Тема: Первый снег.
Цель: развивать способность детей воспринимать поэтическую речь. Помочь запомнить стихотворение А.Фета «Мама! Глянь-ка из окошка…»
Задачи:
Воспитательные: Воспитывать любовь к природе. Воспитывать умение слушать поэтическое произведение
Развивающие: Развивать память , творческую активность. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Развивать наблюдательность, способность замечать интересные моменты в окружающем мире.
Образовательные: Формировать познавательные действия, умение ответственно относиться к порученному заданию. Совершенствовать навыки запоминания
Работа над словарем: прикорнул, вереница
Создание среды для организации и проведения ОД:
Оформление природного уголка . Картинка с изображением зимнего пейзажа
Виды детской деятельности в ОД: Коммуникативная (беседа, ответы на вопросы). Двигательная деятельность (физ. минутка). Чтение художественной литературы.
Планируемые результаты:
1.Умеет устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями
2. Проявляет интерес к поэзии
Интеграция образовательных областей :
Области | Виды детской деятельности | Решаемые задачи |
Художественно-эстетическое развитие | Продуктивная (заучивание стихотворения) | Развивать интерес к художественной литературе |
Познавательное развитие | Познавательно исследовательская (рассматривание зимнего пейзажа) | |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная (беседа, игровые упражнения) | |
Физическое развитие | Физминутка | Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении с взрослыми и сверстниками. Развивать мелкую моторику рук. |
Речевое развитие | Беседа, ответы на вопросы | Формировать умение отвечать полным ответом |
I. Вводная часть
Игра «Назови ласково» (дети стоят в кругу)
Воспитатель:
Я бросаю вам мяч и называю обычное слово, а вы мне возвращаете мяч и говорите ласковое слово (зима – зимушка, снег – снежок, снежинка – снежиночка, мороз – морозик, сосулька – сосулечка, лед – ледок, холод – холодок, белый – беленький, горка – горочка, ёлка – ёлочка).
2. Основная часть
Беседа о снеге.
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку: «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (зимой)
Воспитатель:
А сейчас посмотрите на картинки на доске. Какое время года изображено на них? Почему вы так думаете? Скажите, а какой бывает первый снег? (белый, тихий, робкий, нежный и т.д.)
Воспитатель:
Самый первый снег, как разведчик, совсем недолго лежал, будто проверял, все ли готово к приходу зимы. Но вот повалил снегопад и II. Основная часть
Беседа о снеге.
Воспитатель:
Ребята, послушайте загадку: «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» (зимой)
Воспитатель:
А сейчас посмотрите на картинки на доске. Какое время года изображено на них? Почему вы так думаете? Скажите, а какой бывает первый снег? (белый, тихий, робкий, нежный и т.д.)
Воспитатель:
Самый первый снег, как разведчик, совсем недолго лежал, будто проверял, все ли готово к приходу зимы. Но вот повалил снегопад и всю землю укрыло чистым снегом (дети садятся на стулья).
Чтение стихотворений.
Воспитатель:
Ребята, я прочитаю вам стихотворение. Слушайте внимательно, обратите внимание на какие слова я делаю ударение, т.е. говорю громче, чем другие. И. Бунин
Зимним холодом пахнуло На поля и на леса.
Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса.
Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На пруды, на сад пустынный Первым снегом понесло.
И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.
Педагог выясняет у детей, какие строчки им запомнились, и повторяет их.
Затем читает стихотворение Я. Акима «Первый снег»:
Утром кот Принес на лапах Первый снег!
Первый снег!
Он имеет Вкус и запах, Первый снег!
Первый снег!
Он кружится, Легкий, Новый, У ребят над головой, Он успел Платок пуховый Расстелить На мостовой, Он белеет Вдоль забора, Прикорнул На фонаре,— Значит, Скоро, Очень скоро Полетят Салазки С горок.
Значит, Можно будет Снова Строить Крепость Во дворе!
Дети обычно просят педагога повторить строчки о том, как снег расстелил пуховой платок, прилег (прикорнул) на фонаре.
4.Физкультминутка «Выпал беленький снежок» (стоя в кругу)
Выпал беленький снежок,
Собираемся в кружок.
Мы потопаем, мы потопаем!
Будем весело плясать,
Будем руки согревать.
(дети топают ногами, делают пружинку,
сжимают-разжимают пальцы)
Мы похлопаем, мы похлопаем!
(хлопают в ладоши)
Будем прыгать веселей,
Чтобы было потеплей.
Мы попрыгаем, мы попрыгаем!
(прыгают на месте).
5.Заучивание стихотворения.
«Но мне больше всего нравится стихотворение Афанасия Фета „Мама! Глянь-ка из окошка“», – говорит педагог и читает стихотворение (в сокращении).
Воспитатель предлагает детям запомнить стихотворение.
Затем спрашивает у детей: «Как вы думаете, а при чем тут кошка, умывающая нос (мордочку), и первый снег? Существует примета: если кошка усердно (это как?) моет мордочку, быть гостям. А снег – чем не гость?»
Воспитатель повторяет первые шесть строк стихотворения:
Мама! Глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос!
Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз.
«Первые строчки стихотворения – обращение ребенка к матери, – говорит педагог, – можно прочитать по-разному. Попробуем (3–4 ответа).
А что так обрадовало ребенка, выглянувшего в окно? Он увидел, что грязи нет… (3–4 ребенка читают эти строчки)».
Педагог просит 3–4 детей повторить три строчки стихотворения, которые передают радость ребенка, предвкушающего катание с горы. Воспитатель оценивает декламацию.
«А вот последние строчки, – говорит педагог, – я бы, пожалуй, прочитала иначе, чем предыдущие, с просительными нотками и чуть тише». Дети читают эти строчки вместе с воспитателем, а потом 3–4 ребенка индивидуально.
Педагог повторяет стихотворение, дети могут читать вместе с ним, но без голоса. Позже он читает стихотворение вне занятий и просит детей повторить его.