Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Дополнительная программа образовательной деятельности художественно-эстетической направленности "Театралочка" для детей 5-6 лет.

Создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям через театрализованную деятельность.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Рассмотрено и принято

на педагогическом совете №

«_____»______________201 г.

Утверждаю:

Заведующий МДОУ-ЦРР

«Детский сад №63 «Карусель»

_____________Калмыкова И.Ш.

Приказ №

«______»______________201 г.

Дополнительная программа

образовательной деятельности художественно-эстетической направленности

«Театралочка»

для детей 5-6 лет.

Срок реализации 1 год

Разработала:

Опрышко Людмила

Николаевна, воспитатель

пгт Белоозерский

2017г.

Содержание

1. Целевой раздел.

Пояснительная записка3

Основные направления программы3

Актуальность4

Педагогическая значимость 4

Цели и задачи программы 4

Принципы построения программы5

Планируемые результаты освоения программы6

Особенности проведения мониторинга6

2. Содержательный раздел

Интеграция образовательных областей 8

2.2 Методы, формы и структура реализации программы9

2.3 Правила драматизации 10

2.4 Работа над спектаклем 11

2.5 Учебно-тематический план 12

2.6 Тематическое планирование 13

3. Организационный раздел

Методический материал и средствам обучения18

Литература19

Приложения 20

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ.

Пояснительная записка.

Дополнительная общеобразовательная программа – по названию «Театралочка» муниципального дошкольного образовательного учреждения - центр развития ребенка «Детский сад №63» «Карусель» разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 27Э-ФЗ.

Постановление от 28 октября 2013 г. N 966 «О лицензировании образовательной деятельности». Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. N 1008 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”

СанПиН 2.4.1. 3049 - 13 «Санитарно — эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организациях)) (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

Устав МДОУ-ЦРР Детский сад №63 «Карусель».

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Правильное детство» по духовно-нравственному воспитанию дошкольников средствами театральной деятельности. Авторы: Колосова Е.Е., Логачева Т.В., Молохова Т.А.

1.2. Основные направления программы.

Театрально-игровое.

Направлено на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях.

Содержит: игрыи упражнения, развивающие способность к перевоплощению;

театрализованные игры на развитие воображения фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.

Музыкально-творческое.

Включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений.

Содержит: упражнения на развитие двигательных способностей, ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.

Художественно-речевое.

Объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи, сохранение русского языка.

Содержит: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.

1.3. Актуальность.

Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни, ребенку хочется вложить в живые образы и действия. Входя в образ он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Театрализованная деятельность является педагогическим средством развития монологической и диалогической форм речи: дети учатся составлять хорошие рассказы, пересказывают сказки.

Дошкольный возраст наиболее целесообразный период для развития детей в театрализованной деятельности, которая способствует раскрытию личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала и познавательного интереса.

1.4. Педагогическая значимость.

-повышается общая культура ребенка к духовным ценностям;

-расширяются и углубляются знания детей об окружающем мире;

-дает элементарные представления о видах театра;

-развиваются психические процессы: внимание, память, восприятие, воображение;

-происходит развитие различных анализаторов: зрительного, слухового, речевого (речедвигательного);

-активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, интонационная сторона речи, темп выразительность;

-совершенствуется моторика, координация, целенаправленность движений;

-развивается эмоционально-волевая сфера;

-происходит коррекция поведения;

-формируется опыт поведения;

-стимулируется развитие творческой, поисковой, активности, самостоятельности;

-способствует развитию игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, умение общаться со сверстниками и взрослыми;

- развиваются сценические, творческие, музыкальные и артистические способности детей;

-развиваются навыки публичного выступления и творческого содружества.

1.5. Цель и задачи программы.

Создание условий для приобщения детей к духовно-нравственным ценностям через театрализованную деятельность.

Обучающие:

-учить детей импровизировать на тему знакомых сказок, драматизаций, игр;

-учить детей владеть интонациями отображающими важнейшие чувства;

-учить детей координировать свои поступки с действиями других детей;

-способствовать проявлению самостоятельности, активности в игровой деятельности;

-привлекать детей к импровизации с использованием доступных каждому ребенку средств выразительности.

Развивающие:

-развивать у детей зрительное и слуховое внимание, наблюдательность, память, находчивость, воображение, фантазию, образное мышление, движение и чувство ритма;

-развивать умение равномерно двигаться по сцене, совершенствуя координацию;

-развивать музыкальность и пластику у детей;

-развивать дикцию на материале сказок, рассказов, скороговорок и пословиц;

-развивать речевое дыхание и верную артикуляцию;

-развивать у детей интерес к различным видам театра;

-развивать устойчивый интерес к театральной деятельности;

-обогащать словарь детей и активизировать его;

-приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;

-развивать творческий потенциал детей.

Воспитывающие:

-воспитывать у детей контактность и дружелюбие в отношении с детьми в театрализованной деятельности;

-воспитывать у детей культуру поведения в театре;

-воспитывать коммуникативные навыки, желание объединяться для совместной игры, соблюдая в игре определенные правила;

-воспитывать артистические качества.

1.6.Принципы построения программы

Принцип адаптивности, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребёнка. Принцип развития, предполагающий целостное развитие личности ребёнка и обеспечение готовности личности к дальнейшему развитию.

Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищённость ребёнка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.

Принцип смыслового отношения к миру. Ребёнок осознаёт, что окружающий его мир - это мир, частью которого он является и который так или иначе переживает и осмысляет для себя.

Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.

Принцип ориентировочной функции знаний. Форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.

Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребёнка ориентироваться в мире и действовать в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами и ожиданиями других людей.

Принцип обучения деятельности. Главное - не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают что-то новое путём решения доступных проблемных задач

Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Предполагает опору на предшествующее спонтанное, самостоятельное, «житейское» развитие ребёнка.

Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности.

Принцип доступности - театрализованная деятельность детей составлена с учетом возрастных особенностей, построена по принципу дидактики (от простого к сложному);

Принцип проблемности - направлена на поиск разрешения проблемных ситуаций;

Принцип развивающий и воспитательный характер обучения - направлен на расширение кругозора, на развитие патриотических чувств и познавательных процессов.

