Всероссийское СМИ "Время Знаний". Возрастная категория 0+

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379

Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г. (скачать)


Экологическое воспитание в ДОУ

Посмотреть публикацию
Скачать свидетельство о публикации
(справка о публикации находится на 2 листе в файле со свидетельством)

Ваши документы готовы. Если у вас не получается скачать их, открыть или вы допустили ошибку, просьба написать нам на электронную почту konkurs@edu-time.ru (обязательно укажите номер публикации в письме)

Муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение

«Промышленновский детский сад «Сказка»

«Экологическое воспитание дошкольников»

Автор:

Лукьянова С.Н.

П.г.т. Промышленная

2017

Введение

Экологическое воспитание детей – это область дошкольной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время. Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладываются основы личностной культуры. Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Экологические знания помогают ребенку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, то есть он сам. Человеку также нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.

Знания не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но еще и потому, что затрачены материалы, взятые из природы. Природа – это первый эстетический воспитатель ребенка. Наблюдая природу, ребенок научится видеть, понимать и ценить ее красоту. Общение детей с природой – это отдельные взаимосвязанные мероприятия, позволяющие научить детей духовному контакту с растениями и животными. Общение с природой – не столько интеллектуальная, сколько этическая форма взаимодействия детей с природой, приносящая радость, развивающая гуманные чувства и правильное отношение к природе, ко всему живому.

Организация педагогического процесса

Местонахождение нашего детского сада способствует тому, что коллектив основной задачей в работе с детьми выбрал экологическое направление, так как это имеет два важных аспекта: создание максимально благоприятных условий для детей и воспитание в них экологически правильного взаимодействия с окружающей природой, бережного отношения к растениям, животным, себе (как части природы). Для реализации намеченных задач работа осуществляется в трех блоках: «условия», «дети», «родители».

Началом экологического воспитания в детском саду является работа по организации зоны природы в помещении и на участке, что предполагает понимание работниками дошкольного учреждения двух моментов: экологического подхода к жизни растений и животных, специфики методики экологического воспитания, где важным является непосредственный контакт ребенка с объектами природы, живое общение с растениями и животными, наблюдение и практическая деятельность детей по уходу за ними, осмысление увиденного в процессе обсуждения.

С целью организации углубленной работы с детьми по экологическому воспитанию в свободном помещении детского сада целесообразно создать комнату природы. Оформляется она силами сотрудников. Во всех группах пересматривается содержание комнатных растений, изготавливаются игры и пособия экологического содержания, так как их отсутствие мешает правильно осуществлять работу с детьми.

Работа с детьми проходит не только в помещении детского сада, но и на участке. Поэтому много внимания уделяется его озеленению. Поставлена цель: создать обогащенное и разнообразное природное окружение, хотя участок и ранее был озеленен, но имел однообразный видовой состав деревьев и кустарников и был заросшим. В течение ряда лет проводилась работа по благоустройству участка: вырубали старые, сажали молодые деревья и кустарники. К посадкам привлекались воспитанники детского сада, родители, все сотрудники. На территории дошкольного учреждения разбили цветник, на котором растут многолетние растения и цветы. Такая работа позволила начать создание экологической тропы, которая необходима для проведения воспитательно-образовательной работы.

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещения с игрой и творчеством. В работе используются следующие виды деятельности:

Сюжетно-ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

Практическая деятельность по созданию и поддержанию условий для живых объектов в зеленой зоне детского сада (труд в природе), а так же деятельность по восстановлению предметов (починка игрушек);

Детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

Общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира;

Речевая деятельность (вопросы, сообщения, участие в беседе, диалоге); обмен информацией, впечатлениями;

Наблюдение (самостоятельная познавательная деятельность), обеспечивающее получение информации о природе;

Просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе;

Экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдениями, высказываниями.

Рассматривая программы экологического развития, наиболее доступной оказалась программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». Работа началась с диагностики, с выявления отношения детей к природе и ее объектам. Изучая отношение детей к окружающему миру природы, опирались на следующие моменты:

Замечают ли дети растения и животных сами или с помощью воспитателя?

Задают ли вопросы?

Стремятся ли принять участие в уходе за животными и растениями?

Наличие элементарных знаний о жизни животных и растений.

Диагностирование выявило следующие проблемы:

Уровень знаний детей о природе низкий, отношение самое разное: доброе и злое, безразличное и неосознанное. Наличие любопытства у одних и полное отсутствие интереса у других, активность и пассивность, агрессивность и милосердие;

Отношения к объектам природы бессистемны, поверхностны, что свидетельствует о низком уровне культуры;

Семья не готова на сегодняшний день осуществлять экологическое воспитание.

