«Возможности музыкотерапии и изотерапии в формировании эмоциональной сферы
и творческого самовыражения дошкольника»
Введение
Забота о воспитании социально и личностно развитого и компетентного человека является одной из главных задач современности. Её успешная реализация предполагает широкое и грамотное использование разнообразных методик и технологий, начиная с дошкольного образования. Какие же методики можно применять в области дошкольного образования, чтобы оно могло стать условием благополучного соответствия потребностям и надеждам сегодняшнего дня? К категории эффективных методик социально-личностного развития допустимо отнести арт-терапию. Издревле и по сию пору, осознанно или нет, музыка, пение, танец, рисование, скульптура, театр и т.д. применяются как средство обращения к своему внутреннему миру, к своей социально-личностной сфере.
Задача специалистов дошкольного образования заключается в том, чтобы и опыт, и навыки, и знания ребенок получал в комфортных для него психологических условиях и в той степени, какая ему необходима.
Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь малыш только начинает узнавать самого себя и этот мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и наедине с самими собой. Взрослые очень хотят им помочь, но часто не знают как: убеждения и нравоучения не помогают, а сам малыш не может толком ничего объяснить. В таких случаях и может помочь арт-терапия.
Термин «Арт-терапия» (art – искусство, arttherapy – терапия искусством) означает «лечение пластическим изобразительным творчеством с целью выражения человеком своего психического состояния». (Интернет - энциклопедия «Википедия», wikipedia.dn.ua). В других источниках арт-терапия представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества.
Почему мы выбираем арт-терапию?
Вот весомые аргументы в пользу этого метода:
Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания. Это прекрасный способ безболезненно для других выразить свои эмоции и чувства с помощью пластики тела под музыку, лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, ребенок обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Повышает адаптационные способности ребенка к повседневной жизни. Снижает утомление, негативные эмоциональные состояния и их проявления, связанные с обучением.
Арт-терапия дает возможность почувствовать свою успешность. В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех. Если он видит, что имеет успех в выражении и отображении своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике бессознательно переносится и на обычную жизнь. Арт-терапия позволяет сделать этот процесс радостным, интересным, успешным, индивидуальным для каждого.
Арт-терапия основано на спонтанном самовыражении и в известной мере игнорирует эстетические критерии в оценке его результатов и профессионализма автора. И для того и для другого более важен сам процесс творчества, а не результат.
Арт-терапия ненавязчиво знакомит детей с окружающим миром, позволяет увидеть мир вокруг себя прекрасным и гостеприимным.
Это простой и эффективный способ психологической помощи, основанный на творчестве и игре. Другими словами, это – лечение творчеством. Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Показания для проведения детской арт-терапии:
• упрямство;
• агрессия;
• страхи; тики, заикание, навязчивости и др.;
• частая смена настроения;
• задержки речевого и психического развития;
• кризисные ситуации;
• трудности в общении со сверстниками и/или взрослыми;
• возбудимости или апатичности;
• изменение места жительства;
• подготовки к детскому саду / школе и периоде адаптации;
• потери родительского контроля над ребенком, непослушании.
• застенчивости и неуверенности в себе;
• агрессивность;
• гиперактивность;
Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут снимать психическое напряжение.
Арттерапия включает множество направлений и видов, основные из них: -изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.; - библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений; - музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки; - имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию; - сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды; - кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную; - драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета; - игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность; - куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой; - коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия; - хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку; - песочная терапия – один из основных механизмов позитивного воздействия песочной терапии основан на том, что ребёнок получает опыт создания маленького мира, являющегося символическим выражением его способности и права строить свою жизнь, свой мир собственными руками. Тестопластика. Полезна детям с аллергопатологией, гиперактивным детям, со страхами, тревожностью, а также с агрессией. Пластичность материала позволяет вносить многочисленные изменения в работу, что положительно сказывается на эмоциональном состоянии. И, что важно, изделия из теста достаточно прочны и с ними можно играть. Работая с тестом, агрессивный ребенок находит выход своим чувствам, а неуверенный в себе, занимаясь лепкой, учится контролировать ситуацию. И т. д. Современные направления арттерапии: этнотерапия, фототерапии, боди-арт, ландшафтотерапия, цветотерапия, работа над коллажами и др. Различают также две формы арттерапии: пассивная и активная: - при пассивной форме ребенок «потребляет» художественные произведения, созданные другими: рассматривает картины, читает книги, слушает музыку; - при активной форме арттерапии – создает продукт сам.
