В старшей группе детского сада
п. Восходящий
Автор-составитель Шварц Т.В. – воспитатель МБДОУ «Детский сад №17 «Рябинка» п. Восходящий» Ленинск-Кузнецкого района
С целью коррекции речевых функций детей посредством театрализованной деятельности, развитие познавательной деятельности, инициативности, подражательности, имитационных и творческих способностей, были разработаны методические рекомендации «Коррекционно-развивающие занятия с использованием элементов театрализации» в которых представлен курс коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
Данные рекомендации рассмотрены на педагогическом совете и рекомендованы воспитателям дошкольных учреждений, родителям.
В результате использования методических рекомендаций были проведены мероприятия различного уровня. Фото в Приложении 4.
Введение
Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно успешнее будет проходить его социальная адаптация.
Адаптация ребенка с речевыми нарушениями в окружающую социальную жизнь зависит от объективных причин: потребности, направленности и мотивации к речевому общению, уровня сформированности речевой деятельности. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.
В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.
Большинство детей, имеющих нарушения речи, нуждаются в постоянной коррекции, т.е. в помощи специалистов разного профиля: логопеда, психолога, воспитателя. Кроме непосредственного воздействия на речь, коррекционный процесс охватывает все основные формы детской деятельности, способствует формированию – в соответствии с возрастом – познавательной активности, развитию высших психических функций, ассоциативных связей и т.д. Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Успешность реализации коррекционно-развивающей работы обеспечивает комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников, что в свою очередь способствует успешной адаптации детей в социальную жизнь.
На сегодняшний день существует множество методик с помощью, которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом большое значение, по моему мнению, имеет общение детей, имеющих те или нарушения речи, в процессе театрализованной деятельности. Являясь одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте, театр остается самым демократичным и доступным видом искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием речи, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.
Основная цель коррекционно-развивающей работы, посредством театрализованной деятельности: создание условий для эмоционального, социального, интеллектуального развития детей, формирование его позитивных личностных качеств, коррекция нарушений речи.
Задачи:
-создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы через театрализованную деятельность на специально-организованных занятиях;
-использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;
-создать благоприятный психологический климат, способствующей раскрепощению детей, имеющих нарушения речи.
С целью реализации этих задач был разработан курс коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.
В основу занятий положена идея коррекционно-развивающей работы с использованием элементов театрализации. Актуальность работы состоит в том, что они сочетают в себе различные средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования театрализованных игр в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле расширить словарный запас, сформировать грамматический строй речи, развить творческую активность детей. При организации работы соблюдаются следующие принципы:
-включение детей в различные виды деятельности;
-побуждение детей к творческой деятельности;
-использование новых технологий: планирование материала по лексическому принципу, логоритмика, сказкотерапия, психологические игры и тренинги, речевые разминки.
-педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка в соответствии с рекомендациями логопеда. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь;
-интегративность, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс;
принцип активности:
-ребенок усваивает:
10% - из того, что слышит;
50% - из того, что видит;
70%- из того, что проговаривает;
90%- из того, что делает сам.
Особенности работы с детьми на занятиях
Предлагаемый курс коррекционно-развивающих занятий рассчитан на 9 месяцев (18 занятий) работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели в музыкальном зале, во 2-й половине дня с подгруппой детей 5 -6 лет (отобранных по рекомендации логопеда). Продолжительность занятий 25-30 мин. В планировании занятий использован принцип цикличного распределения материала по разделам изучаемых тем (времена года).
Занятия носят игровой характер. Игра способна превращаться в художественную деятельность. И только игра способна развить творческую природу ребенка, его воображение, волю, фантазию. Занятия не требуют заранее заученного детьми материала. Дети на занятии располагаются в кругу и в полукруге. Такая расстановка позволяет наладить визуальный контакт с каждым ребенком. Дети могут сидеть на стульях, на ковре, стоять.
Принципы работы с детьми:
-презумпция правильного ответа – надо изо всех сил искать разумное содержание в высказываниях ребёнка;
-ребенок говорит, как может, а воспитатель помогает точно сформулировать;
-на любой хороший творческий вопрос, как и в жизни, может быть более одного ответа.