Родители, имея определенный запас знаний об экологическом поведении, зачастую сами не соблюдают правила поведения в природе, что свидетельствует о низком уровне их экологического сознания. Решение этих проблем привело к необходимости систематизировать имеющийся материал по теме экологическое воспитание дошкольников. Диагностика показывает, что в начале года дети не так собраны, не всегда могут выделить интересный момент. Уже к середине года они умеют замечать что-то необычное для себя. Свои впечатления они передают в рисунках, играх, аппликации. В старшей и подготовительной группе дети хорошо выполняют поделки из природного материала.

Для успешной реализации программы экологического воспитания разработали план на весь год. Для проведения занятий экологического содержания, различных циклов наблюдений за объектами природы изготавливались сюжетные игрушки – Айболит, Карлсон, Незнайка. С помощью доктора Айболита проводились занятия по обследованию комнатных растений. Использовали игровую обучающую ситуацию «Профилактический осмотр комнатных растений Доктором Айболитом». Айболит выписывает рецепты по уходу за растениями, дети выполняют рекомендации. В итоге приходят к пониманию, что от ухода за растениями зависит, как будут себя чувствовать эти растения: если у них будут все необходимые условия, то они начнут цвести, на стеблях не будет желтых листьев. На занятиях дети изготавливают различные поделки из природного материала, они с восторгом наблюдают, что может получиться из простой шишки, из коряги, из скорлупы грецкого ореха, семян клена и т.д. Знания полученные на занятиях закрепляются в дидактических играх: «С какого дерева листок?», «Знаешь ли ты грибы?», «Узнай и назови» и другие, подкрепляются практикой. Только в процессе взаимодействия с природой расширяются представления об окружающем мире. Дети при этом обследуют предметы с помощью всех анализаторов и пытаются самостоятельно сделать элементарные умозаключения.

Наблюдения на прогулке обогащают представления об окружающем мире, формируют доброжелательное отношение к природе. Дети учатся наблюдать за различными объектами и явлениями, при этом не обязательно за теми, которые запланированы. И мы не упускаем такую возможность, а стимулируем детскую любознательность, учим ребят видеть изменения в природе, делать выводы о тех или иных явлениях, проходящих в живой и неживой природе, развивая логическое мышление и разговорную речь ребенка. Каждый день в природе неповторим! Весной, летом дети находят жуков, пауков, червей, рассматривают их, обращают внимание на то, что они маленькие, хрупкие. При неловких движениях и легко повредить, поэтому с ними нужно обращаться осторожно. С большим удовольствием дети собирают букеты из осенних листьев, называя деревья с которых они упали.

Ознакомления с домашними животными происходит с помощью наблюдений за кошкой, собакой, уткой с утятами, гусей с гусятами, телятами. Дети узнали о детенышах животных, об особенностях внешнего вида. Они знают, что домашние животные живут у людей, которые за ними ухаживают, создают необходимые условия жизни, а дикие животные живут в лесу и сами себе добывают пищу. Это закрепляется в играх «Кто это? Кто как кричит? Чьи малыши?»

Наблюдения, прогулки, экскурсии дают обогащенную почву для размышлений, побуждают в детях пытливость и любознательность. Экскурсии проводят в то время, когда в природе наступают более яркие изменения. Например: во второй половине осени, когда идет массовое опадание листвы; весной, когда разливается река или только распускаются листочки и цветет черемуха, много радости и удивления доставил детям показ травы, зимующей под снегом. Собираясь на экскурсии, дети изготавливают бумажные фотоаппараты, затем в группе рисуют увиденное. Для уточнения и закрепления впечатлений от общения с природой изготавливают альбомы по сезонам «Весна, Лето, Осень, Зима». Во время экскурсий дети уточняют состав растительности (например, на лугу растет василек, гусиные лапки, в лесу – огоньки, подснежники, медуница, в озере – кувшинка, камыш). В разное время года обращаем внимание детей на изменение, которые произошли в этих местах. Организуем наблюдения за связями обитателей экосистемы. Разыгрывали с детьми сказку В. Бианки «Сова», в которой доступно представлена взаимосвязь человека с природой, цепи питания в экосистеме. В зимний период начинается подкормка птиц. Подвешиваем кормушки на участке. Дети свободно наблюдают, как птицы садятся на ветки, ждут семян, крошек. Ранней весной заносим веточки деревьев и наблюдаем за набуханием почек в группе и на участке. Затем сравниваем. Так же вместе с детьми проводим посадку лука, посев цветов на подоконнике для наблюдения за их ростом и развитием. Затем рассаду пересаживаем в цветник. А с каким усердием дети работают на огороде! Ведь все что там вырастет, пойдет им на стол. Сегодня при виде того. Как взрослые берутся за садовый инвентарь, дети проявляют инициативу и присоединяются к работе. Отрадно, что трудятся они с огромным желанием, берутся за любое дело: посев, посадка, полив, прополка. За обедом дети все съедают с удовольствием, приговаривая, что этот салат из нашей свеклы, или борщ из нашей капусты. Помогают взрослым не только старшие дети, но и малыши. Они очень любят поливать огород, цветник. С интересом наблюдают за трудом старших и стараются не отставать от них. Широкое использование в работе с детьми, как на занятиях, так и в повседневной жизни игровых обучающих ситуаций, позволяет воспитателям повысить работоспособность ребят, поднять их интерес к жизни растений и животных, способствует переносу полученных знаний в игру.

