«Рабочая программа
по социально-коммуникативному направлению
«Светофорик»
для детей 4-5 лет
Руководитель: Волкова Л.А.
Пояснительная записка
Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.
К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Поэтому обеспечение безопасности движения становится всё более важной государственной задачей, и особое значение приобретает заблаговременная подготовка самых маленьких пешеходов и пассажиров – детей, которых уже за дверью собственной квартиры подстерегают серьёзные трудности и опасности.
Сегодня практически около каждого здания паркуется не только легковой, но и грузовой транспорт. Поэтому дети встречаются с машинами повсюду: во дворе дома, по дороге в детский сад, даже на его территории. Им приходится следить за движением автомобиля не только на большой дороге, где есть вся атрибутика дорожной азбуки (светофор, знаки и так далее), но и маленьких дорогах. Здания, деревья и кустарники могут помешать своевременно увидеть приближающийся транспорт.
Предоставленные около дома самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.
Ежедневно в дорожно-транспортные происшествия в России попадают более 60 несовершеннолетних. Дети погибают, получают травмы и увечья чаще всего в силу возрастных и психофизиологических особенностей поведения, из-за неподготовленности к самостоятельному участию в дорожном движении.
Основные причины несчастных случаев и аварий с детьми: переход улицы в неположенном месте; езда на велосипедах, роликовых коньках, самокатных средствах по проезжей части дороги; игра на улицах; несоблюдение сигналов светофоров и требований дорожных знаков; хождение по проезжей части дороги при наличии тротуара или обочины.
Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Поэтому их надо обучать безопасному поведению, прививать психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде. Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного и правопослушного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.
За основу кружка взята программа обучения поведению на дорогах города «Азбука поведения на дороге» Е.А.Козырева, она предусматривает последовательное ознакомление детей с правилами дорожного движения.
Программа рассчитана на детей 5 летнего возраста. Срок реализации программы 1 год, 28 часов, с октября по май. Занятия кружка проходят во второй половине дня, один раз в неделю, длительность занятия не более 20 минут, в форме занятий, которые включают в себя игры, проекты, викторины.
Подведение итогов реализации дополнительной образовательной программы проводится в форме развлечения, ожидаемые результаты – знание правил дорожного движения, правил безопасного поведения в транспорте, на тротуаре около проезжей части; иметь представление о работе светофора, о различных видах транспорта.
Цель и задачи обучения.
Цель – систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улицах города, во дворе и городском транспорте, соблюдать и выполнять правила дорожного движения.
Основные задачи:
Обучение детей среднего возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта – грузовыми и легковыми машинами, трамваем, троллейбусом, автобусом, – с регулированием движения на улицах города, населённых пунктов;
Усвоение норм и правил поведения, проявления терпимости к антиобщественным поступкам;
Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
При построении системы работы по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:
-Ребенок – пешеход;
- Ребенок – пассажир городского транспорта;
- Ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.).
Тематический план.
Раздел | Тема | Количество часов |
Улица | 1.Дорога в детский сад и домой 2. Улица 3. Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» 4.Безопасное поведение на улице | 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. |
Транспорт | 1. Что такое транспорт? 2.Какие бывают машины? 3.Мы путешествуем в метро 4. Катание на велосипеде, самокате ,роликах . 5.В городском транспорте | 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. |
Светофор | 1.Работа светофора 2.Виды светофоров 3.Знакомство с пешеходным светофором | 1ч. 1ч. 1ч. |
Пешеход | 1. Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине. Чтение стихотворения О.Бедарева «Азбука безопасности» 2. Ограждение опасных участков на пешеходной части улиц» 3. Прогулка пешехода в зимнее время года | 1ч. 1ч. 1ч. |
Дорога зимой | 1.Особенности движения по скользкой дороге. | 1ч. |
Игра | 1.Где можно и где нельзя играть 2.Игры во дворе дома | 1ч. 1ч. |
Регулирование дорожного движения | 1.Перекресток 2.Что такое пешеходный переход 3. Как правильно переходить улицу 4.Дорожные знаки 5.Зачем нужны дорожные знаки 6.Влиятельная палочка 7.Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром | 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. 1ч. |
ОБЖ | 1.К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице? 2.Знаешь ли ты свой адрес, можешь ли объяснить, где живёшь? | 1ч. 1ч. |
Развлечение | 1. Подведение итогов. | 1ч. |
План занятий кружка
«Светофорик»
Количество занятий в неделю | Количество занятий в месяц | Количество занятий в год |
1 | 4 | 28 |
Сентябрь – адаптационный период и занятия не проводятся.