Основной принцип работы педагога с детьми: никакого насилия над природой! Заинтересованность. Радость. Видение и воображение. Импровизация. Эмоциональное внимание и память. Конкретность задач. Неожиданность. Новизна приемов. Многообразие.
Формы организации совместной деятельности педагога с детьми
Упражнения на релаксацию позволяют снять мышечное и психическое напряжение. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонию.
Психологические игры и тренинги создают положительные эмоции, позволяют почувствовать свою значимость, обучают выразительным движениям.
Логоритмика, способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела и раскрепощает голосообразующий аппарат. Развитие голоса с помощью различных движений помогает форсировать навыки речи, развивать ценные свойства и качества голоса.
Артикуляционная гимнастика нацелена на формирование речевого аппарата.
Пальчиковая гимнастика является хорошим стимулом для совершенствования речи. По мнению известного философа Канта, «рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.
Речевая разминка создает атмосферу искусства, делает занятия радостными и привлекательными.
Музыка обладает удивительной силой воздействия на развитие человека, и поэтому она одно из прекрасных средств для внутреннего развития человека. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства.
Этюды готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом.
Повышению эффективности занятий способствует использование технических средств. В содержание занятий включен обширный музыкальный материал, художественная литература. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, литературное произведение.
Курс занятий разработан с опорой на комплексную Программу воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, Программу логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (автор-составитель В.Ю.Деревянко), Программу «Театрализованные занятия в детском саду» (автор М.Д.Маханева), «Тренинг развития личности дошкольника» (автор Р.Р.Калинина), а также рекомендации специалистов Центра психолого-медико-педагогического сопровождения: педагога-психолога, логопеда.
Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы:
позитивное взаимодействие детей в коллективе;
правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;
раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;
целостное воздействие на речевую систему;
речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.
Структура занятия
1.Подготовительный этап (7 мин)
Цель: освобождение от речевых и мышечных напряжений, установка на занятие, воспитание эстетические чувств, воображения, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.
Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических. Упражнения даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры», которые раскрепощают детей и подготавливают к дальнейшей деятельности. Упражнения на развитие способности отличать свои ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов.
2.Основной этап (15 мин.)
Цель: развитие всех сторон речи, формирование артикуляционного аппарата; обучения; закрепление навыков импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, произведениях; совершенствование использования разных частей речи точно по смыслу; расширение словарного запаса; воспитание культуры речевого общения; способствование открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.
Отработка речевого материала с элементами театрализации. Обращение детей к собственному социокультурному опыту и опыту, отраженному в литературном материале. Речевая разминка, речевые упражнения на развитие голоса, дыхания, дикции, упражнения на правильное направление звука. Работа над диалогом.
3.Заключительный этап. (5-8 мин.)
Цель: обучение способам выражения эмоционального состояния.
Отслеживание настроения детей в конце занятия. Использование приёма «Цветописи», предложенного А.Н. Лутошкиным. На большом листе, который расчерчен для каждого ребенка на все занятия, взрослый отмечает, какое настроение, с помощью условленного заранее цвета. Можно использовать три цвета.
Заключение
Задачи коррекционно-развивающей работы, направлены на воспитание полноценной личности, готовой к полноценному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает при поступлении ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, недостатки в речи обнаруживаются сразу. Поэтому чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет себя чувствовать в новом школьном коллективе. В процессе работы необходимо учить действовать словом- то есть учить ребенка мыслить, видеть, чувствовать, сопереживать, знать и уметь общаться с окружающими.
На занятиях необходимо создать атмосферу искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечить прочность, единство межличностных взаимодействий в группе; внимательное и уважительное отношение к индивидуальным особенностям детей – всё это является условиями эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.
Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками должна находить логическое развитие в начальной школе, что позволит в дальнейшем овладеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе.
Список литературы
1. Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А.Г. Арушанова // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.
2. Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: [Текст] / А.К. Бондаренко //Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.
4. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.
5. Воспитание детей в игре [Текст] / ред. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.
6. Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выгодский – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.
