Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Коллекционируйте вместе с дошкольниками

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Коллекционируйте вместе с дошкольниками.

Афанасьева Е.А. старший воспитатель

МБДОУ ЦРР д/с №231» г. Ульяновск

С 2002 года Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №231 г. Ульяновска занимается внедрением музейной педагогики в воспитательно-образовательный процесс детского сада. Итогом этой работы стала программа «Мой первый музей» (опубликовано: Распахни окно в мир прекрасного. Выпуск 6: Музейная педагогика в образовательном процессе дошкольного учреждения: Методическое пособие. - Ульяновск: Издательство «Корпорация технологий продвижения», .), которая является составной частью авторской парциальной программы дошкольного учреждения по духовно-художественному воспитанию дошкольников «Распахни окно в мир прекрасного».

Нами разработаны разнообразные формы работы с дошкольниками с использованием элементов музейной педагогики: специально организованные мероприятия, воспитательные и образовательные ситуации, игры, конкурсы и викторины и др. Одной из увлекательнейших форм работы является коллекционирование с детьми. Малыши любят собирать разные предметы, мелкие игрушки, фантики, камешки и многое другое, они очень трепетно относятся к своим «сокровищам». Именно эта любовь к собирательству может стать для ребенка началом для увлечения более сложным и творческим занятием – коллекционированием игрушек, занимательных вещиц, редкостей, книг, предметов искусства. Создавая первые коллекции вместе с детьми, мы знакомим их с музеями Ульяновска, великими музеями России и мира, рассказываем о том, что именно с домашних собраний начинались многие знаменитые музейные коллекции. Начиная коллекционирование с детьми, педагог должен представлять сам - что же такое коллекция, как ее составить, как сделать так чтобы она была привлекательной, «живой», интересной для детей.

Коллекционирование – увлекательнейшее занятие, известно с древнейших времён, первоначально носило универсальный характер, во второй половине XVIII в. получили распространение специализированные коллекции.

Коллекция (от лат. - собирание) – систематизированное собрание однородных предметов, представляющих научный, художественный, исторический, литературный интерес.

Наиболее популярные виды коллекционирования:

Фалеристика – коллекционирование и изучение истории орденов, медалей, знаков отличия, нагрудных значков, жетонов (сувенирных, юбилейных, служебных).

Филателия – коллекционирование и изучение знаков почтовой оплаты (марок, этикеток, штемпелей и т.п.), конвертов и открыток с этими знаками.

Филокартия - коллекционирование и изучение иллюстрированных почтовых открыток

(с репродукциями произведения искусства и оригинальных – поздравительных, рекламных, фотоизображений).

Филофония - коллекционирование музыкальных, литературных и других звукозаписей (на грампластинках, магнитной ленте, лазерных дисках)

Филумения - коллекционирование и изучение спичечных этикеток (непосредственно с коробков и специальных бланковых, выпускаемых для филуменистов)

Библиофилия – (греч. – книга и – любовь) – влечение к книге и собирательство редких изданий.

Бонистика – изучение и собирательство бумажных денежных знаков (банкноты, казначейские и кредитные билеты, разменные знаки, лотерейные билеты и т.п.)

Нумизматика – (лат. – монета) – изучение истории монетной чеканки и денежного обращения, коллекционирование монет, иногда бумажных денег, медалей, памятных жетонов.

Коллекционирование с дошкольниками носит более широкий и разноплановый характер, учитывая возраст детей и их психологические особенности.

Можно выделить следующие принципы коллекционирования с детьми:

1.Предмет коллекционирования должен быть интересен для детей, доступен и понятен.

2.Предметы не только собираются в коллекцию, но и изучаются, обыгрываются; на их основе создаются продукты детского творчества, моделируются игры, развлечения, конкурсы и викторины, таким образом, коллекция приобретает интерактивный характер.

3.Любая коллекция должна представлять определённую ценность – художественную, историческую, интеллектуальную, или же индивидуально-личную для конкретного ребёнка или группы детей, она не может оспариваться взрослыми, и должна всячески поддерживаться.

