Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование познавательных УУД на уроках географии в 5 классе

Главной целью школьного образования, вместо традиционной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности школьника самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их решения, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Благодаря системе формирования универсальных учебных действий эту цель возможно достичь.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Южанинова Е.В.

учитель химии и географии

МБОУ «Верхнестарицкая СОШ»

Формирование познавательных УУД

на уроках географии

в 5 классе

Стандарт устанавливает три основные группы результатов  образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения.

Главной целью школьного образования, вместо традиционной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности школьника самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их решения, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Благодаря системе формирования универсальных учебных действий эту цель возможно достичь.

Универсальные учебные действия группируют в четыре основных блока:

- личностные – позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;

- регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;

- познавательные – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;

- коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Характеристика познавательных УУД

Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Состав познавательных УУД:

Виды УУД

Состав действий

Знаково-символические (информационные)

Выделение и формулирование познавательной цели,

Поиск необходимой информации,

Применение методов информационного поиска,

Моделирование,

Умение структурировать знания;

Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия;

Контроль и оценка процесса и результата деятельности;

Смысловой чтение;

Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения.

Логические

Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных);

Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

Подведение под понятие;

Выведение следствий;

Установление причинно-следственных связей;

Построение логической цепочки рассуждений, доказательство;

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Исследовательские

Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация;

Выдвижение гипотезы;

Видение проблемы;

Определение объекта и предмета исследования;

Определение комплекса методов исследования;

Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы;

Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования;

Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии;

Переосмысление исследованного, оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования.

Постановка и решение проблем

Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы;

Проверка гипотетических положений;

Создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

В рабочей программе 5 класса (УМК И.И. Бариновой) прописано, какие познавательные УУД должны быть сформированы в течение учебного года, их 8:

Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;

Выявлять причины и следствия простых явлений;

Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;

Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

Составлять тезисы, различные виды планов;

Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и др.);

Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов за учебный год.

Учебный материал изучается в 5 разделах:

Что изучает география (5 ч.)

Как люди открывали Землю (5 ч.)

III. Земля во Вселенной (9 ч.)

IV.Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)

V.Природа Земли (12 ч.)

В поурочном планировании в каждом разделе и для каждогоурока прописано, какие познавательные УУД должны быть сформированы.

Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучениюкарты– ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например:

•Изучите условные знаки физической карты. Подчеркните среди перечисленных те географические объекты, которые можно определить по этой карте: ледники, реки, население, вулканы, пещеры, города, течения, острова, полезные ископаемые, засушливость климата, страны, лес, дороги.

Работа в контурных картах

•На контурной карте зелёным цветом обведите все меридианы, а синим – все параллели. Экватор и нулевой меридиан обведите красным цветом. Через сколько градусов проведены меридианы? Через сколько градусов проведены параллели? Подпишите на контурной карте полушария: Северное и Южное полушария.

Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике.

В курсе географии 5 класса предусмотрено выполнение 5 практических работ:

«Важнейшие открытия древности и Средневековья»

«Великие географические открытия».

«Ориентирование по компасу»

«Построение простейшего плана»

«Сейсмоактивные зоны Земли»

Например, в разделе «Как люди открывали Землю» 2 практические работы (№1 и №2). Обе выполняются с заполнением контурной карты и формируют УУД преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).

П/р №1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья»:

На к/к подпишите названия всех материков и океанов. Названия материков, известных в древности и Средневековье, подчеркните зелёным цветом.

Прочитай в учебнике и запишите в таблицу, какие главные географические открытия были сделаны в Средневековье названными путешественниками.

Путешественник

Где побывал и в какие годы

Какое значение имело путешествие

Марко Поло

Бартоломеу Диаш

Васко да Гама

В разделе «Земля во Вселенной» я практикую задания на формирование познавательных УУД осуществлять сравнение:

Сравните планеты земной группы и заполните таблицу:

Небесное тело

Характер поверхности

Атмосфера и гидросфера

Планета Меркурий

Планета Венера

Планета Земля

Спутник Луна

Планета Марс

Сделайте вывод: Земля отличается от других планет земной группы тем, что:

В разделе «Виды изображений поверхности Земли» формируются познавательные УУД анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;составлять различные виды планов:

П/р №4 «Построение простейшего плана»

Постройте на отдельном листке план пришкольного участка.

