Конспект урока обучения грамоте по программе
УМК «Школа России»,
1 класс, Русская азбука, авт. Горецкий В.Г. и др.
Учитель начальных классов: Родионова Любовь Викторовна
г.Бийск, МБОУ СОШ №3
ноябрь 2017год
Тема урока: Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.
Тип урока: Изучение нового материала.
Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука.
Задачи:
1.Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных на письме. Учить читать слова с буквой ь (мягкий знак).
2. Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание.
3. Воспитывать любовь к природе, животным; уважение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Планируемые результаты:
Предметные: обучающиеся научатся: сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы, обозначать мягкость согласных звуков; осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст; получат возможность научиться: обсуждать свою учебную деятельность в школе, рассуждать на заданную тему.
Личностные: проявляют интерес к учебному материалу, определяют границы собственного знания и «незнания».
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: выявляют проблему, формулируют вместе с учителем учебную задачу и планируют её выполнение.
Познавательные: общеучебные- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; постановка и решение проблемы- как обозначить мягкость согласных звуков; логические –анализируют, выдвигают свои предположения, дают характеристику букве, строят рассуждения в форме простых суждений.
Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, строят высказывания
Технология построения урока: Проблемно-диалогическая с использованием ИКТ.
Оборудование:
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор,
Для учащихся: Учебник «Азбука» 1 класс
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.
Методы обучения:
-по источнику знаний – наглядный, практический;
-по характеру познавательной деятельности учащихся — частично-поисковый.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Чтение стихотворения «Доброе утро» Н. Красильниковой.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым!
Пусть доброе утро длится до вечера!
Учитель:
Я приветствую всех и желаю всем доброго дня! У меня сегодня хорошее настроение, надеюсь, у вас оно тоже хорошее и сохранится до конца рабочего дня.
А теперь покажите, с каким настроением вы пришли на урок.
(солнышко, тучка).
2.Самоопределение к учебной деятельности.
Цель:
включить учащихся в учебную деятельность.
Зачем мы изучаем буквы?
К нам на урок пришел гость. Отгадайте, кто он.
В голове снег,
В животе снег,
И в ногах снег,
И в руках снег,
Что за чудо человек?
(На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с заданиями)
- Снеговик принес конверт. Что же в нем?
3. Артикуляционная зарядка.
- Конверт мы сможем открыть, если справимся с игрой «Эхо». - Мы же справимся?
Я произношу предложение, а вы должны повторить только 2 последних звука.
Горит в комнате свеча. Ча –ча – ча.
Молоточком я стучу. Чу –чу – чу
Наступила ночь. Оч –оч – оч.
4. Актуализация знаний.
Цель: зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности.
- Молодцы! Какой повторяющийся звук вы услышали? Дайте ему характеристику.
-Что сейчас повторяли?
- Хорошо, вы готовы открыть конверт?
Один из учеников открывает конверт и достает письмо. Зачитывает его содержание классу:
Привет, друзья!
Приглашаю вас поиграть в снежки!
Волшебница - Зима.
- Принимаете приглашение Волшебницы – Зимы?
(Учитель бросает мяч – снежок и произносит задание, ученик отвечает на вопрос и возвращает мяч).
- Назовите гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного. А, О, У, Ы.
- Назовите гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного. И, Я, Е.
- Назовите парный глухой согласный звук звуку [г]. [к]
- Назовите парный звонкий согласный звук звуку [т]. [д]
- Назовите буквы, обозначающие 2 звука в начале слова и после другого гласного. Е, Я.
- Произнесите звук, который может быть только мягким. [ч]
Расскажите снеговику, с какой целью вы отвечали на вопросы.
5.Работа в группах.
Игра « Шифр»
- Возьмите конверты, которые принес вам снеговик. Откройте и прочтите задание.
- Что надо сделать? (Составить из букв слово. К этому слову составить звуковую схему.)
Гусь лось
- Что общего в этих двух словах? (последний звук в каждом из этих слов - мягкий)
- С помощью чего он стал мягким? ( с помощью мягкого знака).
6.Формулировка темы урока, постановка учебной цели.
Цель:
организовать коммуникативное взаимодействие; согласовать цель и тему урока.
- Поменяйте местами одинаковые снежки и прочитайте, что получилось.
- Предположите, о чём пойдет речь сегодня на уроке.
- Какую цель поставим перед собой?
- Верно, мы узнаем секрет ь. Научимся читать слова с новой буквой.
-Для чего это нужно знать?
7.Знакомство с новой буквой.
- Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.
- Как вы думаете ребята, для чего нам буква ь? Сейчас обсудите в парах и выскажите свои предположения? (смягчать согласные звуки)
- Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.
- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)
Буква Р перевернулась –Мягким знаком обернулась.
8. Работа по теме урока.
Цель:
- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;
- Откройте азбуки на с.10, прочитайте пословицу, написанную вверху страницы.
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
- Как вы понимаете эту пословицу?
- Молодцы. Покажем своё умение отгадывать слова (Снеговик приготовил для вас загадки).
(Учитель загадывает загадки, а обучающиеся находят иллюстрации – отгадки и составляют к ним звуковые схемы.)
1 ученик выполняет работу у доски, остальные – на своих рабочих местах.
Даже в зимнюю метель
Зелены сосна и … - Ель.
Если есть у кисочки
На ушах две кисточки,
Эту киску берегись,
Потому что это …- Рысь.
Известно с давних
Нам времён,
Что эта птица –
Почтальон. - Голубь.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. - Лось.
- Напечатайте слова под звуковыми схемами.
- Сравните схемы и написания слов.
-Какой вывод можно сделать?
Необходимо подвести обучающихся к тому, что, если после согласного нет гласного, обозначающего мягкость согласного, то при написании используется Ь, и что щн не обозначает звука).
-Какую работу выполняет мягкий знак в словах-отгадках?
9.ФИЗМИНУТКА.
- А теперь давайте отдохнём. Встали все.
- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хорь, карась, гуси, гусь, кон, конь, роль, соль, ёлка, ель, осень, лето.
Молодцы.
10. Первичное закрепление.
Цель:
- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;
- Рассмотрите иллюстрацию на с.10 в азбуке.
- Какое время года изображено на рисунке?
- Кто изображен?
- Чем заняты лось и заяц?
- Какое время суток изображено?
- Как вы догадались, что это ночь?
- Придумайте сказочную историю про лося.
- Молодцы. Прочитайте предложения под иллюстрацией (около голубого ромба).
Читают пословицы.
- Как мы называем такие фразы?
- Почему так говорят? Обучающиеся объясняют смысл пословиц.
- Какие буквы в этих пословицах выделены жирным шрифтом?
Мягкие знаки.
- Посмотрите на рисунок в красной рамке на с. 11 учебника. Кто там изображен?
- Проведем звуковой анализ слов «гусь», «гуси».
- Чем похожи и чем различаются схемы этих слов?
- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков?
- И, Е, Я. Как в слове «гуси» буква И смягчает предшествующий согласный звук [с,]
- Имеется ли на конце слова «гусь» хотя бы одна из этих букв?
- Почему же тогда звук [ с,] произносится мягко?
- В слове «гусь» есть Ь. Он делает предшествующий согласный мягким.
- В чем же секрет мягкого знака?
- Мягкий знак смягчает предшествующий согласный.
- Посчитайте, сколько букв в слове «гусь».
- Сколько звуков в этом слове?
- Почему в слове «гусь» букв больше, чем звуков?
-Какой сделаем вывод?
Мягкий знак не обозначает звука. Он смягчает предшествующий согласный.
11. Повторение.
Цель:
- тренировать навыки чтения слов с ь.
1. Работа с учебником. Азбука авт. В.Г.Горецкий II часть стр. 11
- Прочитайте текст «про себя». (Дети читают вполголоса)
- Чтение вслух «цепочкой».
2. Обсуждение прочитанного.
Как вы его озаглавите? (Лось. Быстрый лось. Любимая пища лосей. Забота о лосях.)
- О ком говорится в тексте?
- Как понимаете слова "нет преград"?
- Почему автор сравнивает лося с ветром?
- Чем питается лось?
- Что ещё любит лось?
- Хотели бы вы узнать ещё что-то интересное об этом животном?
- Где можно получить необходимые сведения? (Из телепередач, из интернета, прочитать в энциклопедии).
Лось – это дикое животное, которое обитает в лесу почти по всей территории России. Длина тела достигает 3м., высота до 2,3м., весят 250 – 570 кг. Самцы имеют рога, у самок их нет. Животные хорошо приспособлены к суровым морозным и снежным зимам, тело их покрыто грубой шерстью. Лоси держатся поодиночке или небольшими группами. Кормятся травами, древесно-кустарниковыми растениями, лишайниками и грибами. Для лосей, особенно молодых, опасны волки, медведи, росомахи. Однако взрослые сильные лоси могут за себя постоять. Их копыта – грозное оружие.
12.Тест.
Учитель: Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах в конвертах, которые принес снеговик, находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке. (Самостоятельная работа учащихся).
Фамилия, имя:Оцени себя сам
1. Какая буква звука не обозначает?
1.ь
2.и
3.я
2. Какое слово будет лишним?
1.тень
2.кольцо
3.урок
3. Подбери пару к слову конь.
1.кот
2.кон
3.кол
4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис…мо, пал…то, ден… .
1.согласную
2.гласную
3.мягкий знак
5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?
1.а, о, у, ы, э.
2.е, и, я, ь.
7 . Самопроверка теста
Учитель: Проверьте свою работу. За каждый правильный ответ поставьте себе «+». Посчитайте все свои знаки «+». Если у вас 5 плюсов – вы молодец!
если 4 – очень хорошо!
если 3 –неплохо!
1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт!
если 0 –сегодня не ваш день, но у вас всё получится!
13. Подведение итога урока. Самооценка.
-С какой буквой познакомились?
-Что узнали про эту букву?
Оцените свою работу на уроке. (веселого, грустного).
Сегодня на уроке
-Я узнал..........
-Я понял ……
-Мне было интересно……
- Молодцы! Спасибо за урок.