Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Установление контактного взаимодействия с воспитанниками ДОО в практике работы педагога

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Установление контактного взаимодействия с воспитанниками ДОО

в практике работы педагога

Дегтярева Наталья Юрьевна, воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №37» ,г.Новокузнецк

Потребность в общении является внутренней основой личных взаимоотношений между людьми. Она претерпевает в процессе онтогенеза глубокие изменения: от «комплекса оживления» у новорожденного, до системы личных и деловых отношений, основанных на симпатиях, привязанностях, ответственной зависимости, интеллектуальной , духовной близости . Одни развиваются в атмосфере всеобщего внимания, одобрения психологической поддержки, другие растут в атмосфере эмоциональной холодности, изоляции и полного отвержения. Для каждого ребенка в формальном коллективе возникает неповторимая ситуация общения и межличностных отношений , каждый ребенок в группе сверстников занимает определенное положение.

Ощущение безопасности и благополучия жизни ребенка в дошкольном возрасте во многом зависит от окружающей среды , поскольку, как считает А.С.Белкин, для данного периода характерны « максимальная потребность в помощи взрослых» для удовлетворения главных жизненных потребностей… минимальная возможность самозащиты от неблагоприятных влияний внешней среды». Заметим: среда, внешняя, социальная и внутренняя, - один из доминантных факторов развития ребенка.

Наблюдения показывают: эмоциональный комфорт ребенка напрямую связан с потребностью ощущать любовь и с принятием его окружающими людьми - не только близкими, но и сверстниками.

От того, как построен процесс общения, зависят результаты образования, то есть направление и уровень развития ребенка. Поэтому педагог строит взаимодействие с воспитанником, учитывая как общие законы хорошего общения, так и основные закономерности развития ребенка используя свои

профессиональные коммуникативные умения :

Умение слушать и слышать ребенка;

Войти в ситуацию общения и установить контакт;

Выявить информацию, необходимую для понимания ребенка;

Создать и развивать позитивные отношения;

Наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка;

Достижение хорошего контакта с ребенком происходит через искреннее, заинтересованное к нему отношение как к личности, через его переживания, настроение. Эта заинтересованность помогает нам понять, что же действительно чувствует ребенок, что ему интересно, что он имеет ввиду, когда просит нас поиграть с ним. Возможно ему скучно, а может быть он не знает, как играть в эту игру, а может быть он просто хочет привлечь к себе наше внимание, побыть с нами – и в этом случае, это просьба о любви. Только если мы правильно поймем ребенка, в нашем общении с ним возникнет хороший контакт, и в результате дает нам возможность построить процесс общения с ним таким образом, чтобы оно способствовало его развитию.

Многие педагоги знают, что достаточно сесть с детьми в кружок - и сразу создается атмосфера доверия, открытости, равноправия в которой ребенок скорее услышит то, что вы ему хотите сказать, и не побоится задать вопрос или высказать свою точку зрения.

Хорошо зарекомендовала себя в практике нашего ДОУ технология проведения круга приветствия с детьми дошкольного возраста ( автор к.п.н.М.Н.Якимова, использован поход М.Монтессори).

В широком смысле слово«технология» - это способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и выбора оптимальных средств и методов их выполнения.

Педагогическая технология к.п.н. Якимовой М.Н. предполагает эффективность работы при наименьших затратах времени и сил, воспроизводима в различных условиях , а самое главное- подвергается корректировке на основе обратной связи.

Содержание деятельности

Работа в «круге»

Результативность проводимой работы

1.

Переход к непосредственному общению, что предполагает отказ от привычных для детей вербальных и предметных способов взаимодействия.

Вводится язык условных сигналов, которыми участники могут обмениваться для коммуникации.

В основном эти условные сигналы выражаются в физическом контакте.

Преодоление игровых стереотипов через

игры с необычными сюжетами, с правилами запрещающими разговоры( словесная агрессия)-формирование гуманных отношений через невербальные контакты.

2.

Сосредоточенность на отношении сверстников к себе вне контекста их взаимоотношений.

Научить сосредотачивать внимание воспитанников на сверстников ( на их внешность, мимику, голос, жесты).

Формирование способности увидеть другого, почувствовать общность, слитность.

Отвлечение фиксированности на собственном «Я».Развитие способностей несловесного воздействия детей друг на друга. Эмоциональные контакты и проявления, осуществляемые посредством пантомимы (язык тела, мимики, жеста).

3.

Сплоченность действий и возникновение чувства общности.

