МКОУ "Тимская средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза Н.В.Черных"
«Рассмотрено» на заседании МО учителей математики, физики, информатики и ИКТ Протокол №____ от «___» ____________ 2017 г. Руководитель МО _________/Л.Н. Старкова/ | «Согласовано» на педагогическом совете Протокол №_____ от «___» ____________ 2017г. | «Утверждено» Приказ №____ от «___»_____________2017г. Директор школы:_____/Т.В. Лунева/ |
Адаптированная программа
основного общего образования
6 класс (коррекция VIII вид)
по учебному предмету
«Математика»
(базовый уровень)
Учитель – Мальцева Оксана Николаевна
Тим - 2017
Рабочая программа составлена в соответствии с основными нормативными документами:
Федеральным законом «Об образовании в РФ» № 273 - ФЗ от 29.12.2012 г. Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования от 17.12.2010г. №1897 (для 1- 8-х классов) (Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования от 05.03. 2004г №1086 ( 9- 11 классы).
Примерной основной образовательной программой основного общего образования от 8 апреля . № 1/15 (Примерной основной образовательной программой начального общего образования от 8 апреля . № 1/15)
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы по ред. Воронковой В.В., доктора педагогических наук, допущено Министерством образования и науки РФ, Москва «Просвещение» .
Постановление Правительства РФ от 12.03.1997 г. № 288 «Об утверждении типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей обучающихся.
Пояснительная записка
Основные задачи курса:
• дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные и геометрические представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
• использовать процесс обучения математике для повышения уровня общего развития учащихся с нарушением интеллекта и коррекции недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств;
• развивать речь учащихся, обогащая ее математической терминологией;
• воспитывать у учащихся целенаправленность, терпеливость, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля, развивать точность измерения и глазомер, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
В программе по математике усилена практическая направленность обучения, что не исключает требований к усвоению детьми сведений теоретического характера.
Цели программы:
• развитие образного и логического мышления, воображения; формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения учебных и практических задач, продолжение образования;
• освоение основ математических знаний, формирование первоначальных представлений о математике;
• воспитание интереса к математике, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.
Задачи программы:
• приобретение знаний о многозначных числах в пределах 1000 000 и арифметических действиях с многозначными числами в пределах 10000, об обыкновенных дробях, их преобразованиях, арифметических действиях с ними, о соотношении единиц различных величин, арифметических действиях с ними; о различных геометрических телах (куб, брус) о свойствах элементов.
•овладение способами деятельностей, способами индивидуальной, фронтальной, групповой деятельности;
•освоение компетенций: коммуникативной, ценностно-ориентированной и учебно-познавательной.
Формы и методы, используемые в преподавании
Основной формой организации учебно-воспитательной работы является урок. Данная программа предусматривает проведение следующих типов уроков:
урок изучения нового материала;
урок закрепления изученного;
урок проверки знаний, умений и навыков;
комбинированный урок.
При проведении уроков используются следующие методы:
объяснительно-иллюстративный (рассказ, беседа, демонстрация);
репродуктивный (выполнение типовых заданий);
практический (выполнение практических заданий и графических работ).
В обучении математике важное место занимает геометрический материал. Из числа уроков математики выделяется один урок в неделю на изучение геометрического материала. На уроках геометрии учащиеся учатся распознавать геометрические фигуры, тела на моделях, рисунках, чертежах. Определять форму реальных предметов. Они знакомятся со свойствами фигур, овладевают элементарными графическими умениями, приемами применения измерительных и чертежных инструментов, приобретают практические умения в решении задач измерительного и вычислительного характера. В 6 классе учащиеся повторяют материал, изученный ранее: виды линий, построение треугольников по трем заданным сторонам, периметр, окружность, линии в круге, масштаб. Все чертежные работы выполняются с помощью инструментов на нелинованной бумаге.
Последовательность и содержание изложения планирования представляют определенную систему, где каждая тема служит продолжением изучения предыдущей и служит основанием для построения последующей.
Содержание программы
Нумерация чисел в пределах 1 000 000. Получение единиц, круглых десятков, сотен тысяч в пределах 1 000 000. Сложение и вычитание круглых чисел в пределах 1 000 000 (легкие случаи).
Получение четырех-, пяти-, шестизначных чисел из разрядных слагаемых, разложение на разрядные слагаемые (десятичный состав числа), чтение, запись под диктовку, изображение на калькуляторе.
Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч, класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. Сравнение многозначных чисел.
Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, десятков, сотен, тысяч в числе. Числа простые и составные.
Обозначение римскими цифрами чисел XIII—XX.
