«Знать и понимать ребенка. Как?»
Цель: показать особенности развития ребенка на разных возрастных этапах, значимость гармоничного личностного развития дошкольника через общение с взрослым.
Чтобы правильно воспитывать детей, необходимо понимать и учитывать психологические и индивидуальные особенности ребенка. Возможности маленького ребенка велики, но не безграничны. Нельзя форсировать развитие без учета возможностей ребенка-дошкольника, но и задержка в развитии также не допустимы. Поэтому важно знать психофизиологические показатели развития детей дошкольного возраста.
Ребенку свойственны специфические особенности: склонность к подражанию, импульсивность, преобладание чувства над разумом, недостаточная способность к волевым усилиям, самоконтролю, отсутствие жизненного опыта, стремление к самостоятельности, к открытию нового – все это непременные спутники дошкольного возраста.
Ребенку шесть лет. Его сверстники не без гордости говорят: «Мы старшие». И, пожалуй, не без оснований, все выросли, окрепли. В детских достижениях появляются уверенность, ловкость, а в поведении – сдержанность. Они научились договариваться между собой, объединяться не только в играх, но и в труде, оказывать помощь друг другу и взрослым. При правильном требовании к ребенку дома, он тоже чувствует себя помощником: имеет свои обязанности по дому (например, кормит, выгуливает домашнее животное), помогает по хозяйству, следит за порядком и способен уважать труд взрослых.
Но нельзя не учитывать, что у ребенка преобладают чувства над разумом. Далеко не всегда он способен взвешивать, какие последствия могут иметь его поступки для окружающих людей, а иногда для него самого. В этом возрасте необходимо вырабатывать у ребенка способность к волевому усилию, критически оценивать свои поступки, учить делать не то что хочется, но и то, что он обязан выполнять.
Содержание деятельности детей становится ярче, разнообразнее, отображает события общественной жизни и взаимоотношения людей. Не нужно забывать, что каждый ребенок обладает определенными индивидуальными особенностями, присущими ему одному. Один спокоен и медлителен, другой энергичный и легко возбудимый, один пассивен, другой подвижен. Чем это объяснить?
С рождения каждый ребенок обладает определенным типом высшей нервной деятельности, это зависит от его темперамента. Бывают сангвиники, холерики, флегматики, меланхолики. При воспитании ребенка родители распознают темперамент и помогают ему справиться с характерными особенностями. Например, холерик контактен, стремителен, импульсивен, любит шумные игры, на первый план родители выдвигают формирование выдержки, сдержанности, постоянную деятельность, требующую устойчивое внимание. А ребенок с темпераментом меланхолика капризен, обидчив, тяжело находит контакт со сверстниками, нуждается в подбадривании и ласке. При правильном воспитании вырабатывается чуткость, отзывчивость, скромность.
У любого ребенка можно сформировать лучшие черты характера. Успехи в учебе, труде, добрые отношения с людьми доступны всем детям. А это зависит от воспитания, от умения найти соответствующий подход к ребенку с учетом его особенностей и возможностей.