Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Коррекционно-развивающие занятия с элементами театрализации

Коррекция речевых функций детей посредством театрализованной деятельности, развитие познавательной деятельности, инициативности, подражательности, имитационных и творческих способностей.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

В старшей группе детского сада

п. Восходящий

Автор-составитель Шварц Т.В. – воспитатель МБДОУ «Детский сад №17 «Рябинка» п. Восходящий» Ленинск-Кузнецкого района

С целью коррекции речевых функций детей посредством театрализованной деятельности, развитие познавательной деятельности, инициативности, подражательности, имитационных и творческих способностей, были разработаны методические рекомендации «Коррекционно-развивающие занятия с использованием элементов театрализации» в которых представлен курс коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

Данные рекомендации рассмотрены на педагогическом совете и рекомендованы воспитателям дошкольных учреждений, родителям.

В результате использования методических рекомендаций были проведены мероприятия различного уровня. Фото в Приложении 4.

Введение

Воспитание правильной и чистой речи у ребенка – одна из важных задач в общей системе работы по обучению родному языку. Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность, полноценнее будущие взаимоотношения с детьми и взрослыми, его поведение, а, следовательно успешнее будет проходить его социальная адаптация.

Адаптация ребенка с речевыми нарушениями в окружающую социальную жизнь зависит от объективных причин: потребности, направленности и мотивации к речевому общению, уровня сформированности речевой деятельности. На развитие ребенка дошкольного возраста большое влияние оказывает окружающее его пространство, среда, в которой он находится большую часть времени.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи. Речевая деятельность как совокупность речи процессов говорения и понимания является основой коммуникативной деятельности и включает неречевые средства: жесты, мимику, пантомимические движения. При некоторых речевых нарушениях адекватное использование неречевых средств затруднено. Кроме того, речевые нарушения могут сопровождаться отклонениями в формировании личности. Как правило, такие дети отличаются отвлекаемостью, агрессивностью, неуверенностью в себе, повышенной двигательной активностью.

Большинство детей, имеющих нарушения речи, нуждаются в постоянной коррекции, т.е. в помощи специалистов разного профиля: логопеда, психолога, воспитателя. Кроме непосредственного воздействия на речь, коррекционный процесс охватывает все основные формы детской деятельности, способствует формированию – в соответствии с возрастом – познавательной активности, развитию высших психических функций, ассоциативных связей и т.д. Коррекционно-развивающая работа – это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Успешность реализации коррекционно-развивающей работы обеспечивает комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений у дошкольников, что в свою очередь способствует успешной адаптации детей в социальную жизнь.

На сегодняшний день существует множество методик с помощью, которых можно регулировать процесс развития речи у детей. Важнейшим условием совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении. При этом большое значение, по моему мнению, имеет общение детей, имеющих те или нарушения речи, в процессе театрализованной деятельности. Являясь одним из самых эффективных средств развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте, театр остается самым демократичным и доступным видом искусства, который позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием речи, развитием коммуникативных качеств личности, развитием воображения, фантазии, инициативности.

Основная цель коррекционно-развивающей работы, посредством театрализованной деятельности: создание условий для эмоционального, социального, интеллектуального развития детей, формирование его позитивных личностных качеств, коррекция нарушений речи.

Задачи:

-создать комплексную педагогическую технологию, включающую формирование всей речевой системы через театрализованную деятельность на специально-организованных занятиях;

-использовать методы и средства, побуждающие детей к яркому, эмоциональному процессу развития речи;

-создать благоприятный психологический климат, способствующей раскрепощению детей, имеющих нарушения речи.

С целью реализации этих задач был разработан курс коррекционно-развивающих занятий с детьми старшего дошкольного возраста.

В основу занятий положена идея коррекционно-развивающей работы с использованием элементов театрализации. Актуальность работы состоит в том, что они сочетают в себе различные средства и способы развития творческих и речевых способностей ребенка. Педагогическая целесообразность использования театрализованных игр в обучении и воспитании объясняется тем, что это позволяет на деле расширить словарный запас, сформировать грамматический строй речи, развить творческую активность детей. При организации работы соблюдаются следующие принципы:

-включение детей в различные виды деятельности;

-побуждение детей к творческой деятельности;

-использование новых технологий: планирование материала по лексическому принципу, логоритмика, сказкотерапия, психологические игры и тренинги, речевые разминки.

