Мастер-класс: «Речевые игры, игра на детских музыкальных инструментах, как средство освоения нотной грамоты младшими школьниками»

Миронова Татьяна Васильевна, учитель музыки
Республика Удмуртия, село Грахово

Цель мастер-класса: Обмен опытом с коллегами по использованию речевых игр, игры на детских шумовых инструментах, как средства знакомства младших школьников с нотной грамотой. Задачи: • Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях по принципам Карла Орфа. • Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике речевых игр и шумового оркестра. • Продемонстрировать коллегам приёмы работы; • Прокомментировать эффективность применения методов и приёмов.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Учитель музыки первой квалификационной категории Миронова Татьяна Васильевна, МБОУ «Граховская СОШ им.А.В.Марченко»

Мастер-класс: «Речевые игры, игра на детских музыкальных инструментах, как средство освоения нотной грамоты младшими школьниками».

Цель мастер-класса: Обмен опытом с коллегами по использованию речевых игр, игры на детских шумовых инструментах, как средства знакомства младших школьников с нотной грамотой.Задачи: 

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми на музыкальных занятиях по принципам Карла Орфа.

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике речевых игр и шумового оркестра.

Продемонстрировать коллегам приёмы работы;

Прокомментировать эффективность применения методов и приёмов.

Основные этапы мастер-класса

организационный (приветствие, введение в тему мастер-класса);

демонстрационный (занятие по внеурочной деятельности с учащимися 1Б класса);

заключительный (комментарии).

Организационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги. В рамках мастер-класса я хотела бы поделиться своим опытом, продемонстрировать на практике, эффективные приёмы работы по знакомству первоклассников с элементами нотной грамоты в процессе работы над речевыми играми и игрой на детских шумовых инструментах.

В Стандартах второго поколения НОО в примерной программе по музыке в разделе «Общая характеристика учебного предмета» прописано «…знакомятся с элементами нотной грамоты…, …приобретают навык самовыражения в пении с сопровождением и без сопровождения…, с ориентацией на нотную запись…».

Цитируя выдержки из стандарта, хочу сказать, уважаемые коллеги, на уроках музыки, как бы ни было это сложно, мы должны знакомить детей с нотной грамотой.

Как это сделать эффективно? Когда успеть?

Программа, по которой мы работаем (Программы для общеобразовательных учреждений: Музыка: 1-4 классы/ Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С Шмагина – Москва: «Просвещение», 2014 год) очень обширна, и в рамках одного урока в неделю успеть всё очень трудно. Работая по этой программе седьмой год, я для себя нашла оптимальный вариант по решению этой проблемы. В нашей школе в 1 классах выделено 1,5 часа курса внеурочной деятельности по предмету «Музыка», получается, по 0,5 часа в каждом классе (в параллели три класса).

В 2003 году, съездив на курсы повышения квалификации, я познакомилась с программой Т.Э.Тютюнниковой «Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение». На основе данной программы мной разработана рабочая программа курса внеурочной деятельности «Учусь творить. Элементарное музицирование» для учащихся 1 класса.

Методологической основой программы является соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с методиками отечественной детской музыкальной педагогики. Суть идеи К.Орфа – познание музыки через активное импровизационное музицирование, которое соединяет музыку, речь и движение. Идея К.Орфа состоит в том, что в основе обучения лежит «принцип активного музицирования» и «обучение в действии», по мнению педагога-музыканта, детям нужна своя музыка, специально предназначенная для музицирования на первоначальном этапе, первоначальное музыкальное образование должно быть полно положительных эмоций и радостного ощущения игры. Комплексное обучение музыке на уроке предоставляет детям широкие возможности для творческого развития способностей. К. Орф считает, что самое главное-атмосфера урока: увлеченность детей, их внутренний комфорт, то, что позволяет говорить о желании детей проявить себя на уроке музыки в роли активного участника.

