Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Художественное слово в режимных моментах – как средство развития речевых навыков детей младшего дошкольного возраста

- познакомить детей с фольклорными формами, приобщая их к истокам русской народной культуры; - развивать навыки выразительной речи и передачи образов; -формировать родительскую заинтересованность в приобщении детей к художественной литературе

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Скачать справку о публикации
Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Художественное слово в режимных моментах – как средство развития речевых навыков детей.

Из опыта работы воспитателя Хайбулиной Елены Иоганесовны МАОУ СОШ № 89 города Тюмени (дошкольное отделение)

В настоящее время ни у кого не осталось сомнений в том, что современные дети не такие, какими были их сверстники несколько десятилетий тому назад. Причины этого - изменения в окружающем мире, как предметном, так и социальном, в методах воспитания в семье, в установках родителей и т. д. Все эти социальные изменения привели к психологическим изменениям. Быстро увеличивается количество детей с ослабленным здоровьем, гиперактивных детей, детей с нарушениями эмоционально - волевой сферы, многие дошкольники имеют задержку речевого и психического развития.

Каковы же причины таких изменений? Во-первых, разрыв поколений родителей и детей. Повышенная занятость родителей на работе - это одна из особенностей воспитания современных детей. Большинство родителей плохо представляют, чем можно и нужно заниматься со своим ребёнком, в какие игры играют их дети, о чём они думают, как воспринимают окружающие мир. При этом все родители считают, что своих детей нужно как можно раньше приобщать к достижениям технического прогресса. Лишь немногие родители знают о том, что учеными и многочисленными жизненными фактами доказано, что развитие маленького ребёнка, становление его внутреннего мира происходит только в совместной с взрослыми деятельности. Именно близкий взрослый человек вступает с малышом в диалог, именно с ним ребёнок открывает и познаёт мир, именно при поддержке и помощи взрослого малыш начинает себя пробовать в разных видах деятельности и чувствовать свои интересы и возможности. И ни одно техническое средство не способно заменить живого человека.

Следующая проблема современного дошкольника - это рост «экранной» зависимости. Компьютер ,планшет, телевизор всё чаще, а в некоторых семьях и всегда, заменяют чтение сказок, беседы с родителями, совместные прогулки и игры. Дети проводят у экрана по несколько часов в день, а это намного превосходит время их общения с взрослыми. И, что самое интересное, это устраивает многих родителей, особенно пап. Они не очень часто задумываются над тем, что это «безопасное» занятие таит в себе разные опасности не только для физического здоровья детей (нарушение зрения, дефицит движений, испорченная осанка и пр.), но и для их психического развития. Телевизор и компьютер формируют душу и ум современного ребёнка, его вкусы, взгляды на мир, т. е. отбирают воспитательную функцию у родителей. А ведь маленькие дети смотрят всё подряд. В результате подрастает поколение «экранных» детей.

Результатом этого является одна из главных особенностей современных детей - отставание в развитии речи. Дети разговаривают мало и плохо, их речь бедна. Учёные выяснили, что за последние два десятка лет число речевых нарушений возросло более чем в шесть раз. Но так как речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, осознания своего поведения, своих переживаний (так называемая внутренняя речь, то отсутствие её приводит к тому, что ребёнок становится неустойчивым и зависимым от внешних воздействий, с внутренней пустотой). Поэтому задача педагогов - использовать широкий спектр средств, методов и приемов в развитии речи дошкольников.

Одним из таких средств является – художественное слово. Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Она открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Великие педагоги всех времен и стран рассматривали нравственное воспитание, как активный целенаправленный процесс: формирование нравственных чувств и привычек, морального сознания, нравственного поведения с первых лет жизни ребенка. Поэтому очень важно, чтобы художественное слово пронизывало весь педагогический процесс, организованный в ДОУ. Начиная с первых дней пребывания в детском саду, ребенок слышит рифмованные строчки, сопровождающие его при умывании, пробуждении, за завтраком и ужином.

