Презентация: Презентация для подготовки к ЕГЭ по обществознанию по теме "Культура"

Кропачева Юлия Сергеевна, учитель истории и обществознания
г. Новокузнецк

Цель: систематизировать знания по теме "Культура"


«КУЛЬТУРА»

ТемыТермины ЗаданияСОДЕРЖАНИЕ

Тема 1:Понятие культуры. Формы и разновидности культуры;Тема2:Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и гуманитарные науки;Тема3:Образовние и его значение для личности и общества;Тема 4:Религия;Тема 5:Искусство;Тема 6: Мораль.ТЕМЫ

Тема 1: «Понятие культуры. Формы и разновидности культуры»понятие«культура»типыкультурфункциикультурыформы культурывидыкультур

Основные понятия:Культура (в широком смысле);Культура (в узком смысле);Материальная и духовная культура;Формы культуры;Субкультура и контркультура

#НОВЫЙ ТЕРМИНКУЛЬТУРА(от лат. CULTURA – уход, обработка, возделывание земли)( в широком смысле) комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей;(в узком смысле) процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.ЗАПИШИВ ТЕТРАДЬ

ВИДЫ КУЛЬТУРЫМАТЕРИАЛЬНАЯДУХОВНАЯПроизводство, освоение предметов, явлений материального мира, изменение физической природы человекаСовокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль и т.д.

ФУНКЦИИ КУЛЬТУРЫПОЗНАВАТЕЛЬНАЯОЦЕНОЧНАЯРЕГУЛЯТИВНАЯИНФОРМАТИВНАЯКОММУНИКАТИВНАЯСОЦИАЛИЗАЦИИ

Формирование целостного представления о народе,стране, эпохе.

Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.

27.10.16Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, правила поведения)

27.10.16Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

27.10.16Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение

27.10.16Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию.

ВИДЫ НАУКИСубкультураКонтркультурачасть общей культуры,система ценностей, присущих определенной группе.оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре.

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫНАРОДНАЯМАССОВАЯЭЛИТАРНАЯ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫСоздается народом и бытует в народных массах;Включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает его жизнь, воззрения, ценности;Ее произведения редко записываются, чаще передаются из уст в уста;Анонимна;Длительная по времени.НАРОДНАЯ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫИмеет коммерческую направленность;Ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;Проста, доступна, развлекательна и стандартизирована;Не требует усилий для усвоения, позволяет отдыхать, потребляя её продукты.МАССОВАЯ

ФОРМЫ КУЛЬТУРЫСоздаётся для привилегированной части общества;Сложна для понимания, требует необъятного культурного кругозора;Имеет профессиональную подготовку;Является шаблоном для массовой культуры.ЭЛИТАРНАЯ

#ПРОВЕРЬ СЕБЯВыберите правильный ответ. Верны ли следующиесуждения о культуре?А.Культура— совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.Б.Культура—совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.1)Верно только А2)Верно только Б3)Верны оба суждения4)Оба суждения неверны

#ПРОВЕРЬ СЕБЯ

Тема 2: «Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки»понятие «наука» виды наукиГипотеза. Теория.Проблема.понятие,методы, уровни научного познанияклассификация социальных наукфункции науки

Основные понятия:Наука;Научное познание;Гипотеза;Теория;Проблема;Этика;Эстетика;Философия;Социология

#НОВЫЙ ТЕРМИНЗАПИШИВ ТЕТРАДЬНАУКАформа духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины.

ВИДЫ НАУКИФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕПРИКЛАДНЫЕОбласть познания, подразумевающая теоретические и экспериментальные научные исследования основополагающих явлений.Система знаний, имеющая выраженную практическую ориентацию

ФУНКЦИИ НАУКИКУЛЬТУРНО - МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯПОЗНАВАТЕЛЬНО - ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯПРОГНОСТИЧЕСКАЯ

Объясняет знание о мире, выстраивает их в целостную систему, помогает выработать свое мировоззрение

27.10.16Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития

27.10.16Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества

Научное познание — это вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов#НОВЫЙ ТЕРМИНЗАПИШИВ ТЕТРАДЬНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ вид и уровень познания, направленный на производство истинных знаний о действительности, открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов

МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯИДЕАЛИЗАЦИЯАНАЛИЗСИНТЕЗМОДЕЛИРОВАНИЕАНАЛОГИЯДЕДУКЦИЯИНДУКЦИЯ

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯЭМПИРИЧЕСКИЙТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  уровень научного познания заключается в установлении фактов, их первичной группировке, выведении так называемого «эмпирического закона». разработка мысленных моделей изучаемого процесса, призванных обобщить и объяснить имеющиеся факты и эмпирические законы.