Подводить воспитанников к пониманию, что максимальная согласованность – основа для достижения цели.

Это требует большого внимания к сверстникам, умения действовать с учетом потребностей, интересов и поведения других детей.

Регулирование поведенческих реакций.

Яркие и необычные образы движений, физических действий тела, направлены на общую деятельность, совместные движения, контакт.

4.

Развитие чувства эмпатии.

Развитие навыков непосредственного общения, умения видеть в сверстнике независимую личность, а также переживание общих эмоций. Переживание сближавших общих и одинаковых чувств.

Развитие способностей несловесного воздействия детей друг на друга.

Фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций.

Подражательно воспроизводить чужие эмоции, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях, как появления этих эмоций.

5.

Сопереживание другому, помощь и поддержка сверстнику.

Моделирование ситуаций, в которых ребенок может проявить помощь не только в воображаемой, но и в реальной жизни (Н: одеть малышей на прогулку).

Создание благоприятного климата, атмосферы непосредственного, свободного общения и эмоциональной близости.

6.

Умение видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей группы.

Делая сверстнику комплименты, говоря ему свои пожелания, дети не только доставляют ему удовольствие, но и радуются

Создание дружелюбной и спокойной атмосферы. Использование игр, направленных на словесное выражение своего отношения к другому.

Наше время контакта с детьми ограничено, к тому же перед нами почти всегда не один ребенок, а группа. Это и сложнее и интереснее, поскольку в группе появляются специфические механизмы естественного взаимодействия между детьми.

Например, замечено, что дети успешнее «учат» друг друга, чем слушают объяснения взрослого. Поэтому так важно, чтобы Сопровождающий взрослый сумел «на равных» войти в деятельность детей. Лишь тогда он может пытаться направить эту деятельность

( как бы изнутри) на те задачи, которые стоят перед ним.

Предлагаю комплекс занятий, которые успешно апобированы мною в педагогической практике

Занятие 1. «Я и мир вокруг меня»

Цель: учить детей выражать в речи свое настроение, чувства, фантазии.

Ход занятия:

Сядьте с детьми в круг, чтобы хорошо видеть и слышать друг друга. Установите правила общения:

Нужно внимательно слушать друг друга

У  каждого есть право на свою точку зрения

Нельзя дразнить друг друга.

В ходе занятии воспитатель произносит утверждения, которые дети должны продолжить. Высказываются все по желанию.

Утверждения, требующие завершения:

Я обижаюсь, когда …..

Я злюсь, когда ….

Я боюсь, когда …..

Самое хорошее, это …..

Самое плохое, это …..

В дождь я чувствую себя, как ……

В снегопад я ощущаю ……

В солнечный день я ощущаю …

Если бы я был животным, я был бы ….

Если бы я был птицей, я был бы…..

Если бы я был растением, я был бы ….

Если бы я был волшебником, я бы …..

Если бы мне разрешили, я бы в детском саду ….

Если бы я оказался в сказке, то я бы был …..

Когда я представляю себе голубой цвет, я думаю о …..

Когда я представляю себе оранжевый цвет, я думаю о …..

Когда я представляю себе коричневый цвет, я думаю о …..

Когда я представляю себе желтый  цвет, я думаю о …..

Когда я представляю себе черный цвет, я думаю о …..

Когда я представляю себе красный цвет, я думаю о …..

Когда я представляю себе зеленый цвет, я думаю о …..

После  разговора с детьми можно провести рефлексию.

Дети, было ли для вас трудным высказывать свои мысли?

На какой вопрос вам было сложнее всего дать ответ?

Над каким вопросом вы раньше не задумывались?

Что нового вы узнали о ком-то из ребят?

Удалось ли вам лучше узнать друг друга?

Какой вопрос вы бы хотели задать всем ребятам?

Какой вопрос вы бы хотели задать воспитателю?

Дети, вам понравилось такое занятие? Хотите  еще так собраться и общаться?

К следующему занятию каждый из вас готовит один вопрос для рассуждений. Договорились?

Занятие 2. «Я и мои друзья»

Цель: учить детей проявлять интерес друг к другу, узнавать лучше своих друзей, учиться чувствовать настроение и желания друг друга. 

Ход занятия:

Воспитатель спрашивает детей о том, что означают слова «друг», «знакомый», «дружба», «лучший друг». В беседе дети приходят к выводу, что друзья знают друг о друге больше, чем о других людях. Далее  выбирается двое друзей (либо все дети садятся парами вместе со своими друзьями). Первый ребенок начинает предложение, второй его заканчивает так, как бы это сделал первый. Если он отвечает именно так, как думает ребенок, задающий вопросы, то получает фишку.