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в этой области – помочь детям в освоении разговорной речи, овладении родным языком. Наблюдая за детьми, общаясь с родителями, выяснилось, что большинству детей группы необходима помощь в развитии и формировании речи, и здесь невозможно переоценить роль художественного слова, фольклора (потешки, заклички, прибаутки, сказки). Организовать режимные моменты, игровую деятельность, помог богатейший материал по ознакомлению с устным народным творчеством. Важнейшим источником развития выразительной стороны речи детей являются произведения устного народного творчества.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение художественной литературы огромно т.к. он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, красоту языка. Исходя из этого, была определена цель педагогической работы - развитие речи детей посредством использования художественного слова в режимных моментах

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- познакомить детей с фольклорными формами, приобщая их к истокам русской народной культуры;

- развивать навыки выразительной речи и передачи образов;

-формировать родительскую заинтересованность в приобщении детей к художественной литературе

Для реализации систематичности и последовательности решения задач речевого развития детей, опираясь на целевые ориентиры была составлена картотека с подборкой художественного слова, которое широко использовалось не только в непосредственной образовательной деятельности, но и в режимных моментах: ( утренняя гимнастика, одевание, умывание, сбор на прогулку. наблюдение на прогулке, самостоятельные игры детей, приём пищи и другие, самостоятельные игры детей и др.)

При проведении режимных процессов использовалось  художественное слово, игровые приемы.

Как важно утром создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка  с мамой. Вместе с детьми читаем попевки: Вместе с солнышком встаём,

                                               Вместе с птицами поём.

                                               С добрым утром,

                                               С новым днём!

                                               Вот как весело живём.

Предлагаю друг другу улыбнуться.

Утреннюю гимнастику начинаем словами:

                                                  Каждый день, что мы встречаем,

                                               Мы с зарядки начинаем!

                                               Малыши, малыши,

                                               Дружные ребятки.

                                               Малыши, малыши

                                               Вышли на зарядку!

И дети весело зашагали на гимнастику. В конце зарядки традиционно произносим речевку

Каждый день зарядку делай!

Будешь сильным, будешь смелым

Перед умыванием не забываем повторить веселые слова, которые чередуем, выбирая те которые детям больше нравятся те используем чаще:

                                               Знаем, знаем да-да-да,

                                               Дом, где прячется вода.

                                               Выходи, водица!

                                               Мы пришли умыться!

                                               Кран откройся! Нос, умойся!

                                               Мойтесь сразу оба глаза!

                                               Мойтесь уши, мойся шейка!

                                               Шейка, мойся хорошенько!

                                               Мойся, мойся, обливайся!

                                               Грязь, смывайся,

                                               Грязь, смывайся!

Дети легко запоминают простые слова, но умываться стало интереснее.

Наступило время завтрака, пора напомнить об аккуратности за столом:

                                            На того кто ест опрятно,

                                            И смотреть всегда приятно,

                                           Мы едим всегда красиво,

                                            После скажем всем «Спасибо».

Не все дети любят убирать игрушки, но есть такие приемы:

                                                Вот лежит половичок,

                                               Мы потрём ему бочок.

                                               Убираем игрушки с песней:

                                               Тили-бом, тили-бом,

                                               Убираем весь  наш дом,

                                               Вот и кончилась игра,

                                               Убирать нам всё пора,

                                               Все игрушки ждут,

                                               Когда их уберут.

Эти слова мы читаем во время одевания на прогулку

                                               1,2,3,4,5.

                                               Собираемся гулять,

                                               Будем быстро одеваться,

                                               Не зевать и не толкаться,

                                               Будем дружно играть

                                               И друг другу уступать!

                                               Раз, два, три, четыре, пять — 

                                               Собираемся гулять.                                                Завязала Катеньке                                                Шарфик полосатенький.                                                Наденем на ножки                                                Валенки-сапожки И пойдем скорей гулять,                                                Прыгать, бегать и скакать.

Во время наблюдений на прогулке наиболее актуальны стали для нас заклички дождику, солнышку, ветру, тучкам. Эти образные описания помогали детям легче усвоить наблюдаемые явления природы. Чтобы облегчить, процесс засыпания вместе с детьми шепотом читаем в спальне:

                                               Мы гуляли, мы играли

                                               И немножечко устали.

                                               Чтобы сил еще набрать,

                                               Надо нам чуть – чуть поспать.