-педагог, распределяя роли, учитывает речевые возможности каждого ребенка в соответствии с рекомендациями логопеда. Поскольку очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься от речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь;

-интегративность, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию речи включается в целостный педагогический процесс;

принцип активности:

-ребенок усваивает:

10% - из того, что слышит;

50% - из того, что видит;

70%- из того, что проговаривает;

90%- из того, что делает сам.

Особенности работы с детьми на занятиях

Предлагаемый курс коррекционно-развивающих занятий рассчитан на 9 месяцев (18 занятий) работы с детьми старшего дошкольного возраста. Занятия проводятся 1 раз в 2 недели в музыкальном зале, во 2-й половине дня с подгруппой детей 5 -6 лет (отобранных по рекомендации логопеда). Продолжительность занятий 25-30 мин. В планировании занятий использован принцип цикличного распределения материала по разделам изучаемых тем (времена года).

Занятия носят игровой характер. Игра способна превращаться в художественную деятельность. И только игра способна развить творческую природу ребенка, его воображение, волю, фантазию. Занятия не требуют заранее заученного детьми материала. Дети на занятии располагаются в кругу и в полукруге. Такая расстановка позволяет наладить визуальный контакт с каждым ребенком. Дети могут сидеть на стульях, на ковре, стоять.

Принципы работы с детьми:

-презумпция правильного ответа – надо изо всех сил искать разумное содержание в высказываниях ребёнка;

-ребенок говорит, как может, а воспитатель помогает точно сформулировать;

-на любой хороший творческий вопрос, как и в жизни, может быть более одного ответа.

Основной принцип работы педагога с детьми: никакого насилия над природой! Заинтересованность. Радость. Видение и воображение. Импровизация. Эмоциональное внимание и память. Конкретность задач. Неожиданность. Новизна приемов. Многообразие.

Формы организации совместной деятельности педагога с детьми

Упражнения на релаксацию позволяют снять мышечное и психическое напряжение. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонию.

Психологические игры и тренинги создают положительные эмоции, позволяют почувствовать свою значимость, обучают выразительным движениям.

Логоритмика, способствует формированию устойчивого интереса к музыкальной и речевой деятельности. Речь в движении снимает мышечное напряжение всего тела и раскрепощает голосообразующий аппарат. Развитие голоса с помощью различных движений помогает форсировать навыки речи, развивать ценные свойства и качества голоса.

Артикуляционная гимнастика нацелена на формирование речевого аппарата.

Пальчиковая гимнастика является хорошим стимулом для совершенствования речи. По мнению известного философа Канта, «рука – это выдвинувшийся вперёд человеческий мозг». Поэтому уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев руки человека.

Речевая разминка создает атмосферу искусства, делает занятия радостными и привлекательными.

Музыка обладает удивительной силой воздействия на развитие человека, и поэтому она одно из прекрасных средств для внутреннего развития человека. Именно через музыку ребенок учится выражать свои чувства.

Этюды готовят детей к действию в сценических условиях, где всё является вымыслом.

Повышению эффективности занятий способствует использование технических средств. В содержание занятий включен обширный музыкальный материал, художественная литература. Основа занятий может быть разнообразной: сказочный сюжет, литературное произведение.

Курс занятий разработан с опорой на комплексную Программу воспитания и обучения в детском саду под ред. М.А.Васильевой, Программу логоритмических занятий с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья (автор-составитель В.Ю.Деревянко), Программу «Театрализованные занятия в детском саду» (автор М.Д.Маханева), «Тренинг развития личности дошкольника» (автор Р.Р.Калинина), а также рекомендации специалистов Центра психолого-медико-педагогического сопровождения: педагога-психолога, логопеда.

Ожидаемые результаты коррекционно-развивающей работы:

позитивное взаимодействие детей в коллективе;

правильная модель поведения в современном мире, повышение общей культуры ребенка;

раскрытие творческого потенциала, воспитание творческой направленности личности;

целостное воздействие на речевую систему;

речевое раскрепощение ребенка, не смотря на имеющиеся у него речевые возможности.

Структура занятия

1.Подготовительный этап (7 мин)

Цель: освобождение от речевых и мышечных напряжений, установка на занятие, воспитание эстетические чувств, воображения, фантазию, умение перевоплощаться, духовный потенциал.

