Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Формирование творческого профессионального мышления у обучающихся

Обучение профессии 01.01.11 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» в ТОГБПОУ «Приборостроительный колледж» проходит на базе мастерских. В ходе этого обучения формируются общие и профессиональные компетенции, знания, умения и навыки практической профессиональной деятельности на основе общепрофессиональных циклов, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. Деятельность студентов при изучении этих дисциплин преимущественно репродуктивная, т.е. по выданному конкретному чертежу, или схеме, операционно-технологической карте выполняется практическое задание - монтаж радиоэлементов на печатной плате. В тоже время задачей профессионального обучения, является формирование и развитие специальных (предметных) и ключевых компетенций студентов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Формирование творческого профессионального мышления при обучении профессии

Я считаю, что если выбираешь профессию, то к ней надо относиться с уважением. Современное производство - стоит ли человек у конвейера или трудиться на сложнейших машинах - не только не снижает требования к профессионализму, а, наоборот, во много раз их умножает, более того - делает высочайшее мастерство работника, его ответственность за качество своего труда обязательным и единственным условием успешной работы всех, условием, однако важным как для коллектива и общества в целом, так и для него самого. Во всяком случае, в деле есть грань, за которой бессилен контроль человеческого глаза или автоматизированной линии и единственной гарантией остается мастерство исполнителя, а судьей его профессиональная совесть.

Пробуждение интереса к профессии под влиянием производственного обучения составляют одну из важнейших предпосылок развития творческого потенциала студентов, их профессиональной направленности.

Профессиональное обучение готовит специалиста к труду в заранее избранной им сфере деятельности и потому в первую очередь должно отвечать ее специфике. Главное в профессиональном образовании не объем усваиваемой информации, а умение творчески ее использовать, находить, усваивать и применять в практической деятельности. Недаром говорят: «Творчество доступно любому человеку, каким бы делом он ни занимался» (Л. Графова).

В настоящее время в России идет становление новой системы образования. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Традиционные способы передачи информации уступают место использованию информационно-коммуникационных технологий. В этих условиях необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных технологий, идей, направлений.

Современное информационное общество ставит задачу подготовки выпускников, способных:

ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания;

критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии;

генерировать новые идеи, творчески мыслить;

грамотно работать с информацией (анализировать обобщения, сопоставляя с аналогичными или альтернативными вариантами решения, устанавливать статистические и логические закономерности, делать аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

налаживать связи в различных социальных группах.

При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, соответствующую этим требованиям. Введение в образование новых информационных технологий с применением компьютерных программ способствует активации деятельности обучаемых по переработке информации. Предлагается не только воспроизведение информации, но и оперирование ею. В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных информационных технологий, которые позволяют обеспечить необходимые условия для развития индивидуальных способностей обучаемого.

Обучение профессии 01.01.11 «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» в ТОГОУ СПО «Приборостроительный колледж» проходит на базе мастерских. В ходе этого обучения формируются общие и профессиональные компетенции, знания, умения и навыки практической профессиональной деятельности на основе общепрофессиональных циклов, профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. Деятельность студентов при изучении этих дисциплин преимущественно репродуктивная, т.е. по выданному конкретному чертежу, или схеме, операционно-технологической карте выполняется практическое задание - монтаж радиоэлементов на печатной плате. В тоже время задачей профессионального обучения, является формирование и развитие специальных (предметных) и ключевых компетенций студентов.

Информационная компетенция, как одна из ключевых предполагает: умение работать с информацией и использовать информационные (компьютерные) технологии в своей деятельности.

Если говорить, об умении применять информационные (компьютерные) технологии, то здесь акцент я делаю на применении прикладных (профессиональных) компьютерных программ для оперативного и грамотного решения проблем, т.к. эти технологии являются современным инструментарием профессиональной деятельности. Не секрет, что уровень профессиональных рабочих в настоящий момент оставляет желать лучшего, а система образования должна работать на опережение, т.е. обучать новым технологиям профессиональной деятельности, формировать компетентность выпускников в решении профессиональных задач на современном уровне.

Для формирования ИКТ компетентности студентов мастер производственного обучения должен быть «ассом» в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Считаю, что разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному воспитаннику намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке информация представляется не станичной, беззвучной картинкой, а динамичной с видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала.

На уроках используются различные виды компьютерной поддержки:

презентации в программе Power Point применяю, преимущественно, при объяснении нового материала для максимального его усвоения (рабочее место монтажника РЭА; материалы; припои; флюсы; радиоэлементы различных марок; работа светодиодов; транзисторов и др.)