                                               Ты закроешь глазки –

                                               И приснится сказка:

                                               Про кота – мурлыку,

                                               Журавля – курдыку,

                                               Лисоньку – хитрюлю,

                                               Мышку – крохотулю,

                                               Зайчика – хвастушку,

                                               Про жужжалку мушку,

                                               Про шмеля – гуделку,

                                               Хлопотушку – белку,

                                               Про сластену – мишку.

                                               Спи моя малышка!

                                               (Для девочек)

                                               Засыпайте, мои милые!

                                               Набирайтесь силы!

                                               (Для мальчиков)

                                               Нельзя шуметь,

                                               Нельзя толкаться,

                                               Нельзя шептаться и смеяться,

                                               Потому что у нас

                                               Наступает «Тихий час».

Просыпаться после сладкого сна не всегда легко опять на помощь приходят стихи:

                           Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

                           Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

                           Посмотри, как оно улыбается!

                           Новый день, новый день начинается!

                           Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

В свободное время большое внимание уделялось литературы (русским народным сказкам). Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. При знакомстве детей со сказками параллельно проводилась словарная работа: детям объяснялись непонятные слова, выражения, дети осваивали новые слова, знакомились о назначении предметов, обозначенных этими словами. Дети быстро запоминают такие образы, как петушок - золотой гребешок, зайчик-побегайчик, колобок - румяный бок. Повторение песенок героев народных сказок, их имен, закрепляла эти образные слова в сознании детей, и дети начинают использовать их в своих играх с настольным, кукольным театром, учатся рассказывать знакомые сказки.

Во время рассказывания сказки ребята не только их слушают, но и начинают договаривать, а потом с удовольствием и драматизировать. Тогда дети из слушателей превращаются в героев с разными характерами, речевыми интонациями, движениями. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомились с окружающим миром через образы, краски, звуки. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь детей, совершенствуется звуковая сторона речи.

Также при проведении подвижных игр используем в своей работе считалки — вид русского игрового фольклора, рифмованные стишки, посредством произнесения которых проводится жеребьевка в играх. Как правило, большинство игр сопровождается художественным словом. «(У медведя во бору», «Лохматый пес» и другие игры)

Большое внимание уделялось. Пальчиковые игры в сопровождении художественного слова создают не только благоприятный фон, но и повышают речевую активность ребёнка. Речь, сопровождаемая подвижными образами, более выразительная и доступна пониманию детей. Стихотворная форма подача материала имеет соответствующий ритм, который помогает координировать речь и движения.

В совместной деятельности с родителями проводились следующие мероприятия: индивидуальные и групповые консультации « Читаем вместе с детьми», осенний праздник, праздник «Новый год», праздник «Маму я свою люблю», родительское собрание на тему «Мотивация детей к речи в условиях семьи и детского сада», оформление и пополнение новым материалом речевого уголка, посещение родителями и детьми театра кукол и масок.

В результате использования художественного слова в режимных моментах у детей улучшалась выразительность речи, появились навыки в передачи выразительных образов, самостоятельность в разыгрывании сценок, потешек, закличек. Художественное слово оказало неоценимый вклад в развитие связной речи. В инсценировках у них развивалась диалогическая речь, интонационность, выразительность. При этом развивался и грамматический строй речи: дети согласовывали прилагательные с существительными, активно употребляли существительные с предлогами. Художественное слово – мощное педагогическое средство, которое может быть уместным в процессе общения с детьми буквально везде. Конечно, чтобы удачно его применить, желательно, чтобы взрослый читал его наизусть, был эмоциональным, сохранял зрительный контакт с ребенком.

Таким образом, целенаправленное и систематическое использование фольклора и художественной литературы в повседневной жизни детей способствует не только решению задач в области речевого развития, но и благотворно оказывает влияние на всестороннее развитие личности ребенка. Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Слово может окрылить ребенка, вызвать желание стать лучше, сделать что-то хорошее, помогает осознать человеческие взаимоотношения, познакомить с нормами поведения. Поэтому его можно и нужно использовать не только в непосредственной образовательной деятельности с детьми , но и в организации всех режимных моментов.

телеграм-бот с бесплатным дипломом

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 27.09.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области