Освобождение от телесных зажимов, согласно теоретическим положениям телесно-ориентированной психотерапии, это один из косвенных путей к освобождению от зажимов психологических. Упражнения даются в начале любого занятия, это так называемые «разогревающие процедуры», которые раскрепощают детей и подготавливают к дальнейшей деятельности. Упражнения на развитие способности отличать свои ощущения и чувства от культурно и социально привитых образов.

2.Основной этап (15 мин.)

Цель: развитие всех сторон речи, формирование артикуляционного аппарата; обучения; закрепление навыков импровизации диалогов действующих лиц в хорошо знакомых сказках, произведениях; совершенствование использования разных частей речи точно по смыслу; расширение словарного запаса; воспитание культуры речевого общения; способствование открытому проявлению эмоций и чувств различными способами.

Отработка речевого материала с элементами театрализации. Обращение детей к собственному социокультурному опыту и опыту, отраженному в литературном материале. Речевая разминка, речевые упражнения на развитие голоса, дыхания, дикции, упражнения на правильное направление звука. Работа над диалогом.

3.Заключительный этап. (5-8 мин.)

Цель: обучение способам выражения эмоционального состояния.

Отслеживание настроения детей в конце занятия. Использование приёма «Цветописи», предложенного А.Н. Лутошкиным. На большом листе, который расчерчен для каждого ребенка на все занятия, взрослый отмечает, какое настроение, с помощью условленного заранее цвета. Можно использовать три цвета.

Заключение

Задачи коррекционно-развивающей работы, направлены на воспитание полноценной личности, готовой к полноценному взаимодействию со сверстниками и взрослыми. Особую значимость вопрос о чистоте речи приобретает при поступлении ребенка в школу. С первого дня пребывания в школе ребенку приходится пользоваться речью: отвечать в присутствии всего класса, задавать вопросы, читать вслух, недостатки в речи обнаруживаются сразу. Поэтому чем раньше ребенок научится говорить правильно, тем свободнее он будет себя чувствовать в новом школьном коллективе. В процессе работы необходимо учить действовать словом- то есть учить ребенка мыслить, видеть, чувствовать, сопереживать, знать и уметь общаться с окружающими.

На занятиях необходимо создать атмосферу искренности, доверия, тепла, тем самым обеспечить прочность, единство межличностных взаимодействий в группе; внимательное и уважительное отношение к индивидуальным особенностям детей – всё это является условиями эффективности коррекционно-развивающей работы с детьми.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками должна находить логическое развитие в начальной школе, что позволит в дальнейшем овладеть правильной, чистой, красивой речью, позитивно взаимодействовать в коллективе.

Список литературы

1.  Арушанова, А.Г. К проблеме определения уровня речевого развития дошкольника [Текст] / А.Г. Арушанова // в сб. научных статей: Проблемы речевого развития дошкольников и младших школьников /ред. А.М. Шахнарович. - М.: Институт национальных проблем образования МОРФ, 2005. - с. 4-16.

2.  Богуславская, З.М. Развивающие игры для детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова – М.: Просвещение, 2004. – 213 с.

3.  Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду: [Текст] / А.К. Бондаренко //Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2005. – 160 с.

4.  Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста. [Текст] / А.М. Бородич - М.: Просвещение, 2004. - 255 с.

5. Воспитание детей в игре [Текст] / ред. А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. – М.: Просвещение, 2003. – 136 с.

6. Выгодский, Л.С. Вопросы детской психологии [Текст] / Л.С. Выгодский – С-Пб: Союз, 2006. – 312 с.

7. Выгодский, Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста [Текст] // Л.И. Выгодский, Д.Б. Эльконин. Психология игры. – М.: Просвещение, 2004. – 398 с.

8. Выгодский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка [Текст]/ Л.С. Выгодский // Вопросы психологии. – 2006 - № 6. – с.62 – 76.

9  Гербова, В.В. Работа с сюжетными картинами [Текст]/ В.В. Гербова // Дошкольное воспитание - 2005. - N 1. - с. 18-23.

10. Гербова, В.В. Составление описательных рассказов [Текст]/ В.В. Гербова // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 9. - с. 28-34.

11. Елкина, Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста. [Текст]/ Н.В. Елкина. - М, 2004. – 107 с.

12.Маханёва, М.Д. Занятия по театрализованной деятельности в детском саду [Текст]/ М.Д. Маханёва - М.: Творческий Центр, 2009.- 94с.

