Ситуация «Как лесные друзья готовятся к зиме»
Цель: формирование умения пользоваться символами, выделять в них самые характерные аналогии с реальным объектом.
Задачи:
-дать детям представление об особенностях состояния диких животных осенью;
-развивать умение выстраивать логические цепочки;
-конкретизировать представления детей о представителях животного мира и особенностях их жизни зимой.
Материал: игрушка-сова, кусочек белого меха в виде прямоугольника, кусочек оранжевого меха в виде овала, кусочек коричневого меха в виде квадрата, сундук.
Ход занятия:
В группу входит воспитатель.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алёна Игоревна, я пришла к вам в гости, но не одна. Хотите узнать , кто пришёл со мной?
Дети: Да!
Воспитатель: Тогда отгадайте загадку:
1.Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит ..(сова).
2.Нос крючком, глаза большие
И большая голова.
Ночью тёмною решила
Поохотиться..(Сова).
Воспитатель: Молодцы ребята, отгадали загадку!
Появляется Совушка –сова.
Совушка –сова: Ребята, а вы знаете, где я живу?
Дети: В лесу!
Совушка –сова: А в лесу живет еще много моих друзей. И зайчик, и белочка… а еще кто, как вы думаете?
Дети: Волк, лиса, медведь..
Совушка –сова: Вот я с ними летом веселилась, трудилась, играла. А какое время года скоро наступит?
Дети: зима.
Совушка –сова: И им в лесу станет холодно и голодно… Как же они будут жить?
Воспитатель: А давайте отправимся к ним в гости? Хотите?
Дети и Совушка –сова: Даа!
Воспитатель: Тогда цепляйтесь за меня вагончики и поехали!
Приехали на лесную полянку. На полянке стоит сундучок.
Совушка –сова: Ой, посмотрите моих друзей зверей то нет.
А что такое тут лежит?
Воспитатель: А это, наверно, звери нам свои загадки оставили. Давайте посмотрим?
Воспитатель или ребенок открывает сундучок и достает от туда кусочек белого меха.
Воспитатель: Ребята, а кто нам это мог оставить?
На что это может быть похоже?
Дети по очереди трогают предмет.
А какое оно? Твердое? Холодное? Гладкое? Жёсткое?
Воспитатель:
По полю скачет -
Ушки прячет,
Встанет столбом -
Ушки торчком.
(Зайчик)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода — кора. (Заяц)
И ушаст, и глазаст,
И пугаться горазд.
Заберётся в куст — и спит,
Кочерыжку съест — и сыт. (Заяц)
Воспитатель: А почему же мех белый?
Совушка- сова: Заяц же летом был серый, почему?
Воспитатель: А сова то права, летом же у зайчика шубка серая, а зимой он меняет шубку. Скоро зима, кругом все белое, а зачем уму зимой белая шубка?
Легко ли зайцу живется зимой? Чем он питается?
Совушка-сова: Что под снегом он найдет- все ему в прок пойдет.
Воспитатель: А под снегом есть ягоды мерзлые? Может он их есть?
Раз заяц бегает в лесу, он и кору от деревьев ест.
Совушка-сова: А давайте по танцуем как зайчата!
Воспитатель: Покружитесь, покружитесь и в зайчаток превратитесь!
Физминутка .
Воспитатель: Покружитесь, покружитесь и в ребят превратитесь!
Ребята, а давайте посмотрим, что тут еще есть?
Воспитатель или ребенок достают из сундучка следующий предмет. (коричневый квадрат)
Дети обследуют предмет.
Воспитатель: Как думаете, какой зверек оставил нам эту загадку?
Бурый, косолапый
По лесу бредёт.
Любит "одолжить" он
У лесных пчёл мёд.
(Медведь)
Воспитатель: А почему мы про зайца говорили, что он был белый, стал серый, а про медведя мы так сказать не можем?
Медведь меняет шубку зимой?
Что делает зимой?
Где медведь спит?
Он всю зиму спит, ему не надо менять шубку.
Воспитатель: Что ел летом медведь?
Дети: мед, корешки, рыбу, ягоды.
Воспитатель: Нагулял жирок и спит себе всю зиму, лапу сосет.
Давайте ребята в мишек превратимся, покружитесь, покружитесь и в мишек превратитесь.
Физминутка .
Воспитатель: Покружитесь, покружитесь и в ребят превратитесь!
Давайте посмотрим, что еще лежит в сундучке.
Воспитатель или ребенок достает последний предмет (оранжевый предмет)
Дети обследуют предмет.
Воспитатель: Какой это предмет?
Твердый? Гладкий?
Как вы думаете, какой зверек оставил нам такую загадку?
Дети: Лисичка.
Совушка-сова: А нет, это же похоже моя подружка белочка оставила нам такую загадку.
Воспитатель: А как вы думаете, белка меняет шубку на зиму?
Она же скачет по веткам, а зимой веточки голые, серые. Рыжей огонечек далеко видно, опасно это для белки.
Совушка-сова: А я знаю, знаю, белка тоже придумала, как спрятаться зимой. У нее летом шубка рыжая была, а зимой она серую одела.
Воспитатель: Готовилась ли белка к зиме? Делала ли она какие-то запасы?
Дети: Да. Она грибы, ягоды, орешки собирала.
Воспитатель: А куда она их прячет?
Дети: В дупло.
Совушка-сова: Верно-верно. Она дупло утепляла, пуха, соломки туда натаскала. К зиме готовилась.
Воспитатель: Давайте ребята в бельчат превратимся. Покружитесь, покружитесь и в бельчат превратитесь.
Физ минутка.
Покружитесь, покружитесь и в ребяток превратитесь.
Все предметы убрать в сундук.
Воспитатель: Ребята становитесь вагончиками, поедем в группу.
Когда вернемся в группу сделать таблицу.
В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
Вставали рано поутру,
Изображали кенгуру: (Руки поднести к ушам.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)