Принцип свободы выбора – каждая сказка проигрывается неоднократно, она повторяется ( но это будет каждый раз другая сказка) до тех пор,пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

Принцип наглядность в обучении-- осуществляется на восприятии наглядного материала (иллюстрации, видеоматериалы, экскурсии в театр, музыкальные фрагменты, театрализованные спектакли педагогов детского учреждения).

1.7. Планируемые результаты освоения программы.

дети называют основные средства коррекции речи (гимнастика для язычка и пальчиков);

хорошо выполняют комплексы артикуляционной гимнастики;

владеют тремя-четырьмя умениями пальчиковой гимнастики;

владеют мимическими и пантомимическими средствами;

выполняют этюды по заданной теме индивидуально и коллективно;

выразительно читают наизусть стихотворный текст, расставляя логические ударения;

умеют четко произносить пять-шесть скороговорок в разных темпах;

умеют произносить одну и ту же фразу разной силой голоса с разными интонациями;

умеют показывать шесть-восемь эмоциональных выражений;

умеют двигаться в заданном ритме;

создают пластические импровизации под музыку различного характера;

умеют свободно выполнять простейшие действия;

действуют согласованно, включаясь в действие одновременно или последовательно.

1.8.Особенности проведения мониторинга

Эффективность проводимой работы с детьми определяется с помощью диагностической таблицы, которая предусматривает педагогическую оценку развития навыков театрализованной деятельности. Основа педагогической - диагностической таблицы, помогает определить уровень усвоения ребенком знаний и оценить их по трехбалльной шкале.

Итоговая диагностика развития детей в процессе театрализованной деятельности основана на методике Т.С. Комаровой. Ключевой метод отслеживания - наблюдение - позволяет выявить как положительные результаты, так и нерешенные проблемы, скорректировать дальнейший план, наметить перспективу работы всей группы и проведения индивидуальных занятий.

Оценка эффективности работы (диагностика)

Мониторинг детского развития проводится в 2 раза в год (в сентябре, мае). Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком программы и влияние на развитие ребенка.

В процессе обследования используются методы:

-наблюдение (в процессе индивидуальной работы, игры, занимательной деятельности);

-беседа (в процессе знакомства с новыми художественными произведениями, занятий по театрализованной деятельности, в процессе индивидуальной работы);

-изучение результатов деятельности (изучение рисунков, конструкций, практических действий по театрализации), обсуждение нравственно- этических ситуаций из художественных произведений или из личного опыта.

-проблемная ситуация.

Основным видом контроля на всех этапах обучения является показ спектакля.

Мониторингспособствует раскрытию творческих способностей детей. Помогает воспитателю учитывать:

-индивидуальные социально - психологические особенности ребенка;

- особенности его эмоционально - личностного развития;

-интересы, склонности, предпочтения и потребности наличие любознательности и исследовательского интереса;

-возрастные и полоролевые особенности;

- речевые навыки.

Механизм оценки получаемых результатов.

Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе создания спектакля.

Основы театральной культуры:

Высокий уровень - 3 балла: проявляет устойчивый интерес к театральной деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.

Средний уровень - 2 балла: интересуется театральной деятельностью; использует свои знания в театрализованной деятельности.

Низкий уровень - 1 балл: не проявляет интереса к театральной

деятельности; затрудняется назвать различные виды театра.

Речевая культура:

Высокий уровень — 3 балла: понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения.

Средний уровень - 2 балла: понимает главную идею литературного произведения, дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может охарактеризовать единицы литературного изведения.

Низкий уровень - 1 балл: понимает произведение, различает главных и второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета; пересказывает с помощью педагога.

Эмоционально-образное развитие:

Высокий уровень - 3балла: творчески применяет в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует различные средства выразительности.

Средний уровень - 2 балла: владеет знания о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.

Низкий уровень — 1 балл: различает эмоциональные состояния, но использует различные средства выразительности с помощью воспитателя.

Основы коллективной творческой деятельности:

Высокий уровень - 3 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.

Средний уровень - 2 балла: проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами в коллективной деятельности.

Низкий уровень - 1 балл: не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы над спектаклем.

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.

2.1. Интеграция образовательных областей:

Дополнительная программа образовательной деятельности художественно-эстетической направленности «Театралочка» направлена на развитие личности ребенка.

Социально – коммуникативное развитие.

Социально коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру, как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом театральной деятельности. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающим.

Взаимоотношение детей во время проведения дидактических сюжетно - ролевых игр.

Познавательное развитие.

Ознакомление детей с предметами ближайшего окружения, культурой, бытом и традициями народа, что послужит материалом, входящим в театрализованные игры и спектакли.

Художественно-эстетическое развитие.

Развитие и ознакомление детей с иллюстративным материалом по содержанию, сюжету спектакля. Рисование разными материалами по сюжету спектакля, используя различные технологии или рисование его персонажей. Продвижение под музыку.

Речевое развитие.

Дети используют скороговорки, чистоговорки, потешки. Развивается четкая дикция. Знакомятся с литературными произведениями, которые будут использовать в постановках спектаклей, игре, занятиях, праздниках, и самостоятельной театрализованной деятельности.

Физическое развитие.

Формирование у детей желание подражать игровому образу, двигаясь под музыку. Выполнение дыхательной гимнастики, физкультминуток, динамических пауз, пальчиковых игр со словами, артикуляционной гимнастики.

2.2. Методы, формы и структура реализации программы

Работа по программе «Театралочка» осуществляется с помощью различных методов.

Методы работы с детьми:

-наглядный:

наблюдения, рассматривание иллюстраций к сказкам, спектаклям, изучение театральных профессий, просмотр видеофильмов, презентаций, посещение спектаклей и постановок;

-словестный:

объяснения, рассказ детей, чтение воспитателя сказок, пословиц, рассказов, скороговорок, обсуждение, разучивание произведений устного народного творчества.