7. Выгодский, Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста [Текст] // Л.И. Выгодский, Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.
8. Выгодский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст]/ Л.С. Выгодский // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.
9 Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами [Текст]/ В.В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.
10. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст]/ В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.
11. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. [Текст]/ Н.В. Елкина. - М, 2004. – 107 с.
12.Маханёва, М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду [Текст]/ М.Д. Маханёва - М.: Творческий Центр, 2009.- 94с.
13. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / ред. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 208 с.
14. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст]/ Е.И. Тихеева // ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.
15. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст]/ О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-1
16. Уликова, Н.А. Словом душа растёт [Текст]/ Н.А. Уликова - С-П,1994.
Приложение 1
Перспективное планирование
Зима
№ | Тема | Цель | Содержание | Музыкальное сопровождение |
1. | «Зима-хрустальная» | Развитие памяти, внимания, воображения, пластической выразительности, веры укрепление мышц языка и его подвижности; работа над мимикой лица; | Пластический этюд «Снеговик». Рассказывание литературной сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Зарядка для языка «Конфетка». Пальчиковая игра «Ой, снежок, снежок - белая метелица». | «Снежный бал» Муз. и слова Е.Ермолаева Аудиозапись «Звуки зимы» Слайд-шоу «Картинки зимы» |
2. | «Зимняя царица» | Развитие чувства ритма; координации речи с движением; развитие мелкой моторики; развитие внимания; снятие напряжения, обучение детей соотнесению своих действий с инструкцией. | Игра «Не ошибись», «Внимательные матрёшки». Пальчиковая гимнастика «Погреемся». Пересказ Н.Калинина «Про снежный колобок». Псих.тренинг «Волшебные превращения» | «Сказки зимнего» муз.и слова С.Елизаровой |
3. | «Зимовье зверей» | Развитие внимания, памяти, мышления, согласованности действий; расширение словарного запаса; формирование чёткого произношения. | Театрализованная игра «Дружные звери». Обыгывание стихотворения И.Сурикова «Зима». Зарядка для языка «Весёлый пяточёк». Психологическая игра «Медвежата» | «Воробей» сл. И муз.Н.Тимофеевой |
4. | «Зимние забавы». | Развитие пластики тела образов и настроения. Обогащение словарного запаса. Развитие умений использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа. Развитие мелкой моторики рук. | Импровизация «Снежинки». Чтение В.Одоевского «Мороз Иванович». Инсценировка стихотворения В.Белкиной «Подарки зимы» Этюд «Снеговик» Пальчиковая гимнастика «Перчатка» Артикуляционная гимнастика «Лопаточка | П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев» |
Весна
№ | Тема | Цель | Содержание | Музыкальное сопровождение |
1. | «Пробуждение природы» | Развитие ручной и артикуляционной моторики; расширение словарного запаса; развитие диалогической речи, фантазии и сообразительности; обучение придумыванию сказки; подбору рифы к словам. Обучение выразительным движениям, релаксация. | Игра «Сказки найденные в траве». Игры на превращения. Упражнение «Весёлые стихи». Пальчиковая гимнастика «В окно повеяло весною». Псих.игра «Из семечка в дерево» | Видеоролик «Пробуждение» |
2. | «Весна идёт, весне дорогу» | Координация со стихотворным текстом; обучение созданию образов с помощью мимики и жестов. | Заучивание стихотворения «Зима недаром злится». Игра -импровизация «Заколдованный лес». Игра «Муравьи». Пальчиковая гимнастика « Весна» | М. Мусоргский «Картинки с выставки». |
3. | «Весенний букет» | Обучение составлению коротких рассказов; передавать в пластике настроение музыкальных произведений | Игра «Весной в лесу». Речевая гимнастика «Цветок». Импровизация «В стране цветов». Пальчиковая гимнастика «Прогулка» | П.И. Чайковский «Вальс цветов». |
