Ознакомление дошкольников старшего возраста с природой родного края.
Окружающий мир неотъемлемая часть нашей жизни и все мы начали познавать его, будучи еще детьми. Ребенок знакомится с природой еще до того, как сделает первые шаги, произнесет первые слова, прочитает первую в жизни книгу. Стремление к активному познанию окружающего пространства у ребенка появляется довольно рано. Она интересна ему благодаря своим краскам и формам, которые впечатляют малыша, вызывают радостные переживания
Ознакомление дошкольников с природой родного края – это первые шаги в воспитания любви к Родине. Умение замечать и понимать чувства живого существа - тонкое движение души, зависящее от интереса к растению или животному, именно с этого начинается ответственность за все живое. Общение с природой помогает обогатить речь ребенка, сделать её разнообразной и выразительной. У детей формируется важные качества, такие как любознательность и наблюдательность, что в свою очередь вызывает массу вопросов, на которых хочется найти ответ. Таким образом, знания, полученные в детстве, оставляют неизгладимый след в душе ребенка, формируя в будущем личность взрослого человека.
При знакомстве дошкольников с природой родного края необходимо придерживаться определенных целей. Они могут быть сформулированы по-разному, но суть их состоит в одном, а именно в воспитание с первых лет экологически грамотной, социально-активной, творческой личности, способной понимать, беречь, любить природу родного края и бережно относиться к ней.
Для достижения целей, необходимы грамотно поставленные задачи:
- Формировать базу элементарных экологических знаний, доступных к пониманию дошкольника (интеллектуальное развитие);
- Вырабатывать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту окружающего мира, желание беречь и восхищаться ею);
- Вызвать желание ребенка участвовать в деятельности по уходу за растениями и животными;
- Воспитание любви к природе через прямое общение с ней, восприятия многообразия животного и растительного мира.
- Освоение начальных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;
Все задачи подобного подхода к экологическому воспитанию в условиях дошкольного учреждения должны быть предоставлены именно в комплексе. Так, заботливое отношение к живому миру, формируется в процессе осознания того, что окружающий нас мир хрупок и неповторим, он нуждается в нашей заботе, и закрепляется в процессе практической работы по уходу за растениями, обитателями живого уголка, домашними животными, а также при посещении музеев природы, парков, различных выставок своего города.
Так же необходимо уделять внимание работе с родителями дошкольников. Очень важно, чтобы каждый из членов семьи был примером для ребенка. Походы за грибами, туристические выезды на природу, визиты в зоопарк - главная составляющая в формировании экологической грамотности. Субботники, совместные уборки, например территории детского сада, могут послужить отличным поводом для изучения вопроса. Детьми данное событие может восприниматься, как игра, как еще один повод побыть в компании родителей, других детей и воспитателя. Данное мероприятие так же полезно и родителям.
Таким образом, организовывая различные занятия с детьми, направленные на изучение природы родного края можно отметить более удачные методики и формы предоставления информации. Необходимо проводить мониторинг знаний дошкольников, беседовать с ними и выявлять на каких именно типах занятий обучение проходит успешнее.
В своей работе я делаю упор на формирование знаний о живой и неживой природе. Когда дети осознают, что растения живые, идет осознание бережного отношения к окружающему растительному миру. Формирование у детей представления об окружающем мире должно быть поэтапно, обязательно с учетом возрастных особенностей детей. Накопленные представления во время наблюдений, игр, бесед, труда по уходу за растениями, уточняются, обобщаются и систематизируются.
Конспект занятия в подготовительной группе
на тему «Комнатные растения-спутники нашей жизни»
Цель: Расширять и систематизировать знания детей о комнатных растениях; учить узнавать растения по описанию и внешнему виду, называть их; закреплять знания о том, что для роста и жизни растений необходимы свет, тепло; вызвать интерес по уходу за комнатными растениями, воспитывать бережное и заботливое отношение к ним.
Материалы и оборудование: Комнатные растения(аспарагус, фиалка узумбарская ,бегония, алоэ);палочки для разрыхления почвы ,тряпочки, пульверизатор , лейки ,ножницы ,фартуки; Приглашения для детей ,конверт с письмом; звукозапись «Вальс цветов»(из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковский)
Предварительная работа: выучить с несколькими детьми небольшие тексты о цветах. Познакомить детей с уходом за цветами ,с особенностями их строения, размножения.
