План- конспект непосредственно-образовательной деятельности
с детьми подготовительной к школе группы
Тема «Приглашение в лесную сказку»
Интеграция образовательных областей:
- Познавательное развитие – приоритетная область.
- Речевое развитие.
- Социально-коммуникативное развитие .
- Физическое развитие.
Цель: создание благоприятных условий для формирования математических представлений посредством сказки.
Задачи:
Обучающие:
- формировать умение на наглядной основе составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание, выделять в задаче условие, вопрос, решение, ответ и записывать решение задачи;
- развивать умение сравнивать числа и пользоваться знаками >, , устанавливать равенство между числами;
- упражнять в сравнение смежных чисел;- уточнить знания о последовательности дней недели;
- решать с помощью цифр простые примеры, формулировать арифметические действия;
- различать количественный и порядковый счет;
- создавать условия для закрепления умения ориентироваться на листе
бумаги;
- уточнить умение пользоваться палочками Кюизенера.
Развивающие:
- развивать творческие способности, воображение, фантазию,
способности к моделированию и конструированию,
- создать условия для развития логического мышления,
сообразительности, памяти, внимания;
- способствовать развитию речи, умению аргументировать свои высказывания;
- формировать навыки общения.Воспитательные:
- воспитывать интерес к познавательной деятельности, умение
понимать учебную задачу, выполнять ее самостоятельно;
- воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями
других детей;
- побуждать детей включаться в совместную со взрослыми игровую
ситуацию;
- воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, умение
слушать других детей;
- вызвать желание помочь героям сказки.
Методические приемы:
- игровой (использование сюрпризных моментов);
- наглядный (демонстрация слайдов презентации);
- словесный (ситуативный разговор, проблемные ситуации,
дидактические игры и упражнения);
-практические (упражнения на развитие координации).
Оборудование: ноутбук, мультимедиа проектор, экран, наборы геометрических фигур, мяч, клубочек, карточки с цифрами и арифметическими знаками и знаками для сравнения: «>», « карточки для составления задач, простые карандаши, аудиозапись музыки.
Формы организации совместной деятельности
Детская деятельность | Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная | Упражнение на развитие координации «Животные». |
Игровая | Игровая ситуация. |
Продуктивная | Конструирование домиков. |
Познавательно-исследовательская | Решение проблемной ситуации: помочь жителям леса справиться с неведомой силой. |
Коммуникативная | Дидактические упражнения: «Найди свой вагончик», «Продолжи предложение», «Какие тропинки в лесу?». Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. |
Музыкальная | Музыкальное сопровождение «Маленькая страна». |
Логика непосредственно-образовательной деятельности
№ слайда презентации | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемый результат |
Слайд 2 Звучит запись мелодии «Сказочная страна» | 1.Введение в тему Создание проблемной ситуации Воспитатель читает сообщение на телефоне, которое пришло из леса от его жителей: «Дорогие ребята! К нам в лес пришла весна, а каждый год весной мы переселяемся жить в теремок, где проводим все лето вместе. Но в теремке поселилась какая – то неведомая сила, которая не пускает нас. Помогите нам, пожалуйста, попасть в наш теремок. Мы вас ждем с нетерпением. Лесные звери». Задает вопросы: - Вы догадались, из какой сказки звери? - Какая сила поселилась в теремке? -А мы сможем им помочь преодолеть эту силу? -А я и не сомневалась, что вы у меня смелые. | Дети отгадывают название сказки «Теремок» и соглашаются помочь лесным жителям преодолеть неведомую силу. | Создается положительный настрой на занятие, у детей проявляется любопытство, заинтересованность. |
2.Математическая разминка «Поймай клубочек» Воспитатель обращается к детям: вы у меня не только смелые, а еще и сильные. Каждый день делаем зарядку, занимаемся физкультурой. А сейчас позанимаемся математической зарядкой. В этом нам поможет клубочек. Садимся на пол, я вам буду катить клубок и задавать вопрос, а вы его мне возвращать с ответом. Вопросы: - Что выше: стол или стул? - Сколько хвостиков у кошки? - Сколько хвостов у пяти коров? - Сколько звезд на небе? - Сколько пальцев на одной руке? - Кто первым добежит до заборчика: черепаха или зайчик? - Сколько сторон у пятиугольника? (у восьмиугольника?) - Сколько тебе лет? - Молодцы! Клубочку понравилось с вами играть. | Дети ловят клубок, отвечают на вопросы и возвращают клубочек обратно воспитателю. | Совершенствется навык ловить, точно бросать клубок; совершенствуется познавательная деятельность, развивается внимание, логическое мышление. | |