Сложение, вычитание, умножение и деление на однозначное число и круглые десятки чисел в пределах 10 000 устно (легкие случаи) и письменно. Деление с остатком. Проверка арифметических действий.
Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении двумя мерами стоимости, длины, массы, устно и письменно.
Обыкновенные дроби. Смешанные числа, их сравнение. Основное свойство обыкновенных дробей. Преобразования: замена мелких долей более крупными (сокращение), неправильных дробей целыми или смешанными числами. Сложение и вычитание дробей (и смешанных чисел) с одинаковыми знаменателями.
Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа, на прямую пропорциональную зависимость, на соотношение: расстояние, скорость, время. Составные задачи на встречное движение (равномерное, прямолинейное) двух тел.
Взаимное положение прямых на плоскости (пересекаются, в том числе перпендикулярные, не пересекаются, т. е. параллельные), в пространстве: . Уровень, отвес. и наклонные, горизонтальные, вертикальные. Знаки
Высота треугольника, прямоугольника, квадрата. Геометрические тела — куб, брус. Элементы куба, бруса: грани, ребра, вершины, их количество, свойства. Масштаб.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Раздел, тема | Количество часов | Количество контрольных, практических, лабораторных работ | Проекты |
Повторение | 4 | |||
Нумерация многозначных чисел | 17 | 1 | ||
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 | 29 | 3 | ||
Обыкновенные дроби | 15 | 1 | ||
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа | 24 | 2 | ||
Задачи на движение | 5 | |||
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки | 45 | 2 | ||
Геометрический материал | 39 | |||
Итоговое повторение | 26 | |||
Итого: | 204 | 9 + итоговая контрольная |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Название разделов, тем, уроков | Количество часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
Повторение (4ч) | |||||
1 | Образование, запись, название чисел в пределах 1000. | 1 | 04.09 | ||
2 | Определение количества разрядных единиц и общего количества единиц, сотен, десятков в числе. | 1 | 05.09 | ||
3 | Виды линий: прямая, ломанная, кривая, луч, отрезок. | 1 | 06.09 | ||
4 | Счет разрядными единицами. | 1 | 07.09 | ||
5 | Простые и составные числа. | 1 | 08.09 | ||
Нумерация многозначных чисел (17 ч) ГМ (4ч) | |||||
6-7 | Нумерация многозначных чисел в пределах 1 000 000. | 2 | 11.09 | ||
8 | Взаимное положение прямых на плоскости. | 1 | 12.09 | ||
9-10 | Получение единиц круглых десятков, сотен, тысяч в пределах 1000 000. Изображение на счетах, калькуляторе. | 2 | 13.09 13.09 | ||
11-12 | Счет разрядными единицами. | 2 | 14.09 | ||
13 | Взаимное положение прямых на плоскости. | 1 | 15.09 | ||
14-15 | Округление чисел до единиц, десятков, сотен, тысяч. | 2 | 18.09 19.09 | ||
16-17 | Разложение многозначных чисел на разрядные слагаемые. | 2 | 20.09 21.09 | ||
18 | Взаимное положение прямых на плоскости. | 1 | 22.09 | ||
19-20 | Римская нумерация. Обозначение чисел XIII – XX. | 2 | 25.09 26.09 | ||
21 | Контрольная работа по теме «Нумерация многозначных чисел» | 1 | 27.09 | ||
22 | Работа над ошибками. | 1 | 27.09 | ||
23 | Высота треугольника | 1 | 28.09 | ||
24-26 | Решение примеров с целыми числами. | 3 | 29.09 02.10 03.10 | ||
Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000 (29ч) ГМ (8ч) | |||||
27 | Устное сложение и вычитание в пределах 10 000. | 1 | 04.10 | ||
28 | Высота треугольника. | 1 | 04.10 | ||
29 | Устное сложение и вычитание в пределах 10 000. | 1 | 06.10 | ||
30-31 | Сложение чисел с переходом через разряд, название компонентов. | 2 | 09.10 10.10 | ||
32 | Сложение чисел с переходом через разряд, название компонентов. | 1 | 11.10 | ||
33 | Высота треугольника | 1 | 11.10 | ||
34-35 | Решение примеров на сложение чисел с тремя компонентами. | 2 | 12.10 | ||
36-37 | Решение примеров в 2 – 3 действия. | 2 | 13.10 16.10 | ||
38 | Параллельные прямые | 1 | 17.10 | ||
39 | Самостоятельная работа. Решение примеров в 2 – 3 действия. | 1 | 18.10 | ||
40-41 | Проверка сложения вычитанием. | 2 | 18.10 19.10 | ||
