Автоматизировать звук [Ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением), в словах, предложениях;
Закрепить артикуляционный уклад звука [Ш];
Автоматизировать звук [Ш] в слогах (прямых, обратных, со стечением), в словах, предложениях;
Развивать фонематический слух;
Совершенствовать навыки нахождение позиции звука [Ш] в слове;
Развивать внимание, память, мышление.
Оборудование:
Предметные картинки: Шина, кукушка, уши, пушка, бабушка; Даша под душем моет шею и уши, Миша вешает шубу, Наташа ест сушки, Дедушка лежит на кушетке.
Карточки с картинками со звуком [Ш] и без него.
Ход занятия
I. Артикуляционная гимнастика.
Широко открыть рот;
Часики;
Футбольный мяч;
Чашечка;
Дотянуться языком до носа, до подбородка.
II. Артикуляционный уклад звука [Ш].
Скажите где находится язык, когда мы произносим звук [Ш]?Он широкий или узкий?
III. Автоматизация звука
Изолированно:Ин.: Скажи, как шипит змея.
Упражнение «Шарик лопнул».Надуваем воображаемый шарик, затем он сдувается со звуком [Ш].Все это сопровождается движениями.
В слогах:Ин.: Повтори за мной:ша – ша – шашо – шо – шошу – шу – шуши – ши – шише – ше – ше ша – шо – шу – ши – шешо – шу – ши – ше – шашу – ши – ше – ша – шоши – ше – ша – шо – шуше – ша – шо – шу – ши
В словах:Ин.: Назови картинки.
Шина, кукушка, уши, пушка.
Ин.: Повтори за мной слова – тройками:
Петушок – гребешок – ремешок.Шина – машина – крушина.Малыши – камыши – ландыши.Дышу – ношу – тушу.Маша – Даша – Паша.Андрюша – Танюша – Валюша.Ваша – наша – каша.Миша – Паша – Яша.Наташа – Танюша – Катюша.
в предложении:Ин.: Повторяй за мной.ШИ-ШИ-ШИ что там шепчут камыши?ШЕ-ШЕ-ШЕ – это утка в камыше.ША-ША-ША- выходи из камыша.ШЕ-ШЕ-ШЕ- нет уж утки в камыше.Ин.: Послушай внимательно рассказ. |
Игрушки.
Игрушки «спрятались» в разных местах комнаты: мишка на шкафу, кошка под шкафом, щенок за шкафом, кукла между стульчиком и шкафом на полу.
В о п р о с ы.
Где спрятались игрушки?
Где спрятался мишка?
Где спряталась кошка?
Где спрятался щенок?
IV. Формирование фонематического слуха.
Ин.: Если услышишь звук [Ш] хлопни в ладоши.
Шуба, стол, шмель, тюль, шарф, клен, каштан, торт, штанга, шолк.
Ин.: скажи, где находится звук [Ш] в словах (в начале, середине или в конце слова).Соедини каждую картинку с нужной схемой.Ватрушка, ошейник, кошелек, штанга, душ, шина, шоколад, камыши.
Ин.: Посмотри на картинки и скажи, что на них изображено.Дедушка.Дедушка что делает? (Дедушка лежит на кушетке.)Это Наташа, Наташа, что делает? (Наташа ест сушки)Это Миша, Миша что делает? (Миша вешает шубу)Это Даша, что она делает? (Даша в душе моет шею и уши).
V. Развитие памяти, внимания, мышления.
Ин.: Назови картинки. Запомни их.Закрой глаза. (Логопед убирает вначале одну, затем больше картинок и просит ребенка сказать чего не стало).Ин.: Перед тобой карточки, назови, что на них нарисовано.Телевизор, компьютер, магнитофон, лягушка.Ин.: Что лишнее? Почему? (Лягушка)Пакет, сумка, портфель, шапка.Ин.: Что лишнее? Почему? (шапка)Шар, бабочка, сороконожка, пчела.Ин.: Что лишнее? Почему? (шар)
VI. Подведение итогов.
Ин.: Раскрась только те картинки, в которых есть звук [Ш].