Слайд 3 | 3. Дидактическая игра «Найди свой вагончик» Воспитатель сообщает, что клубочек непростой, а волшебный, он нам поможет найти дорогу и не заблудиться в лесу. У нас сегодня математика будет сложной, но интересной и сказочной. А на каком транспорте мы отправимся в путешествие в лес, вы узнаете из загадки: -В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд) Воспитатель предлагает посмотреть на поезд с вагончиками и ответить на вопросы: - Сколько вагончиков? - Хватит нам всем? - Какого цвета первый вагон, как он называется? - Кто из вас поедет в первом вагоне? - Во втором? и т.д. - Занимаем свои вагончики, поехали! | Дети отгадывают загадку, называют цвет каждого вагончика, соответственно дню недели, выбирают себе вагончик, занимают свои места. | Закрепляются знания названий цветов и оттенков, последовательности дней недели. Развивается словесно-логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие. |
4. Игра «Продолжи предложение» Воспитатель спрашивает у детей, как надо вести себя в лесу и предлагает поиграть в игру: я вам каждому дам картинку, начну предложение, а вы продолжите предложение «В лесу нельзя…» | Дети рассматривают картинки, составляют предложения по ним: «В лесу нельзя оставлять мусор, шуметь, разжигать костер, ловить бабочек, стрекоз… | Проявляется познавательный интерес, упражняются в составлении предложений, уточняются знания о правилах поведении в лесу. | |
Слайд 4 | 5.Дыхательная гимнастика «Я заблудился лесу» Воспитатель сообщает, что они приехали в лес: предлагает выйти на полянку, подышать свежим, весенним, лесным воздухом, представить, что они заблудились в густом лесу: сделать вдох, на выдохе произнесите "ау", меняя интонацию и громкость голоса, поворачиваться то влево, то вправо. | Дети выполняют инструкции воспитателя. | Укрепляется здоровье детей, развиваются органы дыхания, с целью профилактикизаболеваний верхних дыхательных путей. |
Слайд 5 | 6. Динамическая пауза «Гимнастика для животных» Воспитатель предлагает сделать веселую гимнастику на полянке: «У нас славная осанка Мы свели лопатки. Мы походим на носках, А потом на пятках. Пойдем мягко как лисята Ну, а если надоест. То пойдем все косолапо – Как медведи ходят в лес» | Дети под музыку выполняют действия в соответствии с текстом: ходят на носках, на пятках, как лисята, как медвежата» | Формируется навык взаимодействия друг с другом, активизируется двигательная деятельность детей, ритмические движения, совершенствуется навык выполнения движений пластично и выразительно |
Слайд 6 | 7.Дидактическая игра «Рисуем лесные дорожки» Воспитатель предлагает посмотреть и сказать, какие дорожки бывают в лесу, такие – же, как в городе? Спрашивает, на какие линии похожи лесные дорожки и предлагает посчитать на листочках: сколько прямых линий, ломанных и кривых. Красным цветом обвести прямые линии, синим кривые, зеленым – ломаные. | Дети называют, что дорожки в лесу бывают кривые, извилистые, прямые. Дети выполняют задание на листках бумаги: считают, сколько на листочке прямых линий, кривых, ломаных, обводят фломастерами | Закрепляется навык ориентировки на плоскости листа, уточняется представление о геометрии. |
Слайды 7-9 | 8. Игра «Помоги мышке назвать пропущенное число» Воспитатель предлагает отгадать загадку. Стоял домик расписной, Всех зверушек спрятать мог, что за домик? (теремок) Педагог предлагает подойти поближе к теремку и ответить на вопрос: -Кто поселился в теремке и не пускает в него лесных жителей? (неведомая сила) - Кто первый прибежал к теремку? Неведомая сила сообщает, что, если мышка отгадает загадку и выполнит задание, тогда мышка может поселиться в теремке. Мы должны помочь ей отгадать загадку, которую задала ей неведомая сила, и назвать пропущенное число. Загадка: «Проживают в умной книжке хитроумные братишки. Десять их, но братья эти сосчитают все на свете». - А задание следующее: назвать все пропущенные цифры в окошечках домиков, поможем мышке? Мышка вас поблагодарила и побежала в теремок. | Дети отгадывают загадки, отвечают на вопросы, помогают мышке правильно назвать пропущенные цифры в окошечках домиков. | Закрепляется умение называть предыдущее (последующее), пропущенное число. Развивается логическое мышление. Формируются положительные эмоции. |
