Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


игротерапия как метод адаптации детей с ОВЗ к условиям ДОУ

создание психологического комфорта во время адаптационного периода и дальнейшего пребывания в ДОУ.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

ИГРОТЕРАПИЯ КАК МЕТОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

К УСЛОВИЯМ ДОУ

Кириченко Н.С.

МБДОУ «Детский сад № 26 «Жемчужинка» города Смоленска

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих.

Мир особого ребёнка интересен и пуглив.

Мир особого ребёнка безобразен и красив.

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт.

Мир особого ребёнка иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему не говорит?

Мир особого ребёнка — он закрыт от глаз чужих.

Мир особого ребёнка — допускает лишь своих!

Процесс перехода из семьи в детское дошкольное учреждение очень сложен для ребенка. Ребёнку предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Ранее сформированные иммунная система, физиологические процессы подвергаются некоторым преобразованиям.

К дошкольному возрасту у детей появляется интерес к общению с людьми, их словарный запас и приобретённые к этому времени навыки самостоятельности позволяют им быть достаточно независимым. Тем не менее, детям тяжело оставаться на целый день в обществе чужих людей. При поступлении в дошкольное образовательное учреждение все дети переживают адаптационный стресс.

Детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) намного тяжелее приспособиться к новым условиям ДОУ, сблизиться с коллективом сверстников и взрослыми. В связи с особенностями развития такие дети наиболее тяжело переносят любые изменения. В результате стресса иммунитет падает, дошкольники могут заболевать, отказываться от еды, может начаться распад уже сформированных навыков и умений.

Адаптивные возможности детей ограничены, поэтому резкий переход ребенка в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям.

Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников.

Одним из важнейших направлений в работе воспитателя является создание психологического комфорта во время адаптационного периода и дальнейшего пребывания в ДОУ.

Дети дошкольного возраста очень эмоциональны и впечатлительны. Им свойственно быстро заражаться эмоциями взрослых и сверстников, подражать их действиям. Поэтому в период адаптации нами широко используется метод игротерапии.

Сгладить процесс адаптации ребенка к детскому саду поможет правильно организованная игровая деятельность, направленная на формирование эмоциональных контактов: «ребенок - взрослый», «ребенок- ребенок», которая включает проведение игр и упражнений. Игра выступает средством, помогающим стимулировать ребенка, развить его сенсомоторные навыки, снизить эмоциональное напряжение.

Игры строятся на согласованном участии каждого ребенка в том, что принято со всеми, а не на отношениях соперничества друг с другом, на отношениях игрового партнерства. Игры отвечают потребностям детей в общении и движении.

Средствами игротерапии выступают подвижные игры, игры на подражание, игры на снятие психоэмоционального напряжения, игры с песком, хороводные игры, динамические игры, где под музыку дети бегают или танцуют в паре.

Принципы организации и проведения игровой терапии в период адаптации:

безоговорочная симпатия к ребёнку;

минимальное количество ограничений;

активность самого ребёнка;

добровольность участия в игре;

непосредственное участие в игре взрослого, который своими действиями, эмоциональным общением с детьми, вовлекает их в игровую деятельность;

предоставлять ребёнку возможность проявить и выразить себя, свой взгляд на мир.

Первые игры должны быть фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступает взрослый. Игры выбираются с учетом возможностей детей.

Требования к играм, проводимым в адаптационный период:

игры не должны быть слишком длительными (лучше играть с детьми несколько раз в день, но не долго).

Важно использовать музыку, танцевальные движения и рисование, так как эти виды деятельности позволяют снять эмоциональное напряжение, выразить свои чувства, снизить возбудимость, настроиться на позитивный лад.

Необходимо давать детям возможность проявлять спонтанные и естественные реакции.

Не стоит настаивать на активном участии всех детей. На первых порах уместно позволить некоторым малышам просто наблюдать за происходящим, особенно если они нерешительны.

Периодически нужно приглашать родителей для участия в таких игровых действиях, а так же рекомендовать проводить подобные игры дома.

Игры для налаживания контакта с ребенком:

«Дай ручку!»- педагог протягивает руку ребенку: «Давай здороваться. Дай ручку». Не стоит проявлять излишнюю напористость, чтобы не напугать ребенка. Необходимо присесть, чтобы находиться с ребенком на одном уровне, смотреть в лицо друг другу.

