Урок литературы в 11 классе.
Тема урока: Сатирическое изображение Москвы 30-х годов в романе Михаила Булгакова "Мастер и Маргарита"
Цель урока:
Обучение характеристике героям с самостоятельным выводом.
Основные понятия: сатира, сатирические приемы (шарж, ирония, гротеск, сарказм).
задачи: проверить содержание романа, обучение навыкам устной и письменной речи.
Урок развивает коммуникативные качества, творчество и любознательность, межличностное взаимодействие и сотрудничество.
1 этап. Приветствие/знакомство. "Здороваемся глазами".
Давайте поздороваемся друг с другом. Но не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение. Улыбнитесь друг другу, и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Мы спокойны, добры и приветливы. Пожелаем друг другу хорошего настроения.
2 этап. Вхождение в тему урока (определение целей урока). "Картинная галерея". Блиц-опрос.
Учащимся предлагаются слайды с иллюстрациями к московской части романа и отрывок из фильма (сцена в Варьете). Ученики называют героев, изображенных на картинах, и определяют, с какой целью Воланд прибывает в Москву.
3 этап. Определение ожиданий и опасений учащихся. "Строим дом".
Ученики пишут на листочках свои опасения и ожидания и прикрепляют на доску, чтобы получился дом.
4 этап. Закрепление изученного (обсуждение д/з). "Путешествие по Москве Булгакова".
На трамвае 30-х годов (слайд) мы отправляемся в путешествие по булгаковской Москве. Ученики называют места, где стоит остановиться (дом Грибоедова, "нехорошая квартира", варьете и др), рассказывают, с какими героями мы здесь встречаемся, дают им характеристики, приходят к выводу о том, что Воланд в романе выступает в роли справедливого судии, и действительно «совершает благо», наказывая взяточников, лгунов и бездельников.
5 этап. Инпут (интерактивная лекция) . "Рассказ экскурсовода" Рассказ учителя (или индивидуальное задание - рассказ ученика) о Москве 30-х годов, о восприятии Булгаковым советской действительности, о прототипах героев романа. Ученики задают вопросы "экскурсоводу"
6 этап. Проработка содержания темы. Продолжение "Путешествия по Москве".
Учащиеся делятся на группы и готовят сообщения о москвичах - героях романа (литераторах, жильцах дома на Садовой, служащих варьете), обращая внимание и на используемые автором сатирические приемы. В итоге приходят к выводу о том, что в Советской России люди остались такими же, как и тысячелетия назад. «Люди как люди…».
7 этап. Эмоциональная разрядка. «Физминутка» с использованием музыкальных презентаций.
8 этап. Рефлексия. "Четыре я".
Ученикам раздаются стикеры с надписями «Я узнал…,»Я научился…», «Я проявил себя…», «Я смогу применить…»
Учитель предлагает ученикам дописать стикеры и расположить в круге в соответствующем секторе. Чем ближе к центру, тем сильнее эффект.