Интегрированная непосредственно образовательная деятельность
«Птицы нашего края»
Программное содержание: Учить детей давать ответы на вопросы, учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, закреплять реалистическое представление о птицах, о дятле, закреплять знания детей об особенностях внешнего вида, повадках птицы, приспособлениях ее к среде обитания, обогащение словарного запаса, активизировать внимание и память (через элементы рисования запоминать внешний облик птицы), воспитывать интерес и любовь детей к природе.
Совершенствовать стиль партнёрских отношений.
Оборудование: таблички: дятел, ласточка, голубь, воробей, ворона, синица; листы бумаги, кисточки, вода, мольберт.
Словарная работа: красавец, жук-короед, выдолбить, расщелина,
Предварительная работа: просмотр мультимедийных презентаций с беседами о диких и домашних птицах. Рассматривание иллюстраций на тему «Птицы», составление рассказов по картинкам из серии «Птицы». Проведение Д/И «Кто где живёт», «Кто лишний», «Найди по описанию».
Ход НОД
Воспитатель:
Снится ночью червяку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла.
Прилетит- плохи дела!
А кого червяк боится?
Угадали? Это …..(птица)
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о птицах нашего края. О какой, узнаете чуть позже. А сейчас ответьте на такой вопрос: какие птицы обитают в нашем краю?
Угадайте, что за птичка:
Тёмненькая невеличка,
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Озорной мальчишка
В сером армячишке
По двору шныряет,
Крохи собирает. (Воробей)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (Синица)
Что за весенняя чёрная птица
Любит за плугом ходить и кормиться?
Что за весенняя чёрная птица
Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)
Посмотрите на балкон:
Он с утра воркует тут.
Эта птица - почтальон,
Пролетит любой маршрут. (Голубь)
А кого в лесу недаром
Называют санитаром?
О себе загадку нам
Загадать он хочет сам:
- По деревьям я скачу,
Проверяю их, лечу.
Клювом я стучу: тук-тук!
Где тут, где тут вредный жук? (дятел)
Воспитатель: (Рассказ воспитателя о дятле). Пришла весна. Одни птицы нашего края возвратились на родину после долгой отлучки, другие пережили суровую зиму и радуются весеннему теплу.
Набухают быстро почки,
Появляются листочки,
Всюду гомон, птичья трель –
Это в лес пришел апрель.
Звонкий хор веселых птичьих голосов пришел в лес вместе с весной. Щебетание и посвистывание перекликаются с громкой барабанной дробью. Кто же это барабанит в лесу?
Дети: дятел.
Воспитатель: Да, барабанную дробь выбивает своим крепким клювом большой пестрый дятел.
Это он присел на сук
И стучит: тук-тук! Тук-тук!
Рассматривания изображения дятла на мольберте.
Воспитатель: А кто из вас видел дятла? Как он выглядит? Расскажите.
Дети: рассказ детей.
Воспитатель: Посмотрите на картинку. Дятла можно назвать красавцем. Спинка у него черная. Крылья у дятла тоже черные, но с белыми крапинками. Брюшко этой птицы белое с черными крапинками. А на голове у дятла ярко-красное пятнышко, точно беретик. Хвост у дятла большой и упругий. Почему?
Дети: ответы детей.
Воспитатель: У дятла большой и крепкий клюв. Вы, конечно же, понимаете почему? Только крепкий клюв может сделать дырочку в достаточно твердом стволе дерева. А язычок у дятла длинный, иначе трудно будет проникнуть в щель в коре и ловко достать жуков-короедов и других насекомых из-под коры.
Крепкий клюв помогает дятлу мастерить себе жилище. Две недели надо дятлу, чтобы выдолбить большое дупло. Весной в этом дупле появятся у дятла птенцы.
Они родятся слепыми, неоперившимися. Родители старательно будут выкармливать их мошками, муравьиными яйцами, личинками жуков и бабочек. Но скоро птенцы подрастут и начнут сами добывать себе корм. Все лето дятел кормится насекомыми. А зима наступит – чем ему кормиться?
Дети: предположение детей.
Воспитатель: Зимой дятлы остаются в наших краях и не улетают именно потому, что вместо живого корма – насекомых – есть в лесу много сосновых и еловых шишек с семенами. Сорвет дятел шишку, закрепит ее в расщелине дерева, начнет своим крепким клювом вылущивать из шишки вкусные семена. Часть семян уронит – не беда. Вслед за дятлом прилетят к тому месту другие птицы и начнут подбирать упавшие на снег семена, еловые и сосновые. Оказывается, дятел не только о себе позаботился, но помогает другим птицам находить корм зимой.
Пальчиковая гимнастика
Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.
Воспитатель: А теперь попробуем нарисовать с вами дятла на дереве. Проходите к своим стульчикам. Давайте вспомним, что есть у птицы и какой формы (Туловище - овал, голова - круг, крылья - полу овал, хвост, глаза, клюв), какое оперение у птицы.
Анализ:
Какую птицу мы нарисовали?
Что же нового, интересного вы узнали о дятле?
Давайте посмотрим все вместе какие птицы у вас получились.
- выберите дятла который вам больше всего понравился
- правильно ли передана окраска птицы
- что делает дятел?
- а у кого получился самый красивый дятел?