Игра и игрушка в жизни дошкольника

Акулова Светлана Владимировна, воспитатель
Ростовская область

Обмен педагогическим опытом


Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
Ваш диплом готов. Если у вас не получается скачать диплом, открыть его или он содержит ошибки, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru


Игра и игрушка в жизни дошкольника

Светлана Акулова Игра и игрушка в жизни дошкольника

Акулова Светлана Владимировна

воспитатель МБДОУ Детского сада № 11 «Светлячок»

«ИГРА И ИГРУШКА В ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКА»

Дошкольное детство, уникальный возрастной период, обладающий своеобразной логикой и спецификой развития; это особый культурный мир со своими границами, ценностями, языком, образом мышления, чувствами, действиями. Понять детство - значит найти важнейшие механизмы и факторы развития ребёнка.

Игра – это ведущий вид деятельности дошкольника. Игра связана со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы. В ней отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях, закрепляются правила поведения, к которым приучают детей в жизни.

Мир детства неразрывно связан с игрой и игрушкой. Игрушка - спутник жизни ребенка, источник его радости. Игрушка помогает ребенку знакомиться с окружающим миром, через нее он закрепляет и перерабатывает полученные впечатления, удовлетворяет свои потребности в активности и общении. Играя в песочнице, возводя замки из песка, укладывая кукол спать, «путешествуя» по разным странам, дети постигают азы жизнеустройства, моделируют пространство, познают время.

Игрушки имеют особое значение в жизни детей младшего дошкольного возраста, так как являются стимулом к игре, ее организующим началом: кукла побуждает играть в дочки-матери, машина — в шофера. От игрушек зависит содержание игры, они служат опорой для развития творческого воображения. Узнавая в игрушках знакомые предметы, ребенок получает возможность комбинировать свои представления, перерабатывать и активно усваивать новые впечатления.

Игрушка, по образному выражению А. С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

Наиболее сильное воспитательное воздействие на детей оказывают игрушки, изображающие людей и предметы реального мира во всем его многообразии: животных, птиц, рыб, растительность, средства передвижения, предметы техники, быта и т. д. С ними у дошкольников ассоциируются определенные представления, оживают в памяти яркие впечатления, появляется возможность творчески перерабатывать имеющийся жизненный опыт. Образные игрушки не только побуждают детей к играм разного содержания, они помогают ребенку войти в роль, создать любимый образ, осуществить задуманное. Чтобы почувствовать себя мамой, девочке нужна кукла, «шоферу» или «летчику» — машина или самолет. Игрушка помогает сделать действия детей реальными, что связано с интересной психологической особенностью игры. «. В ней много воображаемого, условного, «понарошку», как говорят дети, но переживания играющих всегда искренние, настоящие, и действия их реальны».

По мере развития ребенка меняется его отношение к игрушкам. Он начинает отбирать те, которые помогут ему реализовать свой замысел. Однако средством осуществления замысла игрушка может стать лишь в том случае, если ребенок правильно воспринимает ее образ, если у него имеются знания о предмете, изображаемом ею, если игрушка вызывает осознанный интерес и желание играть.

Правильно подобранные игрушки способствуют умственному развитию детей. Многие образные и дидактические игрушки побуждают детей к речевой активности, используются для обогащения словаря. Разборные игрушки, разнообразные конструкторы, упражняют детей в анализе, синтезе и обобщении. Различные мозаики способствуют развитию сосредоточенности и устойчивости внимания. Н. К. Крупская писала о важности игрушки для ознакомления детей с окружающей действительностью, для их сенсорного развития.

Менджерицкая Д. В., известный педагог в области изучения игрушки, считала, что игрушка помогает воспитанию у детей интереса к труду, способствует формированию пытливости, любознательности. Давая детям представления о людях разных профессий, разных национальностей, она в тоже время может помочь воспитанию чувства симпатии, уважения к ним.

Игрушка - неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.

