Анализ деятельности воспитателя
Правительство Российской Федерации считает развитие и образование подрастающего поколения своей приоритетной задачей. Для этого делается все возможное. В первую очередь важно уделить внимание работе преподавателей всех звеньев – от начального до самого высшего. С этой целью проводится анализ педагогической деятельности воспитателя. Это помогает понять, выполняет ли он свои обязанности на должном уровне и получают ли его воспитанники и ученики достаточно информации и внимания, необходимого для их правильного физического и эмоционального развития, благополучия и обучения, социальной адаптации и интеграции.
Анализ образовательной деятельности каждого воспитателя очень важен в плане проверки достаточности данных, которые он передает детям. Особенно важно это для самых маленьких, ведь они как губка впитывают любую информацию. Если детям не дать необходимой образовательной базы в младшем возрасте, их в дальнейшем могут ожидать большие сложности в обучении в старших группах и в начальных классах школы. Все это зависит от личности педагога, его знаний и умений, поэтому проверка его способностей обучать детей очень важна для дальнейшего развития молодого поколения.
В анализ педагогической деятельности воспитателя входит решение педагогических задач. Все они делятся на две крупные группы: задачи по обучению и по воспитанию ребенка. Они неразрывно связаны между собой. В задачи обучения входят следующие пункты:
- Стимуляция стремления детей к познанию мира.
- Организация деятельности воспитанников по овладению знаниями и умениями.
- Развитие мышления и творческих возможностей ребенка.
- Эстетическое и нравственное воспитание.
- Совершенствование уже полученных знаний и умений.
Для того, чтобы понять, насколько педагог соответствует занимаемой должности, проводится несколько разных видов оценки его деятельности, включая самоанализ. Это изучение воспитателем его собственных достижений и результатов деятельности, с установлением причинно-следственных связей между его действиями и уровнем развития и обучения учеников для дальнейшего самообразования, совершенствования и лучшего воспитания детей. Целью самоанализа является диагностика уровня развития и качества работы педагога, а также его дальнейшее самообразование и совершенствование.
Методы реализации полноценного педагогического процесса
Все используемые современные методики обучения можно разделить на следующие группы:
- Методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и так далее.
- Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и так далее) и самоконтроля в процессе обучения.
В своей повседневной деятельности педагог самостоятельно выбирает методы педагогической работы, исходя из целей воспитания и обучения. Выбор методики связан с поставленными задачами.
Оценка преподавателей разного уровня
Для того, чтобы информация, доносимая педагогом до своих учеников, была ими хорошо усвоена, важно правильно ее подавать. От этого зависит насколько хорошо и глубоко дети ее усвоят. Так как малыши быстро теряют интерес и не могут сосредоточиться на решении определенных задач долгое время, на первый план выходит умение воспитателя распределять нагрузку в течение всего времени пребывания ребенка в детском образовательном учреждении. Для этого им составляется план своей ежедневной работы. Он должен быть разработан таким образом, чтобы учитывать возраст воспитанников, их способности и знания, а также индивидуальные особенности каждого малыша. Для того, чтобы убедиться в эффективности выбранной методики, используется анализ плана деятельности воспитателя. Он позволяет выявить сильные и слабые места, уточнить важную информацию и принять необходимые меры для улучшения работы и увеличения отдачи от нее.
Для работы педагога имеет огромное значение не только профессиональная подготовка, но и умение применить полученные знания на практике, во время стажировки. Продемонстрировать достижения и недостатки может анализ содержания деятельности стажировки воспитателя. Для этого ведется дневник стажировки, который отражает все этапы практической работы будущего воспитателя с детьми. Его целью является демонстрация закрепления и применения на практике знаний, полученных во время обучения. Также это поможет оценить уровень взаимодействия с воспитанниками, изучения опыта передовых педагогов, повышение организаторских и лидерских качеств для успешного выполнения в будущем воспитательной деятельности.
Успех обучения детей в ДОУ зависит от слаженной работы всего коллектива и от проведения грамотного и полноценного анализа педагогической деятельности воспитателя детского сада. Он помогает достигнуть высокой эффективности работы учителей по воспитанию и обучению детей. Это системный метод изучения деятельности педагогического персонала, используемых им средств и методов.
Он может иметь следующие формы:
- Оперативный. Он дает возможность каждый день оценивать результаты работы, обобщая полученные данные за определенный отрезок времени, например, за месяц, квартал или год.
- Тематический. Это более узкое исследование одной программы (ФИЗО или ФЭМП).
Основной целью процесса является всестороннее изучение деятельности воспитателя, выявление недостатков и нарушений, а также способов их устранения и обнаружения резервов, позволяющих исправить проблемы и развиваться еще лучше и быстрее.
Анализ деятельности младшего воспитателя несколько отличается от способов оценки работы старшего воспитателя, поскольку их рабочие задачи также имеют выраженные отличия. Если младший воспитатель больше времени тратит на чисто физические задачи: уборку, накрывание на стол, кормление детей, слежение за чистотой и физическими отправлениями воспитанников, то у его старшего коллеги больше задач по физическому, психологическому воспитанию и образованию. Исходя из разных направлений деятельности и оценивается их работа.
Для того, чтобы оценить качество деятельности педагога проводится анализ воспитательной деятельности воспитателя. Он включает в себя оценку навыков социального общения, коллективизма, умения сотрудничать, стремления к познаниям, умениям самообслуживания, а также творческих способностей воспитанников, прививаемых им педагогом. При этом важное значение имеет анализ совместной деятельности воспитателя с детьми, потому что без достижения полноценного контакта невозможно получить качественную отдачу. При этом немалую важность имеет личность педагога, его умение контактировать с детьми, видеть в них индивидуальность, личность со своими особенностями, достоинствами и недостатками.
Для самых маленьких обучение строится в виде игры, потому что дети в младшем возрасте не обладают должной усидчивостью и терпением, чтобы учиться так, как это принято в школе. Процесс обучения для них нужно подавать в игровой форме. Об этом должен позаботиться специалист, учитывающий особенности каждого возраста, а также индивидуальные черты отдельного ребенка. Ему нужно найти правильный подход к каждому, иначе группе не удастся достигнуть высоких показателей. Именно с целью совершенствования работы используется анализ организации воспитателем игровой деятельности. Он позволяет оценить качество работы преподавателя и его умения контактировать с детьми, правильность выбора методики и широкое использование разнообразных игр.
Каждый воспитатель – это особая личность с собственным творческим методом и индивидуальным подходом к воспитанию и обучению детей, подчиняющаяся общим требованиям к уровню воспитания и образования. Проверка деятельности специалистов ДОУ, включая самоанализ, позволяет быстро и полноценно контролировать и исправлять любые недочеты, а также грамотно оценивать работу педагогического коллектива.