13. Программа воспитания и обучения в детском саду [Текст] / ред. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 208 с.

14. Тихеева, Е.И. Развитие речи детей. [Текст]/ Е.И. Тихеева // ред. Ф.А. Сохина. - М.: Просвещение, 2005. - 159 с.

15. Ушакова, О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) [Текст]/ О.С. Ушакова // Дошкольное воспитание, 2004. - N 11. - с. 8-1

16. Уликова, Н.А. Словом душа растёт [Текст]/ Н.А. Уликова - С-П,1994.

Приложение 1

Перспективное планирование

Зима

Тема

Цель

Содержание

Музыкальное сопровождение

1.

«Зима-хрустальная»

Развитие памяти, внимания, воображения,

пластической выразительности,

веры укрепление мышц языка и его подвижности; работа над мимикой лица;

Пластический этюд «Снеговик». Рассказывание литературной сказки П.Бажова «Серебряное копытце». Зарядка для языка «Конфетка». Пальчиковая игра «Ой, снежок, снежок - белая метелица».

«Снежный бал»

Муз. и слова

Е.Ермолаева

Аудиозапись «Звуки зимы»

Слайд-шоу «Картинки зимы»

2.

«Зимняя царица»

Развитие чувства ритма; координации речи с движением; развитие мелкой моторики; развитие внимания;

снятие напряжения,

обучение детей соотнесению своих действий с инструкцией.

Игра «Не ошибись», «Внимательные матрёшки». Пальчиковая гимнастика «Погреемся». Пересказ Н.Калинина «Про снежный колобок».

Псих.тренинг «Волшебные превращения»

«Сказки зимнего» муз.и слова

С.Елизаровой

3.

«Зимовье зверей»

Развитие внимания, памяти, мышления, согласованности действий; расширение словарного запаса; формирование чёткого произношения.

Театрализованная игра «Дружные звери». Обыгывание стихотворения И.Сурикова «Зима». Зарядка для языка «Весёлый пяточёк».

Психологическая игра «Медвежата»

«Воробей» сл. И муз.Н.Тимофеевой

4.

«Зимние забавы».

Развитие пластики тела образов и настроения.

Обогащение словарного запаса.

Развитие умений

использовать жесты в игровой импровизации для создания художественного образа.

Развитие мелкой моторики рук.

Импровизация «Снежинки». Чтение В.Одоевского «Мороз Иванович».

Инсценировка стихотворения В.Белкиной «Подарки зимы»

Этюд «Снеговик»

Пальчиковая гимнастика «Перчатка»

Артикуляционная гимнастика «Лопаточка

П.И. Чайковский «Вальс снежных хлопьев»

Весна

Тема

Цель

Содержание

Музыкальное сопровождение

1.

«Пробуждение природы»

Развитие ручной и артикуляционной моторики; расширение словарного запаса; развитие диалогической речи, фантазии и сообразительности;

обучение придумыванию сказки; подбору рифы к словам.

Обучение выразительным движениям, релаксация.

Игра «Сказки найденные в траве». Игры на превращения. Упражнение «Весёлые стихи».

Пальчиковая гимнастика «В окно повеяло весною».

Псих.игра

«Из семечка в дерево»

Видеоролик «Пробуждение»

2.

«Весна идёт, весне дорогу»

Координация со стихотворным текстом; обучение созданию образов с помощью мимики и жестов.

Заучивание стихотворения «Зима недаром злится». Игра -импровизация «Заколдованный лес». Игра «Муравьи».

Пальчиковая гимнастика

« Весна»

М. Мусоргский «Картинки с выставки».

3.

«Весенний букет»

Обучение составлению коротких рассказов; передавать в пластике настроение музыкальных произведений

Игра «Весной в лесу». Речевая гимнастика «Цветок». Импровизация «В стране цветов».

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

П.И. Чайковский «Вальс цветов».

4.

«Весенние переливы»

Обучение передаче литературного текста; формирование чёткого произношения слов.

Игра-викторина «Птицы». Пересказ рассказа Е. Чарушина «Воробей». Речевая гимнастика «Грачи». Пальчиковая гимнастика «Птичек стая». Театрализованная игра «Журавли».

Аудиозапись «Голоса птиц», аудиозапись «Капель, журчание ручья»

Осень

Тема

Цель

Содержание

Музыкальное сопровождение

1.