Май - занятия не проводятся с целью снижения нагрузки и в связи с подведением итогов.
Методы и приёмы обучения.
Методы | Приёмы |
1. Наглядный метод. | 1. Наглядно-зрительные приёмы. 2. Тактильно-мышечные приёмы. 3. Предметная наглядность. 4. Наглядно-слуховые приёмы. |
2. Информационно-рецептивный метод. | Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
3. Репродуктивный метод. | Воспроизведение известных действий по образцу. |
4. Практический метод. | 1. Показ. 2. Контрастное сопоставление. |
5. Словесный метод. | 1. Краткое описание и объяснение. 2. Образный сюжетный рассказ. 3. Беседа. 4. Художественное слово. |
6. Метод проблемного обучения. | 1. Творческое использование готовых знаний. 2. Самостоятельное добывание знаний. |
7. Игровой метод. | 1. Сюжетные игры. 2. Дидактические игры. 3. Развивающие игры. |
8. Исследовательский метод. | 1. Самостоятельное придумывание. 2. Сравнение. 3. Импровизация. |
9. Соревновательный метод. | 1. Решение задач в быстром темпе. 2. Нахождение неординарных решений для достижения цели. |
Материал.
№ | Вид | Тематика |
1 | Дидактические игры | «Наша улица» «Поставь дорожный знак» «Теремок» «Угадай, какой знак» «Виды перекрёстков» «Улица города» «Запрещается - разрешается» «Собери светофор» «О чём говорят знаки?» 10.«Где спрятался знак?» |
2 | Художественное слово | 1. Загадки. 2. Стихи. 3. Познавательные рассказы. |
3 | Технические средства | 1. Слайды. |
4 | Дидактический материал | Карандаши, фломастеры, альбомные листы; Атрибуты дорожно-постовой службы: жезлы, каски, знаки; Транспорт различного функционального назначения (грузовые и легковые машины, автобусы, поезда, пожарные и почтовые машины, «скорая медицинская помощь» и т. д.); Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей); Плакаты; Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.); Дорожные знаки. |
5 | Дидактический материал для проведения опыта. | 1.Ластик 2.Дощечка 3.Кусочек льда |
Формы контроля за усвоением учебного материала.
Формы проведения | Задачи |
Развлечение в конце изучения курса | Уточнить знания теоретического материала: -о правилах дорожного движения; -о работе светофора; -о правилах перехода проезжей части; -о различных видах транспорта; -о правилах поведения в общественном транспорте; |
К концу года дети должны:
Знать:
- виды транспорта, их названия;
-назначение разных видов транспорта;
-правила поведения в общественном транспорте;
-назначение светофора;
-правила движения по улице и её перехода;
-названия профессий людей, которые работают на транспорте.
2. Уметь:
- Ориентироваться на проезжей части;
- Ориентироваться на перекрёстке;
Методическое обеспечение.
