Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Составление плана работы каждого воспитателя в детском саду

План работы воспитателя в детском саду

Согласно новым требованиям ФГОС сотрудники ДОУ должны разрабатывать и оформлять план работы для любого воспитателя в детском саду на различные отрезки времени. Это необходимо для того, чтобы правильно организовать работу воспитателя разных уровней, систематизировать его деятельность с учетом возраста и потребностей воспитанников.

План представляет собой вспомогательный инструмент, помогающий в достижении поставленных целей и не позволяющий отклоняться от них. Планирование подразумевает выявление порядка и важности различных задач, а также распределение их в конкретном отрезке времени. Может составляться как годовой план работы воспитателя детского сада, так и документ, предназначенный для использования каждый день. В нем не только по отдельным пунктам расписываются все необходимые действия, но и выбираются методы достижения целей, формы и средства.

Для того, чтобы правильно создавать план своей воспитательной и образовательной деятельности, нужно опираться на собственный опыт, а также на публикации других воспитателей, методический материал и профильные документы.

Существующие модели планирования

Все используемые модели планирования можно разделить на следующие группы:

  • Календарное. При этом способе воспитатель может ставить для себя конкретные краткосрочные задачи, которые можно выполнить в определенный отрезок времени.
  • Перспективное планирование помогает достигнуть систематичности и взаимосвязи при изучении какой-то темы, анализировать полученные результаты и применять их для оценки ранее проделанной работы.
  • Календарно-перспективное планирование сочетает в себя оба метода с последующей отработкой утром или вечером.

На основании этих моделей каждый воспитатель выбирает наиболее подходящий для себя метод составления планов. Для этого ему стоит попробовать свои силы в каждом из них. Тот, с которым специалисту удастся достигнуть максимального успеха, рационально оценив все достоинства и недостатки методики, можно считать наиболее подходящим и отвечающим поставленным задачам.

Содержание любого плана

После выбора методики необходимо составить план по конкретному отрезку времени, разбирая каждый компонент деятельности воспитателя. Для этого нужно иметь четкие представления о том, какие виды деятельности больше подходят для утреннего времени, для вечерних занятий, а какие вполне можно выполнять во время ежедневной прогулки.

На утренние часы лучше всего планировать индивидуальную работу с каждым конкретным воспитанником, так как к вечеру дети сильно утомляются и практически не в состоянии усваивать любую новую информацию. Особенно важно соблюдать это правило для младшей группы, ведь чем меньше ребенок, тем быстрее он устает. К тому же малыши не в состоянии сосредоточиться на длительном выполнении однообразных действий, поэтому оптимальным является деление занятий на десятиминутные отрезки.

На утро лучше всего выделять следующие виды работ:

  • Постановка правильной речи, произнесения отдельных сложных звуков («р», «л» и так далее), а также коррекция имеющихся отклонений в произношении. Эти занятия проводятся в легкой игровой форме, чтобы они не воспринимались детьми негативно и не вызвали неприятия в будущем.
  • Выработка правильного произношения и интонации в устной речи. Для этого может использоваться чтение стихотворений или пересказ ранее прочитанной вслух воспитателем сказки.
  • Физическое воспитание. Детям необходимы короткие паузы между занятиями, заполненные полезной двигательной активностью.

При составлении плана воспитатель указывает конкретно тех детей, с которыми собирается заниматься в это время.

По типу деятельности утренний период делится на следующие виды:

  • Утренняя гимнастика.
  • Игры.
  • Познавательная деятельность.
  • Труд.

Больше всего внимания отводится именно игровой деятельности, потому что именно с ее помощью дети познают мир. В нее входят как спокойные игры, связанные с работой руками (конструкторы разных типов, кубики для самых маленьких, занятия с игрушками, развивающими мелкую моторику и так далее), так и более активные (прятки, хороводы), игры с различными предметами (мячи, кегли, обручи), а также дидактические игры. В план вносятся названия и цели использования конкретных игр.

Что касается труда, то дежурство на назначается на каждый день, но изменение типа трудовой деятельности должно быть занесено в план в обязательном порядке. Столь же большое значение имеет самостоятельный выбор детьми занятий – рисования, лепки, конструирования и так далее.

Стандартом для распорядка дня является наличие утренней и вечерней прогулки. На это время воспитатель вносит в план методических работ воспитателя детского сада разнообразную познавательную деятельность, наблюдения за природой и погодой, активные игры на свежем воздухе, различные игры с использованием игрушек и спортивных принадлежностей.

Вечерняя прогулка отличается от утренней только тем, что на нее нужно планировать меньше активных подвижных игр, ставить их на самое начало нахождения детей на свежем воздухе. Это связано с тем, что излишняя подвижность перевозбуждает неокрепшую нервную систему малышей, и они потом могут плохо спать или же уложить их становится большой проблемой.

Вечернее планирование для младших и старших групп детского сада имеет существенные отличия. Связано это в первую очередь с возрастом воспитанников, во-вторых, с теми задачами, ради которых и составляется план. Малышам важно преподать наглядные уроки выполнения конкретных действий, например, той же игры в мяч или в кегли, складывания кубиков в домик, сборка из конструктора простейших сооружений или фигурок.

Для детей старшей группы нужно больше внимания уделять разнообразию игр, а также вводить в них элементы повседневного быта, например, кормление питомцев в живом уголке, уборка за ними, поливка цветов, уборку в игрушках, наведение порядка в играх. Эти занятия тоже должны проходить в игровой обстановке, чтобы не вызвать отторжения в воспитанниках. Также детям необходимо устраивать более зрелищные и выразительные мероприятия, например, кукольный театр или театр теней, марионеток и так далее.

Страшим детям понравится художественное чтение с разделением по ролям, которые могут выполнять воспитанники. За основу берут хорошо известные сказки, чтобы дети смогли озвучивать своих персонажей.

Так как многие действия повторяются изо дня в день без изменений, их можно сразу же включать в месячный план, не внося в ежедневный план работы.

План самообразования воспитателя

Кроме работы непосредственно с детьми необходимо составлять также и план работы по самообразованию воспитателя детского сада. В него входят списки литературы по воспитанию, обучению и детской психологии, а также дидактические и методические материалы, предназначенные для воспитателей детей определенной возрастной группы.

Воспитатель вносит в план курсы повышения квалификации, а также личные разработки, выполненные самим педагогом.

План работы методиста

Помощник руководителя ДОУ, которого раньше называли методистом, также составляет план работы старшего воспитателя детского сада. Он отличается от аналогичных документов воспитателей групп, так как методист имеет более широкую направленность деятельности.

Чаще всего в план работы включаются следующие пункты:

  • Работа с кадрами.
  • Организационно-методические мероприятия.
  • Изучение состояния образовательного и воспитательного процесса.
  • Работа в методическом кабинете.

Каждый из этих главных пунктов имеет несколько подпунктов, содержание которых меняется в зависимости от того, на какой месяц составляется план, какие задачи они призваны решать. Например, на декабрь в план старшего воспитателя включаются такие важные моменты как проведение новогодних и рождественских утренников и елок, а также распорядок работы воспитателей всех уровней в течение зимних каникул.

Старший воспитатель при участии руководства составляет и план работы методического объединения воспитателей детского сада, который включает введение в практику новых направлений деятельности по ФГОС.

Планирование и составление планов – это важная часть работы любого воспитателя, которой обязательно нужно уделить достаточно внимания для совершенствования собственной воспитательно-образовательной деятельности.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 29.03.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области