Южанинова Е.В.
учитель химии и географии
МБОУ «Верхнестарицкая СОШ»
Формирование познавательных УУД
на уроках географии
в 5 классе
Стандарт устанавливает три основные группы результатов образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий предназначена для того, чтобы акцент в школьном образовании сделать на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности, вооружение их такими умениями, которые облегчат учебный труд, сделают его привлекательным и позволят получать радость от процесса обучения.
Главной целью школьного образования, вместо традиционной передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности школьника самостоятельно ставить учебные задачи, проектировать пути их решения, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Благодаря системе формирования универсальных учебных действий эту цель возможно достичь.
Универсальные учебные действия группируют в четыре основных блока:
- личностные – позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями;
- регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения;
- познавательные – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания;
- коммуникативные – обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Характеристика познавательных УУД
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Состав познавательных УУД:
Виды УУД | Состав действий |
Знаково-символические (информационные) | Выделение и формулирование познавательной цели, Поиск необходимой информации, Применение методов информационного поиска, Моделирование, Умение структурировать знания; Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме; Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Рефлексия способов и условий действия; Контроль и оценка процесса и результата деятельности; Смысловой чтение; Умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста; Составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения. |
Логические | Анализ объектов в целях выделения признаков (существенных, несущественных); Синтез, как соединение целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; Выбор критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; Подведение под понятие; Выведение следствий; Установление причинно-следственных связей; Построение логической цепочки рассуждений, доказательство; Выдвижение гипотез и их обоснование. |
Исследовательские | Поиск и сбор информации, ее систематизация, тезирование, осмысление и интерпретация; Выдвижение гипотезы; Видение проблемы; Определение объекта и предмета исследования; Определение комплекса методов исследования; Проведение наблюдений, эксперимента, практической работы; Обработка данных эксперимента, интерпретация результатов, проверка гипотез, формулирование ведущих положений исследования; Подготовка доклада или отчета, участие в научной дискуссии; Переосмысление исследованного, оценка результатов и определение направлений дальнейшего исследования. |
Постановка и решение проблем | Формулирование проблемы, выдвижение гипотезы; Проверка гипотетических положений; Создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
В рабочей программе 5 класса (УМК И.И. Бариновой) прописано, какие познавательные УУД должны быть сформированы в течение учебного года, их 8:
Анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;
Выявлять причины и следствия простых явлений;
Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
Составлять тезисы, различные виды планов;
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и др.);
Определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов за учебный год.
Учебный материал изучается в 5 разделах:
Что изучает география (5 ч.)
Как люди открывали Землю (5 ч.)
III. Земля во Вселенной (9 ч.)
IV.Виды изображений поверхности Земли (4 ч.)
V.Природа Земли (12 ч.)
В поурочном планировании в каждом разделе и для каждогоурока прописано, какие познавательные УУД должны быть сформированы.
Источники знаний по-разному передают географическую информацию, что также влияет на формирование познавательных УУД. Поэтому важно познакомить учащихся с познавательными особенностями каждого источника. Наибольшее внимание в курсах географии отводится изучениюкарты– ее сущности, математической основе, условным знакам и другим способам передачи географической информации. Умения читать карту очень разнообразны. К ним относятся умение найти на карте изучаемые объекты и явления, умение развернуто описать их, найти различные, как пространственные, так и причинные связи, умение характеризовать природный или экономический объект, явление. Например:
•Изучите условные знаки физической карты. Подчеркните среди перечисленных те географические объекты, которые можно определить по этой карте: ледники, реки, население, вулканы, пещеры, города, течения, острова, полезные ископаемые, засушливость климата, страны, лес, дороги.
Работа в контурных картах
•На контурной карте зелёным цветом обведите все меридианы, а синим – все параллели. Экватор и нулевой меридиан обведите красным цветом. Через сколько градусов проведены меридианы? Через сколько градусов проведены параллели? Подпишите на контурной карте полушария: Северное и Южное полушария.
Выполнение практических работ обеспечивает формирование умений применять теоретические знания на практике.
В курсе географии 5 класса предусмотрено выполнение 5 практических работ:
«Важнейшие открытия древности и Средневековья»
«Великие географические открытия».
«Ориентирование по компасу»
«Построение простейшего плана»
«Сейсмоактивные зоны Земли»
Например, в разделе «Как люди открывали Землю» 2 практические работы (№1 и №2). Обе выполняются с заполнением контурной карты и формируют УУД преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).
П/р №1 «Важнейшие открытия древности и Средневековья»:
На к/к подпишите названия всех материков и океанов. Названия материков, известных в древности и Средневековье, подчеркните зелёным цветом.
Прочитай в учебнике и запишите в таблицу, какие главные географические открытия были сделаны в Средневековье названными путешественниками.
Путешественник | Где побывал и в какие годы | Какое значение имело путешествие |
Марко Поло | ||
Бартоломеу Диаш | ||
Васко да Гама |
В разделе «Земля во Вселенной» я практикую задания на формирование познавательных УУД осуществлять сравнение:
Сравните планеты земной группы и заполните таблицу:
Небесное тело | Характер поверхности | Атмосфера и гидросфера |
Планета Меркурий | ||
Планета Венера | ||
Планета Земля | ||
Спутник Луна | ||
Планета Марс |
Сделайте вывод: Земля отличается от других планет земной группы тем, что:
В разделе «Виды изображений поверхности Земли» формируются познавательные УУД анализировать, сравнивать, классифицировать факты и явления;составлять различные виды планов:
П/р №4 «Построение простейшего плана»
Постройте на отдельном листке план пришкольного участка.