Заполнение календаря природы – еще одно дело повседневной жизни, которое сочетается с наблюдениями. Дети регулярно фиксируют погоду и состояние живой природы. В младшей и средней группе дети после прогулки отбирают картинки с явлениями природы, которые наблюдали на улице. В старшей группе ребята находят и закрашивают в календаре дни недели, значками обозначают погодные явления, изображают дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент.

На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов и речевым материалом к ним. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию. Создавая тропу, использовалось как можно больше интересных объектов. В качестве видовых точек, выбрали деревья, кустарники разных пород, разного возраста, разной формы. Также имеется старый пень, земля, покрытая мхом, грибы, муравьиные дорожки и их ходы, «скопления солдатиков». Полянка с лекарственными растениями: мать-и-мачеха, ромашка и обитающие на нем разные насекомые: бабочки, божьи коровки, гусеницы, дождевые черви. На карагачах два вороньих гнезда. Дети имеют возможность наблюдать за повадками птиц и птенцов. Очень радуют глаз растения цветущие на клумбе. Они подобраны так, что в течение сезона одни цветы сменяются другими. На примере сорняков объясняли многие биологические особенности растений, влияние человека на растительные сообщества. С этой же целью на тропинке оставили небольшие вытоптанные участки. Сравнивая их с не вытоптанными, наглядно показываем детям, как изменяется растительный покров под влиянием вытаптывания, и объясняем о правилах поведения в природе. Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всем многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о животном и растительном мире, о сезонных изменениях в природе. Детям эти экскурсии приносят радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к нашей родной природе. Мы учим детей видеть не только красивое, но и отмечать следы грубого отношения людей к природе. Дети замечают сломанную ветку и аккуратно ее удаляют. Если на ветках много снега и они пригибаются, то стряхнут его.

Введение в режим дня для старших детей «Панорамы добрых дел» способствовует тому, что у ребят возникает желание совершать добрые поступки, у них появляется чувство собственного достоинства, стремление за хорошие поступки набрать большее количество «баллов». Дети стали наблюдательнее, что хорошо видно по их работам. Так шаг за шагом мы стремимся привить детям бережное отношение к окружающему миру. Со старшими дошкольниками организовали практическую природоохранную деятельность – социально значимые мероприятия, которые проводятся совместно сотрудниками и детьми, при участии родителей. Акции, как правило, приурочены к каким-либо датам, сообщениям, имеющим общественное значение; поэтому они имеют широкий резонанс, сильно воспитательное воздействие на дошкольников, служат хорошей экологической пропагандой среди родителей.

По ознакомлению детей с загрязнением окружающей среды посещали железную дорогу, автостраду. После таких экскурсий дети активно принимают участие в беседах «Снег черный от угольной пыли», «Мазутные реки», и т.д. Также проводим «Экологические акции», экскурсии в природу, неделю экологической культуры, дни защиты от экологической опасности, занятия, игры, развлечения, викторины, КВН. Делали экологические проекты – «Дерево моего ребенка», «Защитим птиц», «Очистим лужайку». Делая простые выводы, дети учатся быть бережнее к природе, осознают свою значимость в проведении таких акций. Традиционными стали экологические праздники «Бал цветов», «Веселый огородный концерт» и другие, где закреплялись результаты работы с детьми. Так к 5 июня – «Дню защиты окружающей среды», проводили праздник «Солнце, воздух и вода – мои лучшие друзья».

При проведении праздников опираемся на народный календарь, широко используются народные загадки, пословицы, поговорки, заклички, народные игры и приметы. Детей очень заинтересовали приметы. Сколько же было радости, когда приметы подтверждались собственными наблюдениями!