Формы проведения | Виды занятий |
Контрольно-диагностическая деятельность | 1. Беседы. 2. Дискуссии. |
Познавательно-досуговая деятельность | 1. Экскурсии. 2. Дидактические игры. 3. Развлечения. |
Соревновательная деятельность | 1. Соревнования. |
Нетрадиционные формы | 1. КВН. 2. Викторина. |
Субъективная и научно-исследовательская деятельность | 1. Опыты. |
Перспективный план кружка
«Светофорик»
Тема | Цель | Материал, литература |
1«Дорога в детский сад и домой» | Познакомить с понятиями «улица», «дорога»; уточнить знания о местах, где едут машины, где ходят люди. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды, наблюдательность; учить выбирать наиболее безопасный путь в детский сад и домой | Иллюстрации по теме. Альбомный лист, цветные карандаши. Картина «Улица». |
2. «Улица» | Познакомить детей с улицей, её особенностями, с правилами поведения на улице. | Иллюстрации по теме. К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» С.66 |
3. Беседа по картине «Улица города». Чтение стихотворения С. Михалкова «Моя улица» | Уточнить и закрепить знания детей о правилах поведения на улице, о видах транспорта, о правилах дорожного движения; учить вести беседу, отвечая на вопросы воспитателя, и задавать вопросы по содержанию картины; развивать активную речь дошкольников. | Стихотворение С. Михалкова «Моя улица», картина «Улица города» К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» С.70 |
4.«Безопасное поведение на улице » | Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды; провести анализ типичных ошибок в поведении детей на улицах; закрепить правила поведения на улице. | Сюжетные картинки опасных ситуаций, рассказ Н. Носова «Автомобиль». Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.23 |
5. «Что такое транспорт?» | Расширить знания детей о видах транспорта, сравнить по внешнему виду. Уточнить знания о работе шофёра (управлять автомобилем, перевозить людей и грузы). Воспитывать уважение к профессии водителя. | Иллюстрации разных видов транспорта. К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» С.73 |
6. «Какие бывают машины?» | Познакомить с различными видами транспорта (грузовой, легковой, пассажирский).Расширять знания о машинах специального назначения. | Иллюстрации по теме, игрушечные машинки. Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» с.92 |
7. «Мы путешествуем в метро» | Познакомить детей с городским транспортом-метро, с правилами поведения и культурном общение в метро. Дать элементарные знания о безопасности при поездке в метро. | Иллюстрации или фотографии станций метро. К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» С.76 |
8. Катание на велосипеде, самокате, роликах. | Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, самокате, роликовых коньках; научить детей правильному поведению в таких ситуациях. | Иллюстрации по теме, набор плакатов «Дорога на зелёный свет», дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Велосипедное движение запрещено», сюжетные картинки с изображением различных ситуаций. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.17 |
9. «В городском транспорте» | Познакомить детей с правилами этического и безопасного поведения в транспорте | Сюжетные картинки с правилами поведения в городском транспорте. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.5 |
10. «Работа светофора» | Дать детям новое понятие – «светофор», объяснить его световые сигналы и научить безопасно переходить улицу по зелёному сигналу светофора; развивать наблюдательность, логическое мышление | Набор плакатов «Дорога на зелёный свет»; вырезанные для игры кружочки красного, жёлтого, зелёного цвета. Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора» с.5 |
11.« Виды светофоров» | Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре. | Макет светофора, сюжетные картинки по теме. Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» с.71 |
12. «Знакомство с пешеходным светофором» | Познакомить детей с пешеходным светофором. Закрепить последовательность сигналов светофора | Сюжетные картинки по теме. Макет светофоров. Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.34 |
13. «Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине». Чтение стихотворения О.Бедарева «Азбука безопасности» | Формировать у детей представление о значении новых слов: «тротуар», «пешеходная дорожка», «обочина»; познакомить с правилами дисциплинированного поведения, умение предвидеть опасность; воспитывать наблюдательность, осторожность. | Иллюстрации по теме, стихотворение О. Бедарева «Азбука безопасности». Н.А.Извекова «ПДД для детей дошкольного возраста» с.23 |
14. «Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы» | Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть на отдельных участках пешеходной части улицы и с соответствующими мерами предосторожности; рассказать о различных способах ограждения опасных зон тротуара. | Набор плакатов «Азбука юного пешехода», картинки опасных зон на пешеходной части улицы. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.19 |
