Волжский филиал ГАПОУ
«Волгоградский медицинский колледж»
Автор: Южанина Т.Н., преподаватель
«Система оценивания и контроля на протяжении всего курса изучаемой дисциплины».
Сегодня, когда система образования претерпевает серьёзные изменения, связанные с введением ФГОС 4 поколения, меняется содержание обучения, на первый план выходят методы, приёмы, требующие активной мыслительной деятельности студентов, с помощью которых формируются умения анализировать, сравнивать, обобщать, видеть проблемы, формулировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты, а при необходимости повторять поиск. Понятно, что традиционные методы, позволяющие оценивать знания, умения и навыки, не всегда годятся для определения уровня компетенции обучающегося и выпускника. В связи с этим одной из важнейших составляющих образовательного процесса является система оценки качества знаний обучающихся филиала.
Оценка – это процесс создания и сбора свидетельств деятельности обучающегося и вынесения суждения относительного этих свидетельств на основе заранее определенных критериев. Контроль знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Согласно требованиямФГОС третьего поколения: «8. 1. Оценка качества освоения основной профессиональной образовательной программы должна включать текущий контроль знаний, промежуточную и государственную (итоговую) аттестацию обучающихся. 8. 2. Конкретные формы и процедуры текущего контроля знаний, промежуточной аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются образовательным учреждением самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первых двух месяцев от начала обучения».
Каждый из видов контроля осуществляется с помощью определенныхформ, которые могут быть как одинаковыми для нескольких видов контроля (например, устный и письменный экзамен), так и специфическими.
Кформам текущего контроляипромежуточной аттестацииотносятся:
– собеседование;
– тест;
– контрольная работа;
– комплексные контрольные задания;
– эссе и иные творческие работы;
– реферат;
– отчет (по практикам, научно-исследовательской работе и т.д.);
– зачет (дифференцированный зачет);
– экзамен (по дисциплине, междисциплинарному курсу (МДК));
Зачет и экзамен в нашем учебном заведении представляют собой формы промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине и профессиональному модулю.
Зачеты (дифференцированные зачеты), как правило, служат формой проверки успешного усвоения учебного материала практических занятий, а также формой проверки прохождения учебной и производственной практики и выполнения в процессе этих практик всех видов работ в соответствии с утвержденной программой.
Форму проведения экзамена по учебным дисциплинам и МДК (устный экзамен, письменный экзамен) определяет образовательное учреждение. По итогам экзамена, как правило, выставляется оценка по шкале порядка: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Тест является простейшей формой контроля, направленной на проверку владения терминологическим аппаратом, современными информационными технологиями и конкретными знаниями в области фундаментальных и прикладных дисциплин. Тест может состоять из небольшого количества элементарных задач, может предоставлять возможность выбора из перечня ответов, занимает часть учебного занятия (10-30 минут). Правильные решения разбираются на том е или следующем занятии. Частота тестирования определяется преподавателем. Тестовое задание может быть и на дифференцированном зачете или итоговом экзамене- то есть представляет собой форму итогового контроля.
Текущий контроль - это вид контроля, с помощью которого определяется степень качества усвоения изученного учебного материала теоретического и практического характера в ходе обучения. Основные формы: устный опрос, письменные задания, лабораторные работы, контрольные работы, эссе. Достоинства текущего контроля: систематичность, непосредственно коррелирующаяся с требованием постоянного и непрерывного мониторинга качества обучения, а также возможность текущей оценки успеваемости студента.
Недостатки: фрагментарность и локальность проверки лишь отдельных элементов компетенций.
Любой контроль призван определить качество усвоения учебного материала студентами по разделам, темам учебной дисциплины. Оценки, полученные в ходе контрольно-оценочных мероприятий, являются приоритетно - значимыми при выставлении семестровой оценки по учебной дисциплине и виду практики.
Промежуточный контроль - это оценивание результатов учебной деятельности студента за семестр, призванное определить уровень качества подготовки студента в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по специальности. Осуществляется в конце семестра и может завершать изучение как отдельной дисциплины, так и ее раздела (разделов). Основные формы здесь: зачет и экзамен. Достоинства: помогает оценить более крупные совокупности знаний и умений, в некоторых случаях – даже формирование определенных профессиональных компетенций.
Итоговая государственная аттестация - основные формы: государственный экзамен, дипломная работа, дипломный проект. Достоинства: служит для проверки результатов обучения в целом и в полной мере позволяет оценить совокупность приобретенных студентом универсальных и профессиональных компетенций.
Виды контроля (по способу выявления формируемых компетенций):
Устный опрос
Достоинства: позволяет оценить знания и кругозор студента, умение логически построить ответ, владение монологической речью и иные коммуникативные навыки, обладает большими возможностями воспитательного воздействия преподавателя.
Письменные работы
Достоинства: экономия времени преподавателя; возможность поставить всех студентов в одинаковые условия, объективно оценить ответы при отсутствии помощи преподавателя, проверить обоснованность оценки; субъективности при оценке подготовки студента.
Контроль с помощью технических средств и информационных систем
Достоинства: оперативное получение объективной информации об усвоении студентами контролируемого материала, возможность детально и персонифицировано представить эту информацию преподавателю, формирования и накопления интегральных (рейтинговых) оценок достижений студентов по всем дисциплинам и модулям образовательной программы, привитие практических умений и навыков работы с информационными ресурсам и средствами, возможность самоконтроля и мотивации студентов в процессе самостоятельной работы
Эссе: одна из форм письменных работ, наиболее эффективная при освоении базовых дисциплин и формировании универсальных компетенций выпускника. Небольшая по объему самостоятельная письменная работа на тему, предложенную преподавателем. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Содержит изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Рефераты: форма письменной работы, которую рекомендуется применять при освоении вариативных (профильных) дисциплин профессионального цикла. Представляет собой краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – привитие студенту навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям.
Отчеты по научно-исследовательской работе студентов: выполняется на старших курсах и, как правило, способствует выполнению выпускной квалификационной работы (ВКР). При оценивании результатов выполнения целесообразно использовать критерии, аналогичные оцениванию ВКР.
Технические формы контроля:программы компьютерного тестирования ; учебные задачи; комплексные ситуационные задания.
На занятиях по дисциплинам Психология и Психологии общения я часто использую в качестве итогового контроля программу компьютерного тестирования, просто тестирование с перекрестным рецензированием, считаю это оптимальным средством выявления уровня знаний, закреплением уже изученного материала. Также использую варианты эссе в виде мини-сочинения по темам Психологии и Психологии общения – Социальная структура личности, Психология конфликта и профилактика конфликтных ситуаций. Эта форма контроля помогает между тем и задуматься над собственными личностными качествами, интересами, потребностями.
Важно не забывать, что перемены, происходящие в нашем обществе, привели к изменению социального заказа в системе образования. Современные экономические условия заставили российский бизнес делать ставку на кадры. Работодатели хотят нанимать квалифицированных специалистов, а выпускники – получить хорошую и высокооплачиваемую работу по окончанию обучения. Возникает потребность не просто получить образование, а соответствовать требованиям работодателей, социуму.
Используемая литература: