Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2»пгт. Нижний Одес
Мастер-класс для педагогов
«Изготовление и применение интерактивной папки - лэпбук
в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром».
Выполнила
воспитатель
Биктимирова Ирина Анатольевна
2017г
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов в области поддержки детской инициативы и развития познавательных способностей дошкольников на основе использования лэпбука.
Задачи:
Проанализировать форму работы «ЛЭПБУК» с точки зрения педагогической ценности (на решение каких педагогических задач направлена).
Повысить уровень мастерства педагогов.
Познакомить педагогов с этапами изготовления лэпбука и последовательностью работы с ним на примере игр и игровых заданий.
Оборудование: мультимедийное оборудование, макет лепбука, карточки, игровые задания.
План проведения мастер-класса1. Вступительное слово мастера: представление лепбука – как средства обучения в условиях ФГОС ДО.
2. Представление мульмедийной презентации «Этапы работы по изготовлению лепбука».3. Совместная деятельность по наполнению лепбука.
4. Рефлексия.
Ход мастер-класса
I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО МАСТЕРА
Добрый день! Я рада приветствовать вас на своём мастер-классе.
Тема мастер-класса«Изготовление и применение интерактивной папки - лэпбук
в ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с животным миром».
Лэпбук (тематическая или интерактивная папка) является одним из средств обучения сегодняшних дошкольников. В такой папке собирается материал по определённой теме, который помогает ребёнку систематизировать знание; по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме; лучше понять и запомнить, а также повторить пройденный материал.
Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к пространственной предметно – развивающей среде и обеспечивает:
возможность учитывать индивидуальные способности детей (задания разной сложности);
разнообразие игровых заданий;
интегрирование разных видов детской деятельности (речевую, познавательную, игровую);
возможность структурировать сложную информацию;
возможность разнообразить самую скучную тему;
научить простому способу запоминания;
объединить группу детей (всю семью) для увлекательного и полезного занятия;
компактное хранение (большое количество разных игр и заданий в одной папке);
вариативность использования заданий;
возможность добавлять новые задания в «кармашки».
Работа с лэпбуком отвечает основным направлениям организации партнёрской деятельности взрослого с детьми:
включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
В результате данной культурной практики у детей развиваются умения, такие как:
умение планировать предстоящую деятельность;
договариваться со сверстниками;
распределять обязанности;
искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
используя устную речь, выражать свои мысли и желания;
представлять (презентовать) результаты своего труда и др.
II. ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО ИЗГОТОВЛЕНИЮ ЛЕПБУКА (ПРЕЗЕНТАЦИЯ)
Итак, вы захотели сделать лэпбук. С чего же начать?
1. Выбираем тему лэпбука. Тема может быть любая в зависимости от интересов детей и их возраста.
В старшем возрасте лучше брать частные темы. Темами лэпбука могут стать:
-интересные события;
-тематические недели;
-решение проблемных ситуаций;
-литературные произведения;
-проектная деятельность.
2.После того, как выбрали тему, надо написать план, ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Это учебное пособие. Поэтому надо продумать, что он должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. Чтобы составить план, мы используем модель трёх вопросов. Задаем ребенку вопросы:
Что ты знаешь о ..?
Что хотел бы узнать?
Что сделать, чтобы узнать?
3.Создание макета.
Чтобы сделать макет лэпбука понадобится:
распечатанные шаблоны лэпбука или самостоятельно нарисованные шаблоны. Для этого хорошо использовать, цветной принтер, цветную бумагу для принтеров - тогда папка получается цветная и красочная;
лист плотной бумаги формата А3 или 2 листа А4. для изготовления самой папки. Для этого подойдет любая картонная папка. Традиционно папки лэпбуков делаются с двустворчатыми, открывающимися в противоположные стороны дверками. После этого на папку изнутри надо наклеить листы для фона. Снаружи обложку оклеиваем цветной бумагой, или цветной самоклейкой и украшаем по своему усмотрению;
ножницы, клей-карандаш, цветные карандаши, фломастеры, разноцветные ручки, скотч;
безграничная фантазия. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана, то есть нарисовать макет. Формы представления могут быть любые: тексты, рисунки, картинки или фотографии, игры. Все, что придумали, разместить на разных элементах: в кармашках, блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках разных форм, карточках и т. д.
кстати, совершенно необязательно (и даже совсем нежелательно) выполнить все задания, заложенные в лэпбук, за один раз или за один день. Многие из них рассчитаны на длительную работу, изучение дополнительной информации и проведение собственных исследований. Ведь лэпбук - это не просто книжка-игрушка. Это способ оформления самостоятельного исследовательского проекта. Поэтому папку недостаточно просто склеить. По ней надо заниматься.
Такая необычная подача материала обязательно привлечёт внимание ребёнка, и он ещё не раз возвратится к этой папке, чтобы полистать - поиграть в неё, а заодно, незаметно для себя самого, повторить пройденный материал.
