Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


«Использование современных педагогических технологий в организации образовательной деятельности по речевому развитию и развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»

доклад

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 11 КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА Г. ВАЛУЙКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Доклад на тему:

«Использование современных педагогических технологий

в организации образовательной деятельности по речевому развитию и развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста в соответствии с требованиями ФГОС»

Подготовил: воспитатель

Кочкина С. А.

2017 г.

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение.

Недостаточный уровень речевого развития дошкольника приводит в дальнейшем к школьной неуспеваемости, т.к. недостаточно сформированные в дошкольном возрасте структурные компоненты речи и составляющие психических функций оказываются наиболее уязвимыми в новых школьных условиях, требующих их максимальной мобилизации.

На современном этапе в связи с совершенствованием процессов воспитания и обучения в детском саду, а так же с введением Федерального государственного образовательного стандарта традиционные подходы к развитию речи дошкольника претерпевают значительные изменения как по форме, так и по содержанию.

Одной из ведущих задач, которую решает наше дошкольное учреждение, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей. С этого учебного года детский сад включил в часть, формируемую участниками образовательных отношений парциальную программу «По речевым тропинкам Белогорья» автор Л. В. Серых. Речевое развитие дошкольников происходит на основе социокультурных традиций Белгородской области, что способствует решению важнейшей задачи зарождения и сохранения у детей любви к родному языку.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка, при планировании и обсуждении рисунка, в наблюдении на прогулке, при обсуждении спектакля и т.д. зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Исходя из выше сказанного, педагогический коллектив выделил следующие задачи в области речевого развития:

1.Обогащать познавательно - речевую сферу детей информацией через занятия, наблюдения, экспериментальную деятельность, речь.2. Обогащать эмоционально-чувственный опыт в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми.3. Создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов, проявления самостоятельности в познавательно–речевой деятельности.4. Поддерживать условия для развития познавательно–речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности.

В практике работы педагогов ДОУ используется система работы по видам образовательной деятельности:

- непосредственно образовательная деятельность;

-совместная деятельность педагога с детьми;

- самостоятельная деятельность детей;

-взаимодействие с семьей;

-взаимодействие с социальными партнерами.

Основными принципами реализации системы работы по развитию речи в детском саду являются систематичность и последовательность, интеграция образовательных областей. Практическая реализация указанной системы работы по развитию речи способствует становлению речевой активности, основ коммуникативной компетентности ребенка.

Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Речевое развитие в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности: в игре, труде, бытовой, образовательной деятельности и выступает как одна из сторон каждого вида. Поэтому очень важно уметь использовать для развития речи любую деятельность. Прежде всего, развитие речи происходит в контексте ведущей деятельности. Применительно к детям раннего возраста ведущей является предметная деятельность, детей дошкольного возраста - игровая деятельность.

Основными направлениями работы по развитию речи являются:

1. Обогащение словаря: освоение значений слов и их уместное употребление в соответствии с контекстом высказывания, с ситуацией, в которой происходит общение.

2. Воспитание звуковой культуры речи: развитие восприятия звуков родной речи и произношения.

3. Формирование грамматического строя.

4. Развитие связной речи.

5. Формирование элементарного осознания явлений языка и речи: различение звука и слова, нахождение места звука в слове. Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Построение образовательного процесса основывается на адекватных возрасту формах работы с детьми. Ведущей формой работы по развитию речи детей является образовательная ситуация.

Образовательные ситуации используются:

– в непосредственно организованной образовательной деятельности;

– в процессе организации различных видов детской деятельности детей, заданных ФГОС.

Они направлены на формирование у детей знаний, умений рассуждать, делать выводы, на развитие умений в разных видах деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятия художественно литературы и фольклора, конструктивной, изобразительной, музыкальной, двигательной);

– в ходе режимных моментов и направлены на закрепление имеющихся знаний и умений, их применение в новых условиях, проявление ребенком активности, самостоятельности и творчества.

Речевое развитие дошкольника – важнейшая из всех образовательных областей. Не менее важно познавательное или физическое развитие, художественно-эстетическое или социально-коммуникативное. Но, возможно ли полноценное развитие детей в любой из этих образовательных областей без речи, без общения, без коммуникативной деятельности?

Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрируется с каждой из областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и даже физического развития.

Физическое развитие

Необходимым средством образовательной и воспитательной работы в физическом воспитании является система упражнений и игр по формированию речевой культуры. Помимо развития речи они способствуют развитию координации движений, внимания, общей и мелкой моторики, памяти. Данные игры и упражнения используются как на физкультурных занятиях, так и на зарядке, как в досугах, праздниках, так и свободной деятельности детей, в том числе на прогулке, в подвижных играх.

В процессе выполнения общеразвивающих упражнений, основных движений, подвижных игр детям предлагаются задания для закрепления и активизации звуков на основе хорошо знакомых стихов, песенок, потешек, считалок, закличек, подобранных с учетом сюжета занятия.

Познавательное развитие

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей. Познавательно – исследовательская деятельность многогранна: здесь и занятия, целевые прогулки, экскурсии, совместная (беседы, наблюдения, дидактические игры)и самостоятельная деятельность детей (развивающие и творческие игры, элементарные опыты в исследовательском уголке).

Развитию речи особая роль отводится на занятиях разного вида: грамоты, где ребенок экспериментируют со словами; конструированию из разных материалов; математике с упражнениями в счете, ориентировке на листе бумаги и в пространстве, знакомстве с геометрическими фигурами и размером предметов, составлением и решением задач; ознакомлению с природой и познанием окружающего мира. Чтобы правильно ответить на вопросы, ребенок учится составлять фразу, пользоваться распространенными предложениями, устанавливать связи между словами, высказывать свои мысли.

Познавательное развитие ребенка, развитие его мышления невозможно без усвоения новых слов, выражающих усваиваемые ребенком понятия, закрепляемые им новые знания и представления (вьюга, метель, поземка, пурга – явления природы, связанные с ветром и снегом, сильно отличаются друг от друга). Воспитатели, не только расширяют словарь ребенка, но и дают углубленное понимание значений слов, которые характеризуют свойства и качества предметов, их многофункциональность.

Художественно – эстетическое развитие

Любая деятельность в дошкольном возрасте, в том числе и изобразительная, благоприятна для развития речи. Деятельность с бумагой, ножницами, глиной, красками, карандашами – это не только сенсорно-двигательные упражнения, но и отражение, углубление представлений детей об окружающих предметах, что способствует проявлению умственной и речевой активности.

Большую роль в развитие речи играет обучение пению. Условно, обучение пению проходит с трех сторон, это работа над дыханием, работа над дикцией и постановка голоса.

Совместно решаются и речевые задачи:

-совершенствование голосового аппарата для пения, одновременно совершенствуется и для речи дошкольника;

— культура выразительного исполнения, которая необходима в пении, формирует речевую выразительность;

— формирование навыка сольного пения закладывает основу монологической речи;

— развитие ладового чувства, музыкальной интонации, открывает способность к речевым интонациям.

Социально – коммуникативное развитие

Содержание развития опыта речевого общения дошкольников, в соответствии с современным социальным заказом, находит отражение в образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» (ФГОС дошкольного образования). Важным в этой области является формирование у детей навыков положительного взаимодействия с окружающими людьми, как залога их дальнейшего благополучного развития, что возможно прежде всего в условиях общения, на свободном сотрудничестве взрослого с детьми и самих детей друг с другом.

В работе по развитию речи детей используются следующие формы совместной деятельности: наблюдение и элементарный труд в природе; сценарии активизирующего общения; игры-забавы и игры-хороводы на развитие общения; слушание художественной литературы с использованием ярких красочных картинок; инсценирование и элементарная драматизация литературных произведений; игры на развитие мелкой моторики рук; дидактические игры и упражнения; бытовые и игровые ситуации; элементарное экспериментирование.

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки, умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.

Дидактическая игра является по праву любимым видом игры для детей. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, а также одним из средств развития познавательной активности и развития коммуникативных навыков детей.

Познавательные (дидактические) игры – это специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых дошкольникам предлагается найти выход.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезанных картинок, складных кубиков, на которых изображённый предмет или сюжет делится на несколько частей.