Мои педагогические принципы совпадают с принципами, которые лежат в основе данных методик, и, в первую очередь, понимание того, что ребенок субъект, а не объект воспитания, партнер по совместной деятельности.

Элементарная музыка предназначается не для воспроизведения, а для творческого самовыражения детей. Основным предназначением является первичное приобщение всех детей к музыке, независимо от их способностей, раскрепощение индивидуально-творческих сил, раскрытие природной музыкальности.

Слова Т.Э.Тютюнниковой «Ценность детского творчества не в результате, а в процессе, оно нужно не слушателям, а детям», стали для меня девизом в моей педагогической деятельности.

На занятии с первоклассниками я сегодня постараюсь показать, как в процессе музыкально-творческой деятельности учащиеся осваивают элементы нотной грамоты.

Демонстрационный этап

Музыкальное приветствие детей.

Музыкальное приветствие гостей.

- Ребята, занятие сегодня у нас будет необычное, наши гости вместе с нами будут играть. Начнём с речевой игры «Эхо».

Речевая игра «Эхо» (контраст «громко» - «тихо», со 2 класса «f» и «p»).

- На прошлом уроке мы с вами разучили новую речевую игру, кто помнит о ком она бала (ответ о мышах). Давайте вместе вспомним эту игру.

Работа на речевой игрой «Мышки» (метр, ритм, дикция).

- Молодцы, ребята. К этой игре мы с вами ещё не раз вернёмся. Мне вместе с вами хочется показать нашим гостям песню «Гном и снеговик», но прежде ответьте на вопрос: «Из чего состоит музыка?», «Что придумал человек, чтобы записать звуки на листе бумаги?», «На чём пишутся ноты?», «Сколько всего нот?». Вспомним, как они звучат. (Играю на инструменте).

Поём гамму a capella с использованием ручных знаков.

- Поиграем в игру «Мелодическое эхо», я Татьяна Васильевна, а вы мое эхо. Будьте внимательны, эхо не ошибается, не фальшивит.

Работа над интонационным слухом, дикцией и артикуляцией.

У гостей на столах тексты речевых игр и песни.

- Самое время исполнить песню. Для начала поем a capella, вспоминаем мелодию и текст.

Работа над текстом, мелодией (ритм, интонация), дикцией и артикуляцией.

- Я аккомпаниатор, вы, вместе с гостями – хор. Слушаю вас очень внимательно.

Исполнение песни «Гном и снеговик».

Теперь внимание на доску.

Что вы видите на доске (ритмическую партитуру). В данной ритмической партитуре сколько строчек… размер какой… сколько всего тактов…на какой строчке вы видите восьмую длительность… четвертную… половинную… паузу восьмую… какая длительность в данной партитуре самая долгая… самая короткая… Замечательно. Исполним её на ладошках.

Исполнение партитуры на ладошках, оценка исполнения (данная партитура в работе 3 занятие). Звучит фонограмма «Тумба-хей» (Голландия).

- Занятие у нас сегодня необычное, поэтому не обойдёмся без сюрприза. По моей команде вы повернётесь к гостям, в это время я на инструменте буду издавать необычный шум. Договариваемся сразу – не подглядывать. Вы, внимательно послушав, должны придумать название этому шуму, можно из одного слова, можно из двух. Готовы! Обратно поворачиваться только по моей команде.

Учитель берёт инструмент, дети слушают.

- Повернулись, сели. Как вы назовете шум услышанный вами.

Дети озвучивают придуманное ими название услышанному шуму, затем учитель показывает инструмент, ещё раз дает детям послушать. - Ну, вот перед нами незамысловатый на вид традиционный музыкальный инструмент Перу и Чили. Перу и Чили это страны расположенные на материке Южная Америка, очень далеко от нас. Палка дождя, дождевая палка, дождевая флейта, посох дождя, дерево дождя, рейнстик — всё это его названия. Сегодня этот инструмент будет звучать в составе нашего шумового оркестра. Ребята, давайте дадим этот инструмент (название придуманное детьми) и все шейкеры нашим гостям, ведь на них играть не трудно, надо просто играть восьмыми в размере нашей партитуры. А мы ещё успеем поиграть на них.