-практический:

импровизация, пантомимические этюды и упражнения, инсценировка и драматизация, работа над спектаклем, ролями, образами.

-игровой:

игра, настольные, подвижные и пальчиковые игры.

В основе методов лежит форма организации деятельности дошкольников на занятиях:

-фронтальная – одновременная работа со всеми детьми;

-индивидуальная – (индивидуальное выполнение заданий;

-групповая – организация работы с группой детей;

Структура занятия:

-введение в тему;

-создание эмоционального настроения;

-эмоциональное заключение, обеспечивающее успешность театрализованной деятельности.

Формы проведения занятий:

Беседы

Упражнения на развитие воображения, выразительности жеста, речи, внимания, мышления, памяти

Дикционные упражнения

Этюды с куклами

Репетиции спектакля

Изготовление декораций масок

Чтение сказок по ролям

Чтение произведений, обсуждение характеров героев, определение темы, идеи распределения ролей

Работа над внешним оформлением спектакля

Встреча со зрителями и родителями.

Формы работы с детьми:

игра;

импровизация;

инсценировки и драматизация;

объяснение;

рассказ детей;

чтение воспитателя;

беседы;

просмотр видеофильмов;

разучивание произведений устного народного творчества;

обсуждение;

наблюдения;

словесные, настольные и подвижные игры;

пантомимические этюды и упражнения.

Формы подведения итогов:

-Рефлексия по окончанию каждого занятия

-Премьера спектакля

Формы представления результатов программы:

-мастер-класс для родителей;

-мастер-класс для педагогов;

-консультации;

-презентация;

-премьера спектакля.

2.3. Правила драматизации:

Методы работы по организации игр - драматизаций:

метод моделирования ситуаций - предполагает создание вместе с детьми сюжетов-моделей, ситуаций-моделей, этюдов;

Метод творческой беседы - предполагает введение детей в художественный образ путем специальной постановки вопроса, тактики ведения диалога;

Метод ассоциаций - дает возможность будить воображение и мышление ребенка путем ассоциативных сравнений и затем на основе возникающих ассоциаций создавать в сознании новые образы.

Общими методами руководства игрой — драматизацией являются прямые (воспитатель показывает способы действия) и косвенные (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию) приемы.

Правило индивидуальности. Драматизация - это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.

Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.

Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Правило свободы выбора. Каждая сказка проигрывается неоднократно. Она повторяется (но это будет каждый раз другая сказка - см. правило индивидуальности) до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.

/)'Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных

Виды драматизации:

\игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

ролевые диалоги на основе текста;

инсценировки произведений;

постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

2.4. Работа над спектаклем.

Базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом, поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев, создание эскизов и декораций, репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком, премьера спектакля, обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь и разучивание текста, подготовка декораций, костюмов).

Рекомендации по работе с ролью:

составление словесного портрета героя;

фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;

подготовка театрального костюма;

постепенный переход ребенка от наблюдения театральной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности;

постепенный переход ребенка от индивидуальной игры к игре в группе сверстников, исполняющих роли.

2.5. Учебно-тематический план

Тема

Количество занятий

1

Мониторинг

1

2

Знакомство с театром

1

3

Кто работает в театре. «Закулисье»

1

4

Как вести себя в театре. Играем в театр (Сюжетно- ролевая игра)

1

5

Знакомство с варежковым театром

1

6

Мимика

1

7

Сила голоса

1

8

Знакомство с пальчиковым театром

1

9

Знакомство с плоскостным шагающим театром

1

10

Пантомима. Показ имитаций действий животных

1

11

Сила голоса и речевое дыхание

1

12

Знакомство с конусным театром

1

13

Мимика и жесты

1

14

Знакомство с теневым театром

1

15

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

1

16

Знакомство с куклами би- ба- бо

1

17

Слух и чувство ритма

1

18

Театральные игры

1

19

Знакомство с куклами – говорунчиками

1

20

Знакомство со штоковым театром

1

21

Сценическая пластика. Мальчики- поклоны, девочки – «реверанс»)

1

22

Расслабление мышц

1

23

Знакомство с театром из дерева, магнитным театром.

1

24

Театр кукол оригами. Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками»

1

25

Чувства, эмоции

1

26

Знакомство с масочным театром

1

27

Театр на фланели

1

28

Инсценировка шуток- малюток

1

29

Культура и техника речи

1

30

Подготовка к инсценировке русской народной сказки

4

31

Показ театрализованного представления

1

32

Просмотр спектакля «Царевна- лягушка»

1

33

Мониторинг

1

Итого:

33

2.6. Тематическое планирование

СЕНТЯБРЬ

Дата

Тема

Содержание

Цель

06.09

Мониторинг

13.09

Знакомство с театром

Презентация разных видов театров

Работа с зеркалами.

-Что такое театр?

-Виды театров.

-С чего начинается театр.

Беседа, просмотр картинок и видео –роликов.

Знакомство с понятием театр, видами театров, воспитание эмоционально – положительного отношения к театру.

Пополнение словарного запаса.

20.09

Кто работает в театре.

«Закулисье».

Знакомство с театральными профессиями и их важность.

Знакомство с устройством театра изнутри.

Беседа, просмотр видео – ролика.

Воспитание эмоционально – положительного отношения к театру и артистам, которые там работают. Пополнение словарного запаса.

27.09

Как вести себя в театре.

Сюжетно – ролевая игра «Театр»

Чтение стихов, беседа, просмотр видео – ролика.

Знакомство с правилами поведениями в театре. Развитие интереса детей к активному участию в театральных играх.

ОКТЯБРЬ

04.10

Знакомство с варежковым театром

Самостоятельная игровая деятельность

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности

11.10

Мимика

Артикуляционная гимнастика; упражнение угадай интонации; скороговорки; игра «Успокой куклу»; игра «Теремок»; отгадываем загадки.

Развитие мимики;

Раскрепощение через игровую деятельность;

18.10

Сила голоса

Артикуляционная гимнастика; игра «Перебежки»; скороговорки; пальчиковые игры; игра «Веселый бубен»; игра «Эхо»

Развитие силы голоса; обучение детей активизации мышц губ.