«Коготки - царапки»- взрослый читает стихотворение и изображает котенка: «У белого котенка мягкие лапки. (Поглаживает одной рукой другую). Но на каждой лапке коготки - царапки! (Сжимает и разжимает пальцы)». Затем он предлагает ребенку изобразить котенка, можно предложить игру в паре: взрослый сначала гладит его руку, затем делает вид, что хочет «поцарапать» его «коготками». (В этот момент ребенок может быстро убирать руки). Затем взрослый и ребенок меняются ролями.

Игры на формирование групповой сплоченности:

«Давай знакомиться!»- дети со взрослым становятся в круг. Ведущий держит мяч. Ребенок называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный участник ловит его, называет свое имя и имя следующего игрока…

«Гусеница» - Дети встают друг за другом и держатся за плечи. В таком положении нужно подняться и сойти со стула, проползти под столами, обогнуть «широкое озеро», пробраться через дремучий лес, спрятаться от «диких животных»…

Игры на снятие мышечного напряжения:

«Кленовые листочки»- под спокойную музыку взрослый раздает каждому ребенку кленовые листочки. Произносит: «Представьте, что вы- кленовые листочки. Пришла осень, ветер сорвал листочки с деревьев и они закружились в воздухе. Покажите, как танцуют листочки на ветру». Дети, изображая листья, кружатся под музыку.

«Догонялки»- игра проводится с 2- 3 детьми. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки!».

Так же нужно создавать условия для самостоятельных игр. Игры с речевым сопровождением вовлекают в свой ритм, объединяют детей. В таких играх даже стеснительные дети преодолевают внутренний барьер и идут на контакт.

Игротерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты. Продуманный подбор игрушек способствует выражению чувств, автоматизации звуков в речи, развитию лексико-грамматических категорий, связной речи. Возможности игротерапии позволяют решить такие важные коррекционные задачи, как развитие всех компонентов речи, самовыражение дошкольника, достижение эмоциональной устойчивости. Дети с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием рассказывают сверстникам о проблемах, разыгрывают сказочные сюжеты от имени героев.

При грамотном выборе и поддержке взрослого игрушки способствуют разностороннему развитию ребенка с ОВЗ. Так, они могут формировать и развивать познавательную и личностную (эмоционально-волевую, коммуникативную) сферы ребенка.

Основные требования к подбору игрушек для детей с ОВЗ:

соответствие игры возрасту ребенка;

подбор игрового материала с постепенным усложнением;

связь содержания игры с системой знаний ребенка;

учет структуры дефекта;

соответствие коррекционной цели занятия;

учет принципа смены видов деятельности (спокойные игры чередуются с подвижными);

использование ярких, озвученных игрушек и пособий;

соответствие игрушек и пособий гигиеническим требованиям, безопасность.

Итак, для детей с ограниченными возможностями здоровья нужны, в первую очередь, познавательные игрушки, которые расширяют границы интеллектуальных возможностей малыша, формируют определенные умения и навыки. Это всевозможные шнуровки, пирамидки и подобные им игры для нанизывания форм с различными отверстиями; матрешки, стаканчики, коробочки, бочонки и другие наборы однородных предметов разной величины и цвета для сравнения; варианты игр с целью присоединения их элементов с помощью липучек, шнурков, пуговиц, кнопок; кубики с нанесенным на них изображением и разрезные картинки из 2, 3, 4 частей; разнообразные вкладыши, мозаики, пособия типа “Почтового ящика”, доски с углублениями для вкладывания различных форм и предметов в соответствующие отверстия или рамки; головоломки для развития образного, пространственного и творческого мышления.

Игротерапия способствует снятию эмоционального и мышечного напряжения, снижению импульсивности и тревоги, развитию навыков взаимодействия детей друг с другом, развитию внимания, восприятия, речи, воображения, общей и мелкой моторики, координации движений.

Таким образом, использование данного метода в работе с детьми дошкольного возраста в период адаптации является весьма эффективным и многофункциональным.

Литература:

1. Кэдьюсон, Х. Практикум по игровой психотерапии/ Х.Кэдьюсон, Ч. Шефер. - СПб.: Питер, 2001. — 416

2.Московкина, А.Г. Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в семье/ А.Г. Московкина.- М.: Прометей, 2015. - 252с.

3.Свистунова, Е.В. Разноцветное детство. Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкотерапия / Е. В. Свистунова, Е. В, Горбунова, Е. А Мильке. – М.: Форум, 2014. – 192с.

4.Трясорукова, Т.П. Солнечный лучик. Коррекция и развитие ребенка в игре/ Т.П. Трясорукова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2015.- 93с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 28.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области