Определите размер участка в метрах.

__________________________________________________________

На сколько его размер нужно уменьшить, чтобы он уместился на листке?

__________________________________________________________

Так вы определили масштаб вашего плана.

Определите, чему равна длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги.

__________________________________________________________

Начертите контуры участка на листке.

Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане направление «север – юг» стрелкой.

Изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта.

Условные знаки расшифруйте в тетради.

Школа

Пришкольный сад

Спортивная площадка

Листок с планом приклейте к тетради.

В разделе «Природа Земли» формируются познавательные УУД определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Используя дополнительные источники информации, подготовьте краткое сообщение о катастрофическом извержении вулкана или землетрясении.

Где и когда произошло ____________________

Какие населённые пункты пострадали _____________

Каков был характер разрушений________________

Какое количество человек погибло______________________

Нанесите место этого происшествия чёрным кружком на к/к.

Формирование познавательных УУД на разных этапах урока

В рамках современного урока особое внимание учитель должен уделять планированию учебной деятельности, так как она является основополагающим фактором всей методической системы. На каждом этапе урока формируются определенные УУД.

Этап урока

Формируемые познавательные УУД

Организационный момент

извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока

Актуализация знаний

ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания

Изучение новой темы

постановка проблемы,

выбор источников информации

анализ и обобщение фактов и явлений

Выявлять причины и следствия явлений

Подведение итогов

Рефлексия учебной деятельности

умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление

Основным источником информации для школьников остаетсяучебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.

Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД:

•Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. ( в.2 на с.10 Используя различные источники информации, подберите рисунки, фотографии, иллюстрирующие взаимосвязь объектов живой и неживой природы)

•Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий. (в.1 с.65 Охарактеризуйте и сравните астероиды и кометы.)

•Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).

•Смоделируйте текст на контурную карту. (Например, в.4 на с.34 Нанесите на к/к все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа).

Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.

Для диагностики и оценивания познавательных УУД я использую такие виды заданий:

составление схем-опор;

исследование;

работа со словарями;

решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;

установи соответствие;

разгадай путаницу;

заполни пропуски в предложениях;

реши тест;

составление маршрутов походов, путешествий;

карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;

развернутые письменные ответы на вопросы;

 «За шторкой» (по описанию определить путешественника);

анаграммы;

определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);

географические загадки;

работа с разными видами таблиц;

диалог с текстом (работа с текстом в парах);

составление развернутого плана;

составь синквейн;

«Найди лишнее» и т.д. 

Для мониторинга предметных и метапредметных результатов обучения школьников по географии в 5 классе я использую учебно – методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой «Диагностические работы. География. Начальный курс. 5 класс», которое содержит 9 тематических проверочных работ и одну итоговую проверочную работу. В данном пособии приведены поверяемые результаты обучения (предметные и метапредметные) школьников по каждому заданию во всех вариантах проверочных работ.

Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии. У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.

В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с обучающимися и другими учителями – предметниками.

Список литературы:

А.Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.

И.И. Баринова, М.С. Соловьев. География. 5 класс. Диагностические работы. – М.: Вертикаль, 2015.

Баринова И.И. Рабочая тетрадь по географии. Начальный курс географии: 5 класс: с комплектом контурных карт. ФГОС / И.И. Баринова, В.Г. Суслов, Т.А. Карташёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.

Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016.

Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс.» - М.: Дрофа, 2017.

6. Контрольно – измерительные материалы. География. 5 класс / Сост. Е.А. Жижина. -М.:ВАКО, 2017.

7. Рабочая программа по географии. 5 класс / Сост. Н.П. Петрушина. – М.: ВАКО, 2013.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 08.05.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области