Организация работы с семьей

Весьма важно в школу экологического воспитания вовлекать, не только детей. Не в меньшей степени нуждаются в ней и взрослые, не умеющие или не желающие видеть экологических проблем, равнодушных к гуманным побуждениям детей. Только опираясь на семью, только совместными усилиями нужно решать главную задачу – воспитание экологически грамотного человека.

Цель нашей работы – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры. В этой работе используются различные формы: родительские собрания, консультации, беседы, конференции, круглый стол, совместные походы и праздники, организация совместных дел, дни открытых дверей. Широко применяются педагогические ширмы, фото коллажи, где родители получают четкие, конкретные практические советы. Все это помогает наладить хорошие взаимоотношения родителей и педагогов, понимание воспитателями индивидуальной системы воспитания детей в разных семьях. Широко используется помощь родителей при изготовлении атрибутов, поделок из дерева. Родители, которые принимают активное участие, отмечаются на родительских собраниях и праздниках.

С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания было проведено анкетирование. Анализ анкет показал, что большинство детей имеют возможность общаться с природой и животными. Данные анкет использовались в дальнейшей работе при проведении родительских собраний, круглых столов, индивидуальных бесед. В своей работе с родителями стали использовать брошюры С.Н. Николаевой с рекомендациями по экологическому воспитанию детей в семье. При приеме новых детей в детский сад знакомили родителей с традициями, показывали комнату природы, рассказывали о работе учреждения по экологическому воспитанию детей. В течение года проводили открытые показы работы с детьми. Дети вместе с родителями изготавливают дома поделки из природного материала и приносят их в детский сад. Затем устраиваются выставки. Родители были удивлены, увидев, как много знают и умеют их дети. Такая работа с семьей способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия с семьей, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

Приятно осознавать, что родители воспитанников не остаются равнодушными к тому, чем занимаются с их детьми в детском саду. Многие из них приносят в группу комнатные растения, рыбок.

Вывод

Разнообразная кропотливая работа с детьми дала хорошие результаты. На основе ежегодной проверки можно сделать вывод, что дети в конце года задают больше вопросов, умеют ухаживать за растениями, вести экспериментальную работу под руководством воспитателя, различать многообразие живой и неживой природы.

Система работы, в которой принимают участие взрослые и дети, вызывает радостные эмоции, закрепляет знание об окружающем мире, воспитывает творческую инициативу, эстетический вкус.

Системное знакомство ребенка с природой, активный отдых совершенствуют у дошкольника важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, обобщение. Все это способствует трансформации приобретенных знаний, умений, навыков в разные виды деятельности. У детей появился ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, готовность вместе с взрослыми создавать и поддерживать условия для роста и развития растений.

Воспитание любви к природе идет через практическое применение знаний о ней. Если дети принимают участие в озеленении участка, группы, то они не будут рвать и топтать цветы на клумбах и скверах, не будут ломать деревья и кустарники. Слушая красоту пения птиц, зная, какую пользу приносят они в сельском хозяйстве, дети полюбят, и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время подкармливать их.

Практика показывает, что дошкольный возраст – это период становления личности, развития в нем ценностей, ориентации в окружающем мире. Возможности ребенка этого возраста позволяют целенаправленно формировать в нем начало экологической культуры, закладывать основы нравственного взаимодействия с окружающей природой. Работа, которая ведется в данном направлении, имеет положительный результат и ее следует продолжать. Общение с живой природой дает ребенку более яркие представления, чем самая прекрасная книга с картинками.

Литература

О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2002.

Т.А. Скалон «Экология для детей дошкольного возраста» - Кемерово, 2008.

О.А. Саломенникова «Экологическое воспитание в детском саду 2-7 лет» - Москва, 2005.

Дошкольное воспитание №7 «Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим», 2005.

Дошкольное воспитание №4 «Типовая модель экологического воспитания», 2004.

Дошкольное воспитание №7 «Интерес к природе, как средство экологического воспитания», 2005.

Время Знаний

Россия, 2015-2024 год

Всероссийское СМИ - "Время Знаний"
Выходные данные
Издатель: ИП Воробьев И.Е.
Учредитель и главный редактор: Воробьев И.Е.
Электронная почта редакции: konkurs@edu-time.ru
Возрастная категория 0+
Свидетельство о регистрации ЭЛ № ФС 77 - 63093 от 18.09.2015 г.
выдано Роскомнадзор
Обновлено по состоянию на: 24.04.2024


Правообладатель товарных знаков
ВРЕМЯ ЗНАНИЙ (Св-во №779618)
EDUTIME (Св-во №778329):
Воробьев И.Е.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности № Л035-01213-63/00622379 выдана Министерством образования и науки Самарской области