4. | «Весенние переливы» | Обучение передаче литературного текста; формирование чёткого произношения слов. | Игра-викторина «Птицы». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Воробей». Речевая гимнастика «Грачи». Пальчиковая гимнастика «Птичек стая». Театрализованная игра «Журавли». | Аудиозапись «Голоса птиц», аудиозапись «Капель, журчание ручья» |
Осень
№ | Тема | Цель | Содержание | Музыкальное сопровождение |
1. | «Золотая волшебница Осень» | Совершенствование процессов внимания, памяти, мышления; расширение словарного запаса. | Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало». Пальчиковая гимнастика «Осень на пороге». Зарядка для языка «Комар». | П.Чайковский «Сладкая грёза» «Грустное настроение» муз.А.Штейнвиля |
2. | «Осень хлебородная» | Пополнение словарного запаса. Обучение снятию зажатости и скованности. Развитие зрительного и слухового внимания. | Чтение сказки Дж.Родари «Большая морковка». «Загадки с грядки». Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты». Этюды по сказкам. Психологическая игра «Печём пироги». | «Урожай собирай» муз.А.Филиппенко |
3. | «Падают, падают листья» | Развитие умения пользоваться жестами. Пополнение словарного запаса. Развитие мелкой моторики рук. Постановка правильного дыхания. Снятие напряжения, релаксация. | И,Соколов-Микитов «Листопадничек». Игра «С какого дерева листок». Игра – импровизация «Осенние листья». Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы». Дыхательная гимнастика «Свеча», «Одуванчик». | М.Глинка «Вальс фантазия». Видеоролик «Осень в лесу» |
4. | «Осенние заботы» | Формирование эмоционально-волевой сферы. Развитие правильного темпа речи, памяти, внимания. Преодоление застенчивости и зажатости. | Инсценирование сказки В,Г.Сутеева «Яблоко». Пальчиковая гимнастика «Прогулка с лукошком». Психологическая игра «Медвежата». Артикуляционная гимнастика «Горячая картошка», «Зевающая пантера». | «Перепёлка» Чешская народная песня «Ёжик» муз.Д.Кобалевского |
Приложение 2
Коррекционно-развивающее занятие
Тема: «Пробуждение природы»
Цель: развитие умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи; формирование творческого мышления и воображения; обогащение речи детей; сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Задачи:
-формировать у детей живой интерес к театральной игре;
-побуждать детей к общению друг с другом;
-создать комфортные условия для свободного общения детей.
- воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.
Оборудование: башмачки разного цвета, металлофон, веточка с почками, образец почвы, пособие «Солнышко с лентами», эмблемы, видеоролик «Релаксация. Пробуждение природы», аудио запись «Звуки природы», песня «Солнечная капель»
Формы организации детской деятельности:
Речевая разминка, беседа с детьми, чтение художественной литературы, игровой момент; игра-имитация, просмотр видеоролика, психологическая игра «Из семечка в дерево», упражнения на восприятие; практическое упражнение имитация звуков природы, игра «Картина весны», игровой момент «За что я люблю весну»
Ход занятия:
Дети свободно входят в группу.
Воспитатель:Придумано кем-то просто и мудро!
При встрече здороваться: «доброе утро»
Доброе утро – солнцу и птицам,
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Пусть доброе утро длится до вечера.
(Воспитатель предлагает детям отгадать загадку)
Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает –
Когда это бывает? (Весной)
Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Правильно, о весне, как о прекрасном времени года. Ребята, скажите, после какого времени года начинается весна? (после зимы). А что принесла весна? Какие изменения мы видим в природе? –Да, ребята, от добрых солнечных лучей тает снег, бегут ручьи, слышны весёлые голоса птиц.
Весну любили даже поэты и восхваляли природу весны в своих стихах. Послушайте стихотворение С. Маршака.
Снег теперь уже не тот –
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Облака бегут быстрей,
Небо стало выше.
Зачирикал воробей
Веселей на крыше.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь
И расцвёл подснежник.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по весеннему лесу. Согласны? Замечательно, но в простой обуви мы не можем отправиться, нам нужна волшебная. Что же делать? Посмотрите у меня есть разноцветные башмачки. (Предлагает детям выбрать любые понравившиеся).