программы-тренажеры – для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки студентов. Используются эти программы, когда теоретический материал уже усвоен, это программы: «Физика 2.5», «Физикон», «Репетитор», «Занимательная физика» и др.

Контролирующие программы – я применяю для контроля определенного уровня знаний и умений. Этот тип программ представлен разнообразными проверочными заданиями, в том числе в тестовой форме.

Демонстрационные программы – для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера, разнообразных наглядных пособий. Прежде всего, чрезвычайно удобно использую компьютерные модели в демонстрационном варианте при объяснении нового материала или при решении задач. Очевидно, что гораздо проще и нагляднее показать ряд опытов, используя модель «Фотоэффект» компьютерного курса «Открытая Физика», чем объяснять это при помощи доски и мела. При указанной демонстрации на экране компьютера, можно видеть моделирование движения электронов. При этом очень наглядно можно продемонстрировать красную границу фотоэффекта, показать, что собой представляет потенциал запирания, а также проиллюстрировать законы фотоэффекта.

Конечно, компьютерные демонстрации имеют успех, если работаешь с небольшой группой студентов, которых можно рассадить вблизи монитора, или, если в кабинете имеется соответствующая проекционная техника. В противном случае, я предлагаю студентам самостоятельно поработать с моделями в компьютерном классе или в домашних условиях.

Для этого заранее готовится план работы с выбранной для изучения компьютерной моделью, формулируются вопросы и задачи, согласованные с функциональными возможностями модели. Кроме того, перед студентами ставится задача о том, что им в конце урока будет необходимо ответить письменно на вопросы или написать небольшой отчет о проделанной работе. Идеальным является вариант, когда перед уроком в компьютерной аудитории, студентам выдаются индивидуальные задания в распечатанном виде.

Используются на уроках также информационно-справочные программы - для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам Interneta, а так же специальная программа «Резистор», для уточнения технических данных (сопротивления резистора по кодовой цветной маркировке) сборки радиоэлементов на печатной плате. Программа стандартная и применение у нее международное.

Мультимедиа-учебники – комплексные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ – «Занимательная физика», «Физика 2,5» часть 2.

На уроках производственного обучения провожу уроки – компьютерных лабораторных работ.

Для проведения такого урока, прежде всего, я разрабатываю соответствующий раздаточный материал, то есть бланки лабораторных работ. Задания в бланках работ располагаются по мере возрастания их сложности. Вначале предлагаются простые задания ознакомительного характера и экспериментальные задачи, затем расчетные задачи и, наконец, задания творческого и исследовательского характера. При ответе на вопрос или при решении задачи студент может поставить необходимый компьютерный эксперимент и проверить свои соображения. Расчетные задачи студентам рекомендуется вначале решить традиционным способом на бумаге, а затем поставить компьютерный эксперимент для проверки правильности полученного ответа.

Использую на уроках производственного обучения и проектную деятельность, в ходе которой и формируются вышеуказанной компетенции. Для решения этой проблемы в мастерской установлены персональные компьютеры. Студенты учатся выполнять исследовательские и практико-ориентированные проекты, как индивидуальные, так и групповые.

Как исследовательский, так и практико-ориентированный проекты с неизбежностью включают этапы (алгоритм) проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на каждом этапе. Примером одного из вариантов выполнения групповых исследовательских проектов является проект на тему «Использование традиционных и нетрадиционных источников питания РЭА и приборов».

Основополагающий вопрос: Какой вариант питания РЭА от традиционных и нетрадиционных источников энергии оптимальный?»

Проблемные вопросы:

«Какие технические трудности возникают при питании РЭА от промышленной электрической сети?».

«Каковы возможности применения нетрадиционных источников энергии для питания радиоаппаратуры?»

Первая группа выполняет задания по проекту на тему: «Традиционные источники питания»

Вторая группа на тему «Нетрадиционные источники питания»

Практико – ориентированные проекты выполняются по методу инженерного проектирования, при этом под проектом понимается – самостоятельная, творчески завершенная работа, выполненная под моим руководством. Проекты выполняются по заданной структуре, и являются обучающими, т.е. при выполнении проектов студенты осваивают алгоритм знаний инженерного проектирования радиоэлектронных приборов с применением профессиональных конструкторских программ Rusplan 6.0., P-Cad, Layout 5.0, Paint и др. Программы обладают мощным функционалом для работы над проектами, причем системы изначально ориентированы на полную поддержку мировых стандартов ЕСКД. В тоже время они служат своеобразной профильно-профессиональной пробой, т.к апробируют свои возможности в разных видах профессиональной деятельности: конструкторской, технологической, монтажной, регулировочной.