4.В коллекции демонстрируются эталонные образцы, подлинники, наравне с ними выставляются детские творческие работы, работы педагогов детского сада и родителей.

5.Работа по коллекционированию должна носить систематический характер, требует определённого времени и места для расположения предметов коллекционирования.

6.Тематика коллекций усложняется в соответствии с возрастом детей.

7.Необходимо использовать привлекательную для детей и родителей возможность продемонстрировать в дошкольном учреждении частные семейные коллекции, фамильные реликвии и т.п.

8.Экспонирование предметов коллекции может носить кратковременный (частные, семейные, авторские коллекции) или долгосрочный характер (собирание какой-либо коллекции на протяжении месяца, года, всего пребывания в детском саду – от средней до подготовительной группы). Важно на протяжении всего периода поддерживать интерес к коллекциям, использовать разные формы работы с ними.

Коллекции для дошкольников могут быть следующих видов:

- предметные (специализированные) – когда собираются однородные предметы из одного или разных материалов, современные или старинные, сделанные в разных странах и предающие национальные особенности, сказочные и реальные и т.п. Например: коллекция часов, значков, марок, скульптуры малых форм «Наши пушистые друзья» (кошки или собаки), миниатюрные стеклянные изделия и др.,

- тематические – собирание предметов посвященных определённому событию, явлению, стране, городу; например: коллекция предметов, реликвий о Великой Отечественной войне «О подвигах, о доблести, о славе»; коллекция «Сказания древней Индии» (предметы быта, одежда, украшения, книги, репродукции); коллекция волшебных сказочных предметов «В мире сказок» (волшебная палочка, шапка-невидимка, ковер-самолет, скатерть-самобранка и др.).

В нашем детском саду коллекции собираются как в группах, воспитателями и родителями так и в художественной и скульптурной мастерской детского сада, кроме этого в дошкольном учреждении могут экспонироваться различные частные, авторские коллекции, предоставляемые либо конкретным лицом, либо организацией. На каждую коллекцию составляется паспорт, где указывается: название коллекции; тема; цель; экспонаты; музыкальный ряд; место проведения; время проведения; предварительная работа, последующая работа; работа с родителями. На основе созданной коллекции с дошкольниками проводятся различные формы работы: игры, экскурсии, развлечения, творческая и познавательная деятельность, совместные мероприятия с родителями, что тоже находит отражение в паспорте коллекции. Работа над созданием коллекции, изучением и пополнением экспонатов – это проект не на один день, некоторые коллекции живут и развиваются на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Например, коллекция игрушек «Маленькая страна»: во 2 младшей группе это может быть коллекция мягких игрушек, в средней группе - коллекция кукол, в старшей группе – коллекция механических и электронных игрушек, в подготовительной группе – коллекция самодельной игрушки, где экспонаты выполнены руками детей, родителей, педагогов.

Алгоритм работы по созданию коллекции:

Выбор темы коллекции исходя из реальных возможностей, личных предпочтений, увлечений педагога, детей и родителей.

Подбор экспонатов, рассматривание, изучение каждого экспоната.

Чтение литературы по теме коллекции.

Составление паспорта коллекции.

Размещение экспонатов в определенном доступном для детей месте.

Художественная деятельность детей, педагогов и родителей по созданию самодельных экспонатов по теме коллекции.

Обыгрывание коллекции (драматизации, инсценировки, игры-путешествия и др.).

Экскурсии по теме коллекции, встречи с интересными людьми.

Проведение экскурсий по созданной коллекции для детей других групп, родителей, сотрудников ДОУ (экскурсоводами являются педагоги и дети).

Создание различных игр на основе коллекции.

Сочинение рассказов, сказок, историй об экспонатах коллекции, событиях, героях.

Проведение развлечений и конкурсов для детей и родителей по теме коллекции.

Можно отметить, что коллекционирование способствует познавательному, творческому, эстетическому развитию дошкольников, является очень продуктивной формой работы с родителями, а главное – сближает детей, педагогов, родителей увлекая их интересной совместной деятельностью.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области