Основные требования к воспитателю ДОУ
Современные требования, предъявляемые к воспитателю детского дошкольного учреждения, немного отличаются от их привычной, классической версии. Педагогу, работающему с детьми младших возрастов, приходится применять больше различных приемов и использовать знаний, чтобы заинтересовать современных малышей, привить дисциплину, ответственность, грамотность, желание учиться. Все эти требования к каждому воспитателю детского сада обязательно должны учитываться. Они влияют на уровень обучения воспитанников, сказываются на заработной плате работника. Чем больше он соответствует требованиям к должности воспитатель, тем выше его влияние на подрастающее поколение. Такой специалист может делиться опытом с начинающими работниками.
Базовые условия успешной работы
Сейчас требования к личности воспитателей в саду как никогда высоки. Малыши учатся вести себя, поступать и даже говорить точно так же, как делают это окружающие их взрослые. А это – их родители, родители друзей и педагогический состав. Поэтому для правильного воспитания подрастающего поколения очень важен не только профессионализм педагога любого уровня, но и его личные качества:
- Внешний вид. Опрятность, чиста одежда, соответствующая ситуации – важное условие, требующееся для работы с детьми.
- Уровень интеллекта. Воспитатель должен много знать, уметь передавать свои знания, делать занятия не просто понятными малышам, но еще и интересными и познавательными.
- Общительность, даже склонность к артистизму, при этом без фальши и натянутости, потому что дети сразу интуитивно ощущают неискренность.
- Высокие требования предъявляются и к речи воспитателя. Очень важно, чтобы он изъяснялся не просто на чистом русском или национальном языке, но и доходчиво для детей разных возрастов. В речи не должно быть слов-паразитов, которые столь легко «подхватываются» детской аудиторией.
- Высокий уровень ответственности. От этого зависит здоровье и благополучие малышей, физическое и психологическое.
- В группе должен быть воспитатель, требования к образованию которого должны отвечать законодательству, то есть у него обязательно должно быть среднее или высшее профильное образование.
- Творческий подход к работе и готовность осваивать и передавать самые свежие методологические и технологические разработки в области обучения и воспитания детей.
Основную работу в группе планирует и ведет воспитатель, требования к квалификации которого зависят от его образования и полученной категории.
Основные требования к категориям воспитателей
Нанимающийся на должность младший воспитатель, требования к которому заключаются в наличии среднего специального или общего образования с педагогической подготовкой без обязательного стажа выполняет следующие обязанности:
- Планирование и организация жизнедеятельности воспитанников, проведение занятий, организованных воспитателем.
- Повседневная работа по обеспечению условий для социально-психологической реабилитации и трудовой адаптации малышей.
- Сохранение и укрепление здоровья воспитанников, проведение мероприятий по психофизическому развитию, соблюдению распорядка дня.
- Организация работ по самообслуживанию детей, соблюдение ими требований охраны труда, оказание помощи.
- Участие в профилактике отклонений поведения, вредных привычек детей.
- Обеспечение гигиенического состояние помещений и оборудования.
- Работа с родителями воспитанников.
- Охрана жизни и здоровья детей во время пребывания в ДОУ.
- Соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности.
Все эти задачи младший сотрудник решает и выполняет под руководством и под контролем педагога второй, первой или высшей категории. Такой воспитатель, требования к работе которого намного шире, объемней, обязан иметь среднее или высшее профессиональное образование, а также выполнять следующие должностные обязанности:
- Воспитание детей в ДОУ в различных вариациях.
- Создание условий для индивидуального развития, формирования личности детей, внесение корректив в их воспитание при необходимости.
- Изучение личности детей, их наклонностей, интересов, поддержка желания обучаться, развитие самостоятельности, подготовка домашних заданий.
- Создание благоприятного климата в коллективе.
- Стимуляция общения воспитанников.
- Помощь детям в решении проблем в общении с друзьями, педагогами, родителями.
- Помощь детям в учебной деятельности, повышение уровня их подготовки, соответствующего требованиям ФГОС и федеральным государственным образовательным требованиям.
- Содействие получению дополнительного образования при помощи кружков, клубов, секций, объединений и так далее.
- Совершенствование жизнедеятельность коллектива с учетом возраста воспитанников, их интересов.
- Соблюдение прав и свобод детей.
- Ответственность за жизнь, здоровье, безопасность малышей в период нахождения в детском учебном заведении.
- Мониторинг здоровья, развития, воспитания учеников, в том числе при помощи электронных форм.
- Разработка программы воспитательной работы в группе.
- Активная пропаганда здорового образа жизни.
- Тесное сотрудничество с учителями, психологом, другими педагогическими работниками, родителями.
- Планирование и проведение с детьми с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающей работы.
- Координирование работы помощника воспитателя, младшего воспитателя.
- Участие в работе педагогических, методических советов, родительских собраний, в оздоровительных, воспитательных и других мероприятиях, которые входят в образовательную программу. Методическая и консультативная помощь родителям.
- Внесение предложения по совершенствованию процесса обучения.
- Охрана жизни и здоровья подрастающего поколения во время нахождения в детском саду и других подобных учреждениях.
- Соблюдение правил по охране труда и пожарной безопасности.
- Методическая помощь, применение передового педагогического опыта, повышение квалификации и развитие творческих инициатив.
Все требования воспитателя к детям обязательно должны учитывать их возраст и индивидуальные способности, так как не существует одинаково развитых людей. Такой подход позволит определить базовый уровень развития ребенка, от которого уже потом будет «отталкиваться» грамотный и опытный педагог.
При таком подходе к обучению и соблюдению всех должностных обязанностей можно добиться того, что воспитанники детских учебных заведений не просто будут хорошо подготовлены к обучению в младших классах школы, но и с удовольствием будут посещать сам детский сад. Такие малыши легче адаптируются в школе, более общительны, развиты интеллектуально и физически.
Для сотрудника ДОУ любого уровня и квалификации очень важна любовь к своей работе и желание постоянно развиваться и совершенствоваться. Только в этом случае можно получить отличный результат и гордиться собственной деятельностью.