Я выделяю следующие этапы выполнения проекта:

Конструктивный – конструкторское, инженерное задание (прочность, надежность) работа с программами Rusplan 6.0., P-Cad, Layout 4.0, Paint.

Технологический – схема изделия, технология изготовления (количество используемых деталей, оригинальность сочетание материалов, стандартность технологии, сложность и др.) работа с программами Microsoft Word, Microsoft Ecxel, Paint.

Монтажный –изготовление изделия

Регулировочный – поверка изделия на работоспособность.

Таким образом формируется информационно-коммуникационная компетентность студентов, обеспечивающая повышение эффективности образовательного процесса.

Современные ИКТ, повышая качество обучения и образования, позволяют студентам успешнее и быстрее адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям. Это дает каждому воспитаннику возможность получать необходимые знания, как сегодня, так и в будущем обществе.

Внедрение информационно-компьютерных программ в образовательную среду урока позволяет повышать и стимулировать интерес студентов, активизировать мыслительную деятельность и эффективность усвоения материала, индивидуализировать обучение, повышать скорость изложения и усвоения информации, а также вести оперативную коррекцию знаний.

Развитие технического мышления студентов начинается на уроках при изучении профессионального модуля, где перед воспитанниками я ставлю определенные творческие задачи, которые на уроках производственного обучения заканчиваются воплощением творческого образа - идеи в материальную, предметную форму в зависимости от уровня сложности.

Непременным условием для нормального процесса обучения студентов профессии является полное и своевременное обеспечение их рабочих мест материалами, инструментами, приборами.

Кроме профессионально важных качеств будущего специалиста, огромное значение имеет развитие творческих способностей воспитанников, которые и позволят выпускникам стать конкурентно-способными, быстро адаптироваться к изменившимся экономическим условиям.

Заключение.

Творчество предполагает поиски новых, оригинальных путей решения тех или иных задач. На уроках производственного обучения должно присутствовать взаимное творчество мое и студента, а это, прежде всего, способствует возникновению между нами доверия, заинтересованности воспитанника и его веры в успех.

Для развития технического творчества студентов считаю необходимым:

1. Разнообразить формы и методы теоретического и производственного обучения.

2. Создать материально-техническую базу отвечающую современным

требованиям.

3. Активизировать познавательную активность студентов.

4. Формировать профессиональные умения и навыки студентов в период обучения и во внеурочное время.

Мне удается научить студентов, применять знания, умения и навыки и работать в качестве «конструктора», «технолога», «монтажника», и решать сложные производственные задания. Тем самым, я пытаюсь развивать у студентов владение информационно-коммуникационными технологиями, конструкторскими профессиональными программами, владение - техническими терминами, развивать профессиональное мастерство и работу с конструкторской и технологической документацией, что является необходимым условием для реализации будущей профессии студента и выпуска воспитанников с требованиями, представленными программами ФГОС.

Применение выше предложенных методов позволяет мне, как мастеру производственного обучения выпускать конкурентоноспособных профессионалов на рынок труда радиоэлектронной промышленности.

Приложение.

Студенты группы Р-221Ченцов Богдан, Цибизов Алексей, Стрельников Михаил по специальности «Радиоэлектронные приборные устройства» стали лауреатами II Международного конкурса исследовательских работ учащихся и студентов. Магнит познания». Тема работы «Светомузыкальная установка»

Ченцов Богдан, Макаренко Артем участники АНО «РЦУК»-региональный центр управления культуры- «Бредовая идея». Тема работы «Радиоэлектроника против грызунов»

Репс Игорь, Морозов Алексей по профессии «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» стали участниками Международной Покровской ярмарки г. Тамбова с экспонатами датчик движения, полицейская мигалка, светодиодный уровень сигнала, электронноый паучок, электронное сердце. 

.

Список используемой литературы

Аронов М.Ф., Молчан Л.Л. Современный урок. Минск, 1994.

Аронов М.Ф. Формирование основ профессионального мастерства. Минск,  1994.

Атутов Н.В. Технология и современное образование. – М.; Педагогика.1996.№2

Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. Методические рекомендации. – М.: Издательский центр АПО, 2000.

Махмутов М.И. Современный урок. – М.; Педагогика, 1985.

Соловянчик А.А. Современный урок и методика его анализа. Минск, 2004.

Соловянчик А.А., Савянок П.И. Урок производственного обучения и методика его анализа. (методические рекомендации), Мозырь, 1994.

 Бабышев С.Я. Производственная педагогика М.: Высшая школа. 1999 г.

Сейтешев А.Г. Пути профессионального становления учащийся молодежи М.: Высшая школа, 1998 г.

Занков Л.В. Развитие учащихся в процессе обучения М.: Высшая школа. 1988 г.__

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 26.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области