Дети берут инструменты, красиво встают возле своей парты.

Дирижёром оркестра буду я, и сегодня впервые я не возьму в руки инструмент, буду дирижировать как настоящий дирижёр, надеюсь, вы будете внимательны и поймёте жест моей руки.

Дети играют по ритмической партитуре, записанной на доске. Гости играют на шейкерах.

- Уважаемые гости, вам понравилось музицировать вместе с нами?.. Ребята, вы справились. Хочу поблагодарить всех музыкантов шумового оркестра. Положите инструменты на место.

Дети кладут инструменты на место, учитель собирает инструменты у гостей.

- На этом сегодняшнее занятие у нас заканчивается, скажите, с каким новым инструментом мы познакомились?

Ответы детей.

- Ребята, занятие у нас подошло к концу, нам надо красиво попрощаться с гостями. Предлагайте свои варианты музыкального «до свидания».

Дети предлагают варианты, выбираем один, репетируем.

Дети прощаются с гостями и учителем, уходят под музыку.

Заключительный этап

- В интернете много материала, о значении речевых игр и игры на детских шумовых инструментах на развитие творческих способностей ребёнка, на развитие метроритмического слуха и т.д., что вы впрочем, видели и на этом занятии. Но я тему своего мастер-класса сформулировала: «Речевые игры, игра на детских музыкальных инструментах, как средство освоения нотной грамоты младшими школьниками». Почему?

Мне хотелось заострить внимание именно на этом. Съездив, на курсы в осенние каникулы, общаясь с коллегами, я не раз слышала, что этот вопрос волнует многих. Методов, приёмов, авторских методик по усвоению нотной грамоты много. В своей практике, я не раз пробовала многие из них. Но именно усвоение нотной грамоты в процессе игры на шумовых инструментах, при работе над речевыми играми, в игровой форме на сегодня для меня самый эффективный способ. Я вижу результат.

Первый класс. Тема «Музыкальная азбука». Впервые дети видят нотную запись. Но они сразу говоря: «А в этой записи есть размер», «И тактовая черта, как в ритмической партитуре», «А у нот тоже есть долгота… длительность…» и т.д. Разве это не результат?

Второй класс. Учебник страница 12-13, песня «Моя Россия» (нотная запись, размер 4/4, тактовая черта и т.д.). Страница 100-101, партитура Симфонии №40 (видят какие инструменты, в какой последовательности вступают), страница 106-107 – «Волшебный цветик-семицветик»…

Всё, что дети усвоили в первый год обучения, закрепляется на каждом уроке. Я знаю, уважаемые коллеги, что у многих у вас на уроке сидят дети из разных классов, а это значит, в процессе игровой деятельности одни знакомятся, другие закрепляют, третьи – повторяют. Даже встречаясь с первоклассниками один раз в неделю всё это можно использовать. Программа первого года обучения, позволяет наиболее свободно импровизировать внутри одной темы.

Спасибо за внимание, надеюсь всё, что вы увидели сегодня, пригодится в вашей педагогической деятельности.

Литература

Тютюнникова Т.Э., Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. /Методика. Шумовой оркестр. М. 2003.

Тютюнникова Т.Э., Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. / Программа. М.2003.

Тютюнникова Т.Э., Учусь творить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение. / Речевые игры. Пение с орфовскими инструментами. М., 2003.

Тютюнникова Т.Э. «Бим! Бам! Бом!». Сто секретов музыки для детей. Выпуск 1. С-Пб.,2003.



Поделитесь этой публикацией Вконтакте:

Время Знаний

Россия, 2015-2018 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.

Полезные материалы для воспитателей



click fraud detection