В игре дети учатся помогать друг другу, учатся достойно проигрывать. В игре формируется самооценка.

Среди многообразия средств и методов развития коммуникативных навыков дошкольников можно выделить режиссерскую игру.

Режиссерские игры являются разновидностью самостоятельных сюжетных игр. В отличие от ролевых игр, в которых ребенок примеривает роли на себя, в режиссерской, персонажами являются исключительно игрушки. Сам ребенок остается в позиции режиссера, который управляет и руководит действиями игрушек-артистов, однако не участвует в игре в качестве действующего лица. Такие игры не только очень занимательны, но и полезны. «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, дошкольник использует разные средства вербальной и невербальной выразительности. Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток) и т.д.

Сказки-подсказки

Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику. В сюжетно-ролевой игре – заложены большие возможности для развития навыков общения.

Театрализованные игры.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребенка.

Через трудовую деятельность развиваются навыки диалогической речи, стимулируются активные высказывания детей. Эти задачи решаются в процессе дежурств, наблюдений, трудовых поручений, во время режимных моментов и др. Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских представлений и речи, пополняет словарь названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов.

Совместная деятельность педагога с детьми

В совместной деятельности педагога с детьми можно выделить основные виды деятельности: рассказывание по картине; рассказывание на тему из личного опыта; рассказывание по предложенным сюжетам; пересказ (частичный или подробный); беседы, привлечение подвижных игр и физических упражнений, специальные занятия на которых осуществляется просмотр видеофильмов, чтение художественной литературы; музыкальные занятия; экскурсии; праздники, конкурсы; индивидуальная работа с детьми.

Самостоятельная деятельность детей

Самостоятельная деятельность детей обуславливается в первую очередь предметно - развивающей образовательной средой. В нашем ДОУ создана предметно-развивающая среда, направленная на развитие речи и коммуникативных способностей детей, с учетом возрастных особенностей детей, их интересов и конструируется она таким образом, чтобы ребенок в течение дня мог найти для себя увлекательное дело.

Для осуществления речевого развития детей в группах выделены центры, которые включают в себя дидактические, настольно-печатные игры, материалы для игрового творчества способствующие овладению речевыми навыками.

Вся наша работа, в том числе и в области «Речевое развитие», осуществляется в тесной взаимосвязи с родителями. Реализация задач осуществляется через такие формы взаимодействия как: экскурсии по детскому саду; дни открытых дверей; диспуты; круглые столы; беседы; консультации; открытые занятия; семинары; совместные мероприятия. На наш взгляд наиболее эффективным является проведение игровых тренингов на родительских собраниях на тему «Знаешь ли ты о чём поговорить с ребёнком?», «Как установить доверительное взаимоотношения?», «Как развивать речь детей?», «Давайте говорить друг другу комплименты» и т.д.

В ДОУ стало традицией проводить музыкально-литературные гостиные, где дети вместе с родителями слушают классическую музыку, читают стихи, танцуют. Интересно проходят родительские собрания в форме беседы-диалога с элементами практикума.

Регулярно проводится анкетирование родителей для выявления их потребностей и опасений.

Если у педагогов с родителями налажен контакт, все образовательные проблемы ребенка, и речевые тоже, решаются легче.

Огромную роль в развитии речи и коммуникативных способностей детей играет работа с социумом. В нашем детском саду активно используется такая форма работы, как посещение детского сада работниками городской детской библиотеки №2.

Целью посещения является стремление научить ребенка слушать и слышать красоту слова, ритм, смысл произведения, видеть литературные образы, эмоционально воспринимать содержание. Все наши усилия должны быть направлены на пропаганду чтения. Не менее важно научить малышей беречь и ценить книги, правильно ими пользоваться. Дети учатся не только любить чтение. Но и умению вести себя в библиотеке, находить нужные им произведения.

В рамках посещения выездной библиотеки проводятся следующие мероприятия:

• тематические выставки ("Моя любимая книга", "Любимые книги нашей семьи", "Книги наших родителей");

• инсценировки сказок;

• иллюстрирование книг;

• изготовление закладок для книг;

• организация "Книжкиной больницы";

• тематические досуги "Откуда пришла книга", "Путешествие в историю книги";

• просмотры мультфильмов и диафильмов о создании книг, экранизированных произведений художественной литературы, презентаций о писателях и поэтах;

• чтение художественной литературы.

Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению современных педагогических технологий и методов во всех видах детской деятельности.

В настоящее время дошкольным учреждением используются современные педагогические технологии, направленные на развитие речи детей и способствующие развитию коммуникативных способностей детей дошкольного возраста.

Ведущую роль в организации работы по развитию общения и речи играют следующие технологии:

социо - игровые технологии;

квест - технологии;

арт-технологии;

информационно-коммуникационные технологии;

технологии наглядного моделирования.

При выборе технологии необходимо ориентироваться на следующие требования:

ориентация технологии на развитие коммуникативных умений детей, воспитание культуры общения и речи;

содержание технологии ориентировано на становление позиции субъекта в общении и речевой деятельности;

технология должна носить здоровьесберегающий характер;

основу технологии составляет личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком;

реализация принципа взаимосвязи познавательного и речевого развития детей;

организация активной речевой практики каждого ребенка в разных видах деятельности с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Социо — игровая технология предполагает интеграцию всех видов деятельности, что соответствует современным требованиям. Это дает положительный результат в области коммуникации, социализации, эмоционально-волевой сферы, более интенсивно развивает интеллектуальные способности, способствует речевому, познавательному, художественно-эстетическому, физическому развитию. Обучение происходит в игровой форме, для этого можно использовать различные игры, которые развивают внимание, фонематический слух, мышление, умение взаимодействовать друг с другом:

Классификация игр социо-игровой направленности:

- игры для рабочего настроения (Главная задача игр – пробудить интерес детей друг к другу, поставить участников игры в какие-то зависимости друг от друга, обеспечивающие общее повышение мобилизации внимания и тела);

- игры разминки (Игры данной группы объединяет принцип доступности, элемент соревновательности и смешного несерьёзного выигрыша.);

- игры социо-игрового приобщения к делу (Используются в процессе усвоения или закрепления материала. Если дети учатся что-либо различать, запоминать или систематизировать, то они научатся этому в процессе выполнения игровых заданий, составляющих эту группу);

- игры творческого самоутверждения (При выполнении этих игр больше учитывается художественно-исполнительский результат действия) ;

- игры вольные (выполнение этих игр требует простора и свободы передвижения, т.е. их не всегда можно выполнять в группе)

В социо-игровой технологии игра происходит между микрогруппами, и в самой микрогруппе. В микрогуппах дети связаны: совместными играми, занятиями, заданиями, общей тайной, помогают друг другу, свободно и с интересом обсуждают вопросы. Дети содействуют. Они соучастники. Социо-игровая технология создает все условия для успешного развития речи и делового общения детей в процессе обучения. В общении с равными партерами ребенок приобретает умение постоять за свои права, адаптироваться в сообществе среди людей. Это очень важно для ребенка начинать именно с дошкольного возраста.

Используя «золотые» правила социо — игровой технологии, дети научаются:

слушать и слышать друг друга, выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

у детей развивается речевое взаимодействие;

формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

дети умеют отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым, происходит сближение педагога с детьми;

отсутствует чувство страха за ошибку.

Одной из технологий, используемых педагогами детского сада начиная с младшей группы, для развития речи и коммуникативных способностей детей, является технология наглядного моделирования.

Известно, что в дошкольном возрасте память у детей непроизвольная, а восприятие наглядно-образное, поэтому то ребенку практически невозможно запомнить и выучить что-то, что не подкрепляется наглядностью.

Что же такое технология наглядного моделирования и как же она помогает в развитии речи дошкольников?

Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним.

Картинка в данной технике - это крючок, способный зацепить знания и удержать их в памяти ребенка. Из таких картинок совсем несложно составить мнемотаблицу на любую тему: по сказке, стихотворению, пословице или загадки. С помощью мнемотаблицы ребенок легко научится составлять описательные рассказы, осуществлять пересказ услышанного рассказа или сказки, быстро и легко заучивать стихи.

Актуальность использования метода наглядного моделирования в работе с дошкольниками состоит в том, что:

- Во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для детей характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему.

- Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью.

- В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.

- В-четвертых, применяя данную технологию, мы развиваем у детей способность к оформлению речевого высказывания с опорой на модель.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом предоставления информации - моделью. В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

-предметные картинки;

-силуэтные изображения;

-геометрические фигуры.

Вот некоторые примерные задания и игры с использованием наглядного моделирования, которые используют педагоги младшей группы:

Мнемотаблицы по сказкам

1. Обучение приему наглядного моделирования с помощью коротких русских сказок: «Маша и медведь», «Три медведя», «Репка», «Курочка ряба».

Чтобы дети научились рассказывать данные короткие сказки, для изображения части рассказа или сказки используют различные предметы-заместители. Например, воспитатель рассказывает детям сказку «Курочка Ряба», а дети постепенно выставляют символы – заместители героев сказки и происходящих в сказке событий. На данном этапе необходимо добиваться, чтобы манипулирование элементами модели происходило параллельно чтению конкретного фрагмента сказки, то есть, каждый фрагмент сказки необходимо показывать и выставлять на доску в процессе чтения.

Элементами моделирования сказки могут быть изображения персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению распространенной сказки с использованием плана для пересказа.

Применение метода наглядного моделирования связного высказывания повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в развитии речи дошкольников.

Для детей старшего и подготовительного возраста воспитателями используются карты Проппа, т. к они имеют ряд преимуществ в речевом развитии детей: наглядность и красочность их исполнения позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, стимулируют развитие психических процессов, активизируют связную речь, обогащает словарь, развивают логическое мышление. Итак, что такое карты Проппа и как с ними нужно работать?

Известный филолог, фольклорист Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 28 карт, 20 из которых являются основными, главными. Одна карта - это определенное событие сказки. Карты Проппа - это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки, они позволяют организовывать деятельность детей в игровой форме.

Карты Проппа способствуют развитию у детей связной речи, внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, повышается интерес к поисковой активности. Дети учатся сочинять новое, интересное своё произведение, в котором добро всегда побеждает зло.

Предварительные занятия показали, что дети очень активно выступают в роли сочинителя сказок. Специфика использования карт Проппа для речевого развития детей состоит в том, что развивается одно из самых важных умений жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на родном языке.

Работу с картами Проппа будет представлена на занятии в разновозрастной группе компенсирующей направленности.

Одной из разновидностей технологии наглядного моделирования, которая является эффективным методом развития речи ребенка и позволяет быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения — синквейна. Синквейн с французского языка переводится как «пять строк», пятистрочная строфа стихотворения.

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – название, заголовок, тема, обычно существительное, определяющее содержание (название предмета, произведения, имя героя и т. д.) ;

2 строка – два слова (прилагательные, описывающие признаки предмета или его свойства.

слова можно соединять союзами и предлогами.

3 строка – три слова (глаголы). Действия предмета, относящиеся к теме.

4 строка – четыре слова – предложение. Фраза, которая показывает отношение автора к теме.

5 строчка – одно слово – слово-резюме, ассоциация, синоним, который характеризует суть темы, обычно существительное.

На сегодняшний день десятки отечественных авторов указывают на большую помощь синквейна в постановке правильности и осмысленности речи для детей дошкольного возраста.

Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

Конечно, можно. Составить синквейн получается у всех. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работа начинается с уточнения, расширения и самосовершенствования словаря.

Начинать надо с простых понятий, знакомой темы.

Что делает цветок – растет, цветет, пахнет, качается, засыхает, вянет.

Девочка и мальчик могут производить несколько действий - смотрит, плачет, улыбается, кричит, прыгает, бегает, сидит, играет.

Что изображено на картинке: кошка лежит, чайник кипит.

Несколько признаков к одному предмету – жёлтый, кислый, сочный, ароматный (лимон).

Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически, а так же с помощью картинок-ассоциаций или предметов. Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание.

Дидактический синквейн уместно составлять в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. На первых порах планируется при составлении синквейна работа с детьми в парах, в малых группах и только затем – индивидуально.

Зачастую ребенок испытывает трудности при вербальном выражении мыслей и чувств. Нужные слова не приходят в голову. Ребенок не в состоянии сформулировать свои мысли. И здесь на помощь к нам приходят арт-технологии.