Ход занятия:
Воспитатель :Дети, я получила интересное письмо .Оно пришло из Царства цветов .Оттуда, где живут Дюймовочка и прекрасные эльфы. Написала его Фея цветов –Лилия. Слушайте :
«Скоро у нас состоится бал цветов. Но чтобы получить приглашение, вы должны рассказать, любите ли вы комнатные растения ,знаете ли вы, как за ними ухаживать. Спешите показать свои знания и получить приглашения. Желаю вам всем удачи
Ваша фея цветов Лилия»
Вот эти красивые приглашения(показывает).Если вам хочется побывать на балу цветов, то давайте поговорим о комнатных растениях. У нас в группе их много Как вы думаете, для чего мы их с вами посадили?
Ответы детей: Чтобы было красиво и уютно; чтобы воздух был чище; растения лечат людей.
Воспитатель: Правильно ,дети !Проходят годы ,меняется мода на платья и мебель, но сохраняется наша любовь к вечнозеленым спутникам -комнатным растениям .Зимой, когда земля покрыта снегом ,а деревья гнуться от порывов холодного ветра, наш глаз радуют нежные, зеленые веточки или цветок, распустившийся в комнате.
На балу цветов вам придется встретиться со многими комнатными растениями, и конечно, нужно знать их названия .Давайте вспомним, за какими растениями мы ухаживаем в нашей группе.
Дети называют: бегония ,аспарагус ,фиалка узумбарская, алоэ, бальзамин и т.д.
Воспитатель :Кто из вас расскажет о каком-нибудь растении?
1ребенок:Бальзамин
Этот цветок родом из Африки .У него красивые листья; одни зеленые, другие коричневые. Цветки ярко-розовые, есть шпоры. Бальзамин долго цветет.
2 ребенок: Узумбарская фиалка
Узумбарская фиалка похожа на травку, у нее пушистые листочки .Цветочки очень красивые ,маленькие махровые
3 ребенок: Герань
Ее родина- Южная Африка. У герани крупные листья, если их потереть, то появится резкий запах, который отпугивает моль. Цветы у герани очень красивые: белые, красные ,розовые. Герань может расти даже на северной стороне окна.
4 ребенок: Аспарагус
Аспарагус- растение с вьющимися стеблями и очень тонкими листьями, похожими на иголочки. Аспарагус любит хороший уход.
Воспитатель: Молодцы! Я вижу, что вы знаете много комнатных растений. Расскажите и покажите, как вы ухаживаете за ними.
Дети рассказывают и показывают:
1 ребенок: Мы поливаем растения, рыхлим землю.
2 ребенок: Мы обтираем листья, чтобы растение могло дышать.
Воспитатель задает детям вопросы.
-Кому из названных вами растений нужно больше воды? Почему?
-Почему аспарагус нужно опрыскивать пульверизатором?
-Какие условия необходимы для хорошего роста растения.
-Как размножаются комнатные растения.
Физ.минутка на выбор воспитателя
Воспитатель предлагает поиграть в игру «Составь предложение» и объясняет ее содержание: «Придумайте предложение из трех и четырех слов о том ,как вы ухаживаете за комнатными растениями
Ответы детей: Я поливаю цветы; я рыхлю землю; мы поливаем красивую герань и т.д.
Воспитатель: Молодцы !Посмотрите, кто к вам пришел в гости.
Звучит «Вальс цветов» из балета П. И. Чайковского « Щелкунчик».
Входит фея цветов Лилия с комнатным растением
Фея: Вы получили мое письмо? Ведь не случайно я прислала его вам .У вас в группе очень красивые цветы .Вижу, что вы их любите, ухаживаете за ними .А знаете ли вы их название? Я сейчас проверю.
Фея проверяет знания детей, указывая на цветок.
Фея: Молодцы!!!А теперь попробуйте описать растение и сказать о нем много красивых слов.(показывает на растение ).
Дети описывают растения: зеленое ,цветущее ;листья блестящие, кудрявые и т.д.
Фея: Я очень довольна вами и всех приглашаю на бал цветов, который состоится весной .(Под музыку Фея раздает детям приглашение на бал) и приглашает потанцевать под музыку.