Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Развитие устной и письменной речи учащихся начальных классов на уроках русского языка

На практическом материале показать многообразие способов, методов и приемов развития устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Статья по теме: «Развитие устной и письменной связной речи учащихся начальных классов на уроке русского языка»,

автор Шамшура Вера Петровна, учитель начальных классов ПКК, МБОУ СОШ № 82, города Новосибирска

Основной задачей по развитию связной речи у учащегося считаю научить детей свободно и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляю путем формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать свое собственное.

С моей точки зрения, как учителя, критерием развития связной речи являются следующие требования: содержательность речи, логичность, точность, ясность и простота, богатство, чистота, уместность, правильность, образность, живость, эмоциональность и выразительность.

Всегда помню народную мудрость: «Не желающего пить – не напоишь, не желающего учиться – не научишь». Чтобы детям интересно было заниматься ученическим трудом, постоянно совершенствую методы и приемы обучения. С первых дней ребенка в школе провожу уроки так, чтобы каждому ученику было интересно и понятно. Придя в школу, дети имеют разные потенциальные возможности, способности к учебе, поэтому я использую в своей практике разные формы организации урока: индивидуальную, фронтальную, групповую и работу в парах. Для себя я выделила следующие разделы, по которым работаю над развитием речи учащихся:

I Обогащении словаря:

1) многозначные слова;

2) синонимы, антонимы, омонимы;

3) фразеологические обороты, пословицы, поговорки.

II Словосочетания и предложения.

III Текст.

В своей работе я иду по разделам не поэтапно. Они переплетаются, иногда идут параллельно, во взаимосвязи друг с другом.

Обогащение словаря является одним из направлений в развитии речи, ведь богатый словарный запас – это важнейшая предпосылка, не только обеспечивающая развитие речи, но и создающая условия для лучшего усвоения разделов науки о языке.

I У младших школьников количественный словарь растет более или менее, но активный медленно. Отсюда употребление одних и тех же слов в устной и письменной речи, повторение однокоренных слов, стоящих рядом и т.д.

1) В целях решения этой проблемы я провожу следующую работу: знакомлю детей с антонимами, синонимами, многозначными словами, работаю над значениями слов. Например, тема: «Буквы к, К», беру многозначное слово ключ. С помощью иллюстративного материала рассматриваются все значения этого слова. Даю задание: составить такие предложения, услышав которые мы бы поняли, о каком значении этого слова говорится. Дети составляют такие предложения:

- Я достал из кармана ключ и открыл дверь.

- Открывая нотную тетрадь, я черчу ключ.

- Маленький ключ поил водой всех жителей поселка.

- Папа достал из багажника ключ и починил машину.

Продолжая работу, используя игровой момент, предлагаю детям вообразить себя художниками. Даю задание: сделать рисунки, которые бы раскрывали все значения слова. Дети с удовольствием выполняют эту работу, выходят к доске и, глядя на свои рисунки, рассказывают о всех значениях слова.

Я считаю, что составляя предложения, рассказы, рисуя и выполняя другие задания, дети быстрее и легче усваивают значения многозначных слов. Таким образом, работая над многозначными словами, я не только развиваю речь учащихся, но и показываю этим, что русский язык прекрасен, интересен и увлекателен.

2) Так как в учебнике недостаточно упражнений, направленных на активное усвоение детьми синонимических богатств русского языка, то я планирую и осуществляю эту работу в виде разнообразных заданий типа:

- выпиши синонимы:

- актер, папа, друг, ребенок, товарищ, отец, малыш, артист;

- большой, прочный, смелый, опрятный, крепкий, аккуратный, храбрый, огромный;

- бежать, работать, бросать, трудиться, кидать, грустить, мчаться, печалиться;

- замени выделенное слово близким по смыслу

(Котенок бесшумно ходил по комнате.

Марина катала на санках сестру.

Дима верно решил задачу.

Лиса утащила петуха.);

- подбери к данным прилагательным наиболее подходящее по смыслу существительное: мелкий (дождь, интерес, почерк);

- подпиши картинки, подбери к ним слова, близкие по смыслу:

Дом – …

Лупа – …

- найди ошибку в предложении:

(Прибежали зайцы, прибежали зайчата, прибежали старые зайчихи).

- при закреплении падежных окончаний у прилагательных мужского и среднего рода предлагаю устную работу: подобрать к прилагательному сильный синонимы:

Сильный ветер - … (резкий, порывистый)

Сильные потоки - … (бурные, обильные)

Сильный туман - … (густой, сплошной)

В ходе работы я использую разные методы обучения: репродуктивный, частично – поисковой, исследовательский и т.д. Но основным методом является проблемный. Нужное задание я стараюсь преподносить в виде проблемы. Дети находят эту проблему и сами же ее решают.

Например, при подготовке к сочинению во 2 классе использую такой момент: говорю детям, что на доске предложение, которое написал Коля (в нем орфографические ошибки, повторы). Предлагаю найти ошибки, которые допустил мальчик. Как правило, дети видят эти ошибки, говорят о них, поясняют их устранение. Это задание стимулирует активность учащихся, является средством повышения эффективности обучении.

На уроках постоянно применяю технические средства, наглядные. Их использование позволяет возбудить и поддержать познавательный интерес учащихся, эмоционально разрядиться, поддержать устойчивое внимание практически в течение всего урока.

При планировании стараюсь строить урок от простого к сложному, использовать в работе при закреплении межпредметные связи. Например, при изучении по природоведению тем «Животные», «Растении» легко и удобно можно вести на уроках русского языка работу над синонимами (при сравнении, описании).

Использую в работе как классический тип урока, так и не традиционные уроки (фантазирования, урок – турнир, игра, сказка, аукцион знаний и т.д.). При проведении любого урока главное вижу в том, чтобы были реализованы задачи и получен результат. Всегда помню, что изучение любой темы успешно в том случае, когда ребенок учится доказывать свои открытия. Например, при первоначальном знакомстве с частями речи, я провожу урок – путешествие, где дети, знакомясь с частями речи, одновременно развивают собственную речь, пополняют словарный запас, воспитывают в себе чувство уважения к языку.

Конечно же, интересными и плодотворными считаю интегрированные уроки. Так, например, в 1 классе провожу урок путешествие (интегрированный) при изучении темы «Буквы м, М, многозначные слова.» Урок переплетается с уроком природоведения (путешествие в лес, а наряду с этим выполняют устные и практические задания). Такие уроки не только развивают речь, но и носят воспитательный характер. (Дети, наблюдая за словом «лисички», которое имеет не одно значение, восхищаются: «Какой же наш язык интересный!») И это важно. Вызвать интерес к языку – важнейшее условие развития речи.

3) Хорошая речь должна обладать одним качеством – разнообразием, богатством использованных средств языка. Такое разнообразие дает использование в речи пословиц, поговорок. Работая над ними, я заставляю ребенка думать, рассуждать, делать выводы и т.д., то есть говорить. Такие выражения украшают нашу речь, вносят живость, яркость и свежесть, эмоциональное насыщение. Кроме этого они несут в себе познавательный и воспитательный смысл. Пословицы и поговорки я применяю по разным темам. Имею для этого удобства картотеку тематическую, что дает удобство в использовании. Например,

- по теме: «Звонкие и глухие согласные» использую такие пословицы:

Труд кормит, а лень портит.

Парень молод, а не люб ему холод.

Зуб на зуб не попадает.

- по теме «Безударные гласные в корне слов»

При матери тепло, а при солнышке добро.

Много спать – добра не видать.

- по теме «Разделительный мягкий знак»

Друзья познаются в беде.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Работая над пословицей, дети объясняют, как они ее понимают, в каких случаях ее употребляют, составляют мини – рассказы, делают рисунок с пословицей.

Фразеология была и остается источником обновления и обогащения речи. По моим наблюдениям дети очень любят работать с фразеологическими оборотами. Особенно нравятся им такие задания: объясни прямое и переносное значение, покажи это в своем рисунке. Особенно интересно дети выполняют это задание по теме: «Текст».

При изучении темы: «Парные гласные» я использую такое задание: назвать как можно больше устойчивых выражений со словом глаз:

Мозолить глаза

Хлопать глазами

Открой глаза

Пускать пыль в глаза

Хоть глаз выколи и т.д.

