МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД №83 Г. ТОМСКА
Экологический проект
«ОГОРОД НА ОКНЕ»
(I младшая группа)
Разработали воспитатели гр.№1
Нелаева Любовь Евгеньевна
Батюкова Валентина Анатольевна
2018 г.
Экологический проект «Огород на окне» (I младшая группа)
Актуальность: Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта: формирование экологической культуры у детей и их родителей, создание условий для познавательного развития детей.
Задачи проекта:
Для работы с детьми
1.Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей через:
Наблюдения за ростом растений;
Беседы о значении овощей в жизни человека;
Опытно-экспериментальную деятельность.
2.Воспитывать бережное отношение к растениям.
3.Формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об увиденном и услышанном.
4.Формировать коммуникативные навыки.
Для работы с родителями
1.Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2.Выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога
1.Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2.Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3.Сформировать предметно-развивающую среду для проекта, оформить зоны познания играми на тему проекта.
4.Помогать детям добывать знания.
Вид проекта: познавательно - исследовательский.
Время реализации проекта: конец марта – май 2018 года
Участники проекта: воспитатели, дети младшей группы № 1 МАДОУ № 83, родители воспитанников
Предполагаемый результат:
Для детей: Расширение знаний о строении растений и роли овощей в жизни человека; формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру; развитие наблюдательности; активизация словарного запаса; накопление эмоционального позитивного опыта общения с природой; самоутверждение личности ребенка; снятие стрессовых факторов.
Для родителей: повышение компетентности по данной теме, избрание нужных ориентиров в воспитании, укрепление детско-родительских отношений, самореализация.
Для педагога: повышение профессионализма, внедрение новых методов в работе с детьми и родителями, самореализация.
Формы реализации проекта:
Формы работы с детьми:
Наблюдения, эксперименты, организованная деятельность, беседы с рассматриванием картинок, чтение художественной литературы, продуктивная деятельность, тематические прогулки, оформление фотоальбомов.
Формы работы с родителями:
Индивидуальные беседы, рекомендации, анкетирование, наглядные информационные материалы, выполнение творческих заданий.
Оборудование и материалы для посадки растений и ухода за ними: ящики с землей, семена растений, палочки, совочки, лейки с водой, грабельки.
Этапы реализации проекта:
I этап –установочный
-Анкетирование родителей;
-Определение цели, задач проекта, сроков реализации, предполагаемого результата.
II этап – подготовительный
-Подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстративного и дидактического материала по данной теме, оборудования для проведения экспериментальной работы.
-Составление плана работы над проектом.
- Определение времени в режиме для группы для реализации проекта.
-Оформление родительского уголка, размещение рекомендаций родителям по работе с детьми по проекту.
III этап (реализация проекта)-познавательно-исследовательский
Познавательная деятельность | Трудовая деятельность | Наблюдения, экспериментальная деятельность | Чтение художественной литературы | Игровая деятельность | Продуктивная деятельность | Работа с родителями | |
Беседы с детьми «Что такое огород и что на нём растёт», «Какие растения можно вырастить на подоконнике». | Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами и фруктами. | Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений» | Игры – путешествия «Разноцветные плоды растений» | Родительское собрание «Участвуем в проекте «Огород на окне». |
МАРТ | Познаватель-ное развитие Ознакомление с окружающим миром «Во саду ли, в огороде». Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями. Рассматривание иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета. | Посадка семян укропа и петрушки, луковиц. | 1.«Земля – какая она». Цель: выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая) 2. «Семена растений отличаются друг от друга» Цель: выявить внешние отличия семян друг от друга. 3.«Земля и растение» Цель: Выявить насколько земля необходима для роста растений. 4.«Вода и растения» Цель: Выявить насколько вода необходима для прорастания и роста растений. 5.Наблюдения за ростом корневой системы лука в воде | Отгадывание загадок про овощи и фрукты. Чтение русской народной сказки «Репка», стихотворения С.В. Михалкова «Овощи», В.Коркина «Что растет у нас на грядке?». Заучивание: А. Прокофьева «Огород» | П/и «Огуречик», д/и «Что растет на огороде», «Четвертый лишний», «Найди пару», «Собери из частей целое». | Рисование «Однажды хозяйка с базара пришла». | Приобретение необходимого оборудования (контейнеры, земля, удобрения, семена). Подготовка земли, материала для творческого оформления огорода. |
АПРЕЛЬ | Беседы «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений». «Посадка лука». Рассказ воспитателя «Витамины в овощах». | Посев семян кабачков, посадка лука. Полив и уход за растениями на «огороде». | 1.«Солнце и растения». Цель: определить роль солнца в жизни лука и других растений. 2.«Тепло и растение» Цель: выявить потребности растения в тепле. | Составление рассказов и сказок о луке «Как лучок появился на грядке» Чтение: А.Барто «Морковный сок», русской народной сказки «Вершки и корешки» | Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек». Хороводная игра «Урожайная» | Лепка овощей из пластилина. Конструирова- ние из бумаги «Корзинка для овощей и фруктов» | Консультация для родителей «О луке – детям». |
Составление рассказов об овощах по моделям. | Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание. | 1.«Человек и растение». Цель: выявить, нуждается ли растение в уходе человеком. | Чтение отрывков из книги Д.Родари «Приключения Чипполино», Ю.Тувим «Овощи» | Д/и: «Ботаническое лото», «Найди овощ по описанию», «Отгадай по вкусу». Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин». | Аппликация «Лук». Рисование «Помидоры в банке». | Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук» |
МАЙ | Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». | Посев укропа, петрушки, моркови и гороха на грядках в огороде. Высадка окрепшей рассады кабачков на огород. | Чтение: И.Токмакова «Купите лук», Э.Успенский «Как капусту растили» | Сюжетно-ролевая игра «Приготовим щи для кукол». Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке». Д/и «Что сначала, что потом» | Оформление фотоальбома «Огород на подоконнике». | Акция «День добрых дел» (субботник по озеленению участка) Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Маша и медведь. Витамин роста» |
IV этап – обобщающий
-Презентация проекта: постановка сказки «Репка», представление опыта работы по проекту на педагогическом совете, презентация фотоальбома «Огород на подоконнике».
Литература:
1. Программа «Истоки» под редакцией Л. А Парамоновой
2. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение» 2005 г.
3. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста». Санкт Петербург Детство – Пресс 2007 г.
4. «Экологическое воспитание дошкольников» (на основе развивающих форм образования) Разработка занятий под ред. Т. В. Бабыниной – Набережные Челны,2009.
6. . Горькова Л.Г. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию детей».
7. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М. 2005г.
8.Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М. 2006г.
9. Подборка журналов «Дошкольное воспитание» за 2013 год.
10. Интернет ресурсы.