«Золотая волшебница Осень»

Совершенствование процессов внимания, памяти, мышления; расширение словарного запаса.

Заучивание стихотворения А.С.Пушкина «Уж небо осенью дышало». Пальчиковая гимнастика «Осень на пороге». Зарядка для языка «Комар».

П.Чайковский «Сладкая грёза»

«Грустное настроение» муз.А.Штейнвиля

2.

«Осень хлебородная»

Пополнение словарного запаса. Обучение снятию зажатости и скованности. Развитие зрительного и слухового внимания.

Чтение сказки Дж.Родари «Большая морковка». «Загадки с грядки». Пальчиковая гимнастика «Засолка капусты». Этюды по сказкам. Психологическая игра «Печём пироги».

«Урожай собирай» муз.А.Филиппенко

3.

«Падают, падают листья»

Развитие умения пользоваться жестами. Пополнение словарного запаса.

Развитие мелкой моторики рук.

Постановка правильного дыхания.

Снятие напряжения, релаксация.

И,Соколов-Микитов «Листопадничек».

Игра «С какого дерева листок». Игра – импровизация «Осенние листья». Пальчиковая гимнастика «Перелётные птицы». Дыхательная гимнастика «Свеча», «Одуванчик».

М.Глинка «Вальс фантазия».

Видеоролик «Осень в лесу»

4.

«Осенние заботы»

Формирование эмоционально-волевой сферы. Развитие правильного темпа речи, памяти, внимания. Преодоление застенчивости и зажатости.

Инсценирование сказки В,Г.Сутеева «Яблоко». Пальчиковая гимнастика «Прогулка с лукошком». Психологическая игра «Медвежата». Артикуляционная гимнастика «Горячая картошка», «Зевающая пантера».

«Перепёлка»

Чешская народная песня

«Ёжик» муз.Д.Кобалевского

Приложение 2

Коррекционно-развивающее занятие

Тема: «Пробуждение природы»

Цель: развитие умения устанавливать простейшие причинно-следственные связи; формирование творческого мышления и воображения; обогащение речи детей; сохранение и укрепление психического здоровья детей.

Задачи:

-формировать у детей живой интерес к театральной игре;

-побуждать детей к общению друг с другом;

-создать комфортные условия для свободного общения детей.

- воспитывать у детей отзывчивость, любовь и уважение к родной природе.

Оборудование: башмачки разного цвета, металлофон, веточка с почками, образец почвы, пособие «Солнышко с лентами», эмблемы, видеоролик «Релаксация. Пробуждение природы», аудио запись «Звуки природы», песня «Солнечная капель»

Формы организации детской деятельности:

Речевая разминка, беседа с детьми, чтение художественной литературы, игровой момент; игра-имитация, просмотр видеоролика, психологическая игра «Из семечка в дерево», упражнения на восприятие; практическое упражнение имитация звуков природы, игра «Картина весны», игровой момент «За что я люблю весну»

Ход занятия:

Дети свободно входят в группу.

Воспитатель:Придумано кем-то просто и мудро!

При встрече здороваться: «доброе утро»

Доброе утро – солнцу и птицам,

Доброе утро – улыбчивым лицам.

И каждый становится

Добрым, доверчивым…

Пусть доброе утро длится до вечера.

(Воспитатель предлагает детям отгадать загадку)

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает –

Когда это бывает? (Весной)

Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить? Правильно, о весне, как о прекрасном времени года. Ребята, скажите, после какого времени года начинается весна? (после зимы). А что принесла весна? Какие изменения мы видим в природе? –Да, ребята, от добрых солнечных лучей тает снег, бегут ручьи, слышны весёлые голоса птиц.

Весну любили даже поэты и восхваляли природу весны в своих стихах. Послушайте стихотворение С. Маршака.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь

И расцвёл подснежник.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в путешествие по весеннему лесу. Согласны? Замечательно, но в простой обуви мы не можем отправиться, нам нужна волшебная. Что же делать? Посмотрите у меня есть разноцветные башмачки. (Предлагает детям выбрать любые понравившиеся).

