Конспект ООД
по ОО “Познавательное развитие” познавательно-исследовательская деятельность
в средней группе “Сказка” МКОУ “Яндыковская СОШ” с/п №1
Тема: “Волшебница вода”
Подготовила: воспитатель Мордасова Т.В.
Интеграция образовательных областей: “Познавательное развитие”, “Речевое развитие”, “Художественно - эстетическое развитие”, “Социально - коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”.
Цель: расширение представлений о воде и ее свойствах посредством экспериментальной деятельности.
Программные задачи:
ОО «Познавательное развитие»
Формировать и систематизировать знания детей о воде, о её назначении, использовании.
Знакомить детей с обобщенными способами исследования воды с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов, помогать осваивать перцептивные действия.
Формировать умение получать сведения о воде в процессе ее практического исследования.
Формировать познавательный интерес, активность, наблюдательность.
Закреплять знания детей о цветах.
ОО «Речевое развитие»
Пополнять и активизировать словарь детей.
Развивать умение формулировать выводы.
Совершенствовать диалогическую речь: развивать умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Развивать умение конструировать из бумаги.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Напоминать детям о необходимости здороваться. Формировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.
ОО “Физическое развитие”
Развивать двигательную активность детей, умение двигаться в соответствии с текстом.
Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: лаборатория, прозрачная, бесцветная, опыты.
Предшествующая работа:
- наблюдения за водой;
- эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.
Оборудование: проектор, мультфильм о воде, презентация “Кому нужна вода?”, глобус, костюмы Знайки и Незнайки, белые халаты для детей, пластиковые стаканчики, вода, молоко, соки (апельсиновый, клубничный), конфеты, разноцветные камни, карточки, льдинки, термос, стекло, бумажные цветы, капельки.
Ход ООД:
Воспитатель: Ребята, к нам пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Воспитатель: Здравствуйте, ладошки! Дети: Здравствуйте!(хлопают) Воспитатель: Здравствуйте, ножки! Дети: Здравствуйте!(топают) Воспитатель: Здравствуй, мой носик!
Дети: Здравствуйте! (потрогать кончик носа) Воспитатель: Здравствуйте, гости! Дети: Здравствуйте! (машут рукой гостям)
Стук в дверь.
Воспитатель: Ой, еще кто-то к нам идет. Кто же там может быть?
В группу заходит Незнайка с глобусом в руках.
Незнайка: Здравствуйте, ребята. Я нашел на улице очень красивый мячик. И пришел с вами поиграть.
Воспитатель: Что ты, Незнайка, это не мячик, а глобус.
Незнайка: Какой ещё глобус? Что это такое - глобус?
Воспитатель: Ребята, вы знаете что такое глобус?
Дети: Знаем. Глобус - это Земля в уменьшеном виде.
Воспитатель: Верно. Глобус - это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. на нём изображают все природные объекты, которые есть на земле: горы - коричневым цветом, леса - зелёным...
Незнайка:А голубым? Посмотрите, на глобусе очень много голубого цвета.
Дети: Голубым цветом на глобусе изображают воду.
Незнайка: Да, а я и не знал.
Воспитатель:Да ты много чего не знаешь.Оставайся с нами, Незнайка.
Незнайка:С удовольствием!
Воспитатель:Давайте все вместе посмотрим мультфильм.
Просмотр мультфильма о воде.
Воспитатель:Ребята, о чем мы с вами сегодня будим говорить?
Дети: Сегодня мы будим говорить о воде.
Воспитатель: А что бы вы хотели узнать о воде?
Дети: Мы хотим знать какая она, вода.
Воспитатель:Вода - это важный природный объект. И если честно, то можно сказать, что вода - волшебница. Она необходима для всего живого на планете. Скажите, кому нужна вода?
Дети: Вода нужна человеку, животным и растениям.
Воспитатель: Правильно, вода нужна всем. Без нее нет жизни на Земле. А для чего нужна вода людям?
Дети: Людям вода нужна чтобы пить ее, готовить еду, умываться, купаться, убираться.
Воспитатель: А животным для чего нужна вода?
Дети:Животным вода нужна чтобы пить ее.
Воспитатель: Растениям для чего нужна вода?
Дети:Растениям вода нужна для роста.
Незнайка: Как вы много всего знаете. Прям как наш Знайка. Он в своей лаборатории проводит опыты.
Воспитатель: Ребята, а давайте прямо сейчас отправимся к Знайке в его лабораторию. Узнаем, почему воду называют - волшебницей ио том, какой она бывает.
Незнайка: Готовы? Тогда встанем в круг, возьмемся за руки и закроем глаза. Произнесем волшебное заклинание.
Дети закрывают глаза и произносят заклинание вместе с Незнайкой:
Палочкой волшебной
В воздухе взмахнем
Волшебство появится
В сказку попадем!
Знайка: Здравствуйте, ребята. Меня зовут Знайка, а это моя лаборатория. Здесь я провожу разные опыты. Но сюда я приглашаю не всех, только тех, кто знает правила поведения в лаборатории.
Воспитатель: Правила наши дети знают.
дети рассказывают правила
Внимательно слушать!
Без разрешения ничего не трогать!
Не разговаривать, чтобы не мешать, друг другу!
Обязательно делать вывод после каждого опыта!
Знайка: Ну тогда добро пожаловать в мою лабораторию. Сегодня я расскажу вам почему воду называют Волшебницей. Вы готовы экспериментировать? Приступим к первому опыту.
Опыт №1.
Знайка: Посмотрите, это вода. Вода - это жидкость. Она течет. Ее можно налить в стакан, вазу, ведро. Ее можно перелить из одного сосуда в другой. Давайте и мы попробуем перелить воду. В белом стакане у вас налита вода, давайте перельем ее из белого стакана в желтый.