25.10

Знакомство с пальчиковым театром

Просмотр спектакля в детском саду «Доктор Айболит» в исполнении творческого объединения «Артист»

«Праздник со Смешариками» (игра «Караван», викторина, загадки, игра «Энциклопедия», игра «Найди и исправь ошибку»).

Развлекательное занятие для детей.

Освоение навыков владения этим видом театральной деятельности.

НОЯБРЬ

01.11

Знакомство с плоскостным шагающим театром

Инсценировка сказок «Рукавичка», «Заюшкина избушка»

Освоение навыков владения настольным видом театральной деятельности

08.11

Пантомима. Показ образа животных.

Артикуляционная гимнастика; игра «Вьюга»; упражнение на развитие сенсоматорики; этюд « Старый гриб»; пальчиковые игры; этюд «Цветочек»

Развитие умения концентрироваться на предмете и копировать его через движения; развитие сценической раскрепощенности.

15.11

Сила голоса и речевое дыхание

Артикуляционная гимнастика; игра «Гудок»; этюд «Удивительно»; пальчиковые игры.

Развиваем силу голоса и речевого дыхания; активизация мышц губ.

22.11

Знакомство с конусным настольным театром

Инсценировка сказок «Три поросенка» и «Кот в сапогах»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

29.11

Мимика и жесты. Работа с зеркалами.

Артикуляционная гимнастика; игра «Прекрасный цветок»; игра «Дует ветер»; пальчиковые игры; игра «Медведь и елка»; игра «Солнечный зайчик»; этюд «Это я! Это мое!»; игра «Волк и семеро козлят»; игра «Одуванчик»; этюд «Великаны и гномы»; упражнения на тренировку памяти; игра «Радуга»; этюд «Медведь в лесу»

Развитие воображения; умения с помощью мимики передавать настроение, эмоциональное состояние

ДЕКАБРЬ

06.12

Знакомство с теневым театром

Инсценировка сказок «Заюшкина избушка», «Гуси - Лебеди».

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Развитие мелкой моторики рук в сочетание с речью.

13.12

Рисуем театр (конкурс рисунков «В театре»)

Совместная деятельность детей и родителей.

Организация выставки(и награждение грамотами и призами победителей конкурса).

Принятие участия детей и родителей в творческой выставке «В театре».

20.12

Знакомство с куклами Би- ба- бо.

Развиваем мелкую моторику рук в сочетание с речью.

Инсценировка сказки «Волк и лиса»

Освоение навыков владения кукольным видом театральной деятельности.

27.12

Слух и чувство ритма.

Артикуляционная гимнастика; игра «Лиса и волк»; игра «Ловим комариков»; игра «Волшебный стул»; пальчиковые игры; отгадываем загадки; этюд «Колокола»; игры – диалоги; игра «Чудесные превращения».

Развитие слуха и чувство ритма у детей.

ЯНВАРЬ

10.01

Театральные игры.

Игра-ситуация «У меня зазвонил телефон»

Артикуляционная гимнастика; «Что изменилось»; «Поймай хлопок»; «Я положил в мешок…»; «Тень»; «Внимательные звери »; «Веселые обезьянки»; «Угадай что я делаю»

Развитие игрового поведения. Готовность к творчеству; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, уверенности в себе.

17.01

Знакомство с куклами – говорунчиками.

Игра викторина с куклами «Знаете ли вы ПДД?»

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Повторить с детьми основные ПДД.

24.01

Знакомство со штоковым театром.

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побуждение детей к импровизированию самим придумывать сюжет для спектакля.

31.01

Сценическая пластика.

Игра «Что мы делаем не скажем»

Артикуляционная гимнастика; Игра «Не ошибись»; игра «Если гости постучали»; пальчиковые игры «Бельчата»; этюд «Гадкий утенок».

Развитие умений передавать через движения тела характер животных.

ФЕВРАЛЬ

07.02

Расслабление мышц.

Артикуляционная гимнастика; этюд на расслабление мышц «Штанга»; игра «Волк и овцы»; скороговорки; пальчиковые игры.

Развитие умения владеть собственным телом; управлять собственными мышцами.

14.02

Знакомство с театром из деревянных фигурок, резиновых игрушек (персонажей из мультфильмов). Магнитный театр.

Инсценировка сказки «Репка», «Три поросенка», самостоятельная деятельность.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

21.02

Театр кукол- оригами.

Конкурс «Игрушка для театрального уголка своими руками» (семейное фото или видео как это делалось.)

Изготовление кукол- оригами для театра. Инсценировка сказки «Кот и пес». Совместная деятельность детей и родителей.

Организация выставки и награждение грамотами и призами победителями конкурса.

Ощутить себя «Творцами» кукол.

Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми.

28.02

Чувства, эмоции

Артикуляционная гимнастика; упражнение на тренировку памяти; игра «Заря»; этюд «Отряхнём руки»; пальчиковые игры; этюд «Любимая игрушка»; игра «Старый сон»; упражнения на развитие сенсорной моторики; игра «Кошка и скворушки»; игра «Почта»; этюд «Кривое зеркало».

Знакомство с миром чувств и эмоций; Развитие умения передавать чувства и эмоции, умения овладевать ими.

МАРТ

07.03

Знакомство с театром масок

Инсценировки сказок «Мужик и медведь», «Волк и семеро козлят», «Курочка Ряба».

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности.

14.03

Демонстрация театра на фланели

Сочиняем сказку сами.

Освоение навыков владения данным видом театральной деятельности. Побудить детей импровизировать и самих придумывать сюжет для театра.

21.03

Инсценировка шуток - малюток

Артикуляционная гимнастика; игра «Птицелов»; пальчиковые игры.

Обучение работе над развитием речи, интонации, логическим ударением.

28.03

Культура и техника речи.

