Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Урок обучения грамоте

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Конспект урока обучения грамоте по программе

УМК «Школа России»,

1 класс, Русская азбука, авт. Горецкий В.Г. и др.

Учитель начальных классов: Родионова Любовь Викторовна

г.Бийск, МБОУ СОШ №3

ноябрь 2017год

Тема урока: Буква ь - показатель мягкости предшествующих согласных звуков.

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с буквой ь как показателем мягкости предшествующего согласного звука.

Задачи:

1.Рассмотреть функции мягкого знака – обозначение мягкости согласных на письме. Учить читать слова с буквой ь (мягкий знак).

2. Развивать фонематический слух, память, мышление, воображение, умение концентрировать и переключать внимание.

3. Воспитывать любовь к природе, животным; уважение друг к другу, взаимное сотрудничество.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся научатся: сравнивать слова, содержащие мягкий знак со звуковой моделью этих слов и делать выводы, обозначать мягкость согласных звуков; осмысленно читать текст, понимать его содержание, отвечать на вопросы и озаглавливать текст; получат возможность научиться: обсуждать свою учебную деятельность в школе, рассуждать на заданную тему.

Личностные: проявляют интерес к учебному материалу, определяют границы собственного знания и «незнания».

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: выявляют проблему, формулируют вместе с учителем учебную задачу и планируют её выполнение.

Познавательные: общеучебные- осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; постановка и решение проблемы- как обозначить мягкость согласных звуков; логические –анализируют, выдвигают свои предположения, дают характеристику букве, строят рассуждения в форме простых суждений.

Коммуникативные: оформляют свои мысли в устной форме, строят высказывания

Технология построения урока: Проблемно-диалогическая с использованием ИКТ.

Оборудование:

Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор,

Для учащихся: Учебник «Азбука» 1 класс

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Методы обучения:

-по источнику знаний – наглядный, практический;

-по характеру познавательной деятельности учащихся — частично-поисковый.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Чтение стихотворения «Доброе утро» Н. Красильниковой.

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро»

Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится добрым, доверчивым!

Пусть доброе утро длится до вечера!

Учитель:

Я приветствую всех и желаю всем доброго дня! У меня сегодня хорошее настроение, надеюсь, у вас оно тоже хорошее и сохранится до конца рабочего дня.

А теперь покажите, с каким настроением вы пришли на урок.

(солнышко, тучка).

2.Самоопределение к учебной деятельности.

Цель:

включить учащихся в учебную деятельность.

Зачем мы изучаем буквы?

К нам на урок пришел гость. Отгадайте, кто он.

В голове снег,

В животе снег,

И в ногах снег,

И в руках снег,

Что за чудо человек?

(На доске появляется рисунок снеговика, к которому прикреплен конверт с заданиями)

- Снеговик принес конверт. Что же в нем?

3. Артикуляционная зарядка.

- Конверт мы сможем открыть, если справимся с игрой «Эхо». - Мы же справимся?

Я произношу предложение, а вы должны повторить только 2 последних звука.

Горит в комнате свеча. Ча –ча – ча.

Молоточком я стучу. Чу –чу – чу

Наступила ночь. Оч –оч – оч.

4. Актуализация знаний.

Цель: зафиксировать индивидуальные затруднения в деятельности.

- Молодцы! Какой повторяющийся звук вы услышали? Дайте ему характеристику.

-Что сейчас повторяли?

- Хорошо, вы готовы открыть конверт?

Один из учеников открывает конверт и достает письмо. Зачитывает его содержание классу:

Привет, друзья!

Приглашаю вас поиграть в снежки!

Волшебница - Зима.

- Принимаете приглашение Волшебницы – Зимы?

(Учитель бросает мяч – снежок и произносит задание, ученик отвечает на вопрос и возвращает мяч).

- Назовите гласные, обозначающие твердость предшествующего согласного. А, О, У, Ы.

- Назовите гласные, обозначающие мягкость предшествующего согласного. И, Я, Е.

- Назовите парный глухой согласный звук звуку [г]. [к]

- Назовите парный звонкий согласный звук звуку [т]. [д]

- Назовите буквы, обозначающие 2 звука в начале слова и после другого гласного. Е, Я.

- Произнесите звук, который может быть только мягким. [ч]

Расскажите снеговику, с какой целью вы отвечали на вопросы.

5.Работа в группах.

Игра « Шифр»

- Возьмите конверты, которые принес вам снеговик. Откройте и прочтите задание.

- Что надо сделать? (Составить из букв слово. К этому слову составить звуковую схему.)

Гусь лось

- Что общего в этих двух словах? (последний звук в каждом из этих слов - мягкий)

- С помощью чего он стал мягким? ( с помощью мягкого знака).

6.Формулировка темы урока, постановка учебной цели.

Цель:

организовать коммуникативное взаимодействие; согласовать цель и тему урока.

- Поменяйте местами одинаковые снежки и прочитайте, что получилось.

- Предположите, о чём пойдет речь сегодня на уроке.

- Какую цель поставим перед собой?

- Верно, мы узнаем секрет ь. Научимся читать слова с новой буквой.

-Для чего это нужно знать?

7.Знакомство с новой буквой.

- Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.

- Как вы думаете ребята, для чего нам буква ь? Сейчас обсудите в парах и выскажите свои предположения? (смягчать согласные звуки)

- Вот для этого и служит буква ь, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные читаются мягко.

- На что похожа буква мягкий знак? (Предположения детей.)

Буква Р перевернулась –Мягким знаком обернулась.

8. Работа по теме урока.

Цель:

- организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия, устраняющего причину выявленного затруднения;

- Откройте азбуки на с.10, прочитайте пословицу, написанную вверху страницы.

Красна птица опереньем, а человек уменьем.

