Этапы развития речи детей.
Овладение речью – это сложный, многосторонний процесс, неразрывно связанный со становлением ведущих видов деятельности ребёнка: предметной, игровой, учебно – игровой, учебно – познавательной. Данный процесс предполагает последовательное овладение ребёнком всеми функциями речи: индикативной (указательной, коммуникативной (функцией общения), когнитивной (познание определённой информации), регулирующей (управление с помощью речи действиями окружающих людей), обобщающей (накопление и группирование получаемых ребёнком знаний), эмотативной (передача эмоциональных состояний).
Для нормального развития речи ребёнка необходима совокупность различных предпосылок психологического, анатомно – физиологического, социального характера, а именно достаточная сформированность высших психических функций (внимания, мышления, восприятия, воображения и т.д.), сохранность анатомно – физиологического строения центральных и периферических отделов речевого аппарата, нормальные условия развития и воспитания ребёнка в семье и социуме.
В развитии ребёнка можно условно выделить четыре этапа: подготовительный условно от рождения до года), преддошкольный (условные границы от года до трёх лет), дошкольный (границами этого этапа можно считать возраст от трёх лет до семи лет) и школьный от 7 лет до 17 лет-период обучения в школе).
На протяжении всего преддошкольного этапа в развитии речи ребёнка происходят значительные изменения, которые охватывают все стороны речи: активно развиваются звукопроизношение, словарный запас, грамматический строй, связная речь ребёнка. Дети четвёртого года жизни имеют навыки произношения многих звуков. Из речи отсутствует смягчённое произнесение некоторых согласных звуков и замена их на (Ть) и (дь). Слова, в составе которых есть мягкий (ЛЬ) и Йотированные гласные, звучат уже в соответствии с нормами родного языка. Появляются свистящие звуки: (С) и (СЬ), (З) и (ЗЬ). При этом дети не только хорошо произносят многие звуки, но и приобретают умение воспринимать их в составе слова.
К пяти годам заканчивается формирование произношения шипящих звуков. Их различения в речи и на слух продолжает совершенствоваться на протяжении всего шестого года жизни. В период от пяти до шести лет « оттачиваются» возможности детей в дифференциации твёрдых – мягких, звонких – глухих согласных. Одним из наиболее поздно усваиваемых звуков являются соноры (Р) и (РЬ).
В шесть лет ещё допускается их нечёткое произнесение, однако к концу дошкольного периода дети должны правильно произносить и различать все фонемы родного языка. На протяжении дошкольного этапа стремительно растёт словарный запас ребёнка, меняется лексический строй языка, как по количественным, так и по качественным параметрам. Ребёнок не только понимает и употребляет разные части речи, но и активно овладевает способами их образования. Не случайно период от четырёх лет до пяти признаётся всеми исследователями возрастом словотворчества. Именно в это время в речи ребёнка появляется множество самостоятельно сконструированных слов, которые он не мог заимствовать из речи окружающих ( «другостранец» - иностранец, «намакаронился» - наелся макарон..) Овладение словообразованием является обязательным этапом на пути овладения родным языком в целом и свидетельствует о том, что развитие речи протекает нормально.
Впоследствии, к пяти – шести летнему возрасту словотворчество постепенно затухает, уступая место нормативному словообразованию, совпадающему с нормами родного языка.
К концу дошкольного периода ребёнок уже может самостоятельно образовывать слова, относящиеся к разным частям речи, и объяснять их значение с помощью развернутого высказывания.
Успешность в овладении лексикой и грамматикой теснейшим образом сопряжена с развитием связной речи ребёнка. Уже в 3-4 года он, пользуясь навыками ведения диалога и монолога, может сам формулировать вопросы, давать развёрнутый ответ на вопросы взрослого, способен выучить и рассказать наизусть короткое стихотворение, пересказать небольшой по объёму текст. В этот период особенно активно развиваются возможности детей в области творческого рассказывания.
К концу дошкольного возраста речь уже сформирована как полноценное средство общения.
Игра на понимание речи.
« Где мы были, мы не скажем, а что делали – покажем».
Дети раскладывают на столе предметы (можно картинки), которые помогут угадать действия, выполняемые с их помощью:
Стиральная машина – посуда, порошок, вода;
Швейная машинка – нитки, ткань, ножницы;
Велосипед – ванная, водопроводный кран, мыло, полотенце; и т. д……
Взрослый предлагает детям взять предметы, с помощью которых они могут демонстрировать:
Стирку белья – мытьё посуды;
Пошив фартука – установка заплатки на брюки;
Катание на велосипеде – мытьё в ванной.
Затем дети находят в группе сюжетные картинки с изображением этих действий. Взрослый просит детей показать, кто моет, кто стирает, шьёт, вяжет, купает, катается и т.д.
Игровые задания на развитие внимания, памяти.
На столе выставлены знакомые детям игрушки. Их количество последовательно увеличивается на протяжении нескольких игр, начиная с двух и далее. Названия игрушек проговариваются вместе с детьми. Далее ребёнку предлагают закрыть глаза или повернуться спиной к столу. В это время взрослый – убирает одну игрушку. Открыв глаза, ребёнок должен посмотреть на оставшиеся предметы и угадать, какую игрушку убрали со стола.
В усложнённом варианте игры взрослый может убрать не одну, а две и даже больше игрушек.
Каждый правильный ответ ребёнка обязательно должен получить поощрение. Так, если в игре принимают участие несколько детей, каждый из них может за правильный ответ получить разноцветные фишки.