Игра «Давай поговорим», «Фраза по кругу»

Артикуляционная гимнастика; «Считай до пяти»; «Бальной зуб»; «Укачиваем куклу»; «Игра со свечей»; «Самолет»; «Мяч эмоций»

Формирование правильного, четкого произношения (дыхание, артикуляцию, дикцию); развитие воображения; расширение словарного запаса.

АПЕРЛЬ

04.04

11.04

18.04

25.04

Подготовка к инсценировки сказки «Красная шапочка на новый лад»

Артикуляционная гимнастика; разучивание ролей с детьми; изготовление костюмов и декораций.

Развитие эмоциональной, связно- речевой сферы у детей.

МАЙ

16.05

Театрализованное представление

Показ спектакля родителям

Итоговое занятие. Показать чему дети научились за год.

23.05

Экскурсия в ДК «Гармония»

Просмотр спектакля в исполнении артистов. Беседа после представления с детьми об увиденном, что больше всего понравилось.

Увидеть своими глазами, что такое театр, как он устроен и как работают артисты. По возможности заглянуть за кулисы.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

Реализация дополнительной программу соответствует рекомендациям СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» и Приложение №3 СанПиН 2.4.4.3172-14 и составляет 25 минут раз в неделю во второй половине дня.

РЕЖИМ РАБОТЫ КРУЖКА

День недели

Время в режиме дня

Среда-четверг

15:30-15:55

3.1. Методический материал и средства обучения

Средства обучения

Ноутбук, колонки

Музыкальный центр

Аудио и видео кассеты, СД

Компьютер, телевизор

Обеспечение методическим материалом

1. Театральная ширма

2. Разные виды кукольных театров:

пальчиковый

плоскостной шагающий театр

конусный

теневой-би- ба- бо (перчаточный)

фланелёграф

магнитный

штоковый

масочный

варежковый

игрушечный (резиновые, деревянные, мягкие куклы)

Этюды, мимика , пластика движений, зеркала.

потешки, скороговорки, чтение художественной литературы.

подборка и пошив костюмов, изготовление декораций к спектаклю

Демонстрационный материал

Подборка иллюстраций.

Подборка скороговорок, потешек, пословиц

Фотоальбом о разных видах театра

Конспекты сценариев (спектаклей)

Презентации «Правила поведения в театре», «Виды театрального искусства»

Папка-передвижка «Кто работает в театре»

Список литературы

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Волшебный праздник/ Сост. М. Дергачева/. - М.: РОСМЭН, 2000 г.

3. Гончарова О.В. и др. Театральная палитра: Программа художественно-эстетического

воспитания. - М.: ТЦ Сфера,2010 г.

4. Гуськова А.А. Развитие речевого дыхания детей 3-7 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2011 г..

5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Тренинг по сказкотерапии. СПб.: Речь, 2005 г..

6. Иванова Г.П. Театр настроений. Коррекция и развитие эмоционально-нравственной сферы у доикольников. - М.: “Скрипторий 2003”, 2006 г.

7. Калинина Г. Давайте устроим театр! Домашний театр как средство воспитания. - М.: Лепта- Книга, 2007 г.

8. Караманенко Т.Н. Кукольный театр-дошкольникам - М.: Просвещение, 1969 г.

9. Карпов А.В. Мудрые зайцы, или Как разговаривать с детьми и сочинять для них сказки. - СПб.: Речь, 2008 г.

10. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. - Ярославль: Академия развития, 2001 г.

11. Лаптева Е.В. 1000 русских скороговорок для развития речи. - М.: Астрель, 2013 г.

12. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: В'ЛАДОС, 2001 г.

13. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001 г.

14. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия, игры. - М.: АРКТИ, 2001 г.

15. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000 г.

16. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008 г.

17. Рымалов Э. Бумажный кукольный театр. - М.: Мнемозина, 1995 г.

18. Скурат Г.Г. Детский психологический театр: развивающая работа с детьми и подростками. -СПб.: Речь, 2007 г.

19. Татаринцева А.Ю. Куклотерапия в работе психолога, педагога и логопеда. - СПб.: Речь, 2007 г.

20. Ткач P.M. Сказкотерапия детских проблем. - СПб.: Речь; М.: ТЦ Сфера, 2008.

21. Толченов О.А. Сценарии игровых и театрализованных представлений для детей разного возраста: Нескучалия. - М.:ВЛАДОС, 2001 г.

22. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей доикольного возраста. - СПб.: “ДЕТСТВО - ПРЕСС”, 2006 г.

23. Чистякова М.И. Психогимнастика. - М.: Просвещение, 1990 г.

24. Шорыгина Т.А. Беседы о характере и чувствах. Методические рекомендации. - М.: ТЦ Сфера 2013 г.

25. Шорыгина Т.А. Праздники в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2010 г.

26. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду. Для занятий с детьми 4-5 лет. - М.: Мозаика-Синтез. 2008 г.

Приложение 1

Педагогическая оценка развития навыков театрализованной деятельности

Навык театрализованной деятельности

Высокий уровень

(3 балла)

Средний уровень

(2 балла)

Низкий уровень

(1 балл)

Итого баллов

Основы театральной культуры

Проявляет устойчивый интерес к театральному искусству и деятельности. Знает правила поведения в театре.

Интересуется театрализованной деятельностью. Знает правила поведения в театре.

Не проявляет интереса к театрализованной деятельностью. Знает правила поведения в театре.

Называет различные виды театра, знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии

Использует свои знания в театрализованной деятельности.

Затрудняется называть виды театра.

Речевая культура

Понимает главную идею литературного произведения, поясняет свое высказывание

Понимает главную идею литературного произведения

Понимает содержание произведения

Дает подробные словесные характеристики главных и второстепенных героев

Дает словесные характеристики главных и второстепенных героев

Различает главных и второстепенных героев

Творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного произведения

Выделяет и может охарактеризовать единицы сюжета

Затрудняется выделить единицы сюжета

Умеет пересказать произведение от разных лиц, используя языковые и интонационные- образные средства выразительности речи

В пересказе использует средства языковой выразительности (эпитеты, сравнения, образные выражения)

Пересказывает произведение с помощью педагога

Эмоционально образное развитие

Творчески принимает в спектаклях и инсценировках знания о различных эмоциональных состояниях и характере героев. Использует различные средства выразительности

Владеет знаниями о различных эмоциональных состояниях и может их продемонстрировать, используя мимику, жест, позу, движение. Требуется помощь в выразительности.