42 | Проверка вычитания. | 1 | 20.10 | ||
43 | Параллельные прямые | 1 | 23.10 | ||
44 | Обобщение систематизация знаний | 1 | 24.10 | ||
45 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание чисел в пределах 10 000». | 1 | 25.10 | ||
46 | Работа над ошибками. Сложение и вычитание многозначных чисел. | 1 | 25.10 | ||
47 | Меры длины, массы, стоимости | 1 | 26.10 | ||
48 | Построение параллельных прямых | 1 | 27.10 | ||
49 | Устное сложение и вычитание именованных чисел. | 1 | 06.11 | ||
50-51 | Решение задач на увеличение на несколько единиц в несколько раз и нахождение суммы. | 2 | 07.11 08.11 | ||
52 | Сложение именованных чисел вида: 12р.21к. + 8р.79к. | 1 | 08.11 | ||
53 | Построение параллельных прямых | 1 | 09.11 | ||
54 | Сложение именованных чисел вида: 12р.21к. + 8р.79к. | 1 | 10.11 | ||
55-56 | Вычитание именованных чисел вида: 7м – 5м 4см | 2 | 13.10 14.10 | ||
57 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении единицами времени. | 1 | 15.10 | ||
58 | Построение параллельных прямых.Самостоятельная работа | 1 | 15.10 | ||
59 | Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении единицами времени. | 1 | 16.10 | ||
60-61 | Сложение и вычитание именованных чисел. | 2 | 17.10 20.10 | ||
62 | Самостоятельная работа. Сложение и вычитание именованных чисел. | 1 | 21.10 | ||
63 | Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное | 1 | 22.10 | ||
Обыкновенные дроби (15 ч) ГМ (3ч) | |||||
64-65 | Обыкновенные дроби. Правильные и неправильные дроби. | 2 | 22.10 23.10 | ||
66 | Образование смешанных чисел. | 1 | 24.10 | ||
67 | Сравнение смешанных чисел. | 1 | 27.10 | ||
68 | Взаимное положение прямых в пространстве: вертикальное, горизонтальное, наклонное | 1 | 28.10 | ||
69 | Сравнение смешанных чисел. | 1 | 29.10 | ||
70-71 | Основное свойство обыкновенных дробей. | 2 | 29.10 30.10 | ||
72 | Преобразование обыкновенных дробей. | 1 | 01.12 | ||
73 | Уровень и отвес | 1 | 04.12 | ||
74-75 | Нахождение части от числа. | 2 | 05.12 06.12 | ||
76-77 | Нахождение нескольких частей от числа. | 2 | 06.12 07.12 | ||
78 | Уровень и отвес | 1 | 08.12 | ||
79 | Обобщение систематизация знаний | 1 | 11.12 | ||
80 | Контрольная работа по теме «Обыкновенные дроби» | 1 | 12.12 | ||
81 | Работа над ошибками. | 1 | 13.12 | ||
Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. Смешанные числа (24 ч) ГМ (6ч) | |||||
82 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 13.12 | ||
83 | Уровень и отвес | 1 | 14.12 | ||
84-86 | Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями. | 3 | 15.12 18.12 19.12 | ||
87 | Вычитание обыкновенных дробей из единицы. | 1 | 20.12 | ||
88 | Куб, брус, шар | 1 | 20.12 | ||
89 | Вычитание обыкновенных дробей из единицы. | 1 | 21.12 | ||
90-91 | Вычитание обыкновенных дробей из целого числа. | 2 | 22.12 25.12 | ||
92 | Вычитание обыкновенных дробей из целого числа. | 1 | 26.12 | ||
93 | Куб, брус, шар | 1 | 27.12 | ||
94 | Вычитание обыкновенных дробей из целого числа. | 1 | 27.12 | ||
95 | Самостоятельная работа «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями» | 1 | 28.12 | ||
96-97 | Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. | 2 | 29.12 | ||
98 | Куб. Элементы куба | 1 | |||
99-102 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 4 | |||
103 | Куб. Элементы куба | 1 | |||
104-107 | Решение примеров в несколько действий со смешанными числами. | 4 | |||
108 | Брус. Элементы бруса | 1 | |||
109 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | |||
110 | Контрольная работа по теме «Сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями». | 1 | |||
111 | Работа над ошибками. | 1 | |||
Задачи на движение (5 ч) ГМ (1ч) | |||||
112 | Зависимость между величинами: скорость – время – расстояние при равномерном прямолинейном движении. | 1 | |||
113 | Брус. Элементы бруса | ||||
114 | Зависимость между величинами: скорость – время – расстояние при равномерном прямолинейном движении. | 1 | |||
115-117 | Решение задач на встречное движение. | 3 | |||
Умножение и деление многозначных чисел на однозначное число и круглые десятки (45 ч) ГМ (11ч) | |||||