Лэпбук готов!
III. СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО НАПОЛНЕНИЮ ЛЕПБУКА.
Мастер:Представляю вашему вниманию пустую папку-лэпбук.
Сейчас мы с вами его заполним.
Вспомните, что идёт первым при изготовлении лэпбука? (выбор темы)
Тему нашего лэпбука мы узнаем с помощью стихотворения. Слушайте внимательно.
SOS. SOS. помогите!
Ветер унёс все картинки из лесной книги
У нас в лесу началсяпереполох.
Мы не можеместь и спать.
Мы не знаем, какнас звать.
Как мы ходим, что едим,
Говорим или рычим?
Помогите! Подскажите,
Кто мыесть и какнам жить.
Мастер:Кто в лесу зовёт на помощь?
Участники мастер-класса:Дикие животные
Мастер:Что произошло?
Участники отвечают, что ветер унёс все картинки и в лесу начался переполох
Мастер:Посмотрим, действительно здесь всё пусто.
(открывает лепбук «лесная книга» и демонстрирует страницы с пустыми кармашками)
Все кармашки пустые, как вы думаете, а мы сможем помочь лесным жителям?
А чем мы можем помочь?
Педагоги предлагают варианты ответов.
Обобщение: Чтобы вернуть спокойствие лесным жителям, нужно наполнить картинками кармашки книги, а для этого мне нужна ваша помощь (5 человек желающие подходят к столу)
Мастер: Что вы видите на столе?
Возьмите себе любой конверт, загляните и скажите, что внутри?
Что нужно сделать с этими разрезными картинками?
Участники: соединить вместе, сложить пазлы и т.д.
Мастер: Правильно, и мы узнаем, кому нужно помочь.
1. Игра «Собери картинку».
Каждый из участников складывает пазлы в единую картинку с изображением животного и называет его.
Мастер: А теперь расскажите про животное, какое оно?
2. Игра «Подбери определение»
волк (какой) – серый, зубастый, страшный, …
медведь (какой) – бурый, косолапый, неуклюжий, …
лиса (какая) – хитрая, пушистая, рыжая, …
заяц (какой) – длинноухий, серый, трусливый…
белка (какая) – рыжая, маленькая, быстрая…
бобр (какой)- большой, плавающий, мокрый, скользкий…
мышь (какая) -маленькая, юркая, шустрая, серая,
лось (какой) - рогатый, сильный, большой……….
Мастер:Вы хорошо справились с этим заданием и можете заполнить первый кармашек в книге (конверты кладут в карман книги)
Животные наверно проголодались, может вы их покормите?
3. Игра «Накорми животное» (выходят 3-4 участника, выбирают картинку с изображением дикого животного и встают около стойки с изображением пищи)
Мастер:Почему вы выбрали стойку с изображением травы, мха, ягод и т.д.?
Как таких животных назвать одним словом?
Ответ:Травоядные
Мастер:Назовите одним словом животных, которые охотятся за этой добычей?
Ответ:Хищники.
Мастер:Теперь мы знаем, чем питаются наши животные и можем заполнить ещё один кармашек в «лесной книге».
Беда, в лесу заблудилось животное. Что делать?
Ответ:Нужно помочь этому животному, отправить его домой.
4. Игровое задание с перфокартами «Кто лишний?»
Участники садятся за столы, находят среди животных, то, которое заблудилось в лесу и напротив этого животного закрашивают квадратик красным цветом. Объясняют, почему считают этого животного лишним. (перфокарты кладут в кармашек лэпбука).
Мастер:Теперь каждому лесному животному необходимо найти свои жилища.
Одно условие, жилище назвать надо правильно, иначе они не смогут попасть домой.
5. Интерактивная игра с триггерами «Найди жилище».
6. Игровое задание «Выложи цепочку»
Мастер:Для того, чтобы в лесу снова был порядок, необходимо выложить карточки по схеме. Внимание на экран:
1 картинка – животное, 2 картинка – его детёныш, 3 картинка – чем они питаются, 4 - жилище. (участники выбирают карточки и выкладывают цепочку, затем заполняют пустой кармашек лепбука).
7. Задание «Рассказ о диком животном с опорой на мнемотаблицу».
Мастер:Вот мы и установили порядок в лесу и заполнили последний кармашек!
В дальнейшем можно пополнять, менять игры, добавлять кармашки в лэпбуке.
IV. РЕФЛЕКСИЯ «ПОПАДИ В ЯБЛОЧКО».
Мастер предлагает участникам мастер-класс шпажки – «стрелы» и три яблока:
- красное – педагоги считают полученную информацию актуальной, полезной, новой;
- жёлтое– информация раскрыта недостаточно;
- зелёное – материал был не раскрыт, не понят педагогом.
Педагогам предлагается вколоть «стрелу» в определённое яблоко.