Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Конспект совместного мероприятия с родителями «Семейные традиции проводов русской зимы»

Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах приобщения детей к этническим и культурным традициям русского народа.

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Взаимосвязь детского сада и семьи в приобщении старших

дошкольников к этническим и культурным традициям

В настоящее время особую актуальность приобретает духовно-нравственное воспитание дошкольников, которое неразрывно связано с гражданским и патриотическим воспитанием. Проблема духовности активно разрабатывается отечественными педагогами и психологами.

В Концепции патриотического воспитания граждан Самарской области духовно-нравственное воспитание представлено как направление патриотического воспитания и определяется как усвоение высоких моральных норм, традиций, устоев семьи, коллектива и общества, приобщение к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство, своеобразие и гармоничное сочетание культур народов России.

Таким образом, духовно-нравственное воспитание дошкольников немыслимо без использования этнокультурных традиций того региона, где оно осуществляется.

Усвоение традиций и обычаев своего народа для ребенка начинается прежде всего в семье. Поэтому необходимо помочь родителям осознать, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание своих детей.

В нашем детском саду мы ищем наиболее эффективные формы сотрудничества с семьей в целях приобщения детей к духовно-нравственным ценностям общества, в том числе этническим и культурным традициям.

Большое внимание мы уделяем организации и проведению совместных с родителями праздников, досугов, развлечений, «семейных посиделок», родительских клубов. Благодаря особому эмоциональному воздействию таких мероприятий, у детей формируется положительное отношение, интерес к семейным и этническим традициям, понимание их значимости и желание участвовать в них.

Наибольшее количество положительных откликов получил праздник Масленицы, в связи с которым было организовано заседание родительского клуба «Ладошка». На нем родители вместе с детьми делились своими семейными традициями, представляли компьютерные презентации и фотовыставки на тему «Как мы празднуем Масленую неделю в своей семье».

Также была организована выставка творческих работ детей и родителей «Широкая Масленица». Дети вместе с родителями играли в русские народные игры, водили хороводы, пели и танцевали, принимали участие в конкурсах.

В конце праздника все были приглашены на чаепитие с блинами, приготовленные каждой семьей по своему особому «семейному» рецепту, который передавался из поколения в поколение. Семьи представляли свои блины и делились секретами их приготовления.

После чаепития были организованы игры и развлечения на улице, а в завершение праздника, по старинному народному обычаю, сжигали чучело Масленицы.

Этот праздник, как и многие другие, прошел в особой атмосфере радости общения, душевного тепла и взаимопонимания, что способствовало сплочению семей между собой, установлению дружеских, партнерских взаимоотношений. Родители и дети высказывали пожелания о продолжении традиции семейных праздников в нашей группе. Поэтому работа в этом направлении продолжается.

Организуя различные совместные мероприятия с родителями и детьми нашей группы, мы пришли к выводу, что используемые нами формы работы способствуют повышению педагогической компетентности родителей, развитию интереса детей к культурным и этническим традициям, формированию у детей представления о значимости семейных ценностей. А это является первым шагом на пути духовно-нравственного развития.

Предлагаем Вам конспект совместного мероприятия с родителями «Семейные традиции. Масленица» Клуб социального партнерства «Ладошка».

Цель родительского клуба: Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах приобщения детей к этническим и культурным традициям русского народа.

Задачи родительского клуба:

1. Повышать педагогическую культуру родителей.

2.Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по вопросам воспитания и развития детей.

3.Выявлять и транслировать положительный семейный опыт по сохранению семейных традиций проведения праздников.

4. Способствовать установлению доверительных, партнерских отношений между родителями и коллективом детского сада.

Атрибуты: русская печь, самовар, изделия народных промыслов, декорации; музыкальные инструменты, шумелки, интерактивный экран, мультимедиапроектор, запись музыки на электронных носителях; платки, юбки, колпаки; блины, чай, бокалы, скатерть, сушки, мёд, варенье.

Музыкальное сопровождение: русские народные песни.

Зал украшен изделиями народных промыслов, организована выставка творческих работ детей и родителей на тему: «Широкая Масленица», накрыт стол с блинами, угощениями и чаем

На печи въезжает Емеля. Забегает Скоморох и кричит: « Эй, Емеля, вставай с печи, пошли на площадь, там Масленицу празднуют!

Скоморох сталкивает Емелю с печи и уводит из зала.