Слайды 10-12 | 8. Дидактическая игра «Помоги лягушке решить задачу» Воспитатель спрашивает: - Кто прибежал к теремку вторым? Давайте посмотрим, какое задание приготовила неведомая сила лягушке и о чем она нас просит: «Хоть ты смейся, хоть ты плачь, не могу решить задач! Помогите мне ребята все расставить по места. Научусь решать задачи - буду благодарна вам!» Воспитатель спрашивает детей, согласны ли они помочь лягушке решить задачи? Задача «Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат. Но один из них устал, От товарищей отстал. А теперь ответ найди, Сколько мишек впереди?» Посмотрите внимательно на слайд и составьте задачу: условие задачи, вопрос, решение, ответ. | Дети решают задачи на наглядной основе, используют цифры и знаки действий: плюс (+), минус (-), равно (=), называют условие, вопрос, решение, ответ. | Закрепляется умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, используя цифры и знаки действий: плюс (+), минус (-), равно (=). Формируются положительные эмоции. |
Слайды 13-15 | 9.Дидактическая игра «Помоги зайчику решить примеры» Воспитатель спрашивает, кто следующий прибежал к теремочку и предлагает посмотреть, какое задание приготовила неведомая сила для зайчика. Читает: «Я не знаю знака минус и не знаю плюс, но все таки с ними я хочу дружить». -Чего не знает зайчик? -А мы знаем и поможем зайчику решить примеры. Примите благодарность и от зайчика. | Дети решают примеры на наглядной основе на сложение и вычитание (7 шишек плюс 2 шишки равно 9 шишек, 5 яблок плюс 4 яблока равно 9 яблок, 4 домика минус 3домика равно 1 домик, три дерева минус 1 дерево равно 2 дерева). принимают благодарность от зайчика. | Формируется умение на наглядной основе решать примеры на сложение и вычитание. Согласовываются числительные с существительными. Формируются положительные эмоции. |
Слайды 16-19. | 10. Дидактическая игра «Помоги лисичке выучить знаки больше, меньше, равно» Воспитатель обращает внимание на лисичку, которая тихо крадется, но и ее неведомая сила не пускает в теремок, а предлагает ей выучить знаки - какие? - Послушайте, о чем рассказывает лиса: «Знак равно иль больше меньше великие особы, а я пойду туда всегда, где будет больше». -Поможем лисичке запомнить знаки «больше», «меньше», «равно» с помощью палочек Кюизенера? | Дети называют знаки «больше», «меньше», «равно». Соглашаются помочь лисичке. Выполняют задание с помощью палочек Кюизенера (4 белых гриба больше 3мухоморов, 2 меньше 4, 3 равно 3, 9 больше 7, 5 меньше 8). | Закрепляется умение правильно пользоваться знаками отношения: больше, меньше, равно с помощью палочек Кюизенера. Согласовываются числительные с существительными. Формируются положительные эмоции. |
Слайды20-22 | 11. Логическое упражнение «Помоги волку решить запутанную задачу» Воспитатель спрашивает: -Кто следующий подошел к теремку? -Пустит волка в дом неведомая сила? Нет! - Неведомая сила предлагает решить запутанную задачу, а так как волк в детский сад не ходил, предлагаю вам помочь волку решить сложную задачу: «Под елкой цветок не растет. Под березой не растет грибок. Что растет под елкой, что под березой?» | Дети отвечают на вопросы, соглашаются помочь и волку. Решают логическую задачу (под елкой растет грибок, под березой растет цветок). | Совершенствуется умение решать логические задачи. Формируются положительные эмоции. |
Слайд 23 | 12. «Построим домик -теремок» Воспитатель обращает внимание на медведя: - Ребята, что дальше произошло в сказке «Теремок»? Да, печальная история. Чем мы можем помочь героям сказки? Вспомните, у нас есть палочки Кюизенера, которые много раз нам помогали. Сможете построить красивые домики для каждого героя сказки? Сколько? И для медведя? Какой он будет? | Дети отвечают на вопросы, соглашаются сконструировать домики для сказочных лесных жителей. Работают с палочками Кюизенера. | Совершенствуется речевое общение, развивается познавательный интерес, закрепляется умение правильно отбирать полоски нужного цвета, размера, развиваются конструктивные способности. |
Слайд 24 | 13. Итог Воспитатель задает вопросы: -Чем мы помогли лесным жителям? -Что за неведомая сила жила в теремке? - Ребята, есть поговорка «Знание – сила». Наша с вами сила – это знание математики. Все звери говорят вам: «Спасибо за помощь» и советуют: с математикой дружите, знания свои копите. Пусть помогут вам старанье, память, логика, внимание! Воспитатель благодарит детей за помощь лесным жителям. | Дети отвечают на вопросы воспитателя, перечисляя, какую помощь оказали дети лесным жителям, рассуждают, что за неведомая сила проживала в теремке. | Воспитывается заботливое отношение к окружающей природе, к животным. Развивается эмоциональный настрой. Закрепляется умение выражать свои мысли. |