Методические рекомендации по формированию графо – моторных навыков
у старших дошкольников
Одним из факторов психологического базиса для развития высших психических функций у детей является развитие крупной (или общей) и мелкой (или ручной) моторики.
Моторика — это совокупность двигательных реакций, свойственных детскому возрасту. Одной из важных задач развития моторики является координация движений целостной системы тела ребенка и частных систем координации движений (рука — зрение, зрение — слух, рука — зрение — слух, слух — речь и др.), способствующих установлению связей между умениями видеть, слышать, чувствовать, двигаться, говорить. Доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга
Уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Тонкая моторика — основа развития, своего рода «локомотив» всех психических процессов (внимание, память, восприятие, мышление, речь).
Работа по формированию графо – моторных навыков у старших дошкольников должна включать три этапа работы:
I Подготовительный этап:
Цель: развитие функциональных возможностей кистей и пальцев рук.
Здесь должны использоваться упражнения:
упражнения без использования дидактического материала
(пальчиковые игры и гимнастика с речевым сопровождением, пальчиковый алфавит; массаж и самомассаж);
упражнения с использованием дидактического материала
(упражнения на развитие тактильного восприятия; игры и упражнения с природным материалом: игры с водой, рисование пальцами по песку, выкладывание узоров из крупы, семян, орехов, косточек); игры с конструктором и мозаикой по образцу и собственное воображение; работа с пуговицами (пришивание, выкладывание узоров прищепками, крючками, липучками, застежками, шнурками);
упражнения на нанизывание и выкладывание (из спичек, счетных палочек, бус, выкладывание букв);
продуктивные виды деятельности
(лепка, свободная лепка, лепка по теме; аппликация - симметричное силуэтное вырезание, обрывание по контуру, выкладывание узоров; конструирование из бумаги и природного материала; бумагокручение - квиллинг; изобразительная деятельность - рисование красками, гуашью, фломастерами, цветными карандашами и мелками, выполнение рисунков по образцу, трафаретам, штриховка образца буквы.
II Основной этап:
Цель: развитие оптико–пространственного восприятия, зрительно–моторной координации, проводится по следующим направлениям:
1 направление - обучение детей правильной посадке за столом.
В ходе этой работы детей знакомят с соблюдением элементарных гигиенических правил при письме: сидеть прямо; опираться спиной на спинку стула; не опираться грудью на край стола; ноги держать прямо, стопы на полу или подставке; туловище, голову, плечи держать ровно; обе руки лежат на столе, опираются о край стола, локти выступают за край стола.
2 направление - обучение ребенка правильно держать карандаш и бумагу.
3 направление – рисование точек, прямых, наклонных, параллельных линий, полуовалов, кругов, зигзагов:
рисование точек, коротких вертикальных, горизонтальных, наклонных линий.
Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке, зрительно – двигательную координацию и мелкую моторику, навыки безотрывного письма, зрительное внимание. Упражнения лучше выполнять в тетрадях с крупной клеткой;
рисование прямых и наклонных параллельных линий.
Цель этих упражнений – развивать ориентирование на рабочей строке и в микропространстве (правый верхний и левый нижний углы, слева направо, зрительно – двигательную координацию, навыки безотрывного письма, зрительное внимание; укреплять мелкую мускулатуру пальцев руки;
рисование полуовалов, кругов, овалов и зигзагов, учитывая ограничительную линейку – строку.
4 направление – написание печатных букв и элементов письменных букв:
написание печатных букв в крупной клетке.
Цель упражнений – усвоение графического изображения печатных букв алфавита, профилактика дисграфии и дислексии;
написание печатных букв в строке.
Цель упражнений – закрепить навыки написания печатных букв, учитывая ограничительную линейку – строку;
письмо элементов письменных букв в строке.
Цель заданий – познакомить со сходством и различием в начертании печатных и письменных букв, развитие мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания.
III Заключительный этап:
Цель: закрепление полученных навыков по развитию оптико–пространственного восприятия, зрительно – моторной координации, детей обучают написанию графических диктантов:
копирование графического рисунка без речевого сопровождения педагога.
Цель упражнения – развивать зрительно–двигательную координацию, навык безотрывного письма, зрительное внимание;
копирование графического рисунка по памяти.
Цель задания - развивать зрительно – двигательную координацию, навык безотрывного письма, зрительное внимание и память;
графический диктант с речевым сопровождением педагога.
Цель упражнения–развитие мелкой моторики, оптико–пространственного восприятия, зрительно–моторной координации, образного мышления.
Вывод: таким образом, применение в работе данных методических рекомендаций, дополняют задачи, поставленные учебной программой по изобразительной деятельности. Поэтапная работа будет способствовать формированию у старших дошкольников графо-моторных навыков и готовить детей к дальнейшему школьному обучению.
На результативность выполнения инструкций большое влияние оказывает положительная мотивация детей, добиться которой можно через внесение ярких и красочных пособий, использование игровых (например, сказочные персонажи и др.) и соревновательных элементов.
К контролю и анализу выполнения привлекаются все дети подгруппы, что способствует выработке у них внимания, зрительного сосредоточения, приучает адекватно оценивать выполнение задания другим ребенком, аргументировать свою оценку в устной речи.
. Психологи изучали процесс образования систем связей между зрительным, слуховым и двигательным анализаторами, и доказали, что они зависят от сформированности:
- зрительного и двигательного контроля (зрительно - моторной координации);
- координации движений (умения координировать движения звеньев пишущей руки; навыка произвольного изменения направления движения);
- пространственного восприятия (поля зрения - целостность, широта, разносторонность; остроты зрения; глазомера);
- пространственных представлений (знания «телесной схемы»; умения видеть графему и ее точное расположение; умения анализировать предмет, его изображение; процессы соизмерения);
- чувства ритма (способности, проявляющейся при воспроизведении ритмически организованных элементов временного ряда);
- «ручной умелости» (развитой мелкой моторики);
- необходимого объема распределения внимания для предотвращения графических ошибок (антиципации, персевераций);
- зрительного внимания;