Азбука маленького Россиянина
Данная игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Актуальность обусловлена ростом интереса к истории и культуре нашего государства и социальным заказом на формирование активной творческой личности как части великого целого – своего народа, своей страны, уважающей ее прошлое и настоящее, заботящейся о будущем. Ведь знание истории и культуры собственного народа, умение понять ее, желание приобщиться к ее дальнейшему развитию могут стать основой активной творческой деятельности ребенка, взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, своей Родине.
Цель: Создание условий для систематизации знаний о достопримечательностях, символике РФ и РА у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: 1) Содействовать закреплению знаний у детей с символикой РФ и РА;
2) Способствовать расширению и активизации словарного запаса детей;
3) Воспитывать духовные и патриотические чувства, любовь к Родине.
Наша игра проводится по принципу игры «Что, где, когда?» У нас имеется волчок (юла) и конверты с заданиями. Дети по очереди крутят волчок. Задания читаются из того конверта на котором остановилась стрелка. Дети должны всей группой обсудить вопрос и прийти к ответу. Капитан команды озвучивает правильный ответ.
В ходе игры используются разные конверты с заданиями: «Наша страна, Флаг России, Флаг РА, Герб РФ и РА, Динамическая игра «Герб России», Знаменитые люди РФ и РА, Путешествие по городу Горно-Алтайск, Гимн РФ и РА, Достопримечательности села Паспаул» В каждом конверте отражена своя цель, материалы и ход игры. Данную игру можно проигрывать в 3-х вариантах.
1-й вариант: Раскладываются в конверты карточки по РФ.
2-й вариант: Используются карточки Республики Алтай.
3- вариант: Применяются все карточки РФ и РА.
Ожидаемые результаты игры: 1) достигнуты задачи; 2) дети умели работать сообща и приходить к единому мнению.
«Наша страна»
Цель: Содействовать закреплению знаний у детей о нашей стране (республике), ее столице.
Материал: иллюстраций фотографий
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации, задает вопросы: « Как называется наша страна (республика)? Покажи границы нашей страны (республики)? Как называется столица России (столица республики).
«Флаг России»
Цель: способствовать закреплению характерных признаков флага своей страны (цветовой гаммы и их обозначение).
Материал: полосы красного, синего и белого цвета
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг России, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге России. Задает вопросы: Что обозначают цвета российского триколора? Когда празднуют День Государственного флага?
(Белый - мир, чистоту, надежда; Синий – безоблачное мирное небо; Красный – цвет крови, жизни. День Российского флага 22 августа).
«Флаг Республики Алтай»
Цель: способствовать закреплению характерных признаков флага РА. (основные цвета флага, что они обозначают).
Материал: полосы, синего и белого цвета
Ход игры: воспитатель показывает детям флаг Республики Алтай, убирает и предлагает выложить разноцветные полоски в том порядке, в котором они находятся на флаге Республике Алтай. Задает вопросы: Что обозначают цвета флага?
(Выбор расцветки флага республики Алтай не случаен. Во-первых, оба цвета регионального флага присутствуют на флаге России, и этим подчеркивается тесная связь республики с государством. Во-вторых, расцветка флага соответствует природным и геральдическим символам региона: белый цвет олицетворяет согласие, мир, вечность и единство народов республики. Голубые полосы символизируют водные ресурсы Алтая, а также ассоциируются с чистотой, честностью и свободой.)
«Герб России и Республики Алтай»
Цель: способствовать закреплению характерных признаков герба своей страны (республики), что изображено на гербе и значения цвета.
Материал: Гербы разных стран и республики Алтай (картинки).
Ход игры: воспитатель показывает детям гербы разных стран, и предлагает детям выбрать герб России (республики) и рассказать, что обозначают изображения на гербах России и РА.
Динамическая игра «Герб России»
Цель: формировать двигательные умения в соответствии с текстом, снятие напряжения.
Герб страны – орёл двуглавыйГордо крылья распустил, поднять руки в стороныДержит скипетр и державу, поочерёдно сжать в кулак пр. и л. рукуОн Россию сохранил нарисовать руками круг
На груди орла – щит красный, приложить руки к груди Дорог всем: тебе и мне наклон головы вправо-влевоСкачет юноша прекрасный шаг на месте
На серебряном коне.
Развевается плащ синий, плавные покачивания рук впр. вл. И копьё в руке блестит. сжать руки в кулакПобеждает всадник сильный, поставить руки на поясЗлой дракон у ног лежит показать руками
Подтверждает герб старинный Независимость страны.Для народов всей России Наши символы важны. поднять руки вверх.
«Знаменитые люди РФ и РА»
Цель: содействовать выбору детей и аргументации ответа из предложенного набора сюжетных картинок (знаменитые люди РФ и РА Путин В.В., Шойгу С.К., Медведев Д.А. Бердников А.В.).
Материал: иллюстрации известных соотечественников.
Ход игры: воспитатель показывает иллюстрации, предлагает детям назвать президента РФ и Главу РА.
«Путешествие по городу Горно-Алтайск»
Цель: знакомить с достопримечательностями столицы РА.
Материал: фотографии родного города.
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Гимн РФ и РА»
Цель: знакомить с гимнами России и Республики Алтай.
Материал: Аудио запись отрывка гимна России.
Ход игры: воспитатель включает аудио-запись, ребенок должен определить гимн Родины и Республики.
«Достопримечательности села Паспаул»
Цель: знакомить с достопримечательностями родного села.
Материал: фотографии родного села.
Ход игры: воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей села, предлагает назвать их.
«Пословицы о Родине»
Цель: Развитие коммуникативных навыков детей.
Ход игры: Воспитатель читает начало пословицы, дети должны продолжить.
Родной край – сердцу рай.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без Родины, что соловей без песни.
Одна у человека мать, одна у него и родина.
У народа один дом – Родина.
Нет сына без отчизны.
Родина – всем матерям мать.
Родина – мать, чужбина – мачеха.
Береги Родину, как зеницу ока.
Будь не только сыном своего отца – будь и сыном своего народа.
Своё молоко – ребёнку, свою жизнь – Родине.
Родная земля и в горсти мила.
Всякому мила своя сторона.
В своём доме и стены помогают.
Дома и стены помогают.
За морем теплее, а у нас светлее.
И пылинка родной земли – золото.
Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.
Дым отечества светлее чужого огня.
На чужой стороне Родина милей вдвойне.
Живёшь на стороне, а своё село всё на уме.