- Как вы понимаете эту пословицу?

- Молодцы. Покажем своё умение отгадывать слова (Снеговик приготовил для вас загадки).

(Учитель загадывает загадки, а обучающиеся находят иллюстрации – отгадки и составляют к ним звуковые схемы.)

1 ученик выполняет работу у доски, остальные – на своих рабочих местах.

Даже в зимнюю метель

Зелены сосна и … - Ель.

Если есть у кисочки

На ушах две кисточки,

Эту киску берегись,

Потому что это …- Рысь.

Известно с давних

Нам времён,

Что эта птица –

Почтальон. - Голубь.

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. - Лось.

- Напечатайте слова под звуковыми схемами.

- Сравните схемы и написания слов.

-Какой вывод можно сделать?

Необходимо подвести обучающихся к тому, что, если после согласного нет гласного, обозначающего мягкость согласного, то при написании используется Ь, и что щн не обозначает звука).

-Какую работу выполняет мягкий знак в словах-отгадках?

9.ФИЗМИНУТКА.

- А теперь давайте отдохнём. Встали все.

- Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хорь, карась, гуси, гусь, кон, конь, роль, соль, ёлка, ель, осень, лето.

Молодцы.

10. Первичное закрепление.

Цель:

- Зафиксировать изученное учебное содержание во внешней речи;

- Рассмотрите иллюстрацию на с.10 в азбуке.

- Какое время года изображено на рисунке?

- Кто изображен?

- Чем заняты лось и заяц?

- Какое время суток изображено?

- Как вы догадались, что это ночь?

- Придумайте сказочную историю про лося.

- Молодцы. Прочитайте предложения под иллюстрацией (около голубого ромба).

Читают пословицы.

- Как мы называем такие фразы?

- Почему так говорят? Обучающиеся объясняют смысл пословиц.

- Какие буквы в этих пословицах выделены жирным шрифтом?

Мягкие знаки.

- Посмотрите на рисунок в красной рамке на с. 11 учебника. Кто там изображен?

- Проведем звуковой анализ слов «гусь», «гуси».

- Чем похожи и чем различаются схемы этих слов?

- Какие гласные буквы обозначают мягкость согласных звуков?

- И, Е, Я. Как в слове «гуси» буква И смягчает предшествующий согласный звук [с,]

- Имеется ли на конце слова «гусь» хотя бы одна из этих букв?

- Почему же тогда звук [ с,] произносится мягко?

- В слове «гусь» есть Ь. Он делает предшествующий согласный мягким.

- В чем же секрет мягкого знака?

- Мягкий знак смягчает предшествующий согласный.

- Посчитайте, сколько букв в слове «гусь».

- Сколько звуков в этом слове?

- Почему в слове «гусь» букв больше, чем звуков?

-Какой сделаем вывод?

Мягкий знак не обозначает звука. Он смягчает предшествующий согласный.

11. Повторение.

Цель:

- тренировать навыки чтения слов с ь.

1. Работа с учебником. Азбука авт. В.Г.Горецкий II часть стр. 11

- Прочитайте текст «про себя». (Дети читают вполголоса)

- Чтение вслух «цепочкой».

2. Обсуждение прочитанного.

Как вы его озаглавите? (Лось. Быстрый лось. Любимая пища лосей. Забота о лосях.)

- О ком говорится в тексте?

- Как понимаете слова "нет преград"?

- Почему автор сравнивает лося с ветром?

- Чем питается лось?

- Что ещё любит лось?

- Хотели бы вы узнать ещё что-то интересное об этом животном?

- Где можно получить необходимые сведения? (Из телепередач, из интернета, прочитать в энциклопедии).

Лось – это дикое животное, которое обитает в лесу почти по всей территории России. Длина тела достигает 3м., высота до 2,3м., весят 250 – 570 кг. Самцы имеют рога, у самок их нет. Животные хорошо приспособлены к суровым морозным и снежным зимам, тело их покрыто грубой шерстью. Лоси держатся поодиночке или небольшими группами. Кормятся травами, древесно-кустарниковыми растениями, лишайниками и грибами. Для лосей, особенно молодых, опасны волки, медведи, росомахи. Однако взрослые сильные лоси могут за себя постоять. Их копыта – грозное оружие.

12.Тест.

Учитель: Настал момент подведения итогов нашей работы. У вас на партах в конвертах, которые принес снеговик, находятся тесты. Ответив на вопросы теста, мы сумеем с вами выяснить, что вы узнали сегодня на уроке. (Самостоятельная работа учащихся).

Фамилия, имя:Оцени себя сам

1. Какая буква звука не обозначает?

1.ь

2.и

3.я

2. Какое слово будет лишним?

1.тень

2.кольцо

3.урок

3. Подбери пару к слову конь.

1.кот

2.кон

3.кол

4. Какую букву нужно написать в этих словах вместо пропусков пис…мо, пал…то, ден… .

1.согласную

2.гласную

3.мягкий знак

5. Какие буквы обозначают на письме мягкость согласных звуков?

1.а, о, у, ы, э.

2.е, и, я, ь.

7 . Самопроверка теста

Учитель: Проверьте свою работу. За каждый правильный ответ поставьте себе «+». Посчитайте все свои знаки «+». Если у вас 5 плюсов – вы молодец!

если 4 – очень хорошо!

если 3 –неплохо!

1 или 2 – не волнуйтесь, в следующий раз вам обязательно повезёт!

если 0 –сегодня не ваш день, но у вас всё получится!

13. Подведение итога урока. Самооценка.

-С какой буквой познакомились?

-Что узнали про эту букву?

Оцените свою работу на уроке. (веселого, грустного).

Сегодня на уроке

-Я узнал..........

-Я понял ……

-Мне было интересно……

- Молодцы! Спасибо за урок.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области