«Коричневая лесенка»
Цель: формировать понятия «толстый — тонкий».
Задачи:
• развивать моторику, координацию движений, умение упорядочивать предметы.
Материал: коричневая лестница из десяти деревянных призм разной толщины.
Ход игры
Дети сидят по кругу. Выполнить упражнение для пальцев «Домик»:
Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
Начать упражнение «Коричневая лесенка».
Вариант 1. Взять самую толстую призму и положить ее перед детьми, взять следующую, более тонкую, положить ее точно перед первой, так чтобы длинные стороны соприкасались друг с другом. Призмы прикладывать друг к другу одну за другой при соблюдении заданной закономерности построения ряда. Охватывая призму рукой, ребенок понимает различие величины: толстая, тоньше, еще тоньше.., самая тонкая. Возникает ступенчатая структура — лестница. Предложить детям провести рукой по лестнице, начиная с самой высокой и кончая самой низкой ступенькой, и наоборот, при этом проговаривая: «Высокая, низкая, низкая, высокая, выше, еще выше.., самая высокая». Проводя данный опыт, дети понимают закономерность изменения величины.
Когда задание заканчивается, дети возвращают материал на место. Проводится упражнение «Куда полетела бабочка»: дети глазами следят за бабочкой.
Вариант 2. Построить лестницу по тому же принципу, как и в 1-м варианте, но начиная с самой тонкой призмы. Призмы класть друг за другом, чтобы они соприкасались с квадратами сторонами.
Можно поэкспериментировать:
• упорядочить призмы, ставя их вертикально;
• призмы класть друг за другом так, чтобы следующая, более тонкая, доходила до середины грани предыдущей;
• изменять заданный порядок: 10—5—9—4—8—3—7—2—6— I или 10-1-9-2-8-3-7-5-6-4;
• построить лестницу, если закономерность изменена. Например: 10—8—6—4—2 или 1-3-5-7-9;
• построить лестницу с закрытыми глазами;
• узнать, в каком месте нарушена гармония 1 — 10 (вынимая какую-либо призму);
• можно комбинировать игру с «Красными штангами»,
«Красные штанги»
Цель: формировать понятия «длинный — короткий»;
Задачи:
• развивать моторику, координацию движений;
• формировать порядковые структуры, готовить к работе с числовыми штангами.
Материал: десять красных штанг длиной от 10 см до 100 см (1 м).
Ход игры.
Педагог предлагает поприветствовать друг друга, называя имя по-разному (Саша — Сашенька, Юля — Юленька, Наташа — Наташенька), улыбнуться друг другу. Под тихую музыку дети проходят крут, садятся.
Педагог проводит упражнение для пальцев «Прогулка»:
Пошли пальчики гулять,
А вторые догонять.
Третьи пальчики бегом,
А четвертые пешком.
Пятый пальчик поскакал
И в конце пути упал.
Педагог предлагает посмотреть на ковер, где в беспорядке лежат красные штанги разной длины. Педагог берет самую длинную штангу, охватывает ее руками за концы и кладет у верхнего края ковра. Проводит правой рукой по всей длине штанги. Таким образом у детей возникает представление о длине палки-штанги. Затем педагог берет более короткую штангу, кладет ее перед первой, при этом обращает внимание на то, чтобы левые концы штанги лежали на одной прямой. Когда все штанги упорядочены, проводит рукой по ступенькам получившейся лесенки. Таким образом дети интуитивно постигают понятие длины. Педагог предлагает детям повторить упражнение (штанги перед этим перекладывает в беспорядке). Правильность промежутков между длинами ступеней «лестницы» проверяется самой короткой штангой (механический контроль). Для более старших детей упражнение усложняется: их просят упорядочить штанги с завязанными глазами. Дидактическая игра «Кто скорее соберет (упорядочит) цветные счетные палочки». Игра закрепляет последовательную зависимость палочек по длине.