Вопросы для обсуждения:  

Моя любимая игрушка …

Моя любимая игра …..

Моя любимая еда …..

Мой любимый мультфильм …..

Мое любимое занятие дома …..

Мой любимый праздник …..

Я хочу, чтобы мне подарили на день рождения ….

Когда я пойду в школу …..

Я люблю в детском саду ……

Я не люблю в детском саду …..

Рефлексия:

Сложно ли было тебе  отвечать на вопросы о твоем друге?

Что ты чувствовал, когда твой друг отвечал на вопросы так же,  как думаешь ты?

Что ты чувствовал, когда твой друг ошибался, отвечая на вопросы?

Что ты чувствовал, когда ты отвечал на вопросы так же, как думает твой друг?

Что ты чувствовал, когда ошибался, отвечая на вопросы друга о нем?

Смог бы ты дать точные ответы на эти вопросы о других детях? О ком из детей ты можешь рассказать? Кто из детей может так же много рассказать о тебе?

Хочешь ли ты узнать о других детях? Что они любят, не любят, что они думают о тебе?

Занятие 3. «Я и мое творчество»

Цель: прививать детям чувство гордости за свою работу, самоуважение, учить детей представлять работы сверстников, развивать творческое воображение  и связную монологовую речь.

Ход занятия:

Создать галерею из детских поделок, рисунков, аппликаций, сооружений из деталей конструктора. Выбрать несколько человек (можно по жребию или считалочкой), которые будут исполнять роль хранителей музейных ценностей. Остальным участниками занятия сформировать тройки, которые будут прогуливаться по комнате. Хранители музейных ценностей проводят экскурсию по музею: объясняют происхождение шедевров, рассказывают, в чем заключается ценность работы для музея, но авторов работ не называют. Хранители ценностей могут задавать гостям вопросы о работах. 

После обзора всех работ дети обходят их еще раз, определяют три наиболее понравившихся работы и опускают  свои жетончики в коробочку, которая стоит позади каждого шедевра. В конце  занятия подсчитывается количество  голосов, называются авторы работ, набравших максимальное количество баллов, и им присуждаются Дипломы I, II и  III степени (можно наградить всех детей: 2 диплома первой степени, 3 – второй, 5 – третьей, 3 диплома за оригинальность идей, 3 – за аккуратность выполнения творческой работы, 5 – за  самостоятельность и активность в творчестве).

Рефлексия:

Кем ты хотел быть, когда распределяли роли?

Что было сложно делать, находясь в роли хранителя музейных ценностей?

Что ты чувствовал, когда хранитель рассказывал о твоей работе?

Какие у тебя были мысли, когда ты определял для себя, за какую работу отдать свой жетончик?

Что ты чувствовал, когда видел, что дети кладут жетончики в коробочку, выделяя твою работу как лучшую?

Что ты чувствовал, когда тебе вручали Диплом?

Как ты думаешь, что чувствует ребенок, который получил Диплом I степени?

Что бы ты чувствовал, если бы этот диплом достался тебе? Как ты думаешь, почему победила не твоя работа?

Что тебе понравилось в этой игре и что не понравилось?

Занятие 4. «Я и мои таланты»

Цель: учить детей видеть достоинства в каждом сверстнике, радоваться за успехи другого, формировать уважительное отношение друг к другу, учить преодолевать трудности и относиться к неудачам с оптимизмом.

Ход занятия:

Занятие проводится в форме «Конкурса талантов», для которого подбираются несложные подвижные, дидактические и творческие игры.

В конце занятия каждый ребенок должен получить медаль, например, «Лучший поэт», «Лучший художник», «Лучший танцор», «Лучший певец», «Лучший архитектор», «Лучший счетовод», «Самый ловкий», «Самый быстрый», «Самый сильный», «Самый веселый», «Самый оригинальный» и т.п.

Подводя итоги конкурса, детям надо дать задание определить победителя конкурса. Каждый ребенок начнет показывать свою медаль «Лучший ...» и доказывать свое превосходство. Через некоторое время в результате споров дети должны прийти к выводу, что каждый обладает своим талантом, следовательно, все являются победителями и нет смысла выбирать лучшего из лучших. После этого надо одобрить принятое решение и   подчеркнуть  его справедливость.

Рефлексия:

Дети, вам понравился «Конкурс  талантов»? Почему?