Воспитатель: В лес скорее собирайтесь, быстро-быстро наряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь. Все готовы? Ну, тогда в путь. По дороге нам могут встретиться брёвна, через которые нужно будет перешагивать, ручеёк, через который нужно будет перешагнуть, цветочки, которые мы сможем понюхать. (Звучит музыка, дети идут за воспитателем по кругу и выполняют различные движения)
Воспитатель: Вот мы с вами и в весеннем лесу. Чувствуете, как легко дышится. Вдохните глубоко и выдохните. Представили, какой чистый воздух? Ребята, скажите, а что же мы можем увидеть весной в лесу? (Ответы детей). Давайте посмотрим. (Показ видеоролика) Ну вот, мы и посмотрели на то, как просыпается, оживает природа после зимы.
Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Из семечка – в дерево». Встаньте все в круг. Предлагаю превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Солнышко пригревает семечко, и оно начинает медленно расти (дети – медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент – бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем пахнет весна. (ответы детей) Закройте глаза и по запаху попытайтесь определить, что перед вами. (Первый предмет, который предлагает воспитатель, это веточка с набухшими почками, далее земля и мёд).
Воспитатель: Скажите, а какие звуки мы можем услышать в весеннем лесу? Дети: журчание ручья, капель, пение птиц. (Звучит запись «Звуки природы).
Воспитатель: Теперь я вам самим предлагаю изобразить звуки весны при помощи различных предметов и музыкальных инструментов. (Дети изображают).
Воспитатель: Ребята, вы не забыли, что у вас на ногах волшебные башмачки? Обратите внимание на цвет, это цвета весны. Давайте разделимся на группы в зависимости от того, у кого какой цвет. Скажите, что бывает жёлтого, голубого, зелёного или белого цвета весной? (Солнце, небо, трава, подснежники). Замечательно, а теперь давайте нарисуем картину весны.
Воспитатель: Представьте, что наступило тёплое, весеннее утро, на небе заиграли голубые облачка. (Дети в голубых башмачках изображают облака). Выглянуло солнышко. Оно пригрело землю, и под его лучами начал таять последний снежок. И под него появилась первая свежая, зелёная травка и потянулась к солнышку. А теперь все замрите, вот какая у нас с вами получилась замечательная картина.
Воспитатель: Ребята, скажите, так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее).
Воспитатель приглашает детей встать в кружок.
Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга. Дети произносят по предложению (например:«Я люблю весну за весёлую, звонкую капель и т.д.) и вытягивают ленту.
Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце) А, вы - его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».
Воспитатель раздаёт детям бумажные солнышки.
Приложение 3
Лист данных о ребёнке, посещающего коррекционно-развивающие занятия
№ п/п | Наименование качества/ И.Ф. ребёнка | Сентябрь | Январь | Май |
Интерес к игровой ситуации
1. | Активен при распределении ролей | |||
2. | Действует в роли по правилам игры | |||
3. | Склонен к импровизации | |||
4. | Умеет сам организовать игру |
Характер отношений со сверстниками
5. | Проявляет лидерство | |||
6. | В игре ведомый | |||
7. | Конфликтует со сверстниками | |||
8. | Подчиняется правилам, согласовывает действия | |||
9. | Общается с детьми противоположного пола | |||
10. | Способен радоваться успеху других |
Переживание своего успеха
11. | Чувствует превосходство над другими | |||
12. | Радостный, готов стать ещё лучше | |||
13. | Внешне безразличен |
IV. Вербальная контактность
18. | Обращается с вопросами к взрослому и детям | |||
19. | Обладает чистой дикцией | |||
20. | Обладает интонационной выразительностью | |||
21. | Использует диалогическую речь в беседе | |||
22. | Использует монологическую речь |
V. Двигательная активность
23. | Подвижный | |||
24. | Координация движения | |||
25. | Право-левосторонняя ориентация | |||
26. | Сосредоточен (устойчивость внимания) |
VI.Внешняя выразительность
27. | Эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами | |||
28. | Открытый, непосредственный, раскованный в поведении | |||
29. | Пластичный | |||
30. | Артистичный |
VII.Знания и опыт нравственного общения
31. | Владение знаниями о нормах общения | |||
32. | Поступает в соответствии с нормами общения | |||
33. | Возраст ребёнка |
Приложение 4