Технологическая карта по образовательной деятельности
_Сафиной Асии Гусмановны,_воспитателя МДОУ «Детский сад «Журавленок» г. Надыма»
Образовательная деятельность | «Познавательное развитие» (формирование целостной картины мира), «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) | ||||
Возраст детей | 6-7 лет | ||||
Тема НОД | "Путешествие в прошлое счётных устройств" | ||||
Цель | Формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека); стимулирование детского творчества. | ||||
Задачи | Образовательные задачи: -познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком. Развивающие: -развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; -активизировать познавательную деятельность детей; -развивать умение оценивать свои и чужие продукты труда; -развивать воображение и фантазию. Воспитательные: - воспитывать любознательность; -воспитывать уважение к человеку труда; -воспитывать волевые качества (умение доводить начатое дело до конца). | ||||
Материал | Рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук. | ||||
Предполагаемый результат | Расширение знаний у воспитанников о процессе преобразования счетных устройств. Повышение познавательной активности, заинтересованности и интереса к трудовой деятельности человека. | ||||
Этапы технологии «Ситуация» | Этапные задачи | Деятельность педагога | Осуществляемая деятельность воспитанника | Предпосылки учебной деятельности | Контроль результатов деятельности |
Введение в игровую ситуацию | Создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в деятельность. Постановка детской цели | В круг широкий вижу я, встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, а теперь пойдем налево. В центре круга соберемся, и на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем и здороваться пойдем! Ребята, посмотрите, сколько у нас гостей, Давайте с ними поздороваемся. Младший воспитатель, сидя за столом, производит вычисления на калькуляторе. - Чем Вы занимаетесь, Светлана Геннадьевна? Что делаете? (считаю) - Ребята, а на чем считает Светлана Геннадьевна ? (считает на калькуляторе). -Что это за предмет такой? (это счетное устройство) - Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета). - А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? (ответы детей). Хотите узнать? Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства. А где мы можем познакомиться с прошлым счетного устройства? Где хранятся предметы истории? (В музее). Давайте отправимся с вами в виртуальный музей. | Включаются в игровую ситуацию, отвечают на вопросы педагога, активизируют мыслительные процессы. | Настрой на предстоящую деятельность | Включение в диалог. |
Актуализация знаний | Создать мотивационную ситуацию для введения понятия ВИРТУАЛЬНЫЙ | Как вы думаете, почему я назвала наш музей виртуальным? (варианты ответов детей). Виртуальный - это который может быть и в действительности. Разрешите мне сегодня быть экскурсоводом. (Дети садятся на стулья). | Участвуют в диалоге. Отвечают на вопросы, рассказывают, объясняют. | Умение слушать и понимать, удерживать учебную задачу | Включение в обсуждение |
Затруднение в ситуации | Фиксация затруднения, понимание его причины. | - В древние времена первобытные люди не умели считать. Учителем была сама жизнь. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать. А на чем? | Дети сталкиваются с затруднением. Ищут варианты, как решить поставленную задачу. | Умение фиксировать затруднение | Ответы детей |
Открытие нового | Вовлечение детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия нового знания, формирование опыта успешного преодоления трудностей через выявление и устранение их причин. | 1. Вот наш первый экспонат. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Показ). Пальцы и были самым первым счетным устройством. Скажите, пожалуйста, а сколько пальцев на вашей руке? Поиграем? На моей руке 5 пальцев, 5 хватальцев, 5 держальцев Чтоб хватать и чтоб пилить Чтобы брать и чтоб дарить Их нетрудно сосчитать 1,2, 3,4,5 – это на одной, 1,2,3,4,5 – это на другой (дети считают все вместе) А всего их 10. Значит, самыми древними устройствами для счета были .....пальцы рук и ног. 2. Быт человека развивался. Стал усовершенствоваться счетный материал, так как пальцев рук и ног не хватало, и стали использовать палочки, камушки, шишки, ракушки и т.д. (показ). (задание детям: решить задачу с помощью ракушек) Задача: Три пушистых кошечкиУлеглись в лукошечкеТут одна к ним прибежалаСколько вместе кошек стало? Дети: четыре. (считают ракушками). 3. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты».(показ). Придумали счет на узелках - индейцы племени майя. Узелковые счеты сделаны они из веревки, на которой было завязано множество узелков. При помощи этих узелков люди считали (показывает). - Сколько у кошки хвостов? (Один узелок - показ воспитателя)). - Сколько у кошки ушей? (Завязывает ребенок). - Молодцы! Умеете пользоваться «узелковыми счетами». 4. В Древней Греции считали на особой доске. И это деревянная счетная доска называлась Абак. (Показ). Абак –греческое слово, которое переводится как счетная доска. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались мелкие предметы в количестве 10 штук (косточки, бабы, горох), затем их пересчитывали. 5. Интересно, что же это такое? (берет счеты). Вы знаете, что это такое? Дети: Это счеты! -А для чего они нужны? -Они необходимы, для того, чтобы считать. -А мы сейчас проверим, умеете ли вы считать на счетах? (задание - задача в стихах, ребенок выходит выполнять) Задача: Сколько маленьких утят,Плавать и нырять хотят?Три уплыли далеко,Два нырнули глубоко? Дети: пять (отсчитывают пять косточек на счетах) -И с этим заданием вы хорошо справились! Счеты долгое время использовали бухгалтера, в магазинах, при помощи этих счет считали копейки и рубли. ФИЗМИНУТКА. 6. Считать приходилось много, становилось все сложнее и сложнее, и совершенно естественно возникла потребность в изобретении устройств, помогающих счету, т. е. счетных устройств. Но, чтобы считать большие числа, на этих счетах человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел счетную машинку. Эту счетную машину вы наверное знаете (показывает). Как она называется? Дети: Калькулятор. А что можно делать на калькуляторе? Дети: -На калькуляторе можно выполнять различные действия: складывать, отнимать, делить, умножать, решать сложные примеры и задачи. На кнопках калькулятора написаны математические знаки (показывают + —: * =) и цифры (от 0 до 9) 7. -А теперь подойдем к последнему экспонату. Как вы думаете, что это? Дети: Компьютер. - Что можно делать с помощью компьютера? Дети: -Считать, играть в компьютерные игры, составлять программы, смотреть мультфильмы, слушать музыку, печатать тексты. Он приносит пользу, так как помогает нам в труде. Его создал во Франции в 17 веке Паскаль ...) - Чем компьютер отличается от калькулятора? Дети: - На калькуляторе можно только считать, а компьютер это машина, которая может хранить и отыскивать огромное количество информации, а так же быстро решать множество сложных задач. Ребята, а еще я знаю современную вычислительную технику. Смотрите, у меня есть очень умный телефон. Он всегда везде со мной, настоящий помощник мой. На нем тоже можно прибавлять и вычитать, умножать, делить, считать. А вот планшет тоже современная техника, удобен в обращении и его можно всегда носить с собой. Понравилось ли Вам ваше путешествие? Что вы узнали нового? На чем легче считать, на компьютере или на пальцах? Значит, современные счетные устройства облегчают труд человека. | Включаются в активную познавательно-речевую деятельность – рассуждают, отвечают на вопросы. Выполняют задание на закрепление счета на новом устройстве счета. Осуществляют самостоятельную проверку и взаимопроверку. | Выполнение действия по заданию воспитателя, самоконтроль | Ответы и правильные действия детей |
Введение новых знаний в систему знаний | Использование нового знания совместно с освоенными ранее знаниями. | Воспитатель: -Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в прошлое счетных устройств. А чтобы вы запомнили историю счетных устройств, как считали люди раньше, какие были изобретены предметы для счёта, о каких предметах мы сегодня беседовали, я предлагаю вам игру «Что было, что будет». (Один ребенок выходит, показывает картину - экспонат и спрашивает: - Что было? (ответ). -Что будет? (ответ). Воспитатель. - Ребята, как вы думаете, история счетных устройств на этом завершен? (ответы детей). А как вы представляете будущее счетных устройств? Будут они усовершенствоваться? А вы сможете нам показать, как вы это представляете? Как? (варианты ответов детей). Не хотите ли стать конструкторами в нашем научном центре и нарисовать нам ваши варианты будущего счетных устройств? (Рисование по замыслу карандашами). Обратить внимание на расположение рисунка на листе и на размер. | Выполняют задание. Осуществляют самостоятельную проверку и взаимопроверку. | Выполнение действия по замыслу, самоконтроль. | Анализ индивидуальных достижений. |
Осмысление (итог) | Фиксирование детьми достижения «детской» цели. Проговаривание условий, которые позволили достигнуть этой цели. Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности и деятельности других детей. | Вот и получились у вас счетные устройства будущего. (Выставляются работы). Ребята, сегодня у вас получилось стать конструкторами? Вы смогли нарисовать счетное устройство будущего? Что вам в этом помогло? (Знали прошлое счетных устройств). Ты доволен своей работой, Миша? Какая работа, Анечка, нравится тебе больше всего? Почему? Молодцы, ребята, я уверена, вы в будущем и усовершенствуете счетные устройства. Давайте полюбуемся нашими работами. (Педагог оценивает деятельность детей). – Мне было очень приятно с вами путешествовать. Вы были внимательными, дружными, старательными. Поэтому у нас получился такая сказочная выставка. | Развивают речь (отвечают на вопросы воспитателя) Учатся анализировать | Самооценка | Анализ индивидуальных достижений. Дают оценку своей работе и работе других детей. |