Дети переливают воду из одного стакана в другой.
Знайка: Почему вода льется?
Дети:Потому что она жидкая.
Знайка показывает детям карточку №1(вода льется) и прикрепляет ее на доску.
Опыт №2.
Знайка: Вода может быть не только жидкой. Посмотрите внимательно, на тарелочках – лёд. Возьмите его в руки. Какой он?
Дети: Лед - холодный.
Знайка: Попробуйте надавить на него, сжать в ладошке. Какой он?
Дети: Твердый.
Знайка: Положите лед на тарелочку. Что у вас осталось на ладошке?
Дети: Вода.
Знайка: Значит лед - это тоже вода.Она может быть не только в жидком, но и в твердом состоянии, когда замерзает и превращается в лёд. Делаем вывод...
Дети: вода бывает в твердом состоянии.
Знайка показывает карточку №2 (на тарелочке лежат кусочки льда) и приекрепляет ее на доску.
Опыт №3.
Знайка: Посмотрите, у меня термос с горячей водой. Я его открою. Что вы видите?
Дети: Пар.
Знайка: Теперь я положу наверх термоса стеклышко. Посмотрите, пар охлаждается и превращается в капельки воды. Вода при нагревании первращается в пар. А пар - это газообразное состояние воды. Делаем вывод...
Дети:Вода бывает в газообразном состоянии.
Знайка показывает детям карточку №3 (пар над стаканом) и прикрепляет ее на доску
Опыт №4 (работа в парах)
Знайка: Теперь, давайте определим, какого же цвета вода. Посмотрите, это молоко. Какого оно цвета?
Дети:Молоко белого цвета.
Знайка: Теперь, давайте разделимся с вами на пары. Один человек из каждой пары закрывает глаза, а второй выбирает камушек любого цвета и опускает его в стакан с молоком.
Дети выбирают по одному камушку любого цвета и опускают в свой стакан с молоком.
Знайка: Ребята, открывайте глаза. Ваша задача - отгадать, какого цвета камушек в вашем стакане. Вы можете сказать какого цвета камушек?
Дети: Нет.
Знайка: Почему?
Дети: Молоко белого цвета и мы не видим в нем камушки.
Знайка: Ребята опять отворачиваются. А вы погрузите камушки в стаканчик с водой. Теперь мы можем увидеть какого они цвета?
Дети: Да.
Знайка: Почему?
Дети: Потому что вода - безцветная, прозрачная.
Знайка показывает карточку №4 (стакан с молоком и стакан с камушками) и прикрепляет ее на доску.
Знайка:Можно немного передохнуть и поиграть. Превращаемся в капельки.
Физкультминутка “Капельки”
Знайка: А сейчас продолжим наше экспериментирование.
Опыт №5(работа в группах)
Знайка: Давайте разделимся на группы. У вас на столе стоят стаканы с соком. Возьмем их, понюхаем. Чем пахнет сок?
Дети: сок пахнет апельсином.
Дети: сок пахнет клубникой.
Знайка: Теперь возьмите стакан с водой. Понюхайте. Чем пахнет?
Дети: Ничем не пахнет.
Знайка: Значит какой вывод мы можем сделать?
Дети: У воды нет запаха.
Знайка показывает детям карточку№3 ( в одном стакане сок апельсиновый, во втором - вода).
Опыт №6 (работа в группах)
Знайка:Здесь мы снова делимся на группы. Приступим к следующему опыту.
Дети делятся на 2 группы( на столе у первой группы в стаканчики налит яблочный сок, у второй лежат конфеты)
Знайка: Попробуйте сок. Какой он на вкус?
Дети: Сок - Кислый.
Знайка: А вы, ребята, съешьте конфету. Какая она на вкус?
Дети: Сладкая.
Знайка: А теперь все попробуйте воду. Какая она на вкус?
Дети: У воды нет вкуса.
Знайка: Вода - безвкусная.
Знайка показывает карточку №6(апельсин, конфета, вода)и прикрепляет ее на доску.
Дети: У воды нет вкуса.
Знайка: Молодцы, ребята. Вы все сегодня постарались, хорошо проделали опыты. За это я вам подарю вот такие красивые цветы. Только вам нужно свернуть их лепестки и зажать пальцами.
Дети сгибают лепестки.
Знайка:В детском саду с помощью Волшебницы воды вы сможете эти цветы тоже сделать волшебными. А теперь вам пора возвращаться в детский сад. До свидания, ребята.
Дети закрывают глаза, кружатсяи произносят заклинание:
Раз, два, три
В детский сад нас возврати!
Воспитатель: Ну вот вы и вернулись в детский сад. Вам понравилось экспериментировать в сказочной лаборатории?
Дети: Да, понравилось.
Воспитатель: Узнали почему воду называют волшебницей?
Дети: Узнали.
Воспитатель:Почему?
Дети: Воду называют волшебницей, потому что она бывает жидкой, твердой (лёд) и газообразной (пар). У нее нет цвета, запаха и вкуса.
Незнайка: Ребята, Знайка сказал, что цветы станут волшебными, если их опустить в воду.
Воспитатель:Давайте проверим. Опускайте цветы в воду.
Дети опускают цветы в воду и они раскрываются.
Незнайка:Ну вот и все, ребята, мне пора возвращаться домой. Досвидания.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Хорошо сегодня поработали, узнали много нового. Давайте теперь определим, понравилось вам занятие или нет. У нас есть вот такие капельки воды: веселые и грустные. Если вам понравилось наше занятие, прикрепите на доску веселую капельку, а если не понравилось - грустную.
Дети прикрепляют на доску капельки.
Воспитатель:Вот скалько много у нас веселых капелек, значит занятие вам понравилось. Спасибо, ребята. На этом наше экспериментирование окончено.