Ребенок начинает осваивать и познавать реальный мир в семье. Любовь к родителям и близким людям оказывает на детей большое влияние и вызывает желание стать «такой, как мама», быть «похожим на папу». Это определяет и тематику игр. Поэтому так велик у малышей интерес к куклам и игрушкам, изображающим предметы домашнего обихода.

Игровые уголки очень помогают воспитанию организованности и дисциплинированности детей. А. С. Макаренко писал: «Если мишка просто перебрасывается с места на место, если его только тормошат и потрошат, это очень плохо. Но если мишка живет в определенном месте, специально для его жизни оборудованном, если он кого-то пугает или с кем-то дружит, это уже хорошо».

Отношение детей к игрушкам нельзя сравнивать с отношением к различным, даже очень нужным предметам и вещам. Ребенок не просто играет игрушкой. Он одухотворяет ее, воспринимает как друга, с которым можно поделиться своими радостями, маленькими тайнами, переживаниями. Игрушка полностью подвластна ребенку, его фантазии: он может превратить любимого мишку то в ребенка, то в моряка, то в сказочного Мишутку. Учитывая специфику детской игровой деятельности, наиболее целесообразно привлекать детей к созданию игровых уголков, вызывать у них желание самим организовывать «жизнь» своих игрушек в группе. Известно, что окружающая действительность становится эффективным фактором развития личности тогда, когда человек не пассивно усваивает ее влияние, а вступает в активное взаимодействие с ней, когда она выступает перед ним как объект его деятельности. Поэтому главная задача воспитания должна заключаться в руководстве интересами детей, в формировании у них желания и потребности самим творчески действовать с игрушками.

Только в игре возникает способность к активному воображению, формируется произвольность и многие другие психические качества. Именно в игре дошкольникусваивает общественные функции, нормы поведения людей, что и определяет в целом становление его личности. В игре значительно легче подчиниться правилу, связанному с выполнением взятой на себя роли. Так игра учит, изменяет, формирует, развивает, воспитывает.

Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский считал, что «духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он – засушенный цветок». И игра в этом детском мире стоит на первом месте.

Сущность игры как деятельности ребенка заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений людей, уточняют и получают знания об окружающей действительности. Игра есть средство познания действительности. Игра – это и прием организации образовательной деятельности, повышения мотивации, заинтересованности, активности детей.

В нашей группе созданы необходимые условия для организации разнообразной игровой деятельности детей (творческих игр и игр с правилами):

для сюжетно-ролевых игр организованы уголки «Дом», «Магазин», «Поликлиника», «Парикмахерская», «Мастерская», «Гараж» и др., имеются образные игрушки (куклы, машинки, животные, посуда, мебель, муляжи продуктов, овощей, фруктов и т. п., реальные предметы домашнего обихода, одежда, головные уборы, аксессуары, мебель, многофункциональное оборудование (мягкие модули, ширмы, конструкторы, элементы одежды, предметы-заместители и др.);

для режиссерских игр детей имеются разнообразные мелкие игрушки (куклы, машинки, животные, солдатики, домики, макеты леса, деревни, города, улицы, дома и т. п. ;

для театрализованных игр есть разные виды театров, атрибуты, элементы одежды, оборудование (ширмы, декорации, бутафория);

для строительных (конструктивных) игр имеются строительные материалы, различные конструкторы, схемы, природный и бросовый материал и т. п. ;

для дидактических игр подобраны игрушки, реальные предметы, объекты природы;

для подвижных игр имеются разнообразный спортивный инвентарь и атрибуты;

к речевым и словесным играм подобран необходимый наглядный материал;

для игр-экспериментов есть разнообразные природные объекты, специальные игрушки, оборудование;

для музыкальных игр имеются детские музыкальные инструменты, игрушечныеаналоги реальных инструментов, необходимый игровой и иллюстративный материал;

в игротеке содержатся разнообразные настольно-печатные и автодидактические игры (лото, домино, лабиринты, разрезные картинки, кубики, пазлы, рамки-вкладыши, парные картинки);

Мы, воспитатели, создаем условия для разнообразной игровой деятельности детей: организовываем игровые уголки, подбираем игры и игрушки, готовим вместе с детьми атрибуты, знакомим детей с основными правилами игр и игровыми действиями, способами общения с партнерами. Каждый день мы непосредственно играем вместе с детьми, занимая позицию играющего партнера, поясняем свои игровые действия. Педагог должен уметь вовремя включиться в игру и взять на себя инициативу, а также незаметно выйти из игры, предоставив инициативу детям.