Главными задачами, которые эффективно решает арт-технология для дошкольников, являются:

-Развитие познавательно-речевой активности, коррекция поведения.

-Расширение кругозора через приобщение к культурному наследию (литература, театр, музыка, живопись, скульптура, фотография).

-Формирование активной жизненной позиции.

-Развитие коммуникативных способностей.

Современная арт-технология включает в себя множество направлений: музыкотерапия, сказкотерапия, имаготерапия, кинезиотерапия, библиотерапия.

МУЗЫКОТЕРАПИЯ

Музыкотерапия - это метод, использующий музыку в качестве средства коррекции речевых расстройств, при коммуникативных затруднениях.

Это использование музыки в занятиях с ребенком в любом виде. Вы можете прослушивать записи, играть на элементарных музыкальных инструментах, петь и так далее – все это принесет неоценимый вклад в развитие коммуникативных способностях малыша.

При использовании музыкотерапии происходит:

эмоциональная активизация ребенка – он получает заряд положительных эмоций;

ребенок развивает навыки и способности к общению в совместной деятельности с родителями или друзьями;

происходит регуляция эмоционального фона, настроения и самочувствия ребенка.

ИМАГОТЕРАПИЯ

Её основой является театрализация. Ребенок может исполнять роль самостоятельно или при помощи различных игрушек.

Актуальность имаготерапии в том, что использование её методов при работе с детьми помогают разнообразить занятия и сделать процесс изучения программы более эффективным и интересным ребенку. Улучшается фонематическое восприятие, артикуляционная моторика, звукопроизношение, слоговая структура слова, языковой анализ, грамматический строй, словарь, лексико-грамматические отношения, связная речь.

Имаготерапия имеет различные подвиды:

Куклотерапия используется в работе с детьми и основана на идентификации с образом любимого героя (сказки, мультфильма, игрушки).

Образно-ролевая драмтерапия (разыгрывание по ролям и драматизация сюжета), где осуществляется «реконструкция поведенческой реакции». Проигрывание ролей направлено на разрушение старых патологических коммуникативно-поведенческих стереотипов.

Использовать театрализацию – самый любимый и используемый вид деятельности, который способствует развитию речи, творческой инициативы и фантазии. Театрально-игровая деятельность обогащает детей в целом новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, театру, формирует диалогическую, эмоционально-насыщенную речь, активизирует словарь, способствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребенка.

В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии — сказкотерапия, в основе ее лежат сказки с различным смыслом. Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.

Библиотерапия направлена на решение задач:

• создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребёнка;

• совершенствование лексико-грамматических средств языка;

• развитие диалогической и монологической речи;

• эффективность игровой мотивации детской речи;

• взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов;

• создание на занятии благоприятной психологической атмосферы, обогащение эмоционально-чувственной сферы ребёнка.

Сказкотерапия включает в себя не только чтение книг, но также и обсуждение смысла, героев и их поступков. К тому же, педагоги предлагают детям самим придумывать сказки, давая им одного или двух героев. А так как детки очень любят сочинять, то это приходятся им по душе.

Использование арт-технологий позволяет развивать коммуникативные навыки ребёнка, способность к сотрудничеству со сверстниками. Помимо всего прочего, арт-терапия – прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства.

КИНЕЗИО -ТЕХНОЛОГИЯ

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиология способствует развитию мелкой моторики и относится к здоровьесберегающей технологии. Кинезиология включает в себя ритмику, пальчиковую гимнастику, подвижные игры.

Упражнения для развития мелкой моторики – стимулируют речевые зоны головного мозга. В процессе выполнения упражнений специалисты рекомендуют произносить детские речевки или стихотворения, что способствует развитию речи малышей. Так как ритм стихов, способствует развитию речевого дыхания, координации и произвольной моторики, речеслуховой памяти (включаются слуховой, речевой и кинестетический анализаторы).

Кинезиологические упражнения можно использовать как на самих занятиях, в качестве динамических пауз (отдыхалочек), так и перед занятиями как организующее звено, настраивающее детский организм на плодотворную работу во время образовательной деятельности.

ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Компьютерные игровые комплексы (КИК) – одна из современных форм работы, в которой взаимоотношения взрослого и ребенка выстраиваются посредством технических видов коммуникации, позволяющих не только общаться в равных условиях, но и систематизировать знания, закреплять умения, свободно их использовать в самостоятельной жизнедеятельности.

Наряду с использованием развивающих компьютерных игр педагоги детского сада создают мультимедийные компьютерные презентации, которые используют на своих занятиях по речевому развитию в соответствии с требованиями реализуемой программы, что повышает интерес детей к изучаемому материалу.

Мы решили вовлечь детей в новую игру по придумыванию новых интересных сказок – создание электронной книги. Принцип детской электронной книги: «развлекаясь – обучаюсь!»

В процессе придумывания сказки, рассказа, дети сами выбирают партнеров для этой деятельности, договариваются о сюжете, последовательности событий, придумывают диалоги, характеры героев. Мы взрослые записываем сочиненную детьми сказку, рассказ.

Как и любую книжку, придуманную сказку необходимо проиллюстрировать. Разбив сказку на отдельные части – «странички», дети приступают к творческой работе. Каждая группа, в которые объединяются дети для создания «странички», обсуждает, что и как можно нарисовать, чтобы наиболее интересно отразить сюжет сказки, продумывают, как расположить лист и изображение на нем, чтобы рисунок выглядел не только красиво, но и информативно. Взрослые подводят детей к различным вариантам композиционного решения поставленной задачи. Кто-то рисует картинку цветными карандашами и красками. Затем дети складывают рисунки в определенной последовательности. После того, как изображения всех «страничек» книги готовы, взрослые – родители и педагоги, фотографируют их и создают презентацию в формате Power Point.

Электронная книга проецируется на экран и дети, получившие каждый свою роль, по памяти с подсказкой педагога воспроизводят все диалоги, которые встречаются в сказке. Слова автора озвучивает педагог или если сказка уже знакома - ребёнок. Дети с большим интересом «озвучивают» созданную ими сказку в мультимедийном оформлении, каждый раз придумывая новые сюжеты, по-новому передавая образы героев.

Педагоги ДОУ в своей деятельности используют современные образовательные технологии, которые позволяют интересно, без принуждения активизировать речь воспитанников.

КВЕСТ - ТЕХНОЛОГИЯ

Одной из таких технологий является квест - технология.

Слово «квест» в переводе с английского обозначает - поиск приключений, игра. В квесте всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать: предмет, подсказку, сообщение, чтобы двигаться дальше. Изначально выстраивается сюжет, который направлен на достижение цели путем преодоления каких-либо препятствий. В случае проведения его в детском саду, дети проходят по заранее разработанному маршруту, разгадывая ребусы, головоломки и другие интеллектуальные загадки, выполняя коллективные задания и находя подсказки.

Сама форма квест-игры предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

Все это характеризует квест-игру как уникальную форму образовательной деятельности, помогапющую развивать речь детей.

Детские квесты наряду с образовательными (усвоение новых знаний и закрепление имеющихся, воспитательными (формирование навыков взаимодействия со сверстниками, взаимопомощи, работы в команде) помогают реализовать и коррекционно-развивающие задачи:

• Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений.

• Совершенствование умения контролировать поставленные звуки в свободной речи.

• Развитие фонематического анализа и синтеза.

• Развитие умения ориентироваться в пространстве.

• Совершенствование грамматического строя речи.

• Развитие связной речи.

• Создание положительного эмоционального настроя.

Заключение

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что:

Одной из ведущих задач, которую решают дошкольные образовательные учреждения, в контексте образовательных областей, является развитие речи детей.

Речь как ведущее средство общения сопровождает все виды деятельности ребенка. От качества речи, умения пользоваться ею в игре, во время совместной деятельности педагога и ребенка зависит успешность деятельности ребенка, его принятие сверстниками, авторитет и статусное положение в детском сообществе.

Качество работы зависит от слаженности всех субъектов образовательного процесса «воспитанник-педагог- родитель»

Мы считаем, в ДОУ созданы необходимые психолого-педагогические условия для полноценного речевого развития дошкольников.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 18.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области