118 | Масштаб | 1 | |||
119-122 | Умножение многозначных чисел на однозначное число. | 4 | |||
123 | Масштаб | 1 | |||
124-125 | Решение задач на увеличение на несколько единиц в несколько раз и нахождение суммы. | 2 | |||
126-127 | Решение задач на нахождение суммыдвух произведений. | 2 | |||
128 | Масштаб | 1 | |||
129-130 | Решение примеров в несколько действий | 2 | |||
131-132 | Умножение многозначных чисел на круглые десятки. | 2 | |||
133 | Масштаб | 1 | |||
134 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | |||
135 | Контрольная работа по теме «Умножение многозначных чисел на однозначное число». | 1 | |||
136 | Работа над ошибками. | 1 | |||
137 | Деление многозначных чисел на однозначное число. Определение количества цифр в частном. | 1 | |||
138 | Самостоятельная работа по теме «Масштаб» | 1 | |||
139-140 | Деление многозначных чисел на однозначное число. Определение количества цифр в частном. | 2 | |||
141-142 | Решение задач на уменьшение в несколько раз и нахождение суммы. | 2 | |||
143 | Повторение. Построение треугольников | 1 | |||
144-145 | Решение задач на уменьшение в несколько раз и нахождение суммы. | 2 | |||
146-147 | Решение задач на нахождение части от числа. | 2 | |||
148 | Повторение. Построение треугольников | 1 | |||
149-152 | Деление многозначных чисел на однозначное число, когда в частном на 1 цифру меньше, чем в делимом. | 4 | |||
153 | Повторение. Высота треугольника | 1 | |||
154-157 | Деление многозначных чисел на однозначное число, когда в частном число с 0 в середине. | 4 | |||
158-159 | Решение примеров в несколько действий без скобок. | 2 | |||
160-161 | Деление многозначных чисел на круглые десятки. | 2 | |||
162 | Повторение. Высота треугольника | 1 | |||
163-165 | Деление с остатком. | 4 | |||
166 | Повторение. Геометрические тела: куб, брус, шар. | 1 | |||
167 | Обзор и систематизация знаний | 1 | |||
168 | Контрольная работа по теме « Деление многозначных чисел на однозначное число». | 1 | |||
169 | Работа над ошибками. | 1 | |||
170 | Решение задач по теме: «Увеличение и уменьшение в несколько раз и нахождение суммы». | 1 | |||
171 | Повторение. Геометрические тела: куб, брус, шар. | 1 | |||
172 | Решение задач по теме: «Увеличение и уменьшение в несколько раз и нахождение суммы». | 1 | |||
Повторение (26 ч) ГМ (6ч) | |||||
173-174 | Чтение, запись под диктовку чисел в пределах 1 000 000. Изображение чисел на калькуляторе. | 2 | |||
175 | Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. | 1 | |||
176 | Повторение. Круг, окружность | 1 | |||
177 | Разряды: единицы, десятки, сотни тысяч; класс тысяч, нумерационная таблица, сравнение соседних разрядов, сравнение классов тысяч и единиц. | 1 | |||
178-179 | Сравнение многозначных чисел. | 2 | |||
180 | Округление чисел. | 1 | |||
181 | Повторение. Круг, окружность | 1 | |||
182 | Устное сложение и вычитание в пределах 10 000. | 1 | |||
183-185 | Письменное сложение и вычитание в пределах 10 000. | 3 | |||
186 | Повторение. Масштаб | 1 | |||
187-188 | Нахождение неизвестных компонентов в примерах на сложение и вычитание. | 2 | |||
189-190 | Письменное умножение и деление в пределах 10 000. | 2 | |||
191 | Повторение. Масштаб | 1 | |||
192-195 | Письменное умножение и деление в пределах 10 000. | 4 | |||
196 | Повторение. Масштаб. | 1 | |||
197 | Подготовка к контрольной работе | 1 | |||
198 | Итоговая контрольная работа | 1 | |||
199 | Работа над ошибками. | 1 | |||
200 | Письменное сложение и вычитание мер стоимости, длины и массы. | 1 | |||
201 | Обобщение и систематизация знаний | 1 | |||
202-203 | Простые арифметические задачи на нахождение дроби от числа. | 2 | |||
204 | Обобщение и систематизация знаний | 1 |
Дидактические средства обучения
Таблицы
Индивидуальные карточки-задания
Список используемой литературы:
Математика. 6 класс: учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ М.Н.Перова, Г.М.Капустина. – М.: Просвещение, 2014
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы/ А.К.Аксенова, А.П.Антропов и др. – М.: Просвещение, 2011