Развлечения для детей как средство вовлечения родителей в образовательный процесс
Бродникова М. А.,
Воспитатель высшей кВ. категории,
МАОУ ОЦ «Горностай»
Г. Новосибирск
Мы, педагоги, получаем огромную радость от общения с детьми. Мы их воспитываем, обучаем, с ними интересно творить, играть, петь, наблюдать… Но иногда перед педагогами встает проблема под названием «родители».
В программе особой нитью выделяется блок «Взаимодействие с семьями воспитанников». И, я думаю, это не случайно. В современном мире, в век компьютеров и суеты, родители все меньше уделяют внимания своим детям, живому общению и перестают интересоваться жизнью детей.
Современные родители достаточно разные: одни читают педагогическую литературу, другие пользуются ей бессистемно, иногда воспитывают детей интуитивно: «как воспитывали меня».
Для воспитания полноценной личности ребенку необходима как семья, так и детское сообщество в дошкольном учреждении, где ребенок получает образование, получает умение взаимодействовать с другими детьми и взрослыми организовывать собственную деятельность.
Мне очень нравится высказывание Эстера Селсдона: «Если Вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в два раза меньше денег и в два раза больше времени.» Но часто у родителей не хватает этого времени: бесконечная работа, забота о быте, усталость, неприятности на работе… Поэтому, проработав в детском саду достаточно много времени, для себя я нашла выход, который помогает, во-первых, решить проблему с родителями а, во-вторых, активно использовать семью в образовательном процессе. Это развлечения. Мы знаем разные виды развлечений: игры-забавы, спортивные и театрализованные развлечения, конкурсы… И верно их используем в своей педагогической деятельности. Но я делаю акцент на вовлечение семей во время развлечений.
В своей работе выделила три этапа.
Первый этап: родители – зрители.
На этом этапе для себя ставлю задачу: установление доверительных отношений с родителями с установкой на сотрудничество.
В начале учебного года многие родители пассивны, осторожны и наблюдательны. У меня логопедическая группа. Дети вводятся на два года. Мне необходимо заниматься коррекционной работой и параллельно сплотить новый родительский коллектив.
Именно в этот период необходимо строить между родителями и педагогами свои доверительные отношения. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку, в компетентности педагога в вопросах воспитания и его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость). Считаю, что именно развлечения помогают и детям, и родителям, и педагогам снять психологический дискомфорт, тревогу, расслабиться, увидеть ребенка успешным (ведь на развлечении дети играют, и нет особых различий в знаниях детей).
Развлечения провожу часто, использую разнообразные формы. Во всех этих мероприятиях родители – зрители. Они смотрят на своих детей, восхищаются ими и получают массу положительных эмоций. Дети чувствуют уверенность в себе, а я получают сотоварища в лице родителя и ребенка.
Сделав важный первый шаг навстречу друг другу, перехожу ко второму этапу: родители – участники.
На данном этапе моя задача: партнерские отношения с родителями.
Совместно со мной родители становятся активными участниками мероприятий. Создается родительская команда. В неформальной обстановке обсуждаются сами развлечения, что будет и каким образом. Как правило, родители уже сами могут предложить интересные варианты развлечений, найти новые формы. Но все детали отслеживаю сама и направляю родителей в нужное русло.
Чем чаще родители общаются с детьми и педагогами, участвуют в развлечениях, тем самым в жизни детского сада, детей, тем выше вероятность в их активной позиции. Это третий этап. Родители – организаторы. Они самостоятельно придумывают и проводят развлечения. Страха уже нет. Ведь все игра! Родители знают точно, что все получится!
Задача данного этапа: активное взаимодействие с родителями.
Понятие «взаимодействие с семьей» нельзя путать с понятием «работа с родителями». Хотя второе является составной часть первого. Взаимодействие обязательно подразумевает не только распределение задач между участниками процесса, но и обратную связь. «Взаимодействие - философская категория, отражающая процессы воздействия объектов друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие - универсальная форма движения, развития, определяет существование и структурную организацию любой материальной системы» (Большой Энциклопедический словарь).
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система взаимодействия с родителями. Активное использование разнообразных форм развлечений дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и моими помощниками, создана атмосфера взаимоуважения.
От участия родителей в работе дошкольного учреждения выигрывают все: сами родители, педагоги и, прежде всего, дети.
Родители проявляют искренний интерес к жизни детского сада, научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
Дети с уважением, любовью и благодарностью смотрят на членов своей семьи, которые, оказывается, так много могут и умеют, у которых такие золотые руки. У ребят повышается самооценка.
Педагоги, в свою очередь, имеют возможность лучше узнать семьи своих воспитанников, понять сильные и слабые стороны домашнего воспитания, определить характер и меру своей помощи, а иногда просто поучиться. Главное, педагог получает сплоченный коллектив родителей и детей.
По такому плану я работаю давно и вижу положительный результат:
Сплоченный коллектив родителей, детей и педагогов.
Активное взаимодействие родителей и педагогов: от зрителей к активным членам образовательного процесса.
Доброжелательное отношение детей и родителей.
Пополнение развивающей среды.
По мнению Л.С. Выготского, в сотрудничестве ребенок способен сделать намного больше, чем самостоятельно. Я бы добавила, что в сотрудничестве с родителями и педагогами дети способны сделать намного больше, чем самостоятельно.
Таким образом, развлечения для детей могут стать прекрасным средством вовлечения родителей в образовательный процесс для сотрудничества, укрепления эмоциональных связей ребенка с его семьей и эффективного решения поставленных педагогических идей.