Формирование элементарных математических представлений
детей старшего дошкольного возраста посредством двигательной активности
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание психолого - педагогических условий для интеллектуального развития детей дошкольного возраста. Согласно пункту 1 статьи 64 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», дошкольное образование среди прочих должно быть направлено на развитие интеллектуальных качеств детей дошкольного возраста.
Общеизвестно, что одним из наиболее эффективных средств интеллектуального развития является математика. Согласно Концепции развития математического образования в Российской Федерации в современном мире математике отводиться ответственная роль в развитии становления активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи.
Математика - серьезная и точная наука, требующая постоянного внимания детей, их включенности в процесс, но этого сложно добиться, так как дети по своей природе не хотят сидеть на одном месте. К тому же и стандартизация дошкольного образования предъявляет новые требования к дошкольным образовательным организациям, к проведению образовательной деятельности в них. По мнению таких специалистов, как Юрий Филиппович Змановский и Вадим Константинович Бальсевич основным недостатком системы дошкольного образования является малоподвижность детей. Они много занимаются сидя, мало двигаются. Это отрицательно сказывается не только на физическом развитии детей, но и на их умственной работоспособности. Поэтому я задалась проблемой - найти пути обновления традиционных форм обучения дошкольников элементарным математическим представлениям. Изучив методическую литературу, материалы по данной проблеме, я пришла к выводу, что работу в данном направлении целесообразно вести через включение дошкольников в двигательную активность.
Ведь именно движение является важным средством познания окружающего мира. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг тем интенсивнее интеллектуальное развитие дошкольника. Поэтому использование в познавательной деятельности подвижных игр и упражнений, которые предполагают решение программных задач в подвижной форме, способствует разностороннему развитию дошкольников. Благодаря таким играм, удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес у самых несобранных детей. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то чему учит та или иная игра, понемногу у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, увлёкшись, дети сами не замечают, что учатся.
Все подвижные игры я разделила на группы, которые соответствуют разделам программы по формированию элементарных математических представлений.
Каждая образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений включает игры и упражнения не менее чем из трех групп. Благодаря чему дошкольники получают возможность активно двигаться большую часть непосредственно образовательной деятельности, что снимает утомление, активизирует память и мышление. В подвижных играх есть возможность не только закреплять пройденный материал, но и формировать новые представления, знакомить детей со способами действий. Постепенно я стала включать эти подвижные игры и упражнения во все режимные моменты, стараясь ненавязчиво связать каждое событие в жизни детей с математикой.
Исходя из моего опыта работы, можно сделать вывод, что регулярное использование подвижных игр и упражнений, направленных на формирование элементарных математических представлений, повышает качество подготовки детей к школе, расширяет математический кругозор дошкольников, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности.
Поэтому я рекомендую использовать подвижные игры и упражнения в процессе обучения детей, а так же использовать в своей деятельности представленную модель дня, что позволит формировать элементарные математические представления дошкольников без перегрузок и утомительных заданий, а это соответствует современным требованиям к организации образовательной деятельности в ДОУ.