В младших-средних группах мы являемся организаторами игр, играем вместе с детьми, на собственном примере показываем, как пользоваться ролевой речью, объясняем действия, помогаем детям в выборе ролей, корректируем игровые отношения. В старших же группах обеспечиваем развитие самостоятельности детей в игре, игрового творчества: совместного придумывания сюжетов, ролевых диалогов, элементов игровой обстановки, игровых правил.

Игровая деятельность способствует развитию и воспитанию детей, формированию таких интегративных качеств как любознательность, активность, инициативность, эмоциональная отзывчивость, самостоятельность, потребность в двигательной активности, общительность, способность взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, управлять своим поведением и планировать свои действия, решать интеллектуальные и личностные задачи и др.

Для участия в различных играх и самостоятельной организации игровой деятельности у наших воспитанников формируются необходимые умения и навыки:

дети раннего возраста эмоционально откликаются на игру, предложенную взрослым, подражают его действиям, принимают игровую задачу; самостоятельно выполняют игровые действия с предметами, осуществляют перенос действий; могут играть рядом, не мешая друг другу;

дети младшего возраста могут принимать на себя роль, умеют объединять несколько игровых действий в единую сюжетную линию, вести небольшие ролевые диалоги; придерживаются игровых правил в дидактических и подвижных играх; участвуют в театрализованных играх;

дети старшего возраста договариваются, во что играть, кто кем будет, подчиняются правилам, самостоятельно отбирают и придумывают разнообразные сюжеты игр, импровизируют; моделируют предметно-игровую среду; выполняют правила в дидактических и подвижных играх, могут объяснить правила другим; активно участвуют в театрализованных играх, играх с элементами спорта.

Таким образом, в играх проявляются те знания и представления, которые были даны детям, те чувства, которые у них воспитаны, а игрушка, в свою очередь, помогает закрепить эти знания, развить и углубить чувства.

Различные приемы внесения игрушек оказывают влияние на развитие игрового замысла, обогащают содержание игр. И если эти приемы сочетаются со всей воспитательно-образовательной работой, то игрушка приобретает важное значение в жизни ребенка, дает широкий простор его воображению, развивает организаторские способности, самостоятельность, возбуждает активность, способствует проявлению коллективистских отношений.

Игра имеет важное значение для ребенка. Бесспорно, игра обучает и воспитывает детей. Она является жизненной потребностью его и средством всестороннего развития.

Игрушка является не отменной частью игры. Игрушка является регулятором психического и физиологического развития ребенка. В своей работе я установила, что игрушка пережила много веков. Ведь еще в древности человек заметил, что игрушкаспособствует успешному развитию ребенка.

Список литературы

1. Васильева О. К. Образная игрушка в творческих играх дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 2003

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. - М.: Изд. центр «Академия», 2006

3. Менджерицкая Д. В. Воспитателю о детской игре. - М.: Просвещение, 1982

4. Ядешко В. И., Сохин Ф. А. Дошкольная педагогика. - М.: Просвещение, 1986

5. Коссаковская, Е. А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя

детского сада. [Текст] / Е. А. Коссаковская – М.: Просвещение, 1980.

6. Флерина Е. А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 2000.

7. Игра и дошкольник / под ред. Т. И. Бабаевой, З. А. Михайловой. – СПб., 2008.

8. Мир детства: дошкольник / под ред. А. Г. Хрипковой. – М., 2007.





Комментарии:

У вас есть что добавить к этому материалу? Хотите задать вопрос автору? Оставьте свой комментарий!

Время Знаний

Россия, 2015-2019 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 23.03.2019