Хотите ли вы в будущем побеждать: быть лучшим учеником  в школе, лучшим игроком, лучшим другом, лучшим в будущей профессии и т.д. ?

Какие чувства вы сейчас испытываете?

Почему приятно быть победителем?

Как ты думаешь, может ли человек быть первым везде и во всем?

Что ты умеешь очень хорошо делать? Чему бы ты хотел научиться?

Какие чувства переживает человек, столкнувшись с трудностями и неудачами?

В заключение хотелось бы напомнить, что формирование умений общаться, становление партнерских отношений между детьми  будет успешным, если педагоги и родители будут учитывать в воспитании детей следующие рекомендации:

Поддерживайте  каждый, даже самый маленький успех  ребенка.

Хвалите за конкретное дело, поступок, действие.

Хвалите публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала ребенка  повышает его авторитет в глазах  сверстников.

Помните, что отрицательная оценка – враг интереса и творчества.

Усложняйте деятельность только тогда, когда успешно выполнены предыдущие задачи. При неудаче повторяйте задания, давая аналогичные.

Воспитывайте веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например: «Ты все правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя все получится!», «Если ты захочешь, то ты с этим легко справишься!», «Молодец! Как у тебя хорошо получается!» и т.п.

Верьте в ребенка.  Ребенок не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, так как только оптимизм и вера в успех со стороны родителей  порождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку,  вселяют в ребенка уверенность в собственных способностях. 

Подбирайте разные виды деятельности, в которых каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание.

Проявляйте действительный интерес к любой активности ребенка, научитесь видеть за нескладными выражениями идей активную работу мысли.

Почаще обнимайте ребенка. Психологами доказано, что для хорошего самочувствия ребенку необходимо, чтобы за день его обнимали или прикасались к нему минимум 12 раз, а взрослому человеку достаточно 8 раз.

По результатам наблюдений за детьми старшего дошкольного возраста я отметила, что дети стали больше играть, самостоятельно разрешают многие конфликты, требуют от взрослых меньше внимания к себе. Кроме того, заметно снизилась агрессивность многих «проблемных» детей; уменьшилось количество демонстративных реакций; замкнутые дети, игравшие раньше в одиночестве или не отходившие от воспитателя ни на шаг, стали участвовать в совместных играх.

Литература

1. Андрианова Н., Евтишина М. О развитии методики М.Монтессори //Дошкольное воспитание 1998. - №2. - С. 117-119.

2. Аринина ОЛЗ. Основополагающие принципы отечественной теории свободного воспитания. Автореф.Дисс.канд.пед.наук. Владимир, 1996.-17с.

3. Афанасьева Т.И. Учить по Монтессори (из опыта работы).- М., 1996.- 45с.7. -Бабанакова Г. Легко ли быть вундеркиндом? О методе обучения по Монтессори в детском саду №130 г.Кемерово. // Кузнецкий край. 1998. - 25 .апреля. С.З.

4. Войтенко Т.П. Возвращение к ребенку. —Калуга: Изд. Н.Бочкаревой, 1999. -116 с.

5. Гребенников JI.P. Экспериментальная программа для дошкольного учреждения с элементами Монтессори-педагогики. М., 1996.

6. Гребенников JI.P. Работа на линии в Монтессори-группе. М.: . .Моек.центр .Монтессори, .199.6. - 72 с.

7. Данилина Т.А. «Сказочный» сад. // Обруч. 1996. - №3. - С. 16-17.

8. Ковалева Г.А. Использование развивающих технологий в дошкольном образовании области. // Пед.технологии в образовании. Материалы конференции. Ч.1.- Мурманск, 1994. С.7-8.

9. Никитин Б.-, Никитина JI. Ступеньки творчества. М., 1990.

10. Резанова Л.Ф. Личностно-ориентированное обучение будущего педагога-воспитателя системы дошкольного образования. Авто-реф.Дисс.канд.пед.наук. Новокузнецк, 1999. - 19 с.

11. Современные образовательные программы для дошкольных образовательных учреждений. М.: Академия, 1999. - 344 с.

12. Шикалова Т.Н.Становление и тенденции развития содержания дошкольного образования в отечественной педагогике 20-х годов. Авто1реф.Дисс.канд.пед.наук. Ижевск, 1999. (j1.j

13. Якимова М.Н. Прогулка в режиме детского сада. //Содержание и технологии многоуровневого образования. Сборник докладов научно-практической конференции. Ч. 1. Новокузнецк, 1995. - 212 с.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 25.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области