При работе над словом зуб использую выражения:

Зуб на зуб не попадает

Говорить сквозь зубы

Не в зуб ногой

Зубы заговаривать

Скалить зубы

Как правило, работая с пословицами, поговорками, фразеологизмами, дети увлекаются. В процессе этого они учатся высказывать свое мнение, строить ход своих мыслей, рассуждать, то есть говорить.

II Одним из звеньев в работе по развитию речи являются упражнения со словосочетаниями и предложениями.

Работая над словосочетаниями, использую всевозможные упражнения типа:

- вставьте подходящие слова в данные словосочетания (волнистая, волнующая):

_____________ поверхность реки

_____________ природа звука

- подберите и напишите второе слово, которое начиналось бы на ту же букву, что и первое:

Образец: воет волк

спит ___________летает ___________

поет ___________кукует ___________

учит ___________жужжит _________

пишет _________висит ___________

строит _________стоит __________

- измените словосочетания, не меняя смысла.

Образец: мяч для игры в футбол – футбольный мяч.

Поезд для перевозки грузов - _______________________________

Каша из гречневой крупы - _________________________________

Велосипед на двух колесах - _______________________________

Дом в три этажа - ________________________________

Костюм для занятий спортом - _____________________________

Площадка, где строят дом - ________________________________

На уроках русского языка учащиеся 1 класса усваивают признаки предложения, знакомятся с интонацией, учатся конструировать предложения из слов. С этой целью я уделяю большое внимание формированию умения видеть разницу между предметом и словом. Например: ворона

Растрепанная ворона

Ворона летит, т.е.

К существительному подбираем слова, рисующие об образ, признаки, потом действие. Это упражнение учит детей распространять предложения, составлять из них связный текст.

Так же учу детей подбирать антонимы, составлять гнезда родственных слов, что обогащает и развивает речь учащихся.

При непосредственной работе над предложением использую следующие виды работы:

- сокращение предложения до двух слов.

Образец: По дороге быстро проехала грузовая машина.

Проехала машина.

Рано утром выпал первый снег._____________________________________

Незаметно прошло жаркое лето. ______________________________________

- восстановление деформированных предложений.

Например: ягоды, с, последние, лесные, клевали, веток, птицы, рябины

до, сгибал, ветер, деревья, земли, молодые, сильный

- распространение предложений.

- составление по картинке, на тему, о ком или о чем-либо, на основе

наблюдений и т.д.

- сокращение предложения, из 2-х сделай одно;

- составление предложения по опорам.

- составление предложений, отвечая на вопросы.

Образец: Девочка рвала цветы.

Где? – Девочка рвала цветы на поляне.

Когда? – Утром девочка рвала цветы на поляне.

Какие? – Утром девочка рвала голубые цветы на поляне.

Для кого? - Утром девочка рвала голубые цветы на поляне для мамы.

- перестановка слов в предложении.

Образец:

По небу плывет легкое облако.

Легкое облако плывет по небу.

Плывет по небу легкое облако.

Мама подарила дочке куклу.

________________________

________________________

Ребята нарядили к празднику елку.

_____________________________

_____________________________

Поэтому, планируя уроки, я подбираю задания, которые были бы доступны для выполнения, с нарастанием трудности, служили бы для укрепления положительной самооценки учащегося. Эти условия необходимо учитывать.

Работая над словосочетаниями, учу детей точному употреблению слов, всматриваться в значение слов. Для этого я использую задания вида:

- замени одно слово двумя:

автодорога – автомобильная дорога

медсестра – медицинская сестра

ежегодно – каждый год

- измени словосочетания, не изменяя смысла

- измени словосочетания не меняя смысла

- соедини стрелками слова, связанные по значению:

Книгапроливной

Попугайинтересная

Светофорговорящий

Дождьсломанный

Так, например, при изучении рода прилагательных, используя принцип «Удивляй», я ввела детей в тему через такое упражнение:

На доске:

вкусная яблоко

вкусный сок

вкусное еда

Увидев такие сочетания, дети сразу же говорят: «Неверно». Создается стимул высказать свое мнение и мы с детьми подходим к выводу о том, что для этого нужно знать. Строим алгоритм. В процессе этой работы решается не только образовательная задача, но и идет развитие речи ребенка (через высказывания, доказательства).