15. «Прогулка пешехода в зимнее время года» | Систематизировать представления детей о способах и особенностях передвижения человека и автотранспорта в зимнее время по скользкой дороге; развивать наблюдательность, внимание; расширять кругозор. | Сюжетные картинки по теме. Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет» с.28 |
16. «Особенности движения по скользкой дороге». Опыт «катание ластика по сухой и мокрой дощечке» | Закрепить знания детей об особенностях передвижения человека и автотранспорта по скользкой дороге в зимнее время года; познакомить со свойствами скользкой дороги, о невозможности вовремя затормозить; уточнить представления детей о поведении резины на скользкой дороге. | Иллюстрации о правилах поведении на улице в зимнее время года; для опыта: ластик, дощечка, кусочек льда. Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.56 |
17. «Где можно и где нельзя играть». Чтение С. Михалков «Гололёд» | Дать представления детям об опасных и безопасных местах для игр во дворе; научить их необходимым мерам предосторожности. | Иллюстрации по теме. Рассказ С.Михалкова «Гололёд» Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.53 |
18. «Игры во дворе дома» | Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, познакомить с мерами предосторожностями; развивать внимание, осторожность. | Иллюстрации по теме. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.15 |
19. «Перекресток» | Познакомить детей с понятием «перекресток» | Картина «Перекрёсток». К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» С.78 |
20.«Что такое пешеходный переход» | Повторить и закрепить знания о проезжей части дороги и правилах движения по тротуару, пешеходной дорожке и обочине; сформировать представление о пешеходных переходах; воспитывать дисциплинированность в соблюдении правил перехода улицы и дороги. | Иллюстрации пешеходного перехода. К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» С.77 |
21. «Как правильно переходить улицу» | Продолжать детей знакомить с улицей, её особенностями; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода. | Набор плакатов «Азбука юного пешехода». Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.47 |
22. «Дорожные знаки». Чтение В.Кожевникова «Песенка о правилах» | Дать детям знания о дорожных знаках; научить различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки; закрепить знания о правилах дорожного движения; развивать логическое мышление, память, ориентацию в окружающей детей обстановке. | Стихотворение В.Кожевникова «Песенка о правилах», набор плакатов «Дорожная азбука», конверты с разрезными знаками. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.9 |
23. «Зачем нужны дорожные знаки» | Продолжать знакомство с дорожными знаками. Показать значение дорожных знаков. | Плакат с дорожными знаками,куклы. К.Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников» С.69 |
24. «Влиятельная палочка» Чтение С.Михалкова «Дядя Стёпа - милиционер» | Дать начальное представление о ра-боте милиционера-регулировщика; объяснить, в каких условиях нужна его работа, что значат его жесты; разучить некоторые движения регулировщика; воспитывать уваже- ние к окружающим, умение быть вежливым, внимательным. | Жезл; изображение улиц, перекрёстков города; изображение регулировщика в разных положениях, дорожных знаков; макет светофора. Н.А.Извекова «ПДД для детей дошкольного возраста» с.26 |
25. «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром». Чтение Завойская К. «Ехал странный пассажир» | Сформировать у детей некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления; развить умение оценивать действия водителей, пешеходов и пассажиров как правильные, безопасные и неправильные – опасные; развивать речь детей, умение слушать и отвечать на вопросы воспитателя. | Сюжетные картинки по теме. Рассказ К. Завойской «Ехал странный пассажир» Г.Н.Шевченко «ОБЖ» с.59 |
26. «К кому можно обратиться за помощью, если ты потерялся на улице?» | Ребёнок должен усвоить, что если он потерялся на улице, то обращаться за помощью можно не к любому взрослому, а только к милиционеру, военному, продавцу; развивать внимание, память, осторожность. | Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.25 |
27. «Знаешь ли ты свой адрес, можешь ли объяснить, где живёшь» | Ребёнок должен запомнить и твёрдо знать свой адрес или хотя бы уметь обозначить ориентиры, которые помогут найти его место жительства; расширять кругозор; развивать внимание, осторожность, память. | Сюжетные картинки с изображением различных ситуаций. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах» с.27 |
28.Развлечение «Путешествие в страну дорожных знаков» | Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на дороге, правилах дорожного движения; расширять кругозор; воспитывать дисциплинированного пешехода. | Сюжетные картины, дорожные знаки, макет светофора, фишки. Т.Ф.Саулина «Три сигнала светофора» с.25 |
Литература:
1. Н.Н.Авдеева «Безопасность на улицах и дорогах»
2.Н.А.Извякова «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»
3.Г.Д.Беляевскова «Правила дорожного движения для детей 3-7 лет»
4.К.Ю.Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников»
5.Г.Н.Шевченко «Основы безопасности жизнедеятельности»