#НОВЫЙ ТЕРМИНЗАПИШИВ ТЕТРАДЬГИПОТЕЗА предположение или догадка; утверждение, предполагающее доказательство, в отличие от аксиом, постулатов, не требующих доказательств. ПРОБЛЕМА объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.ТЕОРИЯ совокупность высказываний, замкнутых относительно логического следования.

#ПРОВЕРЬ СЕБЯНазовите слова, пропущенные в схемеНАУКА

Тема 3: «ОБРАЗОВАНИЕ, ЕГО ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЛИЧНОСТИ И ОБЩЕСТВА»понятие«образование»функции образованияступени образованиятенденции образования

Основные понятия:Образование

#НОВЫЙ ТЕРМИНЗАПИШИВ ТЕТРАДЬОБРАЗОВАНИЕодин из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему социальных институтов.Цель образования – приобщить индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляции и сохранение её культурного достояния.

ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯЭКОНОМИЧЕСКАЯСОЦИАЛЬНАЯКУЛЬТУРНАЯ

Формирование общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно их использовать

Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества

Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей

ОБЩИЕ ТЕНДЕНЦИИ В РАЗВИТИИ ОБРАЗОВАНИЯДЕМОКРАТИЗАЦИЯРОСТ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯНЕПРЕРЫВНОСТЬГУМАНИТАРИЗАЦИЯГУМАНИЗАЦИЯИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯКОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ

СТУПЕНИ ОБРАЗОВАНИЯ РФ

#ПРОВЕРЬ СЕБЯНайдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования:1)Сокращение продолжительности образования;2)Гуманизация образования;3)Усиление сословного характера образования;4)Гуманитаризация образования;5)Отказ от преподавания общественных наук;6)Создание единой системы образования для разных стран.

Тема 4: «РЕЛИГИЯ»понятие«религия»Ранние формы религиифункциирелигиицерковьвидырелигийкульт

Основные понятия:Религия;Церковь;Культ

#НОВЫЙ ТЕРМИНЗАПИШИВ ТЕТРАДЬРЕЛИГИЯ(от лат. religare – связывать, reeligere – воссоединять, religio – счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) вера в сверхъестественное (в Бога); совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность; одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

РАННИЕ ФОРМЫ РЕЛИГИИТОТЕМИЗМАНИМИЗМПоклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы.

ВИДЫ РЕЛИГИИ

ФУНКЦИИ РЕЛИГИИМИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯКОМПЕНСАТОРНАЯКОММУНИКАТИВНАЯРЕГУЛЯТИВНАЯИНТЕГРИРУЮЩЕ - ДЕЗИНТЕГРИРУЮЩАЯКУЛЬТУРОТРАНСЛИРУ-ЮЩАЯЛЕГИТИМИРУЮЩЕ - РАЗЛЕГИТИМИРУЮЩАЯ

Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполагание и смыслополагание

Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования.

Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д.

27.10.16Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность

Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция).

27.10.16Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры.

Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция)

#НОВЫЙ ТЕРМИНЗАПИШИВ ТЕТРАДЬсоциальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.ЦЕРКОВЬ(гр. Kyriakon – дом Господний)

#НОВЫЙ ТЕРМИНЗАПИШИВ ТЕТРАДЬвид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.КУЛЬТ(лат. cultus – возделывание, уход, почитание, поклонение)

#ПРОВЕРЬ СЕБЯК национальным религиям относится:1) буддизм2) христианство3) конфуцианство4) ислам

#ПРОВЕРЬ СЕБЯРелигия, в отличие от других институтов духовной сферы:1) основывается на вере в сверхъестественное2) формирует мировоззрение людей3) участвует в социализации личности4) создаёт, сохраняет и распространяет духовные ценности

#ПРОВЕРЬ СЕБЯНиже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия». Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия».Верование; обряд; магия; знание; политеизм.

Тема 5: «МОРАЛЬ»понятие«мораль»функции моралипонятие «обычай»,«табу», «традиция»Понятие «нравственность», «золотое правило нравственности»

Основные понятия:Мораль;Табу;Обычай;Традиция;Нравственность

#НОВЫЙ ТЕРМИНЗАПИШИВ ТЕТРАДЬМОРАЛЬ(от лат. moralis, mores – нравственный, относящийся к нраву, характеру)форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей. ЭТИКА(от греч. еthos – обычай)философская наука, предметом изучения которой является мораль, нравственность.

ЗАПИШИВ ТЕТРАДЬНРАВСТВЕННОСТЬвнутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида. «ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО» НРАВСТВЕННОСТИ:«Поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе».

#НОВЫЙ ТЕРМИНЗАПИШИВ ТЕТРАДЬТАБУжесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» ТРАДИЦИЯ Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведенияОБЫЧАЙисторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах

ФУНКЦИИ МОРАЛИРЕГУЛЯТИВНАЯЦЕННОСТНО-ОРИЕНТАЦИОННАЯМОТИВАЦИОННАЯКОНСТИТУТИВНАЯКООРДИНАЦИОННАЯ

регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни

утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром

моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т.е.выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать).

принципы нравственности—высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде

обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах

#ПРОВЕРЬ СЕБЯ Наука о нравственности и морали – это:1)философия2)культурология3)этика4)эстетика

#ПРОВЕРЬ СЕБЯЧто из перечисленного ниже традиционно относится к категориям морали?1)потребности, способности, интересы2)традиции, обычаи, обряды3)права, обязанности, ответственность4)совесть, справедливость, честь

#ПРОВЕРЬ СЕБЯНиже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «мораль».Социальные нормы; право; добро и зло; духовность; санкции.

Тема 6: «ИСКУССТВО»понятие«искусство»функции искусства

Основные понятия:Искусство;Эстетика

#НОВЫЙ ТЕРМИНИСКУССТВОпрактическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей.ЭСТЕТИТКА(от греч. asthetikos – чувствующий, чувственный)философская наука, предметом изучения которой является искусство.ЗАПИШИВ ТЕТРАДЬ

ФУНКЦИИ ИСКУССТВАОБЩЕСТВЕННО-ПРЕОБРАЗУЮЩАЯХУДОЖЕСТВЕННО-КОНЦЕПТУАЛЬНАЯВОСПИТАТЕЛЬНАЯУТЕШИТЕЛЬНО-КОМПЕНСАТОРНАЯЭСТЕТИЧЕСКАЯПРЕДВОСХИЩЕНИЯВНУШЕНИЯГЕДОНИСТИЧЕСКАЯПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ

преобразует общество, делает его лучше

позволяет познавать действительность и анализировать ее при помощи художественных образов

отражает способность искусства приносить удовольствие человеку

позволяет восстановить душевное равновесие, решить психологические проблемы, «убежать» на время из серой повседневности, компенсировать недостаток красоты и гармонии в каждодневной жизни

позволяет воспроизводить действительность по законам красоты, формирует эстетический вкус 

воздействует на психику человека

проявляется в способности произведений искусства формировать личность человека

способность анализировать окружающий мир

КЛАССИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ НАУКСОЦИОЛОГИЯ - наука об обществе, о его функционировании, системе, взаимодействии людей.ФИЛОСОФИЯ- теоретически разработанное мировоззрение, система самых общих теоретических взглядов на мир, на место человека в немЭТИКА-  философская дисциплина, предметами исследования которой являются мораль и нравственность ЭСТЕТИКА- философское учение о сущности и формах прекрасного 

#ПРОВЕРЬ СЕБЯНиже приведен перечень признаков. Все они, за исключением двух, относятся к искусству. Найдите два признака, «выпадающих» из общего ряда.творчество; 2) образности; 3) субъективность; 4) доказательность; 5) эмоциональность; 6) логическая стройность.

#ПРОВЕРЬ СЕБЯВыберите верные суждения об искусстве:1) Искусство призвано оказывать эмоциональное воздействие на людей.2) Искусство стремится к объективному отражению реальности.3) Искусство отражает мир в терминах и понятиях.4) Искусство отображает окружающий мир и человека в художественных образах.

<<
1
из
91
>>
Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru






Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection