомобили)

(исп. Ансамбль «Весёлые ребята»)

А за кормою уплывал весёлый морвокзал… (Теплоход)

(исп. Ансамбль «Синяя Птица»)

Заправлены в планшеты космические карты… (Ракеты, космонавты)

(исп.В.Трошин)

Мне сверху видно всё, ты так и знай… (Авиаторы)

(исп.Э.Хиль «Песня авиаторов»)

Трепал нам кудри ветер высоты… (Монтажники-высотники)

(исп.Н.Рыбников)

А дорога серою лентою вьётся… (Шофёр)

(исп.Л.Агутин)

Быстро горел закат и не спешил рассвет… (Капитан)

(исп.Т.Овсиенко)

На крутых поворотах машину бросает в кювет… (Каскадёры)

(исп. Группа «Земляне»)

Ночь безмолвною была, тихой, как погост… (Стюардесса) (исп.В.Пресняков)

На границе тучи ходят хмуро… (Танкист)

(исп.Ансамбль песни и пляски им.Александрова)

Наша служба и опасна и трудна… (Полицейский-следователь)

(песня из к/ф «Следствие ведут знатоки»)

Звенит в ушах лихая музыка атаки… (Хоккеист)

(исп.В.Мулерман)

Мы по всей земле кочуем… (Бродячие артисты)

(исп. Ансамбль «Весёлые ребята»)

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 02.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области