По моему мнению, развитие речи идет не только за счет выполнения каких – то конкретных упражнений, этот процесс идет постоянно в процессе обучения. Ведь на любом уроке дети отвечают на мной поставленные вопросы, объясняют порядок выполнения и т.д. Здесь необходимо с самых первых уроков следить за речью детей, учить точно и лаконично отвечать на поставленный вопрос, делать вывод, давать возможность высказать свое мнение, оценить что – то и т.д. Важным считаю то, что я стараюсь увидеть в каждом ребенке его рост, обращать внимание на это как самого ребенка, так и других. Это помогает самоутвердится, стимулирует потребность к дальнейшему развитию.

III Проводя такую работу со словом, словосочетанием и предложением, можно успешно формировать навык составления текста. Работу с текстом начинаю с 1 класса. Для этого ввожу:

- описание предметов по вопросу:

кто? – белка

какая? – пушистая, рыжая, подвижная

что делает? – прыгает с ветки на ветку, собирает орешки и грибы

- дописывание рассказа по его началу. Озаглавливание.

(Ребята пошли в лес. Вдруг они увидели…);

- деление текста на предложения: Жил – был пес Барбоска у него был друг кот Васька оба они жили у дедушки дедушка ходил на работу Барбоска сторожил дом кот Васька мышей ловил.

- составление текста из деформированных предложений:

светит, солнышко, радостно

на, быстро, снег, полях, тает

ручьи, по, веселые, дорогам, побежали

почки, на, надулись, деревьях

стран, грачи, из, прилетели, теплых

скоро, семена, в, земле, прорастут, теплой

всходами, поля, зелеными, покроются

- составление рассказа по теме «Моя семья», «Весна»;

- составление рассказа, используя вопросы;

- составление текста по серии сюжетных картинок.

От составления устных рассказов дети переходят к написанию изложений и сочинений. Во 2 классе я завожу с детьми тетрадь для творческих работ, предлагаю написать мини-сочинения на темы: Первые листочки. Осенний дождь. Белый наряд зимы. Весенний ветерок.

Пишем сочинения загадки. (Ученик пишет о белке, но ни разу не использует это слово. В классе сочинение зачитывается. Дети отгадывают, о ком написано).

В 3 классе пишем сочинение-миниатюру в более сложной форме:

- слушаем музыку. Задания: напиши, что ты себе представил.

- представь, что ты цветок, напиши, как ты провел день и т.д.

Значительное место среди сочинений занимает сочинение по картинке.

В 3 классе детям представляется большая возможность проявить самостоятельность, нежели в 1 или во 2 классе. Здесь оцениваю умение ребенка по-своему, индивидуально передать увиденное. Всегда при выполнении творческих работ стараюсь поощрить эту индивидуальность хотя бы фразой «Я была восхищена, прочитав это!»; «Ты умница!» и т.д. Эти комплименты формируют уверенность в себе, а это помогает успешно учиться.

При планировании сочинений беру понятную или интересную тему. В ходе подготовительной работы стараюсь развить воображение учащихся, их фантазию, настроить их на творческий лад, приучаю требовательно относиться к слову.

С особым удовольствием дети сочиняют сказки. Здесь они действительно превосходят самих себя. В своей практике я использовала такие темы, которые часто сопровождались иллюстрированием:

- сочини сказку про дорожные знаки;

- расскажи сказку от имени главного героя – гвоздя;

- сочини сказку по картинкам (рисует сам);

- сочини сказку про слона;

- сочини сказку по заголовку: «Как кошка пошла гулять»;

- сочини сказку по заданным героям;

- измени конец известной тебе сказки;

- напиши о том, как жили две капельки дождя.

После написания сочинений обязательно делаем с детьми анализ. Очень важно научить ребенка самому делать анализ своего сочинения. Но для этого постоянно учу детей не стесняться говорить о себе как хорошее, так и недостатки. Виды творческих работ очень разнообразны. Они позволяют мне, как учителю, разумно сочетая и употребляя их, добиваться повышения грамотности, закрепления знаний, развитие устной и письменной речи.

Такая целенаправленная и систематическая работа способствует умственному развитию учащихся, формированию грамотной и уверенной речи ребят, повышению нравственной культуры учеников.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области