Различает эмоциональные состояния и их характеристики, но затрудняется их продемонстрировать средствами мимики, жеста, движения

Навыки кукловождения

Импровизирует куклами различных систем в работе над спектаклем

Использует навыки кукловождения в работе над спектаклем

Владеет элементарными навыками кукловождения

Основы коллективной творческой деятельности

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем

Проявляет инициативу, согласованность действий с партнерами, в планировании коллективной деятельности

Не проявляет инициативу, пассивен на всех этапах работы над спектаклем

Приложение2

<Object: word/embeddings/_____Microsoft_Excel_97-20031.xls><Object: word/embeddings/_____Microsoft_Excel_97-20032.xls>

Приложение 3

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:

Сентябрь:

Консультация для родителей «Театр- наш друг и помощник».

Советы родителям по организации театрализованной деятельности детей дома.

Анкетирование, памятки, папка- передвижка.

Октябрь:

Консультации: «Поиграйте с детьми в сказку»

Влияние пальчикового театра на развитие мелкой моторики ребенка.

Ноябрь:

Изготовление атрибутов, декораций , масок различных видов театра совместно с родителями.

Декабрь-Февраль:

1.Разучивание ролей к театральным постановкам.(«Тараканище». «Мойдодыр», «Муха-Цокотуха»)

Март:

Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка».

Анкетирование, памятки.

Апрель-Май:

Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

Участие родителей в постановке спектаклей и театрализованных представления, викторинах по сказкам К.И. Чуковского.

3. Помощь в организации похода в кукольный театр.

Приложение 4

Анкета №1 для родителей.

1. Любит ли Ваш ребенок сказки? (Любит, особенно сказки К.И. Чуковского.)

2.Как часто Вы читаете сказки своему ребенку? ( Каждый день перед сном.)

3.Есть ли у Вашего ребенка творческие способности? (Да, любит изображать героев сказок.)

4.Делится ли Ваш ребенок своими впечатлениями от театрализованной деятельности? (С восторгом, эмоционально рассказывает.)

5.Играете ли Вы с ребенком дома? (Да, разыгрывает эпизоды сказок.)

6. Были ли Вы с ребенком в театре? (Были, в театре «Театр Бабаю» Натальи Дуровой.)

Приложение 5

Анкета №2 для родителей.

1. Любит ли Ваш ребенок сказки?

2.Как часто Вы читаете сказки своему ребенку?

3.Есть ли у Вашего ребенка творческие способности?

4.Делится ли Ваш ребенок своими впечатлениями от театрализованной деятельности?

5.Играете ли Вы с ребенком дома?

6. Были ли Вы с ребенком в театре?

Приложение 6

Эстафета.

Цель. Развивать внимание, выдержку, согласованность действий.

Ход игры. Дети сидят на стульях в полукруге. Начиная игру, встают и садятся по очереди, сохраняя темпоритм и не вмешиваясь в действия друг друга. Это упражнение можно выполнять в разных вариантах, придумывая с детьми интересные игровые ситуации.

а) ЗНАКОМСТВО. Из-за ширмы появляется какой-либо любимый герой детских сказок (Карлсон, Красная шапочка, Буратино и т.п.). Он хочет познакомиться с детьми и предлагает встать и назвать свое имя четко вслед за предыдущим.

б) РАДИОГРАММА. Игровая ситуация: в море тонет корабль, радист передает радиограмму с просьбой о помощи. Ребенок, сидящий на первом стуле, — «радист», он передает по цепочке хлопками или похлопыванием по плечу определенный ритмический рисунок. Все дети по очереди повторяют его. передавая дальше. Если задание выполнено правильно и последний ребенок — «капитан» спасательного судна точно повторяет ритм, тогда корабль спасен.

Что ты слышишь?

Цель. Тренировать слуховое внимание.

Ход игры. Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате для занятий в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре или за окном.

Приложение 7

  Игра : ЧТО МЫ ДЕЛАЛИ, НЕ СКАЖЕМ, НО ЗАТО МЫ ВАМ ПОКАЖЕМ!

Цель. Развивать воображение, инициативу, внимание, умение действовать согласованно, обыгрывать воображаемые предметы.

Ход игры. Комната делится пополам шнуром или чертой. С одной стороны находятся выбранные с помощью считалки «Дедушка и трое—пятеро внучат», с другой стороны — остальные дети и педагог, которые будут загадывать загадки. Договорившись, о чем будет загадка, дети идут к «дедушке» и «внучатам».

Дети. Здравствуй, дедушка седой с длинной-длинной бородой!

Дедушка. Здравствуйте, внучата! Здравствуйте, ребята! Где вы побывали? Что вы повидали?

Дети. Побывали мы в лесу, там увидели лису. Что мы делали, не скажем, но зато мы вам покажем!

Дети показывают придуманную загадку. Если «дедушка» и «внучата» дают правильный ответ, дети возвращаются на свою половину и придумываю новую загадку. Если разгадка дана неправильно, дети говорят верный ответ и после слов «Раз, два, три – догони!» бегут за черту, в свой дом, а «дедушка» и «внуки» стараются догнать их, пока те не пересекли спасательные линии. После двух загадок выбираются новые «дедушки» и «внуки».

В загадках дети показывают, как они, например, моют руки, стирают платочки, грызут орехи, собирают цветы, грибы или ягоды, играют в мяч, подметают веником пол, и т. п.

Приложение 8

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ

Игра со свечой.

Цель. Развивать правильное речевое дыхание.

Ход игры. Детям предлагают сделать бесшумный вдох через нос, затем подуть на горящую свечу, стоящую на некотором расстоянии. Задача в том, чтобы не погасить свечу, а только за ставить плавно «танцевать» пламя. Выдох делается тонкой упругой и плавной струей воздуха через плотно сжатые губы. Первый раз упражнение делается с настоящей горящей свечой, а потом можно играть с воображаемым пламенем.

МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Цель. Та же.

Ход игры. Дети распределяются на две команды. Первая команда с помощью воображаемых соломинок на ровном выдохе выдувает «мыльные пузыри». Надо стараться, чтобы они лопались не сразу, а становились как можно больше и, отрываясь от соломинки, улетали. Дети второй группы следят за их действиями и одновременно хором или по ролям читают стихотворение Э. Фарджен «Мыльные пузыри»:

---Осторожно — пузыри!

Ой, какие!

Ой, смотри! Раздуваются!

Блестят!

Отрываются!

Летят!

Мой — со сливу!

Мой — с орех!

Мой — не лопнул дольше всех.

Приложение 9

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ЗАРЯДКА ДЛЯ ГУБ

1. Веселый пятачок:

а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;

б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;

в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.

Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.

ЗАРЯДКА ДЛЯ ШЕИ И ЧЕЛЮСТИ

Дети часто говорят сквозь зубы, челюсть зажата, рот едва приоткрыт. Чтобы избавиться от этих недостатков, необходимо освободить мышцы шеи и челюсти.

Наклонить голову то к правому, то к левому плечу. Затем катать ее по спине и груди;

Удивленный бегемот: отбросить резко вниз нижнюю челюсть, рот при этом открывается широко и свободы:.

Зевающая пантера: нажать двумя руками на обе щеки в средней части и произносить «вау, вау, вау...», подражая голосу пантеры, резко опуская нижнюю челюсть широк: открывая рот, затем зевнуть и потянуться.

4.Горячая картошка: положить в рот воображаемую горячую картофелину и сделать закрытый зевок (губы сомкнуты, мягкое небо поднято, гортань опущена).

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА СВОБОДУ ЗВУЧАНИЯ С МЯГКОЙ АТАКОЙ

БОЛЬНОЙ ЗУБ

Ход. Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб, и они начинают постанывать на звуке «м». Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.

КАПРИЗУЛЯ

Ход. Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.

КОЛОКОЛЬЧИКИ

Ход. Дети распределяются на две группы, и каждая по очереди изображает звон колоколов: удар — бом! И отзвук — ммм... БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! БУммм — БОммм! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн! ДИньнь — ДОннн!

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Ход. Дети воображают, что они укачивают игрушку, и напевают колыбельную, сначала с закрытым ртом на звук «м», а потом ту же музыкальную фразу колыбельной на гласные звуки «а», «о», «у».

Приложение 10

Игры со скороговорками могут быть предложены в разных вариантах.

«Испорченный телефон» — играют две команды. Капитан каждой получает свою скороговорку. Выигрывает та команда, которая по сигналу ведущего быстрее передаст скороговорку по цепи и последний представитель которой лучше и точнее произнесет ее вслух;

«Ручной мяч» — ведущий подбрасывает мяч и называет имя какого-либо ребенка. Тот должен быстро подбежать, поймать мяч и произнести скороговорку и т.д.;

Вариант «ручного мяча» — дети стоят в кругу, в центре —ведущий с мячом. Он бросает мяч любому ребенку, тот должен его поймать и быстро произнести скороговорку. Если ребенок не сумел поймать мяч или не смог четко произнести скороговорку, он получает штрафное очко или выбывает из игры;

«Змейка с воротцами» — дети двигаются цепочкой за ведущим и проходят через воротики, образованные двумя последними детьми. Тот ребенок, перед которым воротики захлопнулись, должен произнести любую скороговорку. Если он сделает это хорошо, воротики открываются, и игра продолжается, в противном случае ребенок повторяет скороговорку;

«Фраза по кругу» — дети, сидя по кругу, произносят одну и ту же фразу или скороговорку с различной интонацией; цель — отработка интонации;

«Главное слово» — дети произносят скороговорку по очереди, каждый раз выделяя новое слово, делая его главным по смыслу. Скороговорки можно разучивать в движении, в различных позах, с мячом или со скакалкой.

Приложение 11

СКОРОГОВОРКИ

Сшила Саша Сашке шапку.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках

Шесть мышат в камышах шуршат.

Сыворотка из-под простокваши.

Оса уселась на носу, осу на сук я отнесу.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Мышки сушки насушили, мышки мышек пригласили, мышки сушки кушать стали, мышки зубки поломали!

Щетинка — у чушки, чешуя — у щучки.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Слишком много ножек у сороконожек.

Испугались медвежонка еж с ежихой и ежонком.

Жук, над лужею жужжа, ждал до ужина ужа.

Жужжит над жимолостью жук, зеленый на жуке кожух.

Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.

Наш Полкан попал в капкан.

От топота копыт пыль по полю летит.

Ткет ткач ткани на платок Тане.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать; надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать.

Клала Клара лук на полку, кликнула к себе Николку.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.

На дворе — трава, на траве — дрова.

Три сороки-тараторки тараторили на горке.

Три сороки, три трещотки, потеряли по три щетки.

У калитки — маргаритки, подползли к ним три улитки.

По утрам мой брат Кирилл трех крольчат травой кормил.

Мокрая погода размокропогодилась.

Полпогреба репы, полколпака гороха.

Кот ловил мышей и крыс, кролик лист капустный грыз.

Улов у Поликарпа — три карася, три карпа.

У Кондрата куртка коротковата.

Съел Валерик вареник, а Валюшка — ватрушку.

Приложение 12

Словарь театральных терминов

Авансцена —пространство сцены между занавесом и оркестром или зрительным залом.

Актер — деятельный, действующий (акт — действие).

Амфитеатр — места, расположенные за партером.

Антракт — промежуток между действиями спектакля.

Аплодисменты — одобрительные хлопки.

Артист — художник (умение, мастерство).

Афиша — объявление о представлении.

Балет — вид театрального искусства, где содержание передается без слов: музыкой, танцем, пантомимой.

Бельэтаж — 1-й этаж над партером и амфитеатром.