Музыкотерапия и изотерапия.
Тема самообразования «Возможности музыкотерапии и изотерапии в формировании эмоциональной сферы и творческого самовыражения дошкольника» ставит перед нами следующие задачи: изучить, опробировать на практике и выявить эффективность методов и приемов музыкотерапии и изотерапии в их взаимосвязи.
Цель проекта: создание условий для развития эмоциональной сферы ребёнка средствами музыкотерапии и изотерапии.
Задачи проекта - это содействие:
- в выработке ребёнком умения эффективно участвовать в совместной деятельности и влиять на неё, проявлять инициативу; осуществлять активные действия по решению различных ситуативных проблем.
- складыванию навыка самоорганизации и рефлексии;
- формированию устойчивой внутренней мотивации к развитию своих знаний, умений и навыков.
Развивая так в совокупности все стороны личностного "само", ребёнок может быть представлен как полноправный участник образовательного процесса. А сложившиеся благодаря этому субъект-субъектные отношения между воспитателем и воспитанником позволят обеспечить налаживание системы сотрудничества (действенных обратных связей) и значительно повысить эффективность работы.
Сроки и этапы реализации: осуществление проекта рассчитано на 1 учебный год и включает в себя 4 этапа:
Подготовительный: изучение тематической методической литературы;
Включение приемов, совмещающих в себе элементы как музыкотерапии, так и изотерапии, в режим дня, в предметно-развивающую среду.
Непосредственная реализация проекта: организация деятельности с детьми, совместных мероприятий с родителями и с социумом.
Завершающий: анализ результатов деятельности по применению данных направлений арт-терапии.
Основные принципы занятий с элементами музыко- и изотерапии:
1. Желание ребенка - основное условие занятия. Творчество без желания невозможно, и, конечно, невозможен доверительный диалог с ребенком.
2. Поощрение и благодарность ребенку.
3. Педагог должен быть готов к тому, что при диалоге во время занятия на общие вопросы о себе или рисунке ребенок иногда отвечает «Не знаю», и предлагает ему варианты ответов.
4. Важным условием успешной работы является непосредственное участие самого педагога в той работе, которую он предлагает. Педагог вместе с ребенком говорит о своем настроении (в начале и в конце занятия), рисует, лепит, рассуждает о тех или иных произведениях, словом, выполняет все задания, которые дает и ребенку. Только тогда у ребенка формируется доверие к педагогу и к той необычной деятельности, которая ему предлагается.
5. Нужно использовать яркий, красивый, добротный материал, с которым идет работа на занятии. Краски, карандаши, пластилин, бумага имеют аккуратный вид, ведь ребенок чувствует к себе отношение и через материал, с которым ему предлагают работать. Для тех ребят, которые включаются в работу с неохотой, яркие красивые канцелярские принадлежности и другое оборудование могут стать привлекающим моментом.
6. На многих занятиях педагог рассказывает о том или ином явлении. Его монолог более всего полезен, если он содержит элементы гипнотического повествования, т.е. в какой-то степени речь педагога должна вводить в легкий транс с помощью повторения слов, предложений, использования эпитетов, метафор, изменения голоса. Это помогает создать атмосферу необычности, таинственности происходящего и помогает совершиться чуду спонтанного самораскрытия ребенка.
7. Главное - получать удовольствие от самого процесса рисования, когда даже каракули и черкания играют роль исцеления!
Ожидаемые результаты реализации проекта и основа для анализа результатов работы по данной теме:
раскрытие интеллектуального и психологического потенциала ребёнка;
развитие творческих способностей дошкольников;
выработка коммуникативной компетенции;
налаживание тесной взаимосвязи с семьей
Список используемой литературы.
1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. СП.; 2006.
2. Вальдес Одрихола М.С. «Формирование эмоционально- волевой сферы школьников с проблемами в развитии средствами арт-терапии»
3. Крюкова С.В. Здравствуй, я сам!» тренинговая программа работы с детьми 3-6 лет. – Генезис, 2002. -144с.
4. Кряжева Н.А. «Развитие эмоционального мира детей» Ярославль, 1997.
5.Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комиссарова Л.И., Добровольская Г.А. «Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании» М. – 2001.
6. Яфальян А.Ф., Дрень О.Е. Эстетико-антропологический подход к ритмическому самовыражению дошкольников: монография/ Урал.гос.пед. ун-т. – Екатеринбург, 2009. – 321с.