Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Методическая разработка «Рабочая программа по социально-коммуникативному направлению «Светофорик»

Систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

«Рабочая программа

по социально-коммуникативному направлению

«Светофорик»

для детей 4-5 лет

Руководитель: Волкова Л.А.

Пояснительная записка

Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.

К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.

Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки и так далее), но и маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.

Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.

Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия в России попадают более 60 несовершеннолетних. Дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения, из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.

Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.

Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

За основу кружка взята программа обучения поведению на дорогах города «Азбука поведения на дороге» Е.А.Козырева, она предусматривает последовательное ознакомление детей с правилами дорожного движения.

Программа рассчитана на детей 5 летнего возраста. Срок реализации программы 1 год, 28 часов, с октября по май. Занятия кружка проходят во второй половине дня, один раз в неделю, длительность занятия не более 20 минут, в форме занятий, которые включают в себя игры, проекты, викторины.

Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме развлечения, ожидаемые результаты – знание правил дорожного движения, правил безопасного поведения в транспорте, на тротуаре около проезжей части; иметь представление о работе светофора, о различных видах транспорта.

Цель и задачи обучения.

Цель – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.

Основные задачи:

Обучение детей среднего возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;

Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;

Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;

Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.

При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

-Ребенок – пешеход;

- Ребенок – пассажир городского транспорта;

- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).

Тематический план.

Раздел

Тема

Количество

часов

Улица

1.Дорога в детский сад и домой

2. Улица

3. Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»

4.Безопасное поведение на

улице

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Транспорт

1. Что такое транспорт?

2.Какие бывают машины?

3.Мы путешествуем в метро

4. Катание на велосипеде, самокате ,роликах .

5.В городском транспорте

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

Светофор

1.Работа светофора

2.Виды светофоров

3.Знакомство с пешеходным

светофором

1ч.

1ч.

1ч.

Пешеход

1. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине.

Чтение стихотворения О.Бедарева

«Азбука безопасности»

2. Ограждение опасных участков на пешеходной части улиц»

3. Прогулка пешехода в

зимнее время года

1ч.

1ч.

1ч.

Дорога зимой

1.Особенности движения по скользкой дороге.

1ч.

Игра

1.Где можно и где нельзя играть 2.Игры во дворе дома

1ч.

1ч.

Регулирование дорожного движения

1.Перекресток

2.Что такое пешеходный переход

3. Как правильно переходить улицу

4.Дорожные знаки

5.Зачем нужны дорожные знаки

6.Влиятельная палочка

7.Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

1ч.

ОБЖ

1.К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?

2.Знаешь ли ты свой адрес, можешь ли объяснить, где живёшь?

1ч.

1ч.

Развлечение

1. Подведение итогов.

1ч.

План занятий кружка

«Светофорик»

Количество занятий

в неделю

Количество занятий

в месяц

Количество занятий

в год

1

4

28

Сентябрь – адаптационный период и занятия не проводятся.

Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.

Методы и приёмы обучения.

Методы

Приёмы

1. Наглядный метод.

1. Наглядно-зрительные приёмы.

2. Тактильно-мышечные приёмы.

3. Предметная наглядность.

4. Наглядно-слуховые приёмы.

2. Информационно-рецептивный метод.

Совместная деятельность педагога и ребёнка.

3. Репродуктивный метод.

Воспроизведение известных действий по образцу.

4. Практический метод.

1. Показ.

2. Контрастное сопоставление.

5. Словесный метод.

1. Краткое описание и объяснение.

2. Образный сюжетный рассказ.

3. Беседа.

4. Художественное слово.

6. Метод проблемного обучения.

1. Творческое использование готовых

знаний.

2. Самостоятельное добывание знаний.

7. Игровой метод.

1. Сюжетные игры.

2. Дидактические игры.

3. Развивающие игры.

8. Исследовательский метод.

1. Самостоятельное придумывание.

2. Сравнение.

3. Импровизация.

9. Соревновательный метод.

1. Решение задач в быстром темпе.

2. Нахождение неординарных решений

для достижения цели.

Материал.

Вид

Тематика

1

Дидактические игры

«Наша улица»

«Поставь дорожный знак»

«Теремок»

«Угадай, какой знак»

«Виды перекрёстков»

«Улица города»

«Запрещается - разрешается»

«Собери светофор»

«О чём говорят знаки?»

10.«Где спрятался знак?»

2

Художественное слово

1. Загадки.

2. Стихи.

3. Познавательные рассказы.

3

Технические средства

1. Слайды.

4

Дидактический материал

Карандаши, фломастеры, альбомные листы;

Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки;

Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.);

Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей);

Плакаты;

Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.);

Дорожные знаки.

5

Дидактический материал для проведения опыта.

1.Ластик

2.Дощечка

3.Кусочек льда

Формы контроля за усвоением учебного материала.

Формы проведения

Задачи

Развлечение в конце изучения курса

Уточнить знания теоретического материала:

-о правилах дорожного движения;

-о работе светофора;

-о правилах перехода проезжей части;

-о различных видах транспорта;

-о правилах поведения в общественном транспорте;

К концу года дети должны:

Знать:

- виды транспорта, их названия;

-назначение разных видов транспорта;

-правила поведения в общественном транспорте;

-назначение светофора;

-правила движения по улице и её перехода;

-названия профессий людей, которые работают на транспорте.

2. Уметь:

- Ориентироваться на проезжей части;

- Ориентироваться на перекрёстке;

Методическое обеспечение.

Формы проведения

Виды занятий

Контрольно-диагностическая

деятельность

1. Беседы.

2. Дискуссии.

Познавательно-досуговая

деятельность

1. Экскурсии.

2. Дидактические игры.

3. Развлечения.

Соревновательная

деятельность

1. Соревнования.

Нетрадиционные формы

1. КВН.

2. Викторина.

Субъективная и научно-исследовательская деятельность

1. Опыты.

Перспективный план кружка

«Светофорик»

Тема

Цель

Материал, литература

1«Дорога в детский сад и домой»

Познакомить с понятиями «улица», «дорога»; уточнить знания о местах, где едут машины, где ходят люди.

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в детский сад и домой

Иллюстрации по теме. Альбомный лист, цветные карандаши. Картина «Улица».

2. «Улица»

Познакомить детей с улицей, её особенностями, с правилами поведения на улице.

Иллюстрации по теме.

К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

С.66

3. Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица»

Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников.

Стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина «Улица города»

К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

С.70

4.«Безопасное

поведение на

улице »

Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах; закрепить правила поведения на улице.

Сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль».

Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.23

5. «Что такое транспорт?»

Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Уточнить знания о работе шофёра (управлять автомобилем, перевозить людей и грузы). Воспитывать уважение к профессии водителя.

Иллюстрации разных видов транспорта.

К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

С.73

6. «Какие бывают машины?»

Познакомить с различными видами транспорта (грузовой, легковой, пассажирский).Расширять знания о машинах специального назначения.

Иллюстрации по теме, игрушечные машинки.

Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» с.92

7. «Мы путешествуем в метро»

Познакомить детей с городским транспортом-метро, с правилами поведения и культурном общение в метро. Дать элементарные знания о безопасности при поездке в метро.

Иллюстрации или фотографии станций метро.

К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

С.76

8. Катание на велосипеде, самокате, роликах.

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях.

Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.17

9. «В городском транспорте»

Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте

Сюжетные картинки с правилами поведения в городском транспорте.

Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.5

10. «Работа светофора»

Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление

Набор плакатов «Дорога на зелёный свет»; вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета.

Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора» с.5

11.« Виды светофоров»

Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре.

Макет светофора, сюжетные картинки по теме.

Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» с.71

12. «Знакомство с пешеходным светофором»

Познакомить детей с пешеходным светофором. Закрепить последовательность сигналов светофора

Сюжетные картинки по теме. Макет светофоров.

Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.34

13. «Правила поведения

на тротуаре,

пешеходной

дорожке, обочине».

Чтение стихотворения

О.Бедарева

«Азбука безопасности»

Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; познакомить с правилами дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность.

Иллюстрации по теме, стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности».

Н.А.Извекова «ПДД для детей дошкольного возраста» с.23

14. «Ограждение

опасных участков на

пешеходной части

улицы»

Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара.

Набор плакатов «Азбука юного пешехода», картинки опасных зон на пешеходной части улицы.

Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.19

15. «Прогулка пешехода в

зимнее время года»

Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор.

Сюжетные картинки по теме.

Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» с.28

16. «Особенности движения по скользкой дороге».

Опыт «катание ластика

по сухой и мокрой

дощечке»

Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге.

Иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для опыта: ластик, дощечка, кусочек льда.

Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.56

17. «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд»

Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности.

Иллюстрации по теме.

Рассказ С.Михалкова «Гололёд»

Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.53

18. «Игры во дворе

дома»

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, познакомить с мерами предосторожностями; развивать внимание, осторожность.

Иллюстрации по теме.

Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.15

19. «Перекресток»

Познакомить детей с понятием «перекресток»

Картина «Перекрёсток».

К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

С.78

20.«Что такое пешеходный переход»

Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги.

Иллюстрации пешеходного перехода.

К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

С.77

21. «Как правильно

переходить улицу»

Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Набор плакатов «Азбука юного пешехода».

Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.47

22. «Дорожные знаки».

Чтение В.Кожевникова «Песенка

о правилах»

Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке.

Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками.

Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.9

23. «Зачем нужны

дорожные знаки»

Продолжать знакомство с дорожными знаками. Показать значение дорожных знаков.

Плакат с дорожными знаками,куклы.

К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

С.69

24. «Влиятельная

палочка» Чтение

С.Михалкова

«Дядя Стёпа - милиционер»

Дать начальное представление о ра-боте милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна

его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уваже-

ние к окружающим, умение быть вежливым, внимательным.

Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора.

Н.А.Извекова «ПДД для детей дошкольного возраста» с.26

25. «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром». Чтение Завойская К.

«Ехал странный пассажир»

Сформировать у детей некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя.

Сюжетные картинки по теме.

Рассказ К. Завойской «Ехал странный пассажир»

Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.59

26. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?»

Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность.

Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.25

27. «Знаешь ли ты свой адрес, можешь ли объяснить, где живёшь»

Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память.

Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций.

Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.27

28.Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков»

Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода.

Сюжетные картины, дорожные знаки, макет светофора, фишки.

Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора» с.25

Литература:

1. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах»

2.Н.А.Извякова «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»

3.Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет»

4.К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»

5.Г.Н.Шевченко «Основы безопасности жизнедеятельности»

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области