Бенуар — ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены.

Бутафория — предметы, специально изготовляемые и употребляемые вместо настоящих вещей в театральных постановках (посуда, оружие, украшения).

Грим — подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.п.) внешности, необходимой актеру для данной роли.

Декорация (лат.) — украшение; худ. оформление действия на театральной сцене (лес, комната).

Диалог — разговор между двумя или несколькими лицами.

Драма — сочинение для сцены.

Жест — движения рук, головы, передающие чувства и мысли.

Задник — расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены.

Карман — боковая часть сцены, скрытая от зрителей.

Кулисы — вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам.

Мизансцена — сценическое размещение, положение актеров на сцене в определенный момент.

Мимика — мысли и чувства, передаваемые не словами, а лицом, телодвижением, выражение лица, отражающее эмоциональное состояние.

Монолог — речь одного лица, мысли вслух.

Опера — музыкально-драматический спектакль, в котором артисты не говорят, а поют.

Оперетта — веселый музыкальный спектакль, в котором пение чередуется с разговором.

Падуги — горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены.

Пантомима — выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом.

Парик — накладные волосы.

Партер —места для зрителей ниже уровня сцены.

Режиссер — управляющий актерами, раздающий роли; лицо, руководящее постановкой спектакля.

Реквизит — вещи подлинные или бутафорские, необходимые актерам по ходу действия спектакля.

Ремарка — пояснения драматурга на страницах пьесы, которые определяют место и обстановку действия, указывают, как должны вести себя действующие лица в тех или иных обстоятельствах.

Репертуар — пьесы, идущие в театре в определенный промежуток времени.

Репетиция — повторение, предварительное исполнение спектакля.

Реплика — фраза действующего лица, вслед за которым вступает другое действующее лицо или происходит какое-либо сценическое действие.

Театр — место для зрелищ.

Штанкет — металлическая труба на тросах, к которой крепятся кулисы, детали декораций.

Фойе — помещение в театре, которое служит местом отдыха для зрителей во время антрак

Приложение 13

I. Особенности театрального искусства

Все вопросы этого подраздела могут быть рассмотрены во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Необязательно пользоваться словом «синтез», достаточно выяснить с детьми, что театр использует и объединяет другие виды искусства — литературу, живопись, музыку, хореографию. Но главное в театре — это игра актеров. Можно использовать высказывание В.И. Немировича - Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелят коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки — и театр уже есть. Ибо актер — царь сцены».

На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т.к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. И, наконец, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей. Эта особенность театра может быть понята детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (дошкольники, школьники, родители).

II. Виды театрального искусства

Говорить о них можно лишь после того, как дети посмотрели спектакли кукольного и драматического театра, побывали в театре оперы и балета. Если нет такой возможности, то можно показать видеозаписи, особенно отрывки из балетных и оперных спектаклей. Затем можно предложить им поставить хорошо знакомую сказку, например, «Теремок», используя такие виды театра, как кукольный, драматический, музыкальный (опера, балет).

III. Рождение спектакля

Этот подраздел предполагает формирование представлений о театральных профессиях, а также о театральном спектакле глазами актеров и глазами зрителей.

Здесь встречается много понятий и слов, которые легче усваиваются в процессе игр и этюдов. Знакомство с такими понятиями можно начать, предложив игру «Идем в театр» или «О чем рассказала театральная программка».

Закрепить знание театральной терминологии по теме «Спектакль и актер» можно, используя игру «Волшебная корзинка» и другие игры. (Упражнения и игры к главе «Культура и техника речи», творческие игры со словом).

IV. Театр снаружи и изнутри

Театральное здание, как правило, отличается от жилых домов и учреждений своей архитектурой, красивым фасадом, часто с лестницами и колоннами, недаром театр называют «храмом искусства». Лучше всего организовать с детьми экскурсию по городу и показать театральные здания. Если такой возможности нет, то можно рассмотреть фотографии или иллюстрации с изображением известных театров (ТЮЗа, кукольного театра, Музыкального театра, Драматического театра).

Говоря об устройстве зрительного зала, можно предложить детям построить из стульчиков партер, амфитеатр, обозначить ярусы балконов. Можно показать на иллюстрациях, каким был театр в Древней Греции, и современное устройство театра.

Что такое мир кулис, дети должны почувствовать на тике, походить по сцене, постоять за кулисами.

V. Культура поведения в театре

Эту тему желательно рассматривать в практической деятельности детей, используя театральные игры и этюды: «Покупка театрального билета», «О чем рассказала театральная программка», «Сегодня мы идем в театр» и др. Можно познакомить детей с воспоминаниями известных деятелей культуры о первом посещении театра (К. Станиславский, Г. Уланова, Н. Сац и др.).

Приложение 14

ЛИТЕРАТУРА

Список литературы для детей:

1.И. Петров «Веселые превращения».

2.Чистоговорка «Ах, трава-мурава».

3.Э. Мошковская «Вежливые слова».

4.Сказка «Колосок».

5.Сказка «Теремок».

6.Сказка «Волк и семеро козлят».

7.С. Маршак «Маленькие феи».

8.Л. Олиферова «Снеговик».

9.О. Высотская «Мы слерили снежный ком».

10.Ходонович Л.С. «Кто приехал в зоопарк».

11.А. Барто «Медвежонок Невежа»

12.Г.Х. Андерсон «Дюймовочка».

13. Чуковский К.И. Сборник сказок.

14.Чистоговорки:

От топота копыт пыль по полю летит.

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Карл у Клары украл кораллы.

Ехал Грека через реку

Видит Грека в реке рак.

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Грека- цап!

Приложение 15

Список детей кружка «Театралочка»

2017-2018 учебный год

1

Баумгертнер Ева

2

Вертепов Максим

3

Дормидонова Люба

4

Казакова Лиза

5

Кофанов Кирилл

6

Каткова Сандра

7

Токарева Вика

8

Погосян Эмиль

9

Сысоев Сергей

10

Хамзатова Эсмира

11

Шевченко Вячеслав

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 20.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области