Определите размер участка в метрах.
__________________________________________________________
На сколько его размер нужно уменьшить, чтобы он уместился на листке?
__________________________________________________________
Так вы определили масштаб вашего плана.
Определите, чему равна длина и ширина пришкольного участка на листке бумаги.
__________________________________________________________
Начертите контуры участка на листке.
Определите, как расположены основные стороны горизонта. Отметьте на плане направление «север – юг» стрелкой.
Изобразите на плане здание школы, пришкольного сада, спортивной площадки при помощи условных знаков. Соблюдайте масштаб вашего плана и положение этих объектов относительно сторон горизонта.
Условные знаки расшифруйте в тетради.
Школа
Пришкольный сад
Спортивная площадка
Листок с планом приклейте к тетради.
В разделе «Природа Земли» формируются познавательные УУД определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Используя дополнительные источники информации, подготовьте краткое сообщение о катастрофическом извержении вулкана или землетрясении.
Где и когда произошло ____________________
Какие населённые пункты пострадали _____________
Каков был характер разрушений________________
Какое количество человек погибло______________________
Нанесите место этого происшествия чёрным кружком на к/к.
Формирование познавательных УУД на разных этапах урока
В рамках современного урока особое внимание учитель должен уделять планированию учебной деятельности, так как она является основополагающим фактором всей методической системы. На каждом этапе урока формируются определенные УУД.
Этап урока | Формируемые познавательные УУД |
Организационный момент | извлечь информацию, ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания, формулировка темы урока |
Актуализация знаний | ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания |
Изучение новой темы | постановка проблемы, выбор источников информации анализ и обобщение фактов и явлений Выявлять причины и следствия явлений |
Подведение итогов Рефлексия учебной деятельности | умение структурировать знания, презентовать их; составлять публичное выступление |
Основным источником информации для школьников остаетсяучебник. Специфика работы с учебником географии заключается в одновременном привлечении обширного методического аппарата учебника (текст, иллюстрации, статистические таблицы, схемы, диаграммы и т.д.) и других источников географической информации.
Виды работ с методическим аппаратом учебника географии, формирующих познавательные УУД:
•Подобрать текст к иллюстрации или иллюстрацию к тексту. ( в.2 на с.10 Используя различные источники информации, подберите рисунки, фотографии, иллюстрирующие взаимосвязь объектов живой и неживой природы)
•Найти в тексте причины и следствия, черты сходства и различий. (в.1 с.65 Охарактеризуйте и сравните астероиды и кометы.)
•Привести доказательства из текста карты, иллюстрации, статистической таблицы. (Найдите в тексте параграфа причину, почему вулканы и зоны землетрясений располагаются по границам литосферных плит, как показано на карте).
•Смоделируйте текст на контурную карту. (Например, в.4 на с.34 Нанесите на к/к все географические объекты, упомянутые в тексте параграфа).
Также учитель знакомит школьников с другими источниками географической информации: энциклопедии, периодические издания, образовательные сайты Интернет, кинофильмы, статистические материалы, графики, художественная литература и т.д.
Для диагностики и оценивания познавательных УУД я использую такие виды заданий:
составление схем-опор;
исследование;
работа со словарями;
решение филвордов, кроссвордов, ребусов, чайнвордов;
установи соответствие;
разгадай путаницу;
заполни пропуски в предложениях;
реши тест;
составление маршрутов походов, путешествий;
карточки-задания для работы с учебниками, атласами, картами, энциклопедиями;
развернутые письменные ответы на вопросы;
«За шторкой» (по описанию определить путешественника);
анаграммы;
определи объект под цифрами, звездочками (работа с картой);
географические загадки;
работа с разными видами таблиц;
диалог с текстом (работа с текстом в парах);
составление развернутого плана;
составь синквейн;
«Найди лишнее» и т.д.
Для мониторинга предметных и метапредметных результатов обучения школьников по географии в 5 классе я использую учебно – методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой «Диагностические работы. География. Начальный курс. 5 класс», которое содержит 9 тематических проверочных работ и одну итоговую проверочную работу. В данном пособии приведены поверяемые результаты обучения (предметные и метапредметные) школьников по каждому заданию во всех вариантах проверочных работ.
Развитие универсальных учебных действий обеспечивает формирование психологических новообразований и способностей обучающегося, которые в свою очередь определяют условия высокой успешности учебной деятельности и освоения учебных дисциплин, в том числе, географии. У каждого учителя географии ярко выражено стремление не только научить, передать ученику свои знания, но и стремление раскрыть удивительный мир географии. Мир, который не укладывается ни в один учебник и поэтому познавать его каждый будет всю свою жизнь, даже уйдя из школы. А для этого необходимо научиться добывать знания.
В заключение хочется отметить, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с обучающимися и другими учителями – предметниками.
Список литературы:
А.Г. Асмолов. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2011.
И.И. Баринова, М.С. Соловьев. География. 5 класс. Диагностические работы. – М.: Вертикаль, 2015.
Баринова И.И. Рабочая тетрадь по географии. Начальный курс географии: 5 класс: с комплектом контурных карт. ФГОС / И.И. Баринова, В.Г. Суслов, Т.А. Карташёва. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2016.
Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 кл.: учебник / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2016.
Баринова И.И. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие к учебнику И.И. Бариновой, А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «География. Начальный курс. 5 класс.» - М.: Дрофа, 2017.
6. Контрольно – измерительные материалы. География. 5 класс / Сост. Е.А. Жижина. -М.:ВАКО, 2017.
7. Рабочая программа по географии. 5 класс / Сост. Н.П. Петрушина. – М.: ВАКО, 2013.