ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 01 РЕАЛИЗАЦИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ И ТОВАРОВ
АПТЕЧНОГО АССОРТИМЕНТА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ ФАРМАЦИЯ
Н.Е. Боробова, Э.А. Бондаренко
ГБПОУ «Краснодарский краевой базовый медицинский колледж» министерства здравоохранения Краснодарского края
Одним из основных направлений системы здравоохранения является инновационное развитие в подготовке фармацевтов.
Федеральный Государственный образовательный стандарт требует от современного фармацевта способности и готовности создать условия для определенной деятельности и выполнить эту работу согласно государственному стандарту и законодательству РФ.
Важной составляющей инновационных образовательных технологий, является компетентностный подход к организации образовательного процесса. Каждый из этапов образовательного процесса должен способствовать формированию общекультурных и профессиональных компетенций будущего фармацевта. В связи с этим в процессе обучения студент должен научиться не только получать определенную сумму знаний и умений, но и превращать их в компетенцию, то есть в набор знаний, практических умений, способов деятельности, информационной осведомленности и психологической готовности к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для деятельности фармацевта в аптечной деятельности.
Процесс овладения студентами профессиональными знаниями, практическими умениями основывается на последовательно усложняющихся, качественно отличных друг от друга уровнях освоения материала. Профессиональные знания, полученные в начале изучения ПМ 01 от МДК 01.01.4 Лекарственные растения Северного Кавказа оформляются в практические навыки по самостоятельному выполнению манипуляций. Преемственность изучения дисциплины на каждом последующем курсе позволяет не только закрепить и совершенствовать полученные знания, умения и навыки, расширить их диапазон, но и углубить, вывести на новый качественный уровень их выполнения.
Проведение производственной практики обеспечивает приобретение и закрепление необходимых умений, формирование профессиональных компетенций, готовность к самостоятельной и индивидуальной работе, принятию ответственных решений в рамках профессиональной компетенции.
Закрепление навыков происходит в симуляционных кабинетах на новейших обучающих тренажерах, приобретенных при поддержке Министерства здравоохранения Краснодарского края.
Производственная практика закрепляет и расширяет теоретические знания, полученные студентами по разделу 4 "Лекарственные растения Северного Кавказа (Краснодарского края)" ПМ. 01 "Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента.
Производственная практика включает в себя изучение культивируемых и дикорастущих лекарственных растений, произрастающих в Краснодарском крае, изучение естественных мест обитания лекарственных растений, рассматривает вопросы охраны редких и внесенных в Красную книгу.
В инновационные технологии обучения предусмотрены экскурсии в ботанические сады КубГУ и КГАУ, парки и скверы города Краснодара (парк "Солнечный остров", парк "Чистяковская роща", парк "Городской сад" и др.). Если в ботаническом саду проводится ознакомление студентов с культивируемыми лекарственными растениями, то в парках и скверах – с дикорастущими.
Студенты принимают участие в сборе лекарственных растений (растительного сырья) и изготовление гербарного материала.
Цель обучения состоит не только в передаче студентам общих понятий ПМ. 01 Реализация лекарственных средств и товаров аптечного ассортимента, но и построение определенного уровня умений и навыков для того чтобы студенты на производственных практиках уверенно и убедительно выполняли практические манипуляции, демонстрировали коммуникативные способности и прочные знания.
В целях совершенствования профессиональной подготовки фармацевтов преподаватели активно применяют новые формы и методы обучения. Так начал работу мобильный учебный кабинет симуляционной аптеки, оснащенный в соответствии с современными требованиями к помещениям аптечных организаций.
Преподаватели ККБМК успешно проводят открытые практические занятия, в ходе которого повышается познавательный интерес студентов путем активизации непроизвольных процессов памяти. Данный вид занятий даке высокий уровень усвоения студентами учебного материала, полученного через самостоятельную мыслительную и практическую деятельность в ходе данного занятия, знания и умения будут применяться студентами в их будущей профессии. Таким образом, процесс обучения с использованием симуляционных технологий, несомненно, способствует формированию общих и профессиональных компетенций фармацевтов, так необходимых для практического здравоохранения Краснодарского края.
Таким образом, инновационные методы обучения не только повышают мотивацию студентов к изучению материала, но и оптимизируют работу преподавателей. В то же время инновационная модель не исключает опоры на традиционные основы и использует формы и методы классической модели обучения.
Список использованных источников:
1. Бережнова Е. В. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов: учебник для студ.учеб.заведений - 3-е изд. М.: Из- дат.центр «Академия», 2017.- 128с.
2. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образователь- ном учреждении. М., 2016.
3. Учайкина О.Н. Совершенствование работы фармацевта в аптечной организации // Фармацевтический вестник. –2013. –N 3. –С.48-54.
4. Шарабчиев Ю.Т. Ресурсосберегающие механизмы развития медицинской науки: инновационные проекты и теоретические исследования в медицине [Электронный ресурс]. Медицинские новости. –2003. –№ 11 сайт.