Ведущий: Здравствуйте уважаемые взрослые и дети! Мы рады приветствовать вас на заседании родительского клуба «Ладошка». Тема нашей сегодняшней встречи «Семейные традиции проводов русской зимы». Давайте вспомним, как встречали Масленицу в старину. Конец зимы. Дни становятся длинными и светлыми, небо голубое, солнце светит ярче. В это время на Руси устраивались народные гулянья. Веселый и разгульный праздник длился целую неделю: ярмарки, уличные игры, выступления ряженых, пляски, песни. В народе недаром его величали широкой Масленицей. Главное угощение праздника — это блины, древний языческий символ возврата к людям солнца и тепла.  Масленица называлась сырною неделею, на которой едят сыр, яйца. Народ предается масленичным удовольствиям, катаниям с гор на санках, кулачным потехам. Ребятишки, приготавливая к Масленице ледяные горы, поливая их водой, приговаривают: "Душа ли ты, моя Масленица, перепелиные косточки, бумажное твое тельце, сахарные твои уста, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горах покататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться. Уж ты, моя Масленица, красная краса, русая коса, тридцати братьев сестра, ты ж моя перепелочка! Приезжай ко мне в гости в тесовый дом, душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!" А потом ребятишки сбегали с гор и кричали: "Приехала Масленица!". Иногда дети лепили из снега бабу, которую называли Масленицей, сажали на санки и скатывали с горы со словами: "Здравствуй, широкая Масленица!". Во всю Масленицу пекут блины, оладьи. От этого и произошла поговорка: "Не житье, а масленица".

Ведущий обращается к детям: Так что же самое главное в Масленице?

Дети: Блины!

Ведущий: Хозяйки пекли блины каждый день из гречневой или пшеничной муки. В первый день — блинища, во второй — блины, в третий — блины, в четвертый — блинчики, в пятый— блинки, в шестой — блиночки, в седьмой — царские блины. К блинам подавались сметана, варенье, сливочное масло, мед, рыбья икра, яйца. 

Мама Вицко Марка расскажет, как назывался каждый день Масленицы и какие имел забавы.Понедельник — встреча. Делали куклу — Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.Вторник — заигрыш. Дети и взрослые приходили в дом, поздравляли хозяев с Масленицей и выпрашивали блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи.

Среда — лакомка. Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами.Четверг — широкий разгуляй - четверток. В этот день было больше всего развлечений.Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Съезжали с гор на санях, лыжах. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.Пятница — тещины вечерки. На тещины вечерки зятья угощали своих тещ блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.Суббота — золовкины посиделки. В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились.

Воскресенье — прощенный день. Это были проводы Масленицы. В поле раскладывали костер из соломы и сжигали куклу с песнями. Пепел разбрасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", — отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица. 

Ведущий: Главная участница Масленицы — большая соломенная кукла по имени Масленица. Ее наряжали в платье, на голову повязывали платок, а ноги обували в лапти. Куклу усаживали на сани и везли в гору с песнями. А рядом с санями скакали вприпрыжку, бежали, дразнились, выкрикивали шутки ряженые. Иногда в большие сани впрягали друг за другом лошадей. Получался поезд. Веселье продолжалось до вечера, а в заключение всех затей «провожают Масленицу» — сжигают чучело, изображающее Масленицу.

Семьи Левченко Кирилла и Янюк Софии подготовили фотографии, слайды и рассказы, как они отмечают праздник Масленицы, и какие традиции существуют у них в семьях.

Просмотр презентаций

Ведущий: А теперь наши ребята исполнят задорные частушки.

Частушка 1.

Ешьте! Пейте! Угощайтесь!

И побольше развлекайтесь!

Масленица у ворот-

Открывайте шире рот!

Частушка 2.

Блин с вареньем, блин с икрою,

С родниковою водою!

Праздник солнца к нам пришёл,

На душе так хорошо!

Частушка 3.

Мы на масленой неделе

Праздник не нарушили,

Все друзья плясали, пели,

Мы блиночки кушали!

Скоморох:

Будем Масленицу величать,Да блинами угощать! Будем Масленицу хвалить,Да на саночках возить!

Наша Масленица, ты широкая, В детский сад к нам пришла,И веселье принесла!

Емеля:

Как на масленой неделе 

Из трубы блины летели! С пылу, с жару, из печи, Все румяны, горячи! 

Масленица, угощай! Всем блиночков подавай. С пылу, с жару — разбирайте! 

Похвалить не забывайте.

Ведущий: Во время блинной недели устраивали на Руси гулянья с играми, плясками, хороводами. Ребята, приглашайте своих родителей, сейчас мы все вместе поиграем в русскую народную игру «Плетень».

Русская народная игра «Плетень».

Ведущий: А теперь наши ребята порадуют нас веселой песней.

Русская народная песня «Ой, блины» аранжировка Олега

Все приглашаются к чаепитию. Семьи представляют свои блины, делятся рецептами. После чаепития все выходят на улицу.

Игры развлечения на улице.

«Кто быстрее на метле»На площадке выставлены кегли в цепочку. Нужно пробежать верхом на метле змейкой и не сбить кегли. Побеждает тот, кто меньше всех их собьет.

« Жмурки»

Игра проходит на небольшой ограниченной площадке, на которой нет опасных препятствий. Водящему завязывают глаза, или он просто зажмуривается. Он должен с закрытыми глазами осалить кого-нибудь из играющих. Играющие убегают от водящего, но при этом не заходят за пределы площадки и обязательно подают голос - называют водящего по имени или кричат: «Я здесь!» Осаленный игрок меняется ролями с водящим.

Сжигаем чучело зимы.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области