Воспитатель: В лес скорее собирайтесь, быстро-быстро наряжайтесь, да в дорогу отправляйтесь. Все готовы? Ну, тогда в путь. По дороге нам могут встретиться брёвна, через которые нужно будет перешагивать, ручеёк, через который нужно будет перешагнуть, цветочки, которые мы сможем понюхать. (Звучит музыка, дети идут за воспитателем по кругу и выполняют различные движения)

Воспитатель: Вот мы с вами и в весеннем лесу. Чувствуете, как легко дышится. Вдохните глубоко и выдохните. Представили, какой чистый воздух? Ребята, скажите, а что же мы можем увидеть весной в лесу? (Ответы детей). Давайте посмотрим. (Показ видеоролика) Ну вот, мы и посмотрели на то, как просыпается, оживает природа после зимы.

Воспитатель: Ребята давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Из семечка – в дерево». Встаньте все в круг. Предлагаю превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть её руками). Солнышко пригревает семечко, и оно начинает медленно расти (дети – медленно поднимаются). У него раскрываются листочки (руки поднимаются), растёт стебелёк (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент – бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки), и росток превращается в прекрасный сильный цветок.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, чем пахнет весна. (ответы детей) Закройте глаза и по запаху попытайтесь определить, что перед вами. (Первый предмет, который предлагает воспитатель, это веточка с набухшими почками, далее земля и мёд).

Воспитатель: Скажите, а какие звуки мы можем услышать в весеннем лесу? Дети: журчание ручья, капель, пение птиц. (Звучит запись «Звуки природы).

Воспитатель: Теперь я вам самим предлагаю изобразить звуки весны при помощи различных предметов и музыкальных инструментов. (Дети изображают).

Воспитатель: Ребята, вы не забыли, что у вас на ногах волшебные башмачки? Обратите внимание на цвет, это цвета весны. Давайте разделимся на группы в зависимости от того, у кого какой цвет. Скажите, что бывает жёлтого, голубого, зелёного или белого цвета весной? (Солнце, небо, трава, подснежники). Замечательно, а теперь давайте нарисуем картину весны.

Воспитатель: Представьте, что наступило тёплое, весеннее утро, на небе заиграли голубые облачка. (Дети в голубых башмачках изображают облака). Выглянуло солнышко. Оно пригрело землю, и под его лучами начал таять последний снежок. И под него появилась первая свежая, зелёная травка и потянулась к солнышку. А теперь все замрите, вот какая у нас с вами получилась замечательная картина.

Воспитатель: Ребята, скажите, так в чём же главная причина того, что за зимой обязательно приходит весна? (Солнце поднимается выше, светит ярче и сильнее).

Воспитатель приглашает детей встать в кружок.

Воспитатель: «Скажите, вы любите весну?» Сейчас каждый из вас будет говорить, за что он любит весну и вытягивать ленту из круга. Дети произносят по предложению (например:«Я люблю весну за весёлую, звонкую капель и т.д.) и вытягивают ленту.

Воспитатель: «Посмотрите, что у нас получилось? (Солнце) А, вы - его добрые, умные лучики, от которых всем тепло и радостно».

Воспитатель раздаёт детям бумажные солнышки.

Приложение 3

Лист данных о ребёнке, посещающего коррекционно-развивающие занятия

п/п

Наименование качества/

И.Ф. ребёнка

Сентябрь

Январь

Май

Интерес к игровой ситуации

1.

Активен при распределении ролей

2.

Действует в роли по правилам игры

3.

Склонен к импровизации

4.

Умеет сам организовать игру

Характер отношений со сверстниками

5.

Проявляет лидерство

6.

В игре ведомый

7.

Конфликтует со сверстниками

8.

Подчиняется правилам, согласовывает действия

9.

Общается с детьми противоположного пола

10.

Способен радоваться успеху других

Переживание своего успеха

11.

Чувствует превосходство над другими

12.

Радостный, готов стать ещё лучше

13.

Внешне безразличен

IV. Вербальная контактность

18.

Обращается с вопросами к взрослому и детям

19.

Обладает чистой дикцией

20.

Обладает интонационной выразительностью

21.

Использует диалогическую речь в беседе

22.

Использует монологическую речь

V. Двигательная активность

23.

Подвижный

24.

Координация движения

25.

Право-левосторонняя ориентация

26.

Сосредоточен (устойчивость внимания)

VI.Внешняя выразительность

27.

Эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами

28.

Открытый, непосредственный, раскованный в поведении

29.

Пластичный

30.

Артистичный

VII.Знания и опыт нравственного общения

31.

Владение знаниями о нормах общения

32.

Поступает в соответствии с нормами общения

33.

Возраст ребёнка

Приложение 4

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области