Коррекционно-развивающее занятие
для детей с ЗПР подготовительного возраста
«Палочки и блоки»
Цели занятия:
1 - Продолжать формировать умение выделять свойства в предметах, абстрагировать эти свойства от других, следовать определенным правилам при решении практических задач, самостоятельно составлять алгоритм простейших действий;
2 - Развивать логическое мышление, внимание, память;
3 - Формировать умение кодировать и декодировать информацию о свойствах;
4 - Развивать пространственное воображение, логическое мышление, внимание, речь.
5 - Воспитывать навыки коллективной работы, желание работать сообща.
Ход занятия:
Воспитатель: К нам в гости, ребята, пришел какой-то герой. Он очень дружил с ребятами и всегда ходил к ним в гости. Сегодня ему тоже захотелось поиграть с нами, но злая волшебница забрала его и спрятала. Она просит у нас привезти ей волшебные фигуры. А мы с вами не знаем, на чем мы поедем и какие фигуры ей нужны. Что же нам делать? (ответы детей)
Смотрите висят какие-то замочки, может они нам и помогут. На каждом замочке задание, если все замочки открыть, то можно выручить героя и узнать, кто же он. Поможем? Тогда начнем!
Замочек № 1
- Если отгадаете загадку, то сможете узнать, на чём мы отправимся в путь.
« В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит!
(Ответы детей) Это поезд.
Задания выполняются на основе развивающей игры «Палочки Кюизенера».
- Приготовьте свои поезда. Вагоны расположите так, чтобы их было 10: от самого маленького до самого большого.
- Сосчитайте вагоны в поезде.
- Каким по порядку стоит жёлтый вагон?
- Какого цвета вагон стоит шестым?
- Какой по порядку вагон находится между розовым и красным?
- Какой вагон левее голубого?
- Перечислите по порядку цвета вагонов слева направо.
Замочек №2
Поезда мы себе построили. А дороги-то у нас нет! Давайте посмотрим, может быть там есть подсказка. Открываем замок. Постройте дорогу, выложив в ряд 5 любых фигур. А теперь нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такого же цвета, но другой формы.
Дети строят дорогу.
Замочек №3
Физминутка.
Быстрее встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Руками коленей коснулись.
Сели-встали, сели-встали
И на месте побежали.
Мы с вами размялись, отдохнули. Что нам дальше делать? (ответы детей)
Замочек №4.
Открываем замок.
В каждый поезд загрузите груз. Но не просто так, а по схемам.
Детям выдаются по 4 карточки схемы – цвет и форма и с отрицанием одного из признаков. Выкладывается плоский вариант блоков Дьенеша – дети выбирают нужные фигуры и проговаривают, какую фигуру взяли и почему.
Все загрузили свои поезда? Молодцы! Готовы, поехали! Имитируют движение поезда руками. Приехали на нужное место.
Замок №5
А теперь все доставленные фигуры нужно выгрузить в определенные места.
Игра с двумя обручами. На полу 2 обруча (синий и красный), в первом -красном обруче лежат красные фигуры (соответствующий символ), во втором - синем круглые (символ). Дети бегают по группе. По команде «фигура в домик», дети должны найти домик для своей фигуры. В процессе решения этой задачи возникает проблема: есть предметы одновременно и красные и круглые, есть не красные и не круглые. Таким образом, дети приходят к выводу, что у обручей есть общая область (часть, которая находится внутри обоих обручей) и пространство, которое находится вне этих обручей. В результате выполнения заданий дети отвечают на четыре вопроса:
- Какие блоки лежат внутри обоих обручей? (красные, круглые)
- Внутри синего, но вне красного обруча? (круглые)
- Внутри красного, но вне синего? (красные)
- Вне обоих обручей? (не красные и не круглые).
Молодцы! Вы привезли фигуры Злой волшебнице и я думаю, теперь она разрешит нам увидеть заколдованного друга. Давайте скорей построимся и поедем домой, посмотрим. Дети выстраиваются друг за другом и едут домой (имитируют движения поезда).
Наш герой освобожден! Давайте посмотрим, кто это. Это Ежик из мультика Смешарики.
Подведение итогов:
Ребята, давайте расскажем ежику, что мы сделали, чтобы его спасти. (ответы детей)
Вам понравилось помогать другим? Что было интересного? Что трудного?
